Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 12:54, курсовая работа
Цель исследования – анализ теоретических и эмпирических исследований интерперсональных факторов депрессивных расстройств.
Задачи:
1) Изучение проблемы хронификации депрессии, а также факторов, приводящих к ее хронификации. Этому будет посвящена глава 1.
2) Обзор и анализ имеющихся работ и исследований интерперсональных факторов депрессии. Этот обзор проведен в главе 2.
3) Исследование влияния интерперсональных факторов на индивида. В главе 2.
Введение
Глава 1
• Клиническая феноменология депрессии
• Проблема хронификации депрессии
• Факторы хронификации депрессии
Глава 2
• Теория привязанности Дж. Боулби
• Концепция социальной поддержки
• Концепция социального интеллекта
Выводы
Заключение
Список литературы.
Концепция социальной поддержки.
Я.Морено еще в 20-е годы обратил внимание на ведущую роль благоприятного социального окружения в психическом и физическом здоровье. В 50-е годы активно велись исследования семьи, впоследствии понятие «система поддержки» вошло в обиход. Y.A. Barnes в это же время разработал способ измерения различных параметров «социальных сетей». Современные исследования социальной поддержки интенсивно ведутся в социальной психиатрии. Например, такими авторами, как Б.С. Доренвенд, Б.Р. Доренвенд, Г. Броун и Т. Харрис изучалась связь между жизненными стрессами и психическими нарушениями, изучение этой связи привело их к проблеме социальной поддержки.
Д. Кассел выдвинул гипотезу о том, что при благоприятном социальном окружении возрастает сопротивляемость к биологическим вредностям и психологическим стрессам (Кассел, 1976).
Только к 80-м годам ХХ столетия защитной роли социальных связей стало уделяться серьезное внимание, началось систематическое научное изучение протектирующей роли социальных связей в психическом и физическом здоровье.
Депрессивное поведение может привести к возникновению у других людей негативных чувств и отвержению, которое ведет к сужению круга социальных контактов, и следовательно, утяжелению депрессии (Карсон Р., Батчер Д., Минека С., 2004). R.Coyne, D.Hokanson, J.Nolan и соавторы предполагают, что депрессивное поведение человека может являться причиной, которая может вызвать негативные чувства, отвержение, а также потерю желания общаться с ним у его окружения и посторонних людей (Карсон Р., Батчер Д.,Минека С., 2004).
Е.В.Шмунк в своём обзоре зарубежных исследований факторов, влияющих на течение депрессивных расстройств, указывает, что фактор дефицита социальной поддержки выступает как фактор, который способствует увеличению длительности депрессивного эпизода. Автор отмечает, что в зарубежных исследованиях было доказано, что на течение депрессивных расстройств негативное влияние имеют: одиночество, отсутствие эмоциональной поддержки семьи и друзей, отсутствие доверительных отношений с партнером и наличие и конфликтных отношений с партнёром (Шмунк Е.В., 2009).
Вместе с личностными признаками и особенностями в совладании со стрессовым событием, ключевую роль играет социальное окружение и его признаки. Установление значения этих факторов позволило сформулировать такие понятия, как социальная интеграция, социальные ресурсы, социальная адаптация или социальный актив (Laireiter & Baumann, 1988). Лайрейтер и Бауманн (Laireiter и Baumann, 1992) указывают, что такие понятия, как социальная интеграция, социальная сеть и различные компоненты понятия социальная поддержка тесно взаимосвязаны друг с другом (Перре М., Бауман У., 2007).
В отечественной психологии исследованием социальной поддержки и ее роли в психическом здоровье человека занимались А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян и Г.А. Петрова.
А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян и Г.А. Петрова (2003) описывают важнейший фактор психического здоровья - концепцию социальной поддержки. В связи с большой распространенностью аффективных расстройств, все большее внимание уделяется исследованию различных факторов, приводящих к возникновению и течению депрессии. Стоит также отметить, что межличностным отношениям также уделяется большое внимание, поскольку они тоже имеют отношение к возникновению депрессии и ее хронификации. Под социальной поддержкой понимается удовлетворение специфических социальных потребностей: в близости, защите, информации, практической помощи, разрядке, успокоении и т.д. (Перре М., Бауман У., 2007). Все больше исследований, проводившихся в последние десятилетия, подтверждают био-психо-социальную природу психических расстройств, что делает био-психо-социальную модель основной моделью в научной и практической работе в сфере психического здоровья. (Холмогорова А.Б, Гаранян Н.Г., Петрова Г.А., 2003).
