Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 01:36, реферат

Краткое описание

Разработка психотерапевтического инструментария, предназначенного для психологической помощи семье, представленного в данных методических рекомендациях проводилась в Государственном научно-исследовательском институте семьи и воспитания на базе Центра психолого-педагогического консультирования, существующего при институте, а также на экспериментальных площадках Центра:
- психолого-медико-социальный центр Южного округа,
- Центр психологической диагностики и консультирования Московской области,
- Институт медико-социальной реабилитологии (факультет клинической психологии),
- Московский психолого-педагогический институт,
- Московский государственный социальный университет,
- Московский педагогический государственный университет,

Содержание

Введение …………….……………………………………………………………..4
1. Семьи с нарушениями внутрисемейных отношений ………………………..7
2. Основы консультационной работы с семьей ……………………………….13
2.1 Общие подходы к семейному психологическому консультированию…………..13
2.2 Диагностика в работе с семьей………………………………………………………..26
3. Инструментарий психологического консультирования семьи……………42
3.1 Гештальт-ориентированные технологии (на примере работы с семейными конфликтами)………………………………………………………………………………………42
3.2 Психодраматические технологии в работе семьей ……………………………….56
3.3 Терапия, основанная на опыте ………………………………………………………..90
4. Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях……………………………………………………………………………99
4.1 Краткосрочное семейное консультирование в кризисных ситуациях …………99
4.2 Длительное консультирование семей, переживших кризис (психологическое сопровождение)………………. ………………………………………………………………..120
Заключение……………………………………………………………………… 135
Словарь понятий ………………………………………………………………..137
Список использованных источников….………………

Вложенные файлы: 1 файл

псих.семьи.docx

— 194.01 Кб (Скачать файл)

Задания

1. Опишите поворотные  моменты, во время которых происходили  изменения в вашем осознании  жизни или отношении к ней. Такие события часто воспринимаются  как испытание или инициация  и могут происходить как кризис  или проверка на прочность.2. Опишите замеченные вами стереотипы или конфликты, которые повторялись в различных жизненных ситуациях, а также уроки, которые вы вынесли из своего жизненного опыта.

3. Опишите свои самые  ранние воспоминания.

4. Отметьте любые события, которые травмировали вас (например, болезни, несчастные случаи, смерти, расставания, насилие, сексуальные  оскорбления и т.д.). Как они  повлияли на вас?

5. Расскажите о своей  жизни, подумайте, как бы вы назвали  книгу о своей жизни, если бы  написали ее. Придумайте миф или  сказку о своей жизни и проиллюстрируйте  ее рисунками.

Итоговые вопросы

1. Вы принимаете свой  жизненный опыт или относитесь  к нему отрицательно?

2. В чем, на ваш взгляд, состоит более глубокое значение  и предназначение вашей жизни?

МЕТОДИКА "РАМКИ, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЕ

МЫ СМОТРИМ НА МИР"

(рефлексия чувств, отношений, взглядов на себя и окружающий  мир)

Данная методика предназначена для того, чтобы клиент смог исследовать свой образ мира и осмыслить влияние, которое он оказывает на восприятие себя, других, жизни в целом. Она создает условия для мягкой недирективной реконструкции представлений человека о мире и своих возможностях. Применяется в небольшой группе.Цель: помочь человеку сравнить свои взгляды на мир с другими (противоположными) взглядами; помочь человеку осознать, как его взгляды на мир влияют на восприятие жизни в целом; подвести человека к мысли о возможности сознательного выбора своего отношения к жизни; укрепить веру в возможность продуктивных отношений с людьми.Необходимое оборудованиеДля психолога - две большие рамки из картона (шириной примерно десять сантиметров) и большие листы бумаги различных цветов, две большие фотографии (грустная и веселая).

На одной из рамок заранее написаны пессимистические высказывания ("Я ничего не могу с этим поделать", "Все ополчились против меня", "Мы живем в никудышном мире", "Все так безнадежно" и т.д.), на другой - оптимистические ("Я справлюсь!", "Как прекрасен этот мир!", "У меня так много друзей” и т.д.)

Психолог (обращается к участникам). Вот две большие фотографии. Потом вы посмотрите на них. Я буду показывать вам эти фотографии на фоне разных по цвету листов бумаги, чтобы вы могли определить, как влияет цвет рамки на ваше восприятие фотографии и настроение (показывает фотографии, прикладывая к разным по цвету листам).

У каждого из вас по две фотографии. Приложите веселую фотографию по очереди к листам черного, серого, синего, красного и желтого картона. Как разный цвет рамок влияет на ваше настроение при разглядывании фотографий?

Затем повторите то же самое с грустной фотографией. Что вы чувствуете, когда смотрите на фотографию? О чем вы думаете? Какой представляется вам жизненная ситуация на фотографии?

Участники занятия выполняют предложенные психологом действия и высказывают свое мнение.

Психолог. Когда мы смотрим на мир, мы также используем разноцветные рамки. Только такими рамками становятся наши мысли.

