Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе современной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить игровые методы при изучении иностранного языка в современной школе.
Объект исследования – игровые технологии в процессе преподавания иностранных языков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РОЛЬ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И ИХ ОТБОР
1.1 Использование нетрадиционных технологий обучения в современной школе 7
1.2 Критерии отбора технологий обучения 12
Вывод 15
ГЛАВА II. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
2.1 Понятие игровых технологий при изучении иностранного языка 16
2.2 Деловые игры в процессе преподавания иностранных языков 21
2.3 Ролевые игры в процессе преподавания иностранных языков 26
Вывод 33
ГЛАВА III. ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
3.1 Организация и методы исследования. 35
3.2 Анализ результатов, выводы. 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ЛИТЕРАТУРА 45
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 92.53 Кб (Скачать файл)

  После проведения сессии коррекционных  занятий ребятам была предложена  анкета следующего содержания.

                                    Анкета.

    1. Какие новые слова ты узнал за время занятий?
    2. В какие еще бы ты хотел игры поиграть?
    3. Хотел бы ты, чтобы взрослые присутствовали в игре?
    4. Чем бы теперь тебе хотелось заниматься в свободное время?
    5. О чем бы ты хотел прочитать?
    6. Чему бы тебе хотелось научиться?

 

Анкетирование показало, что после игровой сессии у детей увеличился словарный  запас, дети называли от 5 до 10 новых  слов. Каждый ребенок назвал  от 2 до 5 новых игр, в которые он  еще не играл.

Желанием  всех без исключения детей было присутствие  взрослого в игре. В ответах  на вопрос «О чем бы ты хотел прочитать?»  появились подобные выражения: «Я бы хотел прочитать про Алису в стране чудес, потому что там происходило много интересных событий, которые в обычной жизни не со всеми бывают», «Я хотел бы прочитать про звезды, те которые горят, и те, которые уже погасли», «Я бы прочитала про все чудеса света» и т. п., т.е. у детей ответы стали более полными и обоснованными, появилось стремление узнавать новое.

На  последний вопрос тоже появилось  много новых, интересных ответов  типа: «Я хотел бы научиться хорошо читать на иностранном языке», «Я хотела бы научиться хорошо разговаривать на иностранном языке», «Я бы хотела научиться хорошо переводить с иностранного языка» и т.п.

Такие же вопросы получили дети контрольной  группы (кроме первых трех), качество их ответов  в основном не уступало детям экспериментальной группы, однако на вопросы неопределенных ответов  оказалось все таки больше в % соотношении (см. табл 5).

 

 

 

Таблица 5

Результаты контрольного этапа  эксперимента (%).

Вопросы

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Определенность в выборе

Неопределенность в выборе

Определенность в выборе

Неопределенность в выборе

Чем бы тебе хотелось заниматься в свободное  время

42

58

68

32

О чем бы ты хотел прочитать

37

63

56

44

Чему бы тебе хотелось научиться

35

65

59

41

Ср. значение

38

62

61

39


 

По  критерию Фишера вычислим достоверность  полученных различий.

 j1 (61%) = 1,793     j2 (38%) = 1,328

   j* эмп = (1,793-1,328)  × = 0,465 × 11 = 5,115   

   j*эмп   >  j*кр.

Таким образом,  проведя игровую сессию с учащимися 1 группы было отмечено увеличение количества познавательных интересов, что доказывает положительное влияние психотерапевтических игровых упражнений на поддержание и развитие ведущих интересов младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переход на новые образовательные стандарты  особенно сильно высветил одно из противоречий современного образования — противоречие между фактическим, «знаниевым» характером учебного материала, его огромным объемом и нежеланием, а чаще невозможностью учащихся усвоить этот материал.

Игровые технологии направлены на главную фигуру школы — ученика. Для выбора технологии требуется перестроить традиционно сложившийся стереотип деятельности учителя: понять ученика, принять ученика, признать ученика как субъекта процесса обучения и подобрать технологии образовательных знаний, учитывая подбор класса и возраст, тему и наличие дидактической обеспеченности обучения, не забывая о результате, который вы желаете получить.

