Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 01:36, реферат
Разработка психотерапевтического инструментария, предназначенного для психологической помощи семье, представленного в данных методических рекомендациях проводилась в Государственном научно-исследовательском институте семьи и воспитания на базе Центра психолого-педагогического консультирования, существующего при институте, а также на экспериментальных площадках Центра:
- психолого-медико-социальный центр Южного округа,
- Центр психологической диагностики и консультирования Московской области,
- Институт медико-социальной реабилитологии (факультет клинической психологии),
- Московский психолого-педагогический институт,
- Московский государственный социальный университет,
- Московский педагогический государственный университет,
Введение …………….……………………………………………………………..4
1. Семьи с нарушениями внутрисемейных отношений ………………………..7
2. Основы консультационной работы с семьей ……………………………….13
2.1 Общие подходы к семейному психологическому консультированию…………..13
2.2 Диагностика в работе с семьей………………………………………………………..26
3. Инструментарий психологического консультирования семьи……………42
3.1 Гештальт-ориентированные технологии (на примере работы с семейными конфликтами)………………………………………………………………………………………42
3.2 Психодраматические технологии в работе семьей ……………………………….56
3.3 Терапия, основанная на опыте ………………………………………………………..90
4. Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях……………………………………………………………………………99
4.1 Краткосрочное семейное консультирование в кризисных ситуациях …………99
4.2 Длительное консультирование семей, переживших кризис (психологическое сопровождение)………………. ………………………………………………………………..120
Заключение……………………………………………………………………… 135
Словарь понятий ………………………………………………………………..137
Список использованных источников….………………
Большинство ролей являются способом манипуляции, влияя на нас тем или иным способом. Здесь Ф. Прелз советует разобраться: от какого типа людей или ситуации мы попадаем в состояние раздражения и истощения, от какого - в состояние оживления и удовлетворения. Он подразделяет этих людей на питающих и токсичных. Этот уровень связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляций. Но когда мы представляем себе, какие последствия могут быть, если мы начнем вести себя искренно, нас охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является. Он боится, что общество отвергнет его.
Третий уровень - тупик, безвыходное положение. Если в своих поисках в процессе терапии или в других обстоятельствах человек проходит первых два уровня, если он перестает играть несвойственные ему роли, отказывается от притворства перед самим собой, тогда он начинает испытывать чувство пустоты и небытия. Человек оказывается на третьем уровне - уровне тупика - в ловушке и чувстве потерянности. Человек переживает утрату поддержки извне. Но он еще не готов или не хочет использовать собственные ресурсы. Хороший пример тупика - брак по расчету. Оба партнера не любят друг друга, но у каждого есть концепция того, каким должен быть другой. Каждый из них почти не знает другого, но как только поведение одного не соответствует тому, что ожидает от него другой, он начинает испытывать неудовлетворенность и начинает упрекать своего партнера. Они упрекают друг друга, вместо того, чтобы осознать, что они в тупике, потому что не любят друг друга, а любят свой имидж, свою фантазию. В результате они стремятся сохранить то, что у них есть и боятся пройти через уровень тупика.
Четвертый уровень - имплозия. Это уровень на котором мы можем с горем, отчаянием, отвращением к себе придти к полному пониманию того, как мы ограничили и подвили себя. Имплозия появляется после прохождения через тупик. На этом уровне человек может испытывать страх смерти или переживание смерти. Это моменты, когда большое количество энергии вовлечено в столкновение противоборствующих сил внутри человека, возникающие в следствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить. Человек испытывает чувство парализованности, омертвления, из которого вырастает убеждение, что должно произойти что-то страшное.
Пятый уровень - эксплозия. Достижение этого уровня означает сформирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Эксплозия это глубокое и интенсивное эмоциональное переживание, которое приносит облегчение и возвращает эмоциональное равновесие. Ф Перлз наблюдал четыре типа эксплозий - он называл их взрывами. Это взрывы горя, гнева, оргазма и чистой радости. Переживание этих глубоких и интенсивных эмоций полностью вовлекает организм в процесс отбора и завершения важных гештальтов.
Несмотря на то, что семья представляет из себя систему, каждый член семьи представляет собой уникальную личность со своей прошлой историей, со своим видением окружающего, способами общения, интересами и т.д. Иными словами, каждый из них связан со своим прошлым, это прошлое представлено в нем и каждый из них делает что-то из своего прошлого в настоящем с учетом будущего, как своего личного, так и семейного. Прошлое часто бывает представлено в форме незавершенных ситуаций, которые незримо присутствуют в настоящем и стремятся к завершению.
