Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:20, курсовая работа
Анализ подходов к проблеме исследования жизненной перспективы и определение основных направлений изучения представлений о жизненной перспективе в период взрослости в зарубежной и отечественной психологии.
Разработка программы эмпирического исследования особенностей представлений о жизненной перспективе в период взрослости, определение критериев анализа результатов. Реализация программы эмпирического исследования и описание особенностей представлений взрослых людей о собственной жизненной перспективе. Различия количества мотивационных объектов по содержанию и во времени у мужчин и женщин.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения временной перспективы в период взрослости 6
1.1. Понятие временной перспективы в психологических исследованиях
1.2. Характеристика периода зрелости в различных психологических концепциях
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей временной перспективы в период взрослости
2.1. Описание организации процедуры исследования 27
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования временной перспективы
Заключение 40
Список литературы 39
Приложения 41
Рассмотрим принципы анализа содержания мотивационных объектов. Главная цель анализа — классификация присущих субъекту мотивов с точки зрения категорий мотивирующих его объектов и типа поведенческого отношения, которое он хотел бы установить с тем или иным объектом. Следует обращать внимание не только на специфический объект, названный субъектом, но и на более общую функцию, или роль, которую этот объект выполняет в поведенческом взаимодействии индивида с миром. Так, разные виды поведенческой активности, направленные на добывание продуктов питания (объектов для еды), кодируются не как таковые (конкретные объекты или действия), а как относящиеся к более общему типу функционирования — в данном случае к обеспечению потребности субъекта в физическом самосохранении. Аналогично стремления к разнообразным межличностным отношениям кодируются через категорию потребности в социальном контакте и т.д. Иными словами, кодируется более общая потребность, лежащая за стремлением субъекта к определенному объекту.
Основные категории анализа содержания мотивационных объектов:
1. S – мотивационные объекты, относящиеся к некоторым аспектам личности самого субъекта (личностные характеристики и т.п.);
2. SR – действия или стремления субъекта, направленные на развитие (актуализацию) его самого (саморазвитие);
3. R – всякая активность, или «работа», нацеленная на производство некоторых полезных объектов (в противоположность досуговой активности):
R – активность в целом;
R2
– профессиональная
R3 – учебная деятельность;
4. С – мотивационные объекты, включающие социальные контакты:
С – контакт с другими;
С2 – ожидание чего-то от других (взаимный контакт);
С3 – цели, формулируемые для других;
5. Е – активность в связи с получением информации, познанием, исследованием и т.д.;
6. Т – мотивационные цели или ценности, имеющие религиозную, экзистенциальную или трансцендентальную природу;
7. Р – желание обладать чем-то, иметь, приобретать что-то;
8. L – активность, связанная с отдыхом, игрой, досугом (противоположное работе);
9. Tt – все ответы, касающиеся проводимого теста;
10