Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе современной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить игровые методы при изучении иностранного языка в современной школе.
Объект исследования – игровые технологии в процессе преподавания иностранных языков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РОЛЬ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И ИХ ОТБОР
1.1 Использование нетрадиционных технологий обучения в современной школе 7
1.2 Критерии отбора технологий обучения 12
Вывод 15
ГЛАВА II. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
2.1 Понятие игровых технологий при изучении иностранного языка 16
2.2 Деловые игры в процессе преподавания иностранных языков 21
2.3 Ролевые игры в процессе преподавания иностранных языков 26
Вывод 33
ГЛАВА III. ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
3.1 Организация и методы исследования. 35
3.2 Анализ результатов, выводы. 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ЛИТЕРАТУРА 45
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 92.53 Кб (Скачать файл)

В процессе игры укрепляются и развиваются психические процессы, повышается фрустрационная толерантность, и создаются адекватные формы психического реагирования.

Обучающая функция игры состоит в перестройке  отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора, реадаптации и социализации.

Франк подчеркивал, что игра для детей — способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования организаций в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах и людях.

Инновационные технологии (мультимедийные проекты, методы проекта, развивающие коммуникативные – направленные игровые приемы) применяемые на уроках, вносят разнообразие в повседневную учебную деятельность, способствуют развитию интереса учащихся к предмету.

Игра  не противостоит традиционному типу обучения, не противоречит современным  педагогическим теориям и в будущем  может стать одной из форм интегрированного обучения, в котором должны объединиться все типы обучения, все лучшее, что  было, есть и будет в теории и  технологии обучения в условиях модернизации образования.

Учебная игра должна быть целенаправленной. Необычность  формы проведения занятий, ее нешаблонный  характер способствует поддержанию  интереса к изучаемому предмету. Наиболее активно учебная игра используется на занятиях по иностранному языку, что  объясняется особенностями данного  предмета, главная цель которого - обучение языку как средству общения.

Эффективность игровых ситуаций на начальном этапе  обучения иностранному языку обусловлена  рядом факторов: возрастными особенностями  учащихся, психологическими особенностями  игровой деятельности, как важным стимулом для общения. Это дело творчески  работающего учителя. Однако следует  отметить, что для опытного учителя  весьма непросто подобрать такой  игровой материал, который носил  бы истинно речевой характер, а  игровые действия соответствовали  бы психолингвистическим особенностям различных видов речевой деятельности.

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:

1) хорошо  известная, привычная и любимая  форма деятельности для человека  любого возраста.

2) одно  из наиболее эффективных средств  активизации, вовлекающее участников  в игровую деятельность за  счет содержательной природы  самой игровой ситуации, и способное  вызывать у них высокое эмоциональное  и физическое напряжение. В игре  значительно легче преодолеваются  трудности, препятствия, психологические  барьеры;

3) мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность;

4) позволяет  решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного  личностного осознания участниками  законов природы и общества; позволяет  оказывать на них воспитательное  воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях,  и лечить;

5) многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно;

6) преимущественно  коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный  аспект. В качестве соперника,  однако, может выступать не только  человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата);

7) нивелирует  значение конечного результата. В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный;

8) в обучении  отличается наличием четко поставленной  цели и соответствующего ей  педагогического результата.

Игра  понимается как «особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности, имеющий свое специфическое содержание и строение — особый предмет и мотивы деятельности и особую систему действий» [13,45].

 

1.2 Критерии отбора технологий обучения

Большинство существующих технологий обучения сориентированы на репродуктивное усвоение материала. Алгоритмизация педагогических процедур плохо совместима как с творчеством учителей, так и с творчеством учеников. В строгом смысле слова так называемые игровые технологии, проблемное обучение, развивающее обучение, технологии педагогических мастерских, коллективное обучение, обучение в сотрудничестве и т.д. технологиями обучения не являются. Хотя все перечисленное часто и относят к педагогическим технологиям.

Учитель сейчас поставлен перед сложным выбором: или пытаться осваивать все возможные технологии и быть дилетантом в каждой из них, или сосредоточить свое внимание на какой-либо одной технологии и постепенно достигать в ней совершенства. Полезнее и надежнее для будущих результатов обучения задавать стандартную технологию обучения, не отнимая у учителя права модернизировать ее или переходить на другую технологию.

Глубокий  смысл педагогических технологий заключается в сведении к минимуму педагогических экспромтов в практическом преподавании и переведении его на путь предварительного проектирования и последующего воспроизведения проекта в классе. Нужна некоторая унификация и стандартизация деятельности учителей, которая дала бы возможность получать высокие и стабильные результаты в массовой практике.

Важным  является также вопрос о критериях  выбора технологий для конкретного  класса, предмета, учителя, поскольку  эта проблема недостаточно разработана  как в теории, так и на практике. Часто выбор технологии для освоения или внедрения в учебное заведение  происходит спонтанно, без учета  ее возможностей и условий ее применения.