Выражение “ситуация стремится к завершению” употребляется в том смысле, что человек часто не несет ответственности за отыгрывание незавершенных ситуаций своей жизни, вследствие того, что не осознает своих действий, поступков и чувств. В процессе формирования семейных отношений такой человек может стремиться отыграть ситуацию, относящуюся к его прошлому, что предполагает наличие и действие психологических защитных механизмов, которые по определению способствуют искажению восприятия реальности. При формировании молодой семьи такой выриант развития событий предполагает подмену или частичную подмену супруга некоторым объектом или объектами из прошлого, с которыми человек пытается прояснить отношения. Поле битвы из прошлого перемещается в настоящее, но поскольку полностью спроецировать ситуацию не удается, то не удается также адекватно ни отыграть, ни разрешить ее удовлетворительным для всех способом. Здесь возможно лишь частичное отыгрывание ситуации, соответствующее “стравливанию” энергии и как следствие этого возникновению видимого эффекта “успокоения” одного из членов семьи. За счет возникновения напряжения и обиды у другого.
Следствием такого поведения является также возникновение чувства вины и обиды у другого члена семьи, который может поочередно то обвинять противоположную сторону в непонимании и холодном отношении, то пытаться сгладить свою вину избытком хорошего отношения.
В некоторых случаях такой сценарий одного из партнеров может более-менее сносно вписываться в сценарий другого. В этом случае можно говорить о совместном проживании в удовлетворяющих друг друга отношениях до тех пор, пока не появится ребенок, который в процессе взросления будет иметь перед собой соответствующий образец взаимоотношений и проект построения семейных отношений в исполнении родителей. Здесь не рассматривается более сложный вариант взаимоотношения лиц, входящих в поле взаимодействия каждого из супругов (друзья, родители и т.д.), но можно сказать, что в любом случае с началом совместной жизни это поле становится “полем пересмотра”, столкновение взаимных интересов при этом очевидно и речь идет только о степени деструктивности итогов такого пересмотра.
В работе с семейными конфликтами могут быть использованы технологии гештальт-подхода, направленные на выявление межличностных отношений в семье и проработку механизмов психологических защит, характерных для каждого члена семьи.
В молодых семьях особое внимание следует обратить на проявление механизма слияния. Механизм слияния препятствует здоровому контакту между членами семьи и создает иллюзию сплоченности, которая, в свою очередь, препятствует проявлению индивидуальных черт характера личности. В этом случае партнеры находятся в позиции созависимости друг от друга, при условии, что правила этой взаимной зависимости не определены и часто не осознаются членами такой семьи. В дальнейшем у членов семьи при попытке разрыва слияния возникают чувства вины и обиды, которые заставляют вернуться их к восстановлению слияния.
В процессе работы со слиянием могут быть использованы технологии определения собственных позиций каждого члена семьи и их сравнение с установками, разделяемыми ими как единым целым. В этом случае правила, ведущие к созависимости, становятся позитивными и могут быть рассмотрены в русле позитивного сотрудничества и взаимопонимания.
Для того чтобы механизм слияния был актуализирован для членов семьи, необходимо участие доли проекции у каждого из партнеров. Поэтому, необходимо также проработать и этот механизм.
Проекция может быть проработана с помощью рисуночных методик, при работе с которыми личность присваивает себе те качества и черты характера, которые были ранее обсуждаемы и спроецированы на других членов семьи. В этом случае, особое внимание следует уделить дополнительной проекции, при которой человек оправдывает свои негативные эмоции и особенности их проявления чертами характера, спроецированными на объект агрессии.
При работе с дополнительной проекцией полезными могут оказаться вербальные технологии работы, связанные с проявлением межличностных позиций и обоснований претензий к партнеру ( 1) Я злюсь потому, что…, 2) Я требую, чтобы ты…). В дальнейшем, будет необходимо проработать эти претензии со сменой ролевых позиций. Это может быть сделано с помощью технологии “пустого стула”. На этом же этапе необходимо, чтобы партнер также ответил на претензии и выразил свое согласие или несогласие, а также обозначил свою позицию вербально или с помощью действий.
Рисуночная форма работы “Каракули”.
В процессе проведения психологического консультирования у консультанта возникает потребность получить более четкое представление о структуре внутреннего пространства личности клиента, а также конкретизировать некоторые особенности взаимодействия и взаимоотношений клиента с окружающим его социумом. В этих случаях консультантом может быть использован рисуночный метод работы “каракули” разработанный и апробированный автором. Этот метод может быть использован как в совокупности с другими психологическими методами и формами работы, так и самостоятельно. При наличии некоторого опыта работы этот метод также может использоваться для диагностики внутреннего пространства личности и состояния клиента.
Клиенту предлагают взять в руку карандаш или ручку и некоторое время (1-2 мин) хаотично водить (рисовать) на листе бумаги не отрывая руки и не прерываясь. В итоге на бумаге появляется паутина или “вязь” из линий. Следует отметить, что у каждого из клиентов “вязь” имеет индивидуальный и повторяющийся характер. В некоторых случаях “вязь” имеет центральную, более плотную фигуру или сердцевину в виде 8, S, D и т.д. петли определенной конфигурации и т.д.
