Инновационные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний и изучения научной литературы, правильно и объективно раскрыть сущность инновационных конфликтов, определить его причины и способы разрешения.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- определить взаимосвязь понятий «инновация» и «конфликт»;
- изложить сущность и содержание понятия инновационный конфликт;
- установить наиболее распространенные предпосылки и причины инновационных конфликтов;
- проанализировать структуру и динамику инновационных конфликтов;

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационные конфликты рефераты.docx

— 180.18 Кб (Скачать файл)

И еще одна важная черта, которая  выражается в том, что конфликт —  прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой  природой возникновения конфликтных  столкновений, формами взаимодействия участвующих в них сторон, заинтересованностью  в исходе и последствиях противоборства.

Во-первых, конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем выразителей несовпадающих  интересов и целей служит для  них одновременно и связующим  звеном.

Во-вторых, любой участник конфликтного противостояния так или иначе должен аргументировать свою позицию, обосновывать притязания и мобилизовывать силы для реализации выдвигаемых им требований.

Психологи рассматривают  конфликт как естественное условие  взаимодействия людей, в основе которого лежат противоречия, существенные различия между интересами и ценностями субъектов  социальных связей на соответствующем  этим различиям эмоциональном фоне. Они утверждают, что конфликт, будучи проявлением общения существ, способных  к самосознанию, означает отсутствие согласия, расхождение во мнениях, столкновение разных взглядов и желаний, противоположных  при данных обстоятельствах тенденций, потребностей, интересов, мотивов и  стилей поведения.

Если суммировать вышесказанное  о конфликте и исходить из его  распространенного понимания как  столкновения сторон, мнений и сил, то для управленческой науки и  прикладной значимости конфликтологии наиболее близким и приемлемым будет, вероятно, следующее определение: конфликт—это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Возможен выбор и других определений. Но при любом варианте важно соблюсти ряд требований, включая указание на общественную природу и закономерный характер конфликта как условия и процесса взаимодействия субъектов социальных связей, подчеркнутую фиксацию внимания на столкновении и противоборстве вовлеченных в конфликт сторон, выделение возможностей влияния на конфликтное поведение, урегулирования конфликта.

Глава 2. Сущность и содержание инновационных конфликтов

2.1. Этапы протекания инновационного  конфликта.

Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных  отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор  которых специфичен для каждой личности и психосоциальной группы. Все  эти потребности можно подразделить на пять основных типов:

1 - физические потребности  (пища, материальное благополучие  и т.д.);

2 - потребности в безопасности;

3 - социальные потребности  (общение, контакты, взаимодействие);

4 - потребности в достижении  престижа, знаний, уважения, определенного  уровня компетенции;

5 - высшие потребности  в самовыражении, самоутверждении.

Все поведение человека упрощенно  можно представить как ряд  элементарных актов, каждый из которых  начинается с нарушением равновесия в связи появлением потребности  и значимой для индивида цели, а  заканчивается восстановлением  равновесия и достижением цели. Любое  вмешательство (или обстоятельство), создающее преграду, перерыв в  уже начавшемся или намечаемом действии человека, называется блокадой.

В случае появления блокады  от индивида или социальной группы требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности, постановка новых целей и принятие нового плана действий.

В такой ситуации каждый человек  пытается избежать блокады, ищет обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады. Встреча  с непреодолимым затруднением в  удовлетворении потребности может  быть отнесена к фрустрации, которая  обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и  злость.

Реакция на фрустрацию может  развиваться по двум направлениям - это может быть или отступление, или агрессия.

Отступление - это избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности. 
Отступление может быть двух видов: 1) сдерживание - состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения какой-либо потребности из страха; 2) подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии.

Агрессия может быть направлена на другого человека или группу людей, если они являются причиной фрустрации. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровождается состояниями  гнева, враждебности, ненависти. 
Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию и с этого момента начинается социальный конфликт.

Таким образом, для возникновения  инновационного конфликта необходимо, во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей; во- вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция.

Любой инновационный конфликт имеет сложную внутреннюю структуру.

Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта  целесообразно проводить по трем основным стадиям:

- предконфликтная ситуация;

- непосредственно конфликт;

- стадия разрешения конфликта.

1. Предконфликтная ситуация.

Ни один инновационный  конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное  напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение  некоторого времени, предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать.

Первоначально каждая из конфликтующих  сторон ищет пути достижения целей  избежания фрустрации без воздействия на соперника. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.

Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий.

2. Непосредственно конфликт.

Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения противника. Это активная, деятельная часть конфликта.

Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Их можно  разделить на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей.

К первой группе относятся  действия соперников в конфликте, носящем  открытый характер. (Словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба и  т.п.)

Ко второй группе относятся  скрытные действия соперников в конфликте. 
Основным образом действия в скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление. Это способ управления, когда основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию, которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал данную информацию.

3. Разрешение конфликта.

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт, вспыхивает вновь.

Разрешение социального  конфликта возможно лишь при изменении  конфликтной ситуации. Это изменение  может принимать различные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим  погасить конфликт, считается устранение причин конфликта.

Возможно также разрешение социального конфликта путем  изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.

Конфликты могут принимать  самую разную форму - от простой ссоры  двух людей до крупного военного или  политического столкновения с участием миллионов. Всем конфликтам присущи  четыре основных параметра:

- причины конфликта;

- острота конфликта;

- длительность конфликта;

- последствия конфликта.

2.2. Причины инновационного  конфликта.

Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается  конфликтная ситуация. Можно выделить следующие типы причин.

1. Наличие противоположных  ориентаций. У каждого индивида  и социальной группы имеется  определенный набор ценностных  ориентаций относительно наиболее  значимых сторон социальной жизни.  Все они различаются и обычно  противоположны. В момент стремления  к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей,  достичь которых пытаются несколько  индивидов или групп, противоположные  ценностные ориентации приходят  в соприкосновение и могут  стать причиной возникновения  конфликтов. Конфликты по причине  противоположных ценностных ориентаций  крайне разнообразны. Наиболее острые  конфликты появляются там, где  существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или  престиже. Конфликты, причиной которых  служат противоположные ориентации, могут протекать в сферах экономических,  политических, социально-психологических  и других ценностных ориентаций.

2. Идеологические причины.  Конфликты, возникающие на почве  идеоло- гических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентаций. Разница между ними состоит в том, что идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества.

3. Причины конфликта, заключающиеся  в различных формах экономического  и социального неравенства. Этот  тип причин связан со значительными  различиями в распределении ценностей  между индивидами и ли группами. Неравенство в распределении  ценностей существует повсеместно,  но конфликт возникает только  при такой величине неравенства,  которая расценивается как весьма  значительная.

4. Причины конфликтов, лежащие  в отношениях между элементами  социальной структуры. Конфликты  появляются в результате разного  места, которое занимают структурные  элементы в обществе, организации  или упорядоченной социальной  группе. Конфликт по этой причине  может быть связан, во-первых, с  различными целями, преследуемыми  отдельными элементами. Во-вторых, конфликт  по этой причине бывает связан  с желанием того или иного  структурного элемента занять  более высокое место в иерархической  структуре.

Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии  определенных внешних условий. Что  же должно случиться, чтобы возник конфликт, чтобы актуализировалась соответствующая  причина? Очевидно, что помимо существования  причины конфликта вокруг нее  должны сложиться определенные условия, служащие питательной средой для  конфликта.

2.3. Острота инновационного  конфликта.

Когда говорят об остром инновационном  конфликте, то, прежде всего, подразумевают  конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени  расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов. Для острого конфликта  характерны в основном открытые столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в единое целое.

Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социально- психологических  характеристик противоборствующих сторон, а также от ситуации, требующей  немедленных действий. Впитывая энергию  извне, конфликтная ситуация заставляет участников действовать немедленно, вкладывая в столкновение всю  свою энергию.

2.4. Длительность инновационного  конфликта.

Каждый индивид в своей  жизни неизбежно сталкивался  с конфликтами разной длительности. Это может быть короткая, длящаяся несколько минут стычка (между  двумя индивидуумами), а может  быть и противостояние различных  групп, длящаяся на протяжении жизни  нескольких поколений (конфликт между  религиями). Исследования конфликтных  ситуаций показывают, что длительные, затяжные конфликты нежелательны при  любых обстоятельствах.

2.5. Последствия инновационного  конфликта.

Последствия инновационного конфликта весьма противоречивы. 
Конфликты, с одной стороны, разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, а с другой - являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости.

Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества. Так многие считают, что общество и отдельные его составные части развиваются в результате эволюционных изменений, и вследствие этого предполагают, что социальный конфликт может носить только негативный, разрушительный характер. Но существует группа ученых, состоящая из сторонников диалектического метода. Они признают конструктивное, полезное содержание всякого конфликта, так как в результате конфликтов появляются новые качественные определенности.

Информация о работе Инновационные конфликты