На данном этапе социальной поддержке и ее стимуляции уделяется большое внимание, поскольку социальная поддержка является в своем роде системой непрофессиональной помощи в профилактике и лечении психических расстройств. На данном этапе проблема социальной поддержки занимает очень важное место в связи с тем, что образ жизни людей очень изменился. Если раньше это были традиционные семейные и клановые структуры, то сейчас все большую ценность приобретает индивидуальность, сепарация. Часто это приводит к изолированности людей друг от друга. Холмогорова А.Б, Гаранян Н.Г., Петрова Г.А., 2003 предполагают, что система естественной социальной поддержки имеет более весомое и важное значение для течения болезни, чем система профессиональной поддержки.
Человек получает социальную поддержку прежде всего от родственников, друзей, знакомых- от своего ближайшего окружения. Нет какого-то единого взгляда на социальную поддержку, различные авторы выделяют разные виды социальной поддержки. Например, зарубежные авторы Г.Зоммер и Т. Фьюдрик, которые являются авторами опросника социальной поддержки, выделяют:
- эмоциональную поддержку
- поддержку при решении проблем
- практическую или материальную поддержку
- поддержку в форме социальной интеграции
- поддержку в виде стабильности отношений.
Но, следует указать на то, что изучение количества и качества различных видов поддержки практически невозможно, поэтому различают воспринимаемую социальную поддержку и реально получаемую социальную поддержку. Воспринимаемая социальная поддержка и является предметом изучения в исследованиях. Следует различать воспринимаемую и реально получаемую поддержку, поскольку это не одно и то же.
А.Б.Холмогорова, Н.Г.Гаранян, Г.А.Петрова дают определение социальной поддержки: «социальная поддержка- это результат социальных отношений и социальных интеракций и их когнитивно-эмоциональной переработки» (А.Б.Холмогорова, Н.Г.Гаранян, Г.А.Петрова (2003)). Внутреннее и субъективное восприятие своей социальной поддержки занимает очень важное место, поскольку оно отражается на психическом состоянии человека. Если человек не удовлетворен своим положением при объективно благополучной картине, основную роль в состоянии человека будет играть это его отношение к ситуации.
Но, также следует отметить и тот факт, что в ряде случаев чрезмерная поддержка может препятствовать развитию самостоятельности у человека, и тогда, в таком случае нужно будет уменьшить количество оказываемой поддержки, чтобы предотвратить дезадаптацию человека.
Понятие социальной поддержки тесно связано с понятием, под которым подразумевается ближайшее окружение человека. Это понятие «социальная сеть». Социальная сеть является главным источником реальной поддержки человека. Социальная сеть обладает такими параметрами как размерность, плотность, частота контактов, симметричность контактов, дисперсия и т.д.
Детский опыт, а именно отношения с родителями, со сверстниками и с остальным ближайшим социальным окружением человека, оказывает влияние на особенности последующего восприятия социальной поддержки, на способность создавать полноценную социальную сеть, а также и на другие сферы человека. По мнению А.Б.Холмогоровой, Н.Г.Гаранян, Г.А.Петровой негативный опыт в раннем детстве может быть скомпенсирован в определенных условиях за счет позитивного опыта межличностных отношений в более поздний период. Этот позитивный опыт, пишут авторы, может способствовать созданию таких когнитивных структур, которые впоследствии будут регулировать отношения человека с окружающими. Также отмечается и то, что между негативным детским опытом и развитием дисфункций нет прямой зависимости (А.Б.Холмогорова, Н.Г.Гаранян, Г.А.Петрова (2003)).
Многофакторная модель аффективных расстройств, предложенная А.Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаранян, отражает низкий уровень социальной поддержки у людей, страдающих расстройствами аффективного спектра. Этот уровень связан с недостаточным умением таких больных ценить и получать эту социальную поддержку(А.Б.Холмогорова, Н.Г.Гаранян, Г.А.Петрова (2003)).
А.Б.Холмогорова, Н.Г.Гаранян, Г.А.Петрова отмечают, что адекватная социальная поддержка во многом не только снижает риск возникновения аффективного расстройства, но и в случае его возникновения способствует быстрому выздоровлению. Дефицит социальной поддержки можно рассматривать как один из факторов, приводящих к возникновению аффективного расстройства, который впоследствии усугубляет его течение.
Исследования А.Б.Холмогоровой, Н.Г.Гаранян, Г.А.Петровой показали, что при соматоформных и тревожных расстройствах наиболее нарушена эмоциональная поддержка, а при депрессии наиболее значимо нарушена социальная поддержка, включая и эмоциональную и инструментальную составляющие. Также у таких больных отмечается низкая удовлетворенность своей социальной поддержкой. (Холмогорова, Гаранян, Петрова, 2003).
Таким образом, концепция социальной поддержки, доказывает, что нарушения межличностных и семейных отношений в детстве могут привести к снижению способности устанавливать продуктивные взаимоотношения. Это может привести к сужению социальной сети, а также реальной и воспринимаемой социальной поддержки. А также это может привести к ухудшению эмоционального состояния и способствовать возникновению депрессивного или тревожного расстройства.
Концепция социального интеллекта.
В исследованиях депрессии исследователи обращают все большее внимание на «исследование эмоционального интеллекта». Первым в ХХ веке, кто говорил об исследовании проблем социального интеллекта, был Э. Торндайк. На протяжении ХХ столетия существовало несколько взглядов на способы успешной реализации личности в жизни. Некоторые утверждали, что для этого нужен высокий интеллект, другие, что необходимо раннее выявление креативности и его развитие, третьи указывали на необходимость наличия знаний из разных областей. Сейчас практически все согласны с тем, что в основе успеха и достижения жизненных высот лежат все эти компоненты- и высокий уровень природного интеллекта, и разносторонние знания и достаточно высоко развитая креативность. Но исследования ХХ века указывают на то, что личностный успех зависит от других личностных особенностей.
Результаты исследований в изучении социального интеллекта и эмоционального интеллекта привели к тому, что в конце ХХ века среди психологов все чаще встречалось мнение о том, что самым важным для успешной реализации в жизни, является наличие способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Эта способность включает в себя умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, умение выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать все это в процессе взаимодействия, способность эффективно действовать в системе межличностных отношений (Савенков А.И. 2005).
Надо сказать, что в теориях ХХ века, достаточно узко оценивался потенциал личности, в то время как современные психологи все чаще говорят о том, что расширение диапазона тестируемых личностных свойств (включая эмоциональную сферу, а также способности к эффективному межличностному взаимодействию), позволяет исследователям получить более точную картину, отражающую умственный потенциал личности (Савенков А.И. 2005.).
В ряде исследований были получены результаты, указывающие на то, что испытуемые, показавшие хорошие результаты по параметрам эмоционального и социального развития, оказывались достаточно успешными в жизни, несмотря на то, что в тестах, оценивающих уровень интеллекта или креативности, они не продемонстрировали высоких результатов.
Исследования В.С. Юркевича и других авторов отражают то, что у 95% интеллектуально одаренных прослеживаются трудности в функционировании эмоционального интеллекта. Люди этой категории, пишет В.С. Юркевич, испытывают трудности в общении с другими людьми, у них отмечается снижение интереса к деятельности, которая не связана с получением знаний (Юркевич В.С. Проблема эмоционального интеллекта// Вестник практической психологии образования. 2005 №3 (4). Июль- сентябрь. С. 4-10.) .
Д. Голдмен считает, что большую часть жизненного успеха человеку обеспечивают факторы, в которые входит эмоциональный интеллект. Под этим термином автор понимает такие качества, как умение управлять переживаниями, не давая им заглушать умственную способность, самомотивацию, управление настроением, контроль над эмоциональными взрывами, умение сопереживать и надеяться. (ссылка)
Другой автор Р. Бар-Он , который также занимался исследованием данной проблематики, предложил свое понимание термина эмоциональный интеллект. Он определяет его как все не когнитивные способности, знания и компетентность. Бар-Он выделил несколько сфер, в которых он отмечает навыки, которые способствуют достижению успеха. Таких сфер пять:
1) познание собственной личности (осведомленность
о собственных эмоциях, уверенность в
себе, самоуважение, самореализация, независимость);
2) навыки межличностного общения (межличностные
взаимоотношения, социальная ответственность,
сопереживание);
3) способность к адаптации (решение проблем,
оценка реальности, приспособляемость);
4) управление стрессовыми ситуациями (устойчивость
к стрессу, импульсивность, контроль);
5)преобладающее настроение (счастье, оптимизм)
(Bar-On, 1997.цит. по: Практический интеллект/
Под ред. Р. Стернберга. СПб.,2003. С. 88).
Такие авторы, как Г.Клерман и М.Вейссман считают, что недостаточно сформированные социальные навыки и умения могут привести к дефициту социальной поддержки и социальной изоляции. Это может выступать причиной возникновения депрессивных расстройств (Карсон Р., Батчер Д., Минека С., 2004).