Существует  несколько классификаций технологий. Для осмысления сущности технологий и их различий удобной оказалась их дифференциация на предметно ориентированные (знаниевые, обучения) и личностно ориентированные (способностные, учения) [16,87].

Технологии  обучения можно классифицировать:

- по уровню  применения: общепедагогические, частно-методические (предметные), локальные (модульные);

- по организационным  формам: коллективный способ обучения, групповое обучение, индивидуализированное  обучение и пр.;

- по доминирующему методу обучения: программированное обучение, модульное обучение, обучение на основе опорных схем-конспектов, игровое обучение и пр.;

- по характеру  общения между учителем и учеником: технология сотрудничества, личностно-ориентированная  и т.п.

Число различных технологий необозримо. Открывается ничем не ограниченный простор для произвольного выбора и построения учебно-воспитательного процесса (см табл. 2).

Переход учителей на более совершенные технологии обучения - процесс нелегкий и небыстрый. Это объясняется сугубо творческим характером педагогической деятельности, которую невозможно описать как простой производственный процесс конвейера.

Каждый  автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Конечно, результаты будут различными, однако близкими к некоторому среднему значению, характерному для данной технологии. Таким образом, технология работы опосредуется свойствами личности, но только опосредуется, а не определяется.

При освоении новаций следует иметь в виду, что нельзя учить детей по методикам и технологиям, взаимоисключающим друг друга, нельзя детей погружать в смысловое поле, наполненное противоречивыми установками и требованиями. Бессистемные фрагменты нового накладываются на традиционные способы обучения, ввиду чего существующая система разрушается, но ничего взамен не создается.

Пока  не существует таких технологий, которые имели бы неоспоримые преимущества перед остальными и гарантировали бы высокое качество обучения всех без исключения школьников. Если бы такие технологии существовали, то они, несомненно, заняли бы приоритетное положение в практической работе учителей. Однако этого пока не происходит [4,109].

Широкие возможности для формирования и  развития навыков коммуникативной  и самостоятельной творческой деятельности дает использование игры в процессе обучения иностранному языку.

 Игра  активизирует стремление обучаемых к контакту друг с другом и с учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким преодолевать барьер неуверенности, т. к. в ней каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении . В играх обучаемые овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД

Любая технология, будь она производственной, сельскохозяйственной или педагогической, характеризуется  совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью  компонентов; методами, приемами, действиями.

Инновационные технологии (мультимедийные проекты, методы проекта, развивающие коммуникативные – направленные игровые приемы) применяемые на уроках, вносят разнообразие в повседневную учебную деятельность, способствуют развитию интереса учащихся к предмету.

Наряду  с отдельными нетрадиционными уроками  в школьной практике иногда используют новые технологии обучения, которыми пытаются заменить традиционное объяснительно-иллюстративное обучение.

Понятие «игровые педагогические технологии»  включает достаточно обширную группу методов и приемов организации  педагогического процесса в форме  различных педагогических игр.

Важным  является также вопрос о критериях  выбора технологий для конкретного  класса, предмета, учителя, поскольку  эта проблема недостаточно разработана  как в теории, так и на практике. Часто выбор технологии для освоения или внедрения в учебное заведение  происходит спонтанно, без учета  ее возможностей и условий ее применения. Например, обеспечение умений работать с информацией, т.е. информационные технологии на основе компьютера, телекоммуникационные технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

2.1 Понятие игровых технологий  при изучении иностранного языка

Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому  языку. Он признан языком профессионального  общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей учителя  является повышение мотивации к  изучению английского языка.

 Также  среди сложных задач общеобразовательной  школы значится проблема совершенствования  обучающей и воспитательной деятельности  на уроках иностранного языка.

 В  наши дни учителя пересматривают  арсенал воздействия на умы,  волю, эмоции учащихся с целью  их введения в богатый мир  культуры и традиций страны  изучаемого языка. Пересматриваются  пути и способы формирования  всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий.

 Причина  столь повышенного в настоящее  время интереса к различного рода играм – это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Следует также отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление происходит в связи с тем, что учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий.

Особенность иностранного языка как предмета заключается в том, что учебная  деятельность подразумевает иноязычную речевую деятельность, то есть деятельность общения, в процессе которой формируются, помимо знаний, иноязычные речевые умения.

 Познавательные  мотивы обучающихся, содержащиеся в самой учебной деятельности, придают этой деятельности личностный смысл. Источником познавательных мотивов является осознанная познавательная потребность обучающихся. Реальные потребности изучающих иностранный язык связаны с желанием общаться на этом языке, выражать свое мнение, пользоваться языком устно и письменно, владеть им. Последнее приводит к необходимости продуманного подбора средств и приемов обучения иноязычной речевой деятельности для поддержания мотивации. В этой связи использование игровых приемов обучения иноязычному общению приобретает особую значимость.

Информация о работе Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе современной школы