Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 01:36, реферат

Краткое описание

Разработка психотерапевтического инструментария, предназначенного для психологической помощи семье, представленного в данных методических рекомендациях проводилась в Государственном научно-исследовательском институте семьи и воспитания на базе Центра психолого-педагогического консультирования, существующего при институте, а также на экспериментальных площадках Центра:
- психолого-медико-социальный центр Южного округа,
- Центр психологической диагностики и консультирования Московской области,
- Институт медико-социальной реабилитологии (факультет клинической психологии),
- Московский психолого-педагогический институт,
- Московский государственный социальный университет,
- Московский педагогический государственный университет,

Содержание

Введение …………….……………………………………………………………..4
1. Семьи с нарушениями внутрисемейных отношений ………………………..7
2. Основы консультационной работы с семьей ……………………………….13
2.1 Общие подходы к семейному психологическому консультированию…………..13
2.2 Диагностика в работе с семьей………………………………………………………..26
3. Инструментарий психологического консультирования семьи……………42
3.1 Гештальт-ориентированные технологии (на примере работы с семейными конфликтами)………………………………………………………………………………………42
3.2 Психодраматические технологии в работе семьей ……………………………….56
3.3 Терапия, основанная на опыте ………………………………………………………..90
4. Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях……………………………………………………………………………99
4.1 Краткосрочное семейное консультирование в кризисных ситуациях …………99
4.2 Длительное консультирование семей, переживших кризис (психологическое сопровождение)………………. ………………………………………………………………..120
Заключение……………………………………………………………………… 135
Словарь понятий ………………………………………………………………..137
Список использованных источников….………………

Вложенные файлы: 1 файл

псих.семьи.docx

— 194.01 Кб (Скачать файл)

Первая группа критериев отражает особенности образа мира или мифа личности (семьи).

Критерий онтологической уверенности или неуверенности - характеризует способность членов семьи реалистически воспринимать действительность, принимать жизнь во всех ее проявлениях (не исключая трудностей и страданий), любить жизнь и чувствовать себя частью более широкой системы (семьи, социальной группы, общества, государства, жизни в целом).

Думается, именно такое отношение к жизни имел в виду один из любимых героев Ф. Достоевского Алеша Карамазов: "Я думаю, что все должны прежде всего на свете жизнь полюбить... полюбить прежде логики... непременно, чтобы прежде логики, и тогда только я смысл пойму".Образ семейного "Мы" и "Я" каждого из членов семьи - представление о себе и своих возможностях влиять на жизнь, отношение к себе (маленький - большой, сильный - слабый, способный изменить ситуацию и справиться с трудностями - не способный изменить ситуацию и справиться с трудностями).

Как правило, продуктивной адаптации к жизни соответствует представление о себе как об уверенном, сильном человеке, способном изменить свою жизненную ситуацию, стать автором своей жизни и ее главным действующим лицом, способным нести ответственность за себя и своих близких; непродуктивной - представление о себе как о маленьком, слабом, не способном изменить свою жизненную ситуацию человеке, которое сопровождается чувствами неуверенности в своих силах и способностях, бессилия и беспомощности (позиция жертвы). Возможен и другой вариант: человек внешне кажется сильным, как бы "закованным в броню", но при этом он отчужден от других, не способен на теплые доверительные отношения, одинок и испытывает голод по любви.

Представление о других людях, о том, чего от них можно ожидать в трудной ситуации, и отношение к другим. Продуктивной адаптации к жизни соответствует представление о позитивной природе человека, отношение к другим людям как к равным себе, способность обратиться к ним с просьбой о помощи в трудной ситуации; непродуктивной - представление о других людях как об опасных и враждебных, отрицание возможности обратиться к ним за помощью в трудной ситуации (часто девизом тех, кто придерживается такой позиции, становятся слова "никому не верь, ни на что не надейся, никого ни о чем не проси"), или как о более сильных (стремление спрятаться за их спиной, неспособность опереться на себя).

Вторая группа критериев выражает характер активности в трудной жизненной ситуации и ее основное направление.

