Инновационные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний и изучения научной литературы, правильно и объективно раскрыть сущность инновационных конфликтов, определить его причины и способы разрешения.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- определить взаимосвязь понятий «инновация» и «конфликт»;
- изложить сущность и содержание понятия инновационный конфликт;
- установить наиболее распространенные предпосылки и причины инновационных конфликтов;
- проанализировать структуру и динамику инновационных конфликтов;

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационные конфликты рефераты.docx

— 180.18 Кб (Скачать файл)

В случае появления блокады  от индивида или социальной группы требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности, постановка новых целей и принятие нового плана действий.

В такой ситуации каждый человек  пытается избежать блокады, ищет обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады. Встреча  с непреодолимым затруднением в  удовлетворении потребности может  быть отнесена к фрустрации, которая  обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и  злость.

Реакция на фрустрацию может  развиваться по двум направлениям - это может быть или отступление, или агрессия.

Отступление - это избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности. Отступление может быть двух видов: 1) сдерживание - состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения какой-либо потребности из страха; 2) подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии.

Агрессия может быть направлена на другого человека или группу людей, если они являются причиной фрустрации. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровождается состояниями  гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные  социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию и с этого момента начинается социальный конфликт.

Таким образом, для возникновения  инновационного конфликта необходимо, во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей; во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция.

Началом инновационного конфликта  выступает инцидент, т.е. действия оппозиционных сторон, направленные на достижение их целей. Инцидент характеризуется осознанием конфликтной ситуации и переходом к непосредственной активности. Однако нельзя приравнивать осознание конфликтной ситуации к инциденту, так как оно не является инцидентом, но инцидент из нее вытекает. В отношении инновационного конфликта инцидентом выступает противоречивые действия сторон конфликта по поводу внедрения инновации в ту сферу жизни, которая каким-либо орбазом касается этих сторон и затрагивает их интересы.

Таким образом, конфликт представляет собой следствие накладывания инцидента  на конфликтную ситуацию.

Развиваясь по определенным закономерностям, инновационный конфликт имеет свою динамику, в которой  выделяют четыре основных стадии.1

1. Возникновение объективной  конфликтной ситуации (появление  вопроса о необходимости внедрения  инновации). Эта ситуация — так  называемая стадия потенциального  конфликта — не сразу воспринимается  людьми адекватно.

2. Осознание объективной  конфликтной ситуации или осознание  конфликта (все участники конфликта  воспринимают ситуацию как трудноразрешимую). В это время происходит осознание  противоречий по поводу нововведений. Причем последние могут быть  не только объективными, реально существующими, но и субъективными, т.е. мнимыми, реально не присутствующими. Поэтому конфликт может быть понят по-разному:

• адекватно понятый конфликт, когда стороны правильно понимают существующую объективную конфликтную  ситуацию;

• неадекватно понятый  конфликт, когда стороны воспринимают существующую объективную конфликтную  ситуацию как таковую, но с какими-либо отклонениями;

• не понятый конфликт, т.е. объективная конфликтная ситуация существует, но не воспринимается как  таковая;

• ложный конфликт (здесь  объективная конфликтная ситуация отсутствует, но стороны воспринимают свои отношения как конфликтные).

3. Конфликтные действия  или переход к конфликтному  поведению. На этом этапе конфликтное  поведение направлено на блокирование  достижений противоположной стороны  (с консервативной стороны –  блокирование и недопущение возможности  внедрения инновации под любым  предлогом, с новаторской стороны  – наоборот, лоббирование новаторских  интересов, продвижение инновационных  стремлений в жизнь), ее стремлений, целей, намерений. При этом  деструктивный конфликт характеризуется  стремлением участников унизить  друг друга, конструктивный же  — конфликтными действиями, не  выходящими за рамки делового  контакта, а также поиском возможных  путей выхода из конфликта.

Это наиболее острая, динамичная стадия, которая вся наполнена  конфликтным содержанием: конфликт обостряется эмоциональным фоном, т.е. чувствами, которые в свою очередь  подталкивают людей к конфликтным  действиям, — обратное действие. Так  возникает цепная реакция. Начавшееся взаимное проявление противоборства зачастую изменяет конфликтную ситуацию, возникшую  с самого начала. Оно привносит  в нее новые стимулы для  последующих действий.

Цепная реакция, возникающая  под воздействием эмоционального и  когнитивного факторов, приводит к  эскалации конфликта и превращает его в затяжное столкновение. В  этом и состоит негативный аспект цепной реакции; позитивный же заключается  в том, что в этой цепной реакции  появляются тенденции противоположного характера, т.е. его разрешения: конфликтные  действия полностью разъясняют истинное положение дел, реальные отношения  между сторонами конфликта (оппонентами) и, таким образом, выполняют познавательную функцию.

При вступлении в инновационный  конфликт каждая из сторон имеет гипотезу об интересах оппонента, причинах его  вступления в конфликт, его определенного  отношения к инновациям. Затем  в ходе самого конфликта эти интересы и причины проясняются окончательно, становятся очевидными силы противника и возможные последствия конфликта. В этой фазе когнитивная функция  отрезвляет противника, ставит под  сомнение правомерность конфликта; и тогда проявляются предпосылки  для его разрешения.

4. Разрешение конфликта.  Оно возможно за счет изменения  объективной конфликтной ситуации  или за счет трансформации  образов этой конфликтной ситуации, имеющихся у оппонентов. Разрешение  конфликта может быть частичным  (исключение конфликтных действий, однако побуждение к конфликту  все же остается) и полным (конфликт  устраняется на уровне внешнего  поведения и на уровне внутренних  побуждений).