Иногда мы смотрим на мир сквозь рамки из черных мыслей (показывает рамку с пессимистическими фразами и предлагает вспомнить моменты, когда участники смотрели на мир сквозь подобную рамку), иногда - сквозь рамку из светлых и радостных мыслей, например, таких (показывает рамку с оптимистическими высказываниями и просит вспомнить периоды жизни, когда участники воспринимали окружающее сквозь такие рамки).

Сейчас вы получите по две пустые рамки. На одной из них, назовем ее пессимистической, запишите все пессимистические мысли, которые придут вам в голову, на другой, оптимистической, - свои оптимистические мысли.

Затем участникам занятий предлагается примерить рамки - сначала негативную, затем позитивную, посмотреть на окружающее через каждую из них, произнося при этом слова, которые соответствуют их мыслям и чувствам при взгляде через каждую из рамок (по отношению к миру, к другим людям, к себе самому).

Вопросы для размышления

1. Как вы себя чувствуете, когда смотрите на мир через  пессимистическую рамку? Через оптимистическую?

2. Чего вы сможете достигнуть, если будете смотреть на мир  через оптимистическую рамку?

Комментарий для специалистов

Методика основана на трех принципах: проекции, контрастов и самофутурирования.

В ходе выполнения упражнения психолог, во-первых, создает условия для действия проекции - всеобщего механизма функционирования сознания, обусловленного его символико-смысловой природой; во-вторых, помогает человеку организовать свои действия с помощью рефлексии.

Сравнение взглядов на жизнь проводится по принципу контраста и помогает человеку пережить действие разных "рамок", оценить влияние своего мировосприятия на жизнь, по-новому увидеть свои возможности.

Использование самофутурирования, то есть перенесения воображаемых картин будущего в психологическое настоящее человека, становится основой для реконструкции образа мира.

Данная методика побуждает человека осмыслить собственное отношение к жизни, ненавязчиво подводит к мысли о возможности сознательного жизнетворчества на основе веры в себя и позитивных ожиданий .

 

4. ИНСТРУМЕНТАРИЙ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ  СЕМЬИ

4.1. ГЕШТАЛЬТ-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С СЕМЕЙНЫМИ КОНФЛИКТАМИ

С точки зрения гештальт-подхода здоровую семью можно рассматривать, как сложную систему, находящуюся в гомеостатическом равновесии с окружающим их социумом.

Гештальт-подход рассматривает человека, как целостную единицу функционирующую в данном социуме, в данное время на определенной территории. С этой точкой зрения отклонения в развитии человека рассматриваются как нарушение процесса спонтанного роста и созревания индивидуума, находящегося в процессе взаимодействия со своим социальным и культурным окружением. Зрелость рассматривается как переход от опоры на окружающих к опоре на себя.

В настоящие дни Гештальт практикуется в самых широких контекстах. В индивидуальном консультировании и психотерапии, в терапии пар и семейной терапии, в клинике, в групповой психотерапии и группах личностного роста. Гештальт обращен не только к лицам страдающим от психических и физических расстройств, но и к тем, кто испытывает трудности перед лицом экзистенциальных проблем (конфликт, разрыв отношений, одиночество, депрессия, безработица). Идеи гештальттерапии находят свое применение и в педагогике, став эффективным методом воспитательной работы, помогающая здоровым людям. Кроме того гештальт-подход эффективен в работе с организациями и учреждениями, как целостными структурами (школами, промышленными и торговыми предприятиями) – в организационном консультировании.

Человек и социум являются частями единого поля, и как следствие этого, оказывают взаимное влияние друг на друга. По словам Ф. Перлза между элементами, составляющими целое, невозможно установить причинно-следственные отношения. Поскольку индивид и его среда - элементы единого целого, ни один из этих элементов не может отвечать за болезни другого. Общество, в котором присутствует множество невротических индивидов, должно быть невротическим обществом. И также значительное количество индивидов, живущих в невротическом обществе, должно быть невротиками.

В процессе консультирования может возникнуть необходимость в работе с каждым членом семьи по отдельности. В этом случае контакт между членом семьи и другими компонентами его психического содержания должны быть рассмотрены в процессе встречи с учетом применения принципа “Здесь и сейчас”.

Принцип “здесь и сейчас”, или идея концентрации на настоящем моменте, является самым важным принципом в гештальттерапии. “Сейчас” – это интересное и трудное понятие, потому что, с одной стороны, вы можете работать и достигать чего-то, только если вы работаете в настоящем. С другой стороны, если вы делаете из этого моралистическое требование, вы сразу обнаруживаете, что это невозможно”.

Очень важно, что гештальттерапия происходит “здесь и сейчас”. Смысл этого понятия был немного изменен по сравнению с его первоначальным значением. Это не правило, которое надо втолковать клиенту, а инструмент для работы, находящийся в распоряжении терапевта. Речь не идет о том, чтобы прошлое считать не интересным, а будущее всего лишь фантазия, а о том, чтобы сконцентрировать внимание пациента на то, что “именно теперь ты вспоминаешь” или что “именно теперь ты предвосхищаешь события”. Это воспоминание, которое приходит теперь, освещает настоящее новым светом, также как настоящее освещает воспоминание, пришедшее ему навстречу.

Если экспериментирование может открыть доступ к некоторым решениям и к осуществлению творческих контактов, то только в настоящем это может произойти. Большая часть первоначальной проблематики страдания, изложенной пациентами, связана с устаревшим характером их способов отвечать на ситуации.

В гештальт-подходе развитие связывается с принятием ответственности за свое существование, а манипуляции с отказом от ответственности и перекладыванием ее на окружающих. С манипуляциями, в основном, связан второй невротический уровень, называемый Ф. Перлзом “уровень игр” или “уровень ролей”. Этот уровень необходим для того, чтобы человек мог функционировать как полноправный член общества, которому он принадлежит. Он связан с теми нормами поведения, культурными рамками, традициями, формами самовыражения, которые формируются и получают свои характерные черты по-разному в разных обществах и культурах. Известно, что одинаковые жесты в разных культурах истолковываются носителями этой культуры по-разному. Один и тот же жест в разных культурах может носить полярный характер.

В процессе социализации член определенного общества постепенно ассимилируют правила, установки, образцы поведения и т.д. того общества которому он принадлежит. Он становится социабельной единицей общества, носителем его культурных традиций. В этом смысле уровень ролей является тем, что экономит время, силы и создает ощущение комфорта и безопасности общения.

В процессе формирования характера ребенок оттачивает свои средства манипулирования окружающими. Он начинает требовать направляющей поддержки. Иными словами, он все в меньшей степени способен опираться на себя и все в большей степени расширяет свою опору на окружающих. Как следствие этого, уменьшается его способность отвечать за свои поступки мысли и чувства. В процессе психологической реабилитации это дело начинает меняться. Клиент становится способным опираться на себя, быть ответственным за свои поступки, он также начинает принимать ответственность за свои манипуляции окружающими, в следствие чего расширяется его свобода выбирать свои реакции и оценивать последствия. Поскольку в процессе работы клиент завершает ряд незавершенных гештальтов, его свобода выбора и ориентация в вреде возрастает, также увеличивается общий уровень энергии, так как энергия, ранее связанная и застрявшая в незавершенных ситуациях теперь находится в его распоряжении.

Клиент по большей части начинает находиться в “здесь и сейчас”, что дает ему ряд преимуществ. Находясь в “здесь и сейчас” он расширяет свои возможности ориентации в окружающем и способен выбирать наиболее адекватную форму контакта для данной ситуации. Сознавая повторяющиеся паттерны своего поведения он получает возможность оценить их целесообразность и при возможности пересмотреть и изменить их. Можно сказать, что вся его жизнь становится полем добровольного сознаваемого эксперимента.

По мнению Ф. Перлза, человек приходит за психологической помощью потому, что в данный момент своей жизни он переживает экзистенциальный кризис, т.е. он не может при теперешнем своем образе жизни удовлетворить психологические потребности с которыми он себя отождествляет. Каковы бы ни были экзистенциальные потребности человека тот факт, что он пришел на терапию, является признанием, что он не может их удовлетворить. Он обращается к консультанту потому что надеется найти в нем поддержку, которая компенсирует его неспособность опираться на самого себя. Задача консультанта помочь развитию каждого из клиентов, что дает ему возможность найти значимые для него цели и адекватный путь их достижения, так как когда клиент приходит на терапию, он не может сделать это для себя сам.

По мнению Ф. Перлза, невроз состоит из пяти уровней (слоев), через которые должен проходить процесс терапии на пути к открытию пациентом своей истинно индивидуальности. На протяжении своей жизни большинство людей, по мнению Ф. Перлза стремятся к актуализации своей “Я концепции”, вместо того, чтоб актуализировать свое “подлинное Я”. Мы не хотим быть самими собою, мы хотим быть кем-то другим. В результате люди испытывают чувство неудовлетворенности. Мы не удовлетворены тем, что мы делаем, или родители не удовлетворены тем, что делает их ребенок. Мы с презрением относимся к нашим истинным качествам и отчуждаем их от себя, создавая пустоты, которые заполняются фальшивыми артефактами. Мы начинаем вести себя так, как будто на самом деле обладаем теми качествами, которые требует от нас окружение и которые, в конечном счете начинают требовать от нас наша совесть, или, как называл ее З. Фрейд, суперэго. Первый уровень невроза включает проигрывание несвойственных человеку ролей.

Второй уровень - фобический. Игры могут быть не только с собой, но и с другими людьми. При вступлении в контакт с человеком, мы вступаем в слой исполнения роли для игры. Мы можем назвать этот слой сферой Эрика Берна или З. Фрейда. Предпочтение отдается играм типа “лучше чем у тебя”, “мое несчастье огорчительнее, чем твое”. Ф. Прелз считал, что существует два основных типа игр: игры-сравнения и игры-соответствия. Игра-соотвествия формулируется словами “подходит - не подходит”. Число игр более ограничено, чем число ролей, хотя последних относительно невелико. Согласно делению З Фрейда: папа, мама, ведьма, ребенок и т.д.; Э. Берн, по-видимому, выделяет роли близкие к фрейдовским, но добавляет еще “безобразных Лягушек, которые превращаются в Принцесс”.

Информация о работе Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях