Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе современной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить игровые методы при изучении иностранного языка в современной школе.
Объект исследования – игровые технологии в процессе преподавания иностранных языков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РОЛЬ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И ИХ ОТБОР
1.1 Использование нетрадиционных технологий обучения в современной школе 7
1.2 Критерии отбора технологий обучения 12
Вывод 15
ГЛАВА II. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
2.1 Понятие игровых технологий при изучении иностранного языка 16
2.2 Деловые игры в процессе преподавания иностранных языков 21
2.3 Ролевые игры в процессе преподавания иностранных языков 26
Вывод 33
ГЛАВА III. ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
3.1 Организация и методы исследования. 35
3.2 Анализ результатов, выводы. 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ЛИТЕРАТУРА 45
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 92.53 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГБОУ СПО  «ТУЙМАЗИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

Работа  допущена к защите

«__»__________2012 г

Зав. отделением

Аюповой Э. Ш.

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе современной школы

 

 

Выполнила:

Сахабиева Регина Тимерхановна

Специальность 050303

Иностранный язык

Курс  V, группа 56

Форма обучения: очная

Руководитель:

Кузьмина  М. Е.

Преподаватель

  общеобразовательных дисциплин

 

Дата защиты ________

Оценка_____________

Подпись    __________

 

 

Туймазы

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ            3

 

ГЛАВА I. РОЛЬ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И ИХ ОТБОР

1.1 Использование нетрадиционных  технологий обучения в современной  школе             7

1.2 Критерии отбора технологий обучения              12

Вывод                   15

 

ГЛАВА II.  ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

2.1 Понятие игровых технологий при изучении иностранного языка         16

2.2 Деловые игры в процессе преподавания иностранных языков           21

2.3 Ролевые игры в процессе преподавания иностранных языков          26

Вывод                   33

 

ГЛАВА III. ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

3.1 Организация  и методы исследования.                          35                            

3.2 Анализ результатов, выводы.                      35

                                                 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                  42        

ЛИТЕРАТУРА                           45

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы определяется тем, что игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. Вот почему даже самые простые вопросы: почему дети играют, когда впервые возникла игра; как игра влияет на развитие ребенка — стали предметом серьезных научных исследований в педагогике и психологии.

Игру, как  метод обучения, передачи опыта старших  поколений младшим, люди использовали с древности. Игра всегда предполагает определенное напряжение эмоциональных  и умственных сил, а также умение принятия решения: как поступить, что  сказать, как выиграть?

Желание решить эти проблемы обостряет мыслительную деятельность играющих. Положительным является и тот факт, что игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Особенностью  игрового метода является то, что в  игре все равны. Она посильна практически  каждому ученику, даже тому, который  не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность  здесь оказываются порой более  важными, чем знания в предмете. Незаметно  усваивается языковой материал, а  вместе с этим возникает чувство  удовлетворения, ученик уже может  говорить наравне со всеми.

Любая технология обладает средствами, активизирующими  и интенсифицирующими деятельность учащихся. К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии.

Педагогическая  игра – вид деятельности, характеризующийся  четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни.

Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.

С изменением задач изменяется и характер преподавания дисциплин. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем —  «Чем учить?». Поэтому так актуальны  сегодня современные образовательные  технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции [16,40].

В настоящее  время основное обучение школьников происходит на уроке. К отличительным  признакам урока относят работу с постоянной группой учащихся (классом) по твердому расписанию, в строго ограниченное время, при обязательной работе учащихся под руководством учителя.

В уроке  современной школы взаимодействуют  все основные элементы учебно-воспитательного  процесса: его цели, содержание, средства, методы и формы организации обучения. Творческий подход к уроку предполагает хорошее знание его нормативных  начал.

Любая технология, будь она производственной, сельскохозяйственной или педагогической, характеризуется  совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью  компонентов; методами, приемами, действиями.

Требования  педагогической науки к уроку, к  эффективности педагогического  процесса постоянно возрастают и  изменяются. Наряду с нетрадиционными уроками в школьной практике используются нетрадиционные технологии обучения [4, 10].

Причина столь повышенного в настоящее  время интереса к различного рода играм – это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Следует также отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление происходит в связи с тем, что учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний.

В практике преподавания иностранных языков используются многочисленные учебные пособия, методические разработки, материалы к проведению разнообразных игр с использованием материала иностранного языка (И.В. Жучкова [20], А. Дербаремдикер [16], Т.И. Спиридонова [30], И.С.Степнова [32]  Т.Ю. Иванцова [18], В.Л. Ермаков [17] и др.).

Цель данной работы: изучить игровые методы при изучении иностранного языка в современной школе.

Объект исследования – игровые технологии в процессе преподавания иностранных языков.

 Предмет исследования –  игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию познавательного интереса школьников при обучении иностранного языка.

Гипотеза исследования - формирование познавательного интереса школьников к изучению иностранных языков будет более эффективным, если построить обучение на основе последовательного введения в учебный процесс игровых технологий.

В соответствии с целью и предметом исследования сформулированы следующие задачи:

    1. Раскрыть понятие игровых технологий в обучении.
    2. Рассмотреть использование нетрадиционных технологий обучения в современной школе и критерии их отбора.
    3. Практическим путем изучить и развить ведущие интересы младших школьников при изучении иностранного языка.

Методы:

    1. Метод сбора и анализа данных.
    2. Анкетирование
    3. Метод игровой терапии.
    4. Метод диагностики.
    5. Статистическо - математический метод обработки данных.

Данная  работа может представлять интерес  для: психологов, воспитателей детских учреждений, учителей иностранных языков и родителей.

Базой исследования послужило МБОУ СОШ с. Наратасты в количестве 20 человек 2-4 классов.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения и соответствует логике построения научного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. РОЛЬ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И ИХ ОТБОР

    1. Использование нетрадиционных технологий обучения в современной школе

Любая технология, будь она производственной, сельскохозяйственной или педагогической, характеризуется  совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью  компонентов; методами, приемами, действиями.

Наряду  с отдельными нетрадиционными уроками  в школьной практике иногда используют новые технологии обучения, которыми пытаются заменить традиционное объяснительно-иллюстративное обучение.

Любые образовательные концепции и системы требуют для своей реализации определенной системы действий. Если эта система достаточно вариативна и гибка, ее чаще всего называют методической, если же она задается в более или менее жесткой алгоритмической последовательности с расчетом на получение гарантированного результата, ее именуют технологией.

Если  проанализировать любую технологию обучения, то можно заметить, что в них используются широко известные методы обучения. Но особенность технологии в том, что все это соединено вместе, завязано в жесткую, строгую систему.

В каждой технологии обучения должны быть отражены следующие важнейшие особенности:

- наличие  диагностических целей, обеспечивающих  предсказуемость итогов работы;

- наличие  строгой последовательности педагогических  действий, ведущих от целей к  результатам (алгоритм);

- наличие  системы контрольных заданий,  адекватных целям;

- гарантия  достижения результатов заданного  уровня обучения, воспроизводимость этих результатов.

Только  наличие всех указанных признаков  позволяет утверждать, что мы имеем  дело с настоящей технологией  обучения. Если какие-то признаки отсутствуют, то перед нами не технология обучения, а методика более или менее близкая к технологии [10,35].

Актуальность  освоения педагогами современных образовательных  технологий (СОТ), которые непосредственно относятся к учебно-воспитательному процессу в школе (к уроку), обусловлена рядом проблем и противоречий практики:

- недостаточной  «знаниевой» подготовкой многих выпускников школ. Об этом свидетельствуют контрольные работы, вступительные экзамены и др.;

- неудовлетворительной  социализацией выпускников школ. Социокультурная и экономическая ситуация в стране такова, что она требует для успешной жизнедеятельности человека многих новых компетенций и способностей (делать ответственный выбор, принимать решения, решать проблемы, ставить цели своей деятельности и планировать ее, работать в коллективе, вести диалог и др.);

- недейственной  мотивациошюй основой учебно-познавательной деятельности школьников. Ведущим мотивом учения для большинства из них является страх. Ставка на внешнюю мотивацию, на силовое решение педагогических проблем оказывается неэффективной;

- психологическим дискомфортом, прессингом, который испытывают многие учащиеся на учебных занятиях, и др.

Для понимания  сущности технологического подхода  важно ввести различение между методиками традиционного обучения и технологиями обучения. Для этого сравним их по шести позициям (см табл. 1) [16,73].

Игру  как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии»  включает достаточно обширную группу методов и приемов организации  педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие  от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и  ситуаций, которые выступают как  средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Информация о работе Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе современной школы