Направленность активности и ее характер. При продуктивной адаптации к жизни активность направлена на разрешение возникшего противоречия, ее характер соответствует особенности ситуации; при непродуктивной - активность носит защитный характер и представляет собой формы отчуждения: а) отчуждение от людей и агрессивная активность, направленная на преодоление препятствия любой ценой (такую активность часто характеризуют словами "не человек, а танк", "пойдет по головам"); б) отчуждение от себя и своих ресурсов, поиск того, кто разрешит ситуацию, или пассивное, обороняющееся поведение (уход).

Фиксированность или гибкость связей и способов поведения. Продуктивной адаптации к жизни соответствует гибкость и разнообразие выбираемых в соответствии с ситуацией и учетом будущего способов; непродуктивной - стереотипное, фиксированное, негибкое реагирование.

Поскольку сопровождение человека в ситуации нарушения адаптации требует от психолога понимания клиента и умения к нему "присоединиться" (говорить на его языке, войти в образ его мира), то основные приемы отслеживания направлены на совместное с клиентом "проживание" его жизни. Применяя эти приемы, мы создаем условия для реконструкции у клиента сложившихся негативных представлений о себе, других, мире в целом и отношения к ним. Большая часть методик, как правило, носит проективный характер. Это позволяет на время "отчуждать" различные фрагменты образа мира, проживать и реконструировать их. Примером проективных методик могут служить рисуночные тесты, широко применяющиеся в различных видах семейного консультирования (рисунок семьи, рисунок "Я и мир вокруг", метод культурных аналогов и др.)

Не случайно в этом списке так много "рисуночных тестов". Французский психоаналитик Франсуаза Дольто писала: "Рисунок правдивее речи, рисунок, как сон, - он выражает и подразумевает. Человек, поглощенный своими желаниями, доверяет эти желания рисунку. Так с помощью рисунка ребенок раскрывает скрытый внутренний мир: он нам рассказывает сны, которые содержат пороки, секреты, которые он никому бы не сказал".

У рисуночных текстов есть еще одно достоинство: проведенный совместно с психологом анализ изображений помогает обнаружить естественный язык самовыражения человека, на котором можно адекватно разговаривать с ним, присоединиться к его системе представлений и чувств, чтобы постепенно трансформировать их.

ПРИЕМЫ И МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПРИ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

Помощь неблагополучной семье предполагает как изучение ее особенностей в ситуации "здесь и теперь", так и обращение к истории семьи. Далее мы приводим некоторые приемы, которые используем в собственной практике консультирования семей с нарушением внутрисемейных отношений.

СОСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КАРТЫ СЕМЬИ

Сразу предупредим, что при составлении социальной карты семьи нельзя ограничиваться только "статистическим анализом". Мало выявить, полной или неполной является семья, сколько в ней детей и т.д., важна полнота социально-психологической информации.

К примеру, если вы работаете с многодетной семьей, следует помнить, что сам показатель многодетности мало что говорит о семье. В одном случае это может быть семья с установкой на многодетность, где дети желанны, а жизненные затруднения вызваны типичным для современной социально-экономической ситуации кризисом адаптации к жизни или особенностями возрастного развития одного из детей, в другом - алкогольно- или наркозависимая семья, где многодетность - результат отсутствия планирования рождаемости. Многодетность может быть и результатом соединения в повторном браке женщины и мужчины с детьми от предыдущих браков. В каждом из этих случаев семье требуется своеобразная помощь и поддержка.

Перечислим основные показатели, которые должны войти в социальную карту семьи.

Тип семейного неблагополучия

При анализе данных по этому вопросу целесообразно рассмотреть систему отношений семьи с окружающим миром.

Можно воспользоваться такой градацией нарушения адаптации семьи:

а) отчуждение от одного или нескольких пространств жизни (какого именно);

б) сужение сферы деятельности и (или) общения;

в) отчуждение от внешнего мира и "инкапсулизация" семьи, ее жесткая закрытость (речь идет о семьях, которые в трудных жизненных ситуациях неизменно замыкаются в себе, отгораживаются от внешнего мира; это непродуктивный способ преодоления кризисов, который оставляет очень мало возможностей для выбора, исключает выход младших членов семьи во внешний мир как способ преодоления семейного неблагополучия).

Особенно стоит выделить так называемые кризисные семьи, в которых конфликты, насилие, жесткое отношение к детям, наркотическая или алкогольная зависимость являются привычной формой существования.

Этапы развития семьи

Анализ структуры семьи

Необходимо понять иерархию отношений, союзов и коалиций в семейной системе. Напомним, что наиболее функциональным семейным союзом является тот, в котором иерархия осознается всеми: родители могут представлять часть одного союза, чей голос более весом, чем голос детей-подростков, которые, в свою очередь, имеют больше веса (но не ценности), чем младшие дети. Важно понять, в какие союзы объединяются члены семьи. Каждый союз занимает в структуре семьи свое место, обеспечивая ощущение порядка. Повторяющиеся ситуации и типичные стереотипы

Это устойчивые способы поведения, паттерны, которые в неблагополучных семьях, как правило, немногочисленны и отличаются жестокостью.

Взаимоотношения в семье

Предполагается получение хотя бы минимальных сведений, которые позволяют определить возможную стратегию социально-психологического сопровождения семьи, выбрать тактику установления продуктивного контакта с ее членами, отобрать приемы работы на начальном этапе социально-психологической помощи.

Особенности образа мира и семейные мифы

На определенном этапе психологического сопровождения семейные мифы могут стать фокусом психологической работы. В целом же динамику изменения представлений и отношений к себе и миру необходимо отслеживать в процессе всего психологического сопровождения.

Е. Поливанов считал, что сущностный признак языка - это то, что "язык существует в уме", то есть он - система, элементы которой связаны не просто между собой, они связаны с отраженным в сознании миром. При этом глубинные, далеко не всегда осознаваемые человеком, но оказывающие действенное влияние на его жизнь составляющие образа мира выражаются в образах и символах, а осознаваемые "правила жизни" получают четкое речевое выражение. На основании этого семейные мифы выявляются через анализ вербальных и невербальных текстов клиентов, которые помогают в единстве диагностировать особенности семейного мифа и вести работу по реконструкции того или иного его фрагмента в ситуации "здесь и теперь" при взаимодействии психолога и клиента, что позволяет создавать психотехники изменений, адекватные для конкретной семьи или клиента.СОСТАВЛЕНИЕ ГЕНОГРАММЫ СЕМЬИСемейная генограмма помогает выявить факторы, оказавшие влияние на становление системы семейных ценностей, правил жизни и стереотипов поведения. Такое выявление осуществляется в ходе беседы, которую целесообразно проводить с каждым из членов семьи индивидуально. Результатом беседы становится семейная генограмма, широко используемая в различных направлениях семейной психотерапии (К.-Ч. Тойч, А.А.Шутценбергер, А. Варга, Э. Эйдемиллер и др.).Для составления генограммы на первой консультации психолог может задать следующие вопросы:О клиенте: "Как вас зовут?", "Сколько вам лет?", "Вы замужем (женаты) или одиноки?", "Как зовут вашего супруга (супругу)?", "Когда вы вступили в брак?", "Какие у вас отношения с супругом (супругой)?", "Есть ли у вас дети?"

О детях клиента: "Как их зовут?", "Сколько им лет?", "Какие у вас отношения с детьми?", "Как дети относятся друг к другу?"

О родителях клиента: "Как зовут ваших родителей?", "Сколько им лет?" (возможный вариант - год рождения каждого из них), "Чем они занимаются?" (если умерли, то когда и по какой причине), "Какие взаимоотношения между матерью и отцом сейчас?", "Какими они были, когда вы росли?"

О братьях и сестрах клиента: "Какие отношения существуют между вами и вашими братьями и сестрами?", "Как ваши родители относятся к вам и вашим братьям и сестрам?", "Как сложилась судьба ваших братьев и сестер? Где они сейчас?", "Чем они занимаются?", "Какова их семейная ситуация?"

Задавая эти и подобные вопросы (в реальной беседе они звучат не так жестко и однозначно), специалист выслушивает человека, наблюдает за его поведением, мысленно отмечает особенности и мотивы поведения и речи (как он говорит, есть ли напряжение в теле, каковы тон и скорость ответов на различные вопросы, какие ключевые слова он употребляет). В речи, особенно при воспоминаниях о значимых для человека жизненных ситуациях, чаще всего ярко проявляются непродуктивные жизненные установки, семейные правила, характерные модели семейных отношений и поведения в сложных жизненных ситуациях, которые не позволяют семье продуктивно адаптироваться к жизни и добиться успеха.Кроме беседы можно использовать и графические приемы: составление генеалогического дерева или семейной генограммы (Р. Ричардсон, К.-Ч. Тойч). Форма генеалогического дерева всем хорошо известна. В генограмме же, как правило, клиенты с помощью символов изображают историю семьи. Один из вариантов заполнения генограммы можно найти в книге Э. Эйдемиллера "Методы семейной диагностики и психотерапии" (М., 1996).

Семейное кукольное интервью

Техника семейного кукольного интервью дает много возможностей для наблюдения как видимых, так и скрытых путей взаимодействия членов семьи друг с другом. Выбор кукол, конфликты, выраженные в фантазиях, обсуждение после спектакля, когда членов семьи просят дать свои свободные ассоциации по поводу пьесы, изучение вопроса о том, какое отношение имеет разыгранная история к функционированию семьи, - все это помогает понять внутрисемейные взаимоотношения.

Эта методика в наибольшей степени подходит семьям с детьми от пяти до двенадцати лет, которым трудно прямо говорить с терапевтом о своих семейных проблемах, в том числе, связанных с насилием в семье.

МЕТОДИКА "Я И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ"

(автобиографический прием)

Эта методика применяется в ходе индивидуальной работы с одним из членов семьи. Она предполагает человеку письменно изложить свою историю в контексте истории семьи. Такой прием помогает человеку осознать, каким образом прошлое повлияло на настоящее и как это влияние продолжает сказываться до сих пор.

Выполнение задания помогает увидеть повторяемость семейных стереотипов поведения и принять решение о "прощании с прошлым", освобождении от стереотипов, которые не соответствуют новым жизненным условиям. Предлагаемые клиенту вопросы для размышления направляют его внимание не столько на панораму времени, сколько на его собственную историю жизни, помогают исследовать, каким образом условия быта, события и люди повлияли на его жизнь.Инструкция1. Сначала кратко опишите внешние события вашей жизни (время и место рождения, национальность, социально-экономическое положение вашей семьи, число братьев и сестер, каким по счету родились вы, общие социальные условия, в которых вы жили). Как эти внешние обстоятельства повлияли на ваше развитие?

2. Излагать свою биографию  можно по-разному. Некоторые делают  это в хронологическом порядке, рассказывая о своей жизни  год за годом; другие предпочитают  начинать с того момента, который  по каким-то причинам является  для них значимым. Можно сначала  набросать общий план основных  событий в хронологическом порядке, а затем подробно остановиться  на том, что больше всего вас  привлекает, и вновь вернуться  к плану, чтобы не упустить  важные моменты жизни. Пишите  так, как вам удобно. Самое важное - это начать писать. Попробуйте  излагать мысли в виде потока  сознания. Это лучше, чем заранее  ограничивать изложение жесткими  рамками плана.3. Описывая свою  жизнь, будьте откровенными и  беспристрастными, не бойтесь предстать  в невыгодном свете. Обратите  внимание на те моменты своей  жизни, которых вы стесняетесь: их  осмысление поможет многое понять, лучше осознать свою жизнь  и найти конструктивные способы  отношений с собой и другими, стать более успешным. Если текст  покажется вам слишком длинным  и бессвязным, можно сделать на  его основе более короткий  и четко организованный вариант  для своего психолога. Такая работа  поможет вам лучше увидеть  собственные стереотипы.

Вопросы для размышления

1. Каким вы были в  разные периоды своей жизни?

2. В какую сторону вы  изменились с тех пор?

3. Воспринимали ли вас  окружающие так же, как вы воспринимали  себя?

4. Какие маски вы носили? Как искажали свою истинную  натуру, чтобы быть принятым окружающими? Чтобы защищаться от них?

Информация о работе Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях