Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 01:36, реферат
Разработка психотерапевтического инструментария, предназначенного для психологической помощи семье, представленного в данных методических рекомендациях проводилась в Государственном научно-исследовательском институте семьи и воспитания на базе Центра психолого-педагогического консультирования, существующего при институте, а также на экспериментальных площадках Центра:
- психолого-медико-социальный центр Южного округа,
- Центр психологической диагностики и консультирования Московской области,
- Институт медико-социальной реабилитологии (факультет клинической психологии),
- Московский психолого-педагогический институт,
- Московский государственный социальный университет,
- Московский педагогический государственный университет,
Введение …………….……………………………………………………………..4
1. Семьи с нарушениями внутрисемейных отношений ………………………..7
2. Основы консультационной работы с семьей ……………………………….13
2.1 Общие подходы к семейному психологическому консультированию…………..13
2.2 Диагностика в работе с семьей………………………………………………………..26
3. Инструментарий психологического консультирования семьи……………42
3.1 Гештальт-ориентированные технологии (на примере работы с семейными конфликтами)………………………………………………………………………………………42
3.2 Психодраматические технологии в работе семьей ……………………………….56
3.3 Терапия, основанная на опыте ………………………………………………………..90
4. Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях……………………………………………………………………………99
4.1 Краткосрочное семейное консультирование в кризисных ситуациях …………99
4.2 Длительное консультирование семей, переживших кризис (психологическое сопровождение)………………. ………………………………………………………………..120
Заключение……………………………………………………………………… 135
Словарь понятий ………………………………………………………………..137
Список использованных источников….………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………….…………………………………………………………….
1. Семьи с нарушениями
внутрисемейных отношений ……………
2. Основы консультационной
работы с семьей ……………………………….
2.1 Общие подходы к семейному
психологическому
2.2 Диагностика в работе
с семьей……………………………………………………….
3. Инструментарий
3.1 Гештальт-ориентированные
технологии (на примере работы
с семейными конфликтами)………………
3.2 Психодраматические технологии
в работе семьей ……………………………….
3.3 Терапия, основанная на
опыте ………………………………………………………..
4. Интегративные подходы
к семейному консультированию
в кризисных ситуациях………………………
4.1 Краткосрочное семейное консультирование в кризисных ситуациях …………99
4.2 Длительное консультирование семей, переживших кризис (психологическое сопровождение)………………. ………………………………………………………………..120
Заключение……………………………………………………
Словарь понятий ………………………………………………………………..137
Список использованных источников….……………………………………….
Введение
Последнее десятилетие характеризуется масштабными изменениями в политическом, экономическом, социальном и культурном укладе жизни страны. Адаптация к новым макроусловиям сопровождается ростом психического напряжения. Стрессы, фрустрации, социальная и личностная нестабильность сформировали общественную потребность в психологической помощи населению и, прежде всего, семье как важнейшей социальной форме организации бытия индивида. Ответом на этот социальный запрос стало интенсивное развитие служб семьи, возникновение широкого круга учреждений и организаций, ставящих своей целью оказание психологической помощи семье.
Современное состояние семьи в России, детерминировано рядом факторов, основными из которых являются: общие цивилизационные тенденции и процессы, присущие современным брачно-семейным отношениям; специфика российской культуры, региональные, этнические и религиозные особенности; противоречивые результаты развития семьи в условиях современного российского общества.
Низкая культура межличностного общения в семье приводит к фрустрации значимых потребностей личности в оценке и самооценке, в признании , в эмоциональной разрядке и эмоциональном контакте , во внимании, сопереживании, понимании и т.д. , которая вызывает внутриличностные конфликты, снижает удовлетворенность семейными отношениями и приводит к дистабилизации брака. Большинство семейных кланов состоит из трех, иногда четырех поколений. Все эти поколения тесно связаны между собой и оказывают друг на друга сильное воздействие. Отношения между родственниками строятся очень непросто. В некоторых случаях они превращаются в настоящую войну, в других - родные просто избегают друг друга. Они настолько погружаются в свою работу или в какие-то дела вне дома, что все реже общаются со своими близкими.
Положение большинства российских семей в настоящее время далеко от благополучия, а нарастание неблагоприятных тенденций в сфере жизнедеятельности семьи и связанных с ними нежелательных социальных последствий приобретает угрожающий характер.
В условиях переходного периода, т.е. в ситуации кризиса и нестабильности в социально-экономической и политической сферах, обостряются противоречия в обществе, усиливается воздействие на семью традиционных негативных факторов объективного порядка и продуцируются новые. Нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослых членов семьи, связанных с трудностями адаптации к новым условиям, с поисками выхода из кризисной ситуации, с изменением социального и профессионального статуса, с безработицей, с дополнительной занятостью, с постоянным возникновением в стране экстремальных ситуаций и вынужденными переменами места жительства, негативно сказывается на семейном благополучии.
В особо трудных обстоятельствах оказались семьи неполные, многодетные и молодые, в которых уровень семейного неблагополучия, обусловленный объективными причинами макросоциального характера, оказался значительно выше, чем в других типах семей.
Социально-экономический кризис влияет и на эмоционально-психологический климат, расшатывает семейные устои, ослабляет семейные узы, негативно сказывается на отношении к детям в семье. Все это позволяет некоторым специалистам заявить о кризисе института семьи в России, который начался давно, а в настояшее время серьезно обострился (А.И.Антонов, В.М.Медков, 1996), что обуславливает развитие в России служб психологической помощи семье, как в крупных городах, так и на региональных уровнях, в том числе на селе. В результате встает новая задача исследований – это разработка психотерапевтического инструментария для работы с семьей, который был бы адаптирован к сложившимся российским условиям жизнедеятельности семьи.
Разработка психотерапевтического инструментария, предназначенного для психологической помощи семье, представленного в данных методических рекомендациях проводилась в Государственном научно-исследовательском институте семьи и воспитания на базе Центра психолого-педагогического консультирования, существующего при институте, а также на экспериментальных площадках Центра:
- психолого-медико-социальный центр Южного округа,
- Центр психологической
диагностики и
- Институт медико-социальной реабилитологии (факультет клинической психологии),
- Московский психолого-
- Московский государственный социальный университет,
- Московский педагогический государственный университет,
- Московский университет геодезии и картографии
- Школы г.Дубны,
- Администрация здравоохранения г.Дубны.
2. Семьи с нарушениями внутрисемейных отношений
В семьях, члены которых испытывают по отношению друг к другу эмоциональное отвержение, непосредственное межличностное общение во многих случаях просто отсутствует. В основе таких отношений лежит неудовлетворенность в эмоциональных отношениях по отношению к данному члену семьи, которая вуализируется внешней холодностью и сопровождается обидой, а с другой стороны чувство вины по отношению к обиженным членам семьи, которое, очень часто, членами семьи либо совсем не осознается, либо не до конца. Последние, пытаясь отделаться от чувства вины, но не решаясь признать в себе это чувство, используют в семейных отношениях манипулятивные приемы давления на членов семьи, по отношению к которым испытывают данное чувство, стараясь таким образом вызвать ответное чувство по отношению к себе и, таким образом, переложить ответственность за отношения на другого человека. Наиболее уязвимым оказывается тот член семьи, который возьмет на себя роль посредника в таких отношениях, поскольку ни одна из противоборствующих сторон не соглашается взять на себя инициативу примирения и ответственность за отношения в надежде, что третья сторона сделает все за них. Таким образом, посредник оказывается в роли “козла отпущения” и вынужден выслушивать упреки с обеих сторон.
Истоки таких взаимоотношений лежат, во многих случаях, в отрицательном жизненном опыте членов семьи (эмоциональная или физическая травма в детстве или в далеком прошлом, семейные мифы, кризисные состояния членов семьи, симбиотические связи в семье и т.д.). Страх перед переменами в семье, новых взаимоотношений, страх быть отвергнутым снова или потерять то, что осталось (даже если отношения не устраивают, ноявляются привычными и стабильными) мешает членам семьи откровенно признаться в своих чувствах друг другу или сделать решительный шаг, чтобы переломить ситуацию.
Стиль эмоциональных отношений между двумя членами семьи развивается самостоятельно. Разнообразие существующих эмоциональных отношений определяет семейную атмосферу и структуру эмоциональных связей в семье, а последние, в свою очередь, определяют стиль воспитания и характер ребенка, которые затем являются факторами принятия или отвержения ребенком семейной системы, а также определяют характер отклонений в развитии семейной системы.
Чаще всего история эмоционально-отверженных взаимоотношений уходит далеко в прошлое семьи и ее членов, что максимально затрудняет работу с подобными семьями, поскольку в основе их в большинстве случаев лежит семейная психическая травма.
Семейная психическая травма – устойчивое эмоционально-насыщенное негативное переживание по поводу межличностных отношений в семье, затрагивающее нескольких ее членов.
Основными особенностями семейной психической травмы являются следующие:
- Семейная психическая травма личностно-значима для всех членов семьи,
- меняет у членов семьи восприятие тех событий, которые связаны с травмой,
- касается очень близких людей, что определяет максимальную эмоциональность восприятия (неуравновешенность, вспыльчивость, подавленность и т.д.),
- влияет на всю
- вызывает у членов
семьи чувство вины из-за
- может влиять на несколько поколений в семье, передаваясь по наследству как негативный семейный опыт (в виде семейных мифов, ритуалов, легенд, семейных историй),
- влечет за собой нарушение привычного образа жизни и наиболее важных для членов семьи межличностных отношений,
- влечет за собой изменения у членов семьи на личностном уровне,
- влияет на жизнедеятельность и самочувствие всех членов семьи,
- разрушает сложившуюся легенду семьи.
Семейная психическая травма может быть следствием как травмирующего события, так и семейного стресса затяжного характера, который затронул всех членов семьи.
По мнению К.Витакера происхождение семейной патологии можно найти в распаде инфраструктуры предшествующих семей – в их мифологии, в чувствах идентификации и фактах идентификации, в семейных паттернах поведения – хороших или плохих – или во внутрипсихических мифологиях.
Любая семейная структура очень подвижна и особо зависима от внешних и внутренних изменений, касающихся членов семьи. Основными внешними факторами здесь являются: расовые, национальные, религиозные, экономические и ценностные убеждения членов семьи. Н.Аккерман выявил зависимость внутренней сплоченности семьи от внешних факторов. Увеличение возможностей, индивидуальных ресурсов и самостоятельности членов семьи в социальной сфере ведет к ослаблению семейных уз и большей гибкости семейной системы, а уменьшение возможностей и надвигающаяся опасность со стороны внешней среды вызывает сплоченность и эмоциональную близость членов семьи и в то же время формирует жесткую и доминантную семейную систему.
Можно выделить несколько типов семей с искаженными эмоциональными связями:
1. “Традиционные” семьи
– в таких семьях все должно
быть “как у людей”. Члены
семьи отдают все силы на
создание внешнего имиджа
2. “Эмоционально-отверженные”
семьи – здесь прямое
3. Семьи “рабочих” –
члены семьи все время отдают
работе и своей собственной
самореализации вне семьи, не
контактируя друг с другом
днями, неделями, а то и месяцами.
Дети в таких семьях
4. Семьи с симбиотическими связями, в которые вошел новый член семьи, претендующий на первенство во взаимоотношениях.
5. Семьи с неполным
родительским кланом, где родитель
пытается добиться
Richter H.E. делит семьи, где
у детей возникают
Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис выделяют дисфункциональные семьи – семьи, неспособные удовлетворять потребности друг друга в личностном, духовном росте. Основными проблемами таких семей являются: ошибочный выбор партнера, незавершенные отношения с родительской семьей, утрата иллюзий, переживание растерянности, супружеская измена и угроза развода, гражданский брак как попытка избежать ответственности и т.д.
М.Перец рассмотрел такое понятие как “семейный стресс”, который определил как последовательность ежедневных стрессогенных событий, но не как критическое жизненное событие.
Стресс, как его определяет Г.Селье, “есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования”. В данном случае семья выступает как единый организм.
Информация о работе Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях