Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 00:24, курсовая работа
Цель исследования. Изучить особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - воображение старших дошкольников.
Предмет исследования - особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотезы исследования:
Индивидуальные особенности воображения детей старшего дошкольного возраста проявляются в преобладании одного из видов воображения: познавательного или аффективного.
У детей дошкольного возраста преобладает воссоздающее воображение.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………....
Глава 1. Теоретический анализ воображения в дошкольном возрасте
Определение и значение воображения в жизни человека……….... 7
Функции и виды воображения………………………………………. 12
Образы и механизмы творческого воображения………………….. 19
Развитие воображения у детей дошкольного возраста…………… 25
Связь воображение с творчеством и личностью.………………….. 34
Роль воображения в науке…………………………………………... 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...
Развитие воображения в человеческом роде, рассматриваемое исторически, следует по тому же пути, как и у отдельного человека [18; 139].
Вико Джамбаптиста разделял исторический путь человечества на три последовательные периода: божественный или теократический, героический или сказочный, человеческий или исторический в собственном смысле; причём по миновании одного такого цикла начинается новый. Два первые периода, составляющие везде и всегда предшествующие и предварительные стадии цивилизации являются торжеством воображения. Оно произвело мифы, религии, легенды, эпические и воинственные рассказы, гордые памятники, воздвигнутые в честь богов и героев. Многие народы, развитие которых не было полным, не пережили этих двух периодов [18; 139].
Игры с числовыми преувеличениями оказываются в высокой степени важными для человека, и живое доказательство этому мы видим в астрономии и других естественных науках, которым приходится оперировать не меньшими, а гораздо большими величинами [6; 22].
«В науках, - говорит Рибо, - числовое воображение не облекается в форму бреда. Науку обвиняют в том, будто бы она своим развитием подавляет воображение, тогда как в действительности она открывает для его творчества несравненно более широкие области. Астрономия витает в бесконечности времени и пространства. Она видит зарождение миров, мерцающих сперва тусклым светом туманности, которая затем превращается в ярко блистающие солнца. Эти солнца, охлаждаясь, покрываются пятнами, тускнеют и меркнут. Геология следит за развитием обитаемой нами планеты сквозь ряд переворотов и катаклизмов; она предусматривает отдалённое будущее, когда земной шар, утеряв водяные пары, защищающие его атмосферу от чрезмерного излучения тепла, должен будет погибнуть от холода…» [6; 22 - 23].
Мы видим, что преувеличение,
как и воображение вообще, одинаково
нужно в искусстве, как и в
науке. Не будь этой способности, так
комично проявляющейся в
«Человеческий» взгляд представляет собой интерпретацию реальных явлений через воображение. Такой взгляд действительно «ненаучен» и «нелогичен» с точки зрения взрослого. Но он позволяет сформировать тот смысловой «подход» к действительности, в рамках которого будущие научные знания приобретут содержательный характер [12; 78].
Заключение
Мы познакомились с самыми общими аспектами развития воображения детей. Мы увидели, как важна эта функция для общего развития ребёнка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. Все гипотезы в данной работе подтвердились. В силу важности и значимости воображения для ребёнка необходимо всячески помогать его развитию и использовать его для оптимизации учебной деятельности [23; 161].
Итак, воображение — это способность человека создавать новые образы путём преобразования предшествующего опыта. Воображение — очень важный психический процесс, присущий только человеку. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё — от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий — первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, человек всегда вначале представляет это в своём воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнёт что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему.
Обращая внимание на реальные
трудности в трактовке и
В процессе деятельности
воображение выполняет
Воображение подразделяется на активное и пассивное, а также воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное. Сновидения, галлюцинации, грёзы и мечты также представляют собой разновидности человеческого воображения.
У детей аффективное и познавательное воображение проявляются по-разному. В младшем дошкольном возрасте преобладает «аффективное» воображение, в средней и старшей группе детского сада его доля снижается и вновь возрастает в подготовительной группе. Это зависит от особенностей каждой возрастной группы. У детей дошкольного возраста преобладает воссоздающее воображение. Оно проявляется уже в раннем и младшем дошкольном возрасте в игре, рисовании и т.д.
Дети с «аффективным» воображением находятся на более высоком уровне освоения символических средств, чем дети с «познавательным» воображением, и чаще привлекают в своих ответах общекультурные символические значения. Это можно объяснить тесной связью «аффективного» воображения с использованием символов, когда противоречия образа «я» с действительностью, неосознаваемые ребёнком, с необходимостью проявляются в символической форме.
Преобразование
Наиболее интенсивно
воображение развивается в
Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением действительности. Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями и родителями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.
Воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.
Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей. Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.
И, наконец, хорошо развитое воображение дошкольника станет залогом успешной учёбы в школе.
Таким образом, дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определённых условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребёнка.
3. Самостоятельное решение ребёнком задач.
4. Предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребёнка к творчеству.
Список использованной литературы
http://slovari.yandex.ru/
Информация о работе Исследование воображения у детей старшего дошкольного возраста