2.4 Способы разрешения  инновационных конфликтов

Любой конфликт когда-нибудь завершается. Завершение конфликта  — это окончание конфликта  независимо от причин, по которым он возник.

Завершение конфликта  может происходить несколькими  путями, среди которых обычно выделяют следующие:

1) полное прекращение конфликта  путем взаимного примирения сторон  на какой-либо основе;

2) прекращение конфликта  вследствие победы одной из  сторон;

3) ослабление конфликта  почти до полного примирения  на основе взаимных уступок  или уступок одной из сторон;

4) трансформация конфликта  путем перерастания его в новый  конфликт, который затмевает первый, или перерастания в перманентную  конфликтную ситуацию;

5) постепенное затухание  конфликта на основе самопроизвольного  течения;

6) механическое уничтожение  конфликта.1

В свою очередь, основными, наиболее эффективными и желаемыми, формами  завершения инновационного конфликта  являются его профессиональное разрешение либо урегулирование.

Разрешение инновационного конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение  противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта.1

Для разрешения конфликта  необходимо изменение самих его  сторон (или хотя бы одной из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта  основывается на изменении отношения  оппонентов к его объекту или  друг к другу.

Разрешение конфликта  необязательно идет за инцидентом. Конфликт можно разрешить на любой  стадии, и до конфликтных действий дело может не дойти. Это происходит в силу того, что время продолжения  любой стадии конфликта неопределенно  и некоторые стадии могут выпасть. Конфликт может остаться неразрешенным, может остаться на стадии конфликтной ситуации, т.е. конфликт не возникнет, от конфликта можно уйти сразу после его осознания, оставив его неразрешенным.

Можно назвать несколько  этапов разрешения инновационного конфликта:

1) установление действительных  участников конфликтной ситуации;

2) выявление мотивов, целей,  способностей, особенностей характера,  профессиональную компетентность  участников конфликта;

3) изучение существовавших  до конфликтной ситуации межличностных  отношений участников конфликта;

4) определение истинной  причины возникновения конфликта;

5) изучение намерений,  представлений конфликтующих сторон  о способах разрешения конфликта;

6) выявление отношений  к конфликту лиц, не участвующих  в конфликтной ситуации, но заинтересованных  в его позитивном разрешении;

7) определение и применение  способов разрешения конфликтной  ситуации, которые были бы адекватны  характеру ее причин, учитывали  бы особенности лиц, вовлеченных  в конфликт, носили бы конструктивный  характер, соответствовали бы целям  улучшения межличностных отношений  и способствовали бы всестороннему  развитию коллектива с учетом  интересов всех его членов.

Урегулирование инновационного конфликта отличается от его разрешения тем, что в устранении противоречия между его сторонами принимает  участие третья сторона. Ее участие  возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без него.

Для урегулирования конфликта  необходимо прежде всего проанализировать конфликтную ситуацию, а затем и предпринимать необходимые действия:

а) выяснить причины, а не поводы конфликта;

б) определить зоны конфликта, т.е. включенность определенных сил (следует  разграничить деловые стороны конфликта  от межличностных сторон);

в) выяснить мотивы вступления людей в конфликт (мотивировки, объяснения причин могут не совпадать с истинным положением дел, а неумение выяснить мотивы приводит к невозможности  урегулирования конфликта).

Урегулирование инновационных  конфликтов предполагает:

• повышение открытости и  взаимного доверия конфликтующих  сторон;

• налаживание их прямых контактов друг с другом;

• организацию открытого, непредвзятого обсуждения и совместного  анализа сложившейся ситуации или  же (в крайнем случае) прекращение  всех контактов оппонентов друг с  другом;

• воздействие на конфликтующие  стороны в интересах урегулирования конфликта.

Для наиболее эффективного разрешения или урегулирования инновационного конфликта специалисты предлагают несколько условий и мероприятий  по устранению конфликтной ситуации:1

1. предложенные инновации  должны действительно иметь конструктивный  характер, обладать высоким потенциалом  пригодности и эффективности;

2. коллектив, который будет подвергнут последствиям введения инновации должен быть хорошо проинформирован о нововведениях, необходимости их внедрения;

3. для успешного внедрения  нововведения необходимо заручиться  поддержкой коллег, специалистов  со стороны (незаинтересованных  в исходе дела);

4. если есть возможность,  при крайне острой конфликтной  ситуации следует предлагать  альтернативные решения проблемы  с учетом интересов обеих сторон  конфликта;

5. если позволяет время  новшество следует внедрять поэтапно, что возможно приведет даже  к одобрению данного нововведения  со стороны всех конфликтующих  ранее.

Существуют и другие пути завершения инновационного конфликта. Это – затухание конфликта, его  устранение, либо перерастание в другой конфликт. Однако, такие пути завершения инновационного конфликта, скорее носят  деструктивный характер, то есть не позволяют сторонам конфликта подойти  к единому мнению и сообща разрешить  конфликт. При таких путях завершения инновационных конфликтов новаторы, скорее всего, окажутся побежденными, то есть не добьются своей цели.

Затухание конфликта —  это временное прекращение противодействия  при сохранении основных признаков  конфликта и напряженных отношений  между его участниками. Конфликт переходит из «явной» формы в  скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате: истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы; потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта; переориентации мотивации сторон (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте).

Под устранением конфликта  понимается такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются  основные структурные элементы конфликта. Несмотря на «неконструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт.

Перерастание в другой конфликт случается тогда, когда  в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.

Критериями конструктивного  разрешения инновационного конфликта, как уже было сказано выше, являются степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, и победа в  нем правого оппонента.

Информация о работе Инновационные конфликты