Поэтому так актуальны сегодня современные  образовательные технологии, которые  направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту  деятельность их умений, качеств, компетенции.

Актуальность  освоения педагогами современных образовательных  технологий, которые непосредственно  относятся к учебно-воспитательному  процессу в учебных заведениях, обусловлена  рядом проблем и противоречий практики.

Игру  как метод обучения, передачи опыта  старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса.

В отличие  от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Любые образовательные концепции и системы требуют для своей реализации определенной системы действий. Если эта система достаточно вариативна и гибка, ее чаще всего называют методической, если же она задается в более или менее жесткой алгоритмической последовательности с расчетом на получение гарантированного результата, ее именуют технологией.

Если  проанализировать любую технологию обучения, то можно заметить, что в них используются широко известные методы обучения. Но особенность технологии в том, что все это соединено вместе, завязано в жесткую, строгую систему.

Использование на уроках по иностранному языку игровых технологий, в частности ролевых игр, является важным методом для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности школьников.

Реализация  игровых приемов и ситуаций при  урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных  путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и  умений. Игра рождает непримиримость к шаблонам и стереотипам. Она  развивает память и воображение, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой  стороны личности, учит управлять  своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение обучаемых к тому или иному явлению, факту, проблеме.

Деловые игры отличаются от других во-первых, имитацией деятельности реальных социально-экономических систем, во-вторых, участники игры выступают в тех или иных ролях лишь для приобретения опыта преодоления конфликтов и принятия деловых решений; в-третьих, деловая игра всегда метод коллективного обучения; в-четвертых, в деловых играх создается эмоциональный настрой для активизации процесса обучения. Она деловая, т.к. прагматически направлена на дело, деятельность взрослых.

Ролевые игры – всегда игры «во что-то», «в кого-то». В этом плане они «зеркало общества». Отличительным признаком  ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Сюжет – предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, способ развертывания фабулы игры – это содержательная канва игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Барашкова, Е. А. Не все дети талантливые, но все способные / Е. А. Ба-рашкова // Первое сентября. Английский язык, 2005. - № 9. – С. 14.
  2. Болтнева, О. Ю. Театральные проекты в преподавании английского языка / О. Ю. Болтнева / / ИЯШ. – 2001. - №4. – С. 74-79.
  3. Гаврилова, О. В. Ролевая игра в обучении иностранных языков / О. В. Гаврилова // English, 2008. - № 1. – р. 7-8.
  4. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез – М.: Издательский центр « Академия», 2005. – 336 с.
  5. Жукова, И. В. Дидактические игры на уроках английского языка / И. В. Жукова // Первое сентября. Английский язык, 2006. - № 7. – С. 40.
  6. Коптелова, И. Е. Игры со словами / И. Е. Коптелова // Иностранный язык в школе. – 2003. - №1 – С. 54-55.
  7. Бадалян Л. О. Дидактическая игра с младшими школьниками. - Киев, 1988. -179с.
  8. Выготский А.С. Педагогическая психология. – М.: « Педагогика», 1991 –с. 532.
  9. Джиннотт Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. – М.: Апрель-пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001. – 272с.
  10. Мастюкова Е.М. Развивающие игры для младших школьников. - М.: Просвещение, 1991. -297с.
  11. Ярошевский М.Г., Петровский А.В. Теоретическая психология. – М.:Академия,2001. – 496с.
  12. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987.
  13. Газман О.С. и др. В школу — с игрой. — М., 1991. г
  14. Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. — М., 1992.
  15. Зимняя А. Н. Педагогическая психология — М., 2000.
  16. Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Летрусинского. — М., 1994.
  17. Педагогическое творчество в школе (из опыта учителей России) / Под ред. В.Ф. Кривошеева — М., изд-во НИИ школ МО РСФСР, 1992. — 114с.
  18. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. — М.: Народное образование, 1996.
  19. Столяренко В.А. Педагогаческая психология — Мн. ,2000.
  20. Яновская. М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. — М., 1974.
  21. Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская и др. «Настольная книга преподавателя иностранного языка». Справочное пособие. Минск «Высшая школа», 2000г.  стр.191-192; стр.198-199;стр. 204; стр. 210-211.
  22. Г.А.Китайгородская «Методика интенсивного обучения иностранным языкам». – М., 1982.-стр.39-41.
  23. Е.И.Пассов «Урок иностранного языка в средней школе».- Москва «Просвещение» 1988г. стр.204 -209.
  24. Журнал "Справочник классного руководителя" № 5, 2008 года
  25. http://copy.yandex.net/
  26. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635b3ad78b4d43a89521206d37_0.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Позиция для сравнения

Традиционная 

практика обучения

Технология обучения

Обязательно ли предварительное проектирование?

