Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:48, дипломная работа
Цель данной работы: изучить игровые методы при изучении иностранного языка в современной школе.
Объект исследования – игровые технологии в процессе преподавания иностранных языков.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РОЛЬ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И ИХ ОТБОР
1.1 Использование нетрадиционных технологий обучения в современной школе 7
1.2 Критерии отбора технологий обучения 12
Вывод 15
ГЛАВА II. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
2.1 Понятие игровых технологий при изучении иностранного языка 16
2.2 Деловые игры в процессе преподавания иностранных языков 21
2.3 Ролевые игры в процессе преподавания иностранных языков 26
Вывод 33
ГЛАВА III. ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
3.1 Организация и методы исследования. 35
3.2 Анализ результатов, выводы. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ЛИТЕРАТУРА 45
ПРИЛОЖЕНИЕ
После проведения сессии
Анкетирование показало, что после игровой сессии у детей увеличился словарный запас, дети называли от 5 до 10 новых слов. Каждый ребенок назвал от 2 до 5 новых игр, в которые он еще не играл.
Желанием всех без исключения детей было присутствие взрослого в игре. В ответах на вопрос «О чем бы ты хотел прочитать?» появились подобные выражения: «Я бы хотел прочитать про Алису в стране чудес, потому что там происходило много интересных событий, которые в обычной жизни не со всеми бывают», «Я хотел бы прочитать про звезды, те которые горят, и те, которые уже погасли», «Я бы прочитала про все чудеса света» и т. п., т.е. у детей ответы стали более полными и обоснованными, появилось стремление узнавать новое.
На последний вопрос тоже появилось много новых, интересных ответов типа: «Я хотел бы научиться хорошо читать на иностранном языке», «Я хотела бы научиться хорошо разговаривать на иностранном языке», «Я бы хотела научиться хорошо переводить с иностранного языка» и т.п.
Такие
же вопросы получили дети контрольной
группы (кроме первых трех), качество
их ответов в основном не уступало
детям экспериментальной
Таблица 5
Результаты контрольного этапа эксперимента (%).
Вопросы |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
Определенность в выборе |
Неопределенность в выборе |
Определенность в выборе |
Неопределенность в выборе | |
Чем бы тебе хотелось заниматься в свободное время |
42 |
58 |
68 |
32 |
О чем бы ты хотел прочитать |
37 |
63 |
56 |
44 |
Чему бы тебе хотелось научиться |
35 |
65 |
59 |
41 |
Ср. значение |
38 |
62 |
61 |
39 |
По критерию Фишера вычислим достоверность полученных различий.
j1 (61%) = 1,793 j2 (38%) = 1,328
j* эмп = (1,793-1,328) × = 0,465 × 11 = 5,115
j*эмп > j*кр.
Таким образом, проведя игровую сессию с учащимися 1 группы было отмечено увеличение количества познавательных интересов, что доказывает положительное влияние психотерапевтических игровых упражнений на поддержание и развитие ведущих интересов младших школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переход
на новые образовательные
Игровые технологии направлены на главную фигуру школы — ученика. Для выбора технологии требуется перестроить традиционно сложившийся стереотип деятельности учителя: понять ученика, принять ученика, признать ученика как субъекта процесса обучения и подобрать технологии образовательных знаний, учитывая подбор класса и возраст, тему и наличие дидактической обеспеченности обучения, не забывая о результате, который вы желаете получить.
Поэтому
так актуальны сегодня
Актуальность
освоения педагогами современных образовательных
технологий, которые непосредственно
относятся к учебно-
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Любые образовательные концепции и системы требуют для своей реализации определенной системы действий. Если эта система достаточно вариативна и гибка, ее чаще всего называют методической, если же она задается в более или менее жесткой алгоритмической последовательности с расчетом на получение гарантированного результата, ее именуют технологией.
Если проанализировать любую технологию обучения, то можно заметить, что в них используются широко известные методы обучения. Но особенность технологии в том, что все это соединено вместе, завязано в жесткую, строгую систему.
Использование на уроках по иностранному языку игровых технологий, в частности ролевых игр, является важным методом для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности школьников.
Реализация
игровых приемов и ситуаций при
урочной форме занятий
Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений. Игра рождает непримиримость к шаблонам и стереотипам. Она развивает память и воображение, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой стороны личности, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение обучаемых к тому или иному явлению, факту, проблеме.
Деловые игры отличаются от других во-первых, имитацией деятельности реальных социально-экономических систем, во-вторых, участники игры выступают в тех или иных ролях лишь для приобретения опыта преодоления конфликтов и принятия деловых решений; в-третьих, деловая игра всегда метод коллективного обучения; в-четвертых, в деловых играх создается эмоциональный настрой для активизации процесса обучения. Она деловая, т.к. прагматически направлена на дело, деятельность взрослых.
Ролевые игры – всегда игры «во что-то», «в кого-то». В этом плане они «зеркало общества». Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Сюжет – предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, способ развертывания фабулы игры – это содержательная канва игры.
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Позиция для сравнения |
Традиционная практика обучения |
Технология обучения |
Обязательно ли предварительное проектирование? |
Нет, поскольку учителю тема хорошо знакома, он проводил урок по данной теме уже много раз |
Да. Педагог, освоив технологию, может
воспользоваться готовым |
На каких основаниях строится? |
На традиции, на интуиции педагога, на методе проб и ошибок, на личностных качествах |
На научных (в основе каждой из технологий обучения лежат одна или несколько научных теорий) |
Возможности передачи и заимствования другими педагогами |
Ограничены |
Больше, поскольку наука универсальна и объективна |
Способ целеполагания |
Через деятельность учителя или изучаемое содержание |
Через действия учащихся, являющиеся ожидаемым результатом урока |
Контроль |
Эпизодический (учащиеся опрашиваются по разным темам в разные дни) + итоговый |
«Встроенный» в процесс, обеспечивающий обратную связь: все учащиеся опрашиваются по всем учебным элементам |
Гарантирует ли результат? |
Далеко не всегда |
Да. Если не так, то технология пока не освоена, или для ее применения нет соответствующих условий |
Таблица 1. Сравнение технологий обучения с традиционной практикой
Таблица 2. Технологии обучения и критерии их отбора
Критерий |
Технология |
Обеспечение подготовки выпускников для поступления в вузы |
Модульная технология обучения, интегральная образовательная технология, технология поэтапного формирования умственных действий, технология полного усвоения, вузовская технология в школьном варианте |
Обеспечение подготовки учеников к последующей научной деятельности |
Обучение как исследование, проектное обучение |
Обеспечение умений работать с информацией |
Информационные технологии на основе компьютера, телекоммуникационные технологии |
Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей |
Проблемное обучение, метакогнитивные дискуссии, герменевтические, семиотические, логические тренинги, технология педагогических мастерских |
Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей |
Кооперативное обучение, игровые технологии, технологии педагогических мастерских, коллективной мыследеятельности |
Обеспечение внутренней мотивации учащихся на учебную деятельность |
Все личностно ориентированные |
Таблица 3. Технологическая схема деловой игры
Этап подготовки |
|
- общее описание игры |
|||||
|
|
- содержание инструктажа |
|||||
|
|
- подготовка материального |
|||||
|
Ввод в игру |
- постановка проблемы, целей |
|||||
|
|
- условия, инструктаж |
|||||
|
|
- регламент, правила |
|||||
|
|
- распределение ролей |
|||||
|
|
- формирование групп |
|||||
|
|
- консультации |
|||||
|
|
| |||||
Этап проведения |
Групповая работа над заданием |
- работа с источниками - тренинг - мозговой штурм - работа с игротехником | |||||
Межгрупповая дискуссия |
- выступления групп - защита результатов -правила дискуссии -работа экспертов | ||||||
|
|
|
| ||||
Этап анализа и обобщения |
- |
вывод из игры |
| ||||
|
- |
анализ, рефлексия |
| ||||
|
- |
оценка и самооценка работы | |||||
|
- |
выводы и обобщения |
| ||||
|
- |
рекомендации |
|
ПРИМЕРЫ РОЛЕВЫХ ИГР.
Ролевая игра «Близнецы» («Twins»)
Упражнение в имитации.
Задание первому партнеру. Вы
участник школьной
Задание второму партеру. Вы одноклассник и ближайший друг будущего актера. Во всем подражаете ему. Вас прозвали близнецами.
I’m interested in opera. I’m interested in opera, too.