На следующем этапе клиенту предлагают вглядываться в нарисованную им “вязь” или структуру и “обнаруживать” в ней спонтанно возникающие фигуры. Фигуры клиент может обнаружить в самых разных частях структуры. При обнаружении этих фигур, клиента просят указать, обозначить их границы в структуре, не прорисовывая их, так как границы следующей фигуры могут включать в себя или пересекаться с границами предыдущих.
Следует обратить внимание на то, что обнаруживаемые фигуры могут иметь отношение к различным сферам существования и деятельности клиента. Они могут обозначать внешние объекты (холодильник, яблоко, карандаш), предметы быта, пищевые продукты, животных, насекомых, растения и т.д., эмоции (радость, гнев и т.д.), состояние организма (головная боль, усталость, онемение, оргазм и т.д.), мифологические, сказочные, архетипические персонажи или объекты и религиозные персонажи (Снежная королева, Минотавр, Мудрец, Илья Муромец, Дух, Просветление), объекты относящиеся к личному или историческому прошлому (друг детства, потерянная игрушка, Клеопатра) или ожидаемому будущему (реальному или фантастическому – будущий ребенок, старость), явления природы (дождь, ветер, весна), абстрактные понятия (функция, бесконечность), объекты вселенной (звезда, солнце, планета, туманность) и т.д.
Не следует ограничивать фантазию клиента, но стоит обратить внимание на то, что если он начинает перечислять объекты только одной сферы, например только бытовые предметы или овощи-фрукты. Это может быть как признаком избегания контактирования с некоторыми областями восприятия или опыта, так и неправильным пониманием инструкции. В данном случае следует указать, что фигурой может быть все что угодно (указать клиенту на его избирательное отношение), но принуждать к намеренному обнаруживанию фигур из разных сфер опыта (насильному разнообразию) не стоит, так как это может вызвать разные формы сопротивления у клиента.
В процессе обозначения фигур клиентом, консультант записывает их названия в колонку на отдельном листе бумаги. Следует предложить клиенту остановиться тогда, когда количество фигур достигнет 8-10. Если количество фигур слишком велико, то следует предложить клиенту для дальнейшей работы наиболее значимые из них.
После того, как фигуры обозначены и записаны, можно преложить клиенту на некоторое время отвлечься от созерцания структуры, переключить его внимание на 3-5 минут на другую сферу деятельности и затем предложить повторно обнаружить и назвать ранее выделенные им фигуры. Консультант повторно записывает их для себя в соседней колонке. При этом можно обнаружить выпадение объектов из первого списка и появление новых объектов, что может свидетельствовать (быть признаком) как вытеснение значимого объекта, так и выпадение незначимого, что является в каждом новом случае индивидуальным проявлением особенностей клиента.”Выпадающие” элементы могут быть использованы в дальнейшей работе с клиентом.
На втором этапе работа может продвигаться в нескольких направлениях. В случае продолжения работы с рисунком, Консультант предлагает клиенту изобразить на чистом листе бумаги названные им ранее фигуры в виде соответствующих им символов (каракулей), при этом клиент должен сам расположить символы на бумаге в соответствии с тем, как и где он их себе представляет. Следует уделить особое внимание на те случаи, когда один из символов может находиться внутри границ другого символа или находиться частично в сфере границ одного или нескольких символов или касаться их.
В дальнейшем работа может продвигаться в двух направлениях. В первом случае клиенту предлагается обозначить черной стрелкой (или стрелкой другого цвета, по выбору клиента) негативное отношение одного символа (каракули) к другому и красной (или другим цветом по выбору клиента) стрелкой позитивное отношение символа к другому символу. В итоге получается подобие “внутренней социограммы”, на которой могут быть выявлены и конкретизированы центры источника негатива (< - >) и центры отчуждения (на которые направлен негатив) ((-)), центры источника позитива (<+>) и центры или объекты привлекающие позитив ((+)) (объекты возлияния (+)), также могут быть замечены изолированные элементы (“одинокие каракули”). Количество активности на очень простом уровне может быть идентифицировано с количеством стрелок исходящих из каракули и может быть для удобства обозначено цифрой и знаком рядом с соответствующим символом (каракулей) или на отдельном списке (например: яблоко - <3+>, <2->). Так же обозначается суммарная направленная на объект активность со стороны других каракулей (например: туча (3-), (1+)). В итоге можно выделить ряд типичных каракулей, например, любяще-любимая каракуля (<5+>, (4+)), любящая, но отвергнутая (<5+>, (3-)), вампир-каракуля (<6->, (3+), (1-)), одинокая каракуля (<0>, <0>) и т.д., список прозвищ может быть выбран по обоюдному согласию. Однако не стоит забывать, что у каждого символа есть собственное название или имя. Следует также обратить внимание на форму каракули и связь ее с названием. Например, “любовь” может изображена быть как в форме , так и в виде запутанного клубка нитей или выступающих острых углов и т.д. что уже говорит о характеристиках этого чувства.
Информация о работе Интегративные подходы к семейному консультированию в кризисных ситуациях