Нет, поскольку учителю тема хорошо знакома, он проводил урок по данной теме уже много раз

Да. Педагог, освоив технологию, может  воспользоваться готовым проектом урока

На каких основаниях строится?

На традиции, на интуиции педагога, на методе проб и ошибок, на личностных качествах

На научных (в основе каждой из технологий обучения лежат одна или несколько  научных теорий)

Возможности передачи и заимствования  другими педагогами

Ограничены

Больше, поскольку наука универсальна и объективна

Способ целеполагания

Через деятельность учителя или изучаемое  содержание

Через действия учащихся, являющиеся ожидаемым  результатом урока

Контроль

Эпизодический (учащиеся опрашиваются по разным темам в разные дни) + итоговый

«Встроенный» в процесс, обеспечивающий обратную связь: все учащиеся опрашиваются по всем учебным элементам

Гарантирует ли результат?

Далеко не всегда

Да. Если не так, то технология пока не освоена, или для ее применения нет соответствующих  условий




Таблица 1. Сравнение технологий обучения с традиционной практикой

 

 

 

Таблица 2. Технологии обучения и критерии их отбора

Критерий

Технология

Обеспечение подготовки выпускников для поступления в вузы

Модульная технология обучения, интегральная образовательная технология, технология поэтапного формирования умственных действий, технология полного усвоения, вузовская  технология в школьном варианте

Обеспечение подготовки учеников к последующей  научной деятельности

Обучение как исследование, проектное  обучение

Обеспечение умений работать с информацией

 Информационные технологии на  основе компьютера, телекоммуникационные  технологии

Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей

Проблемное обучение, метакогнитивные дискуссии, герменевтические, семиотические, логические тренинги, технология педагогических мастерских

Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей

Кооперативное обучение, игровые технологии, технологии педагогических мастерских, коллективной мыследеятельности

Обеспечение внутренней мотивации учащихся на учебную деятельность

Все личностно ориентированные технологии


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. Технологическая схема деловой игры

Этап подготовки

 

 

- общее описание игры

 

 

 

 

 

- содержание инструктажа

 

 

 

 

 

- подготовка материального обеспечения

 

 

 

Ввод в игру

- постановка проблемы, целей

 

 

 

 

 

- условия, инструктаж

 

 

 

 

 

- регламент, правила

 

 

 

 

 

- распределение ролей

 

 

 

 

 

- формирование групп

 

 

 

 

 

- консультации

 

 

 

 

 

 

 

Этап проведения

Групповая работа над заданием

- работа с источниками 

- тренинг 

- мозговой штурм 

- работа с игротехником

Межгрупповая дискуссия

- выступления групп 

- защита результатов 

-правила дискуссии 

-работа экспертов

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап анализа и обобщения

-

вывод из игры

 

 

 

 

-

анализ, рефлексия

 

 

 

 

-

оценка и самооценка работы

 

 

-

выводы и обобщения

 

 

 

 

-

рекомендации

 

 

 

 

 

ПРИМЕРЫ РОЛЕВЫХ ИГР.

         Ролевая игра «Близнецы» («Twins»)

Упражнение  в имитации.

         Задание первому партнеру. Вы  участник школьной художественной  самодеятельности. Мечтаете стать  профессиональным актером. Интересуетесь  всеми театральными жанрами. 

         Задание второму партеру. Вы  одноклассник и ближайший друг  будущего актера. Во всем подражаете ему. Вас прозвали близнецами.

I’m interested in opera.                         I’m interested in opera, too.

Информация о работе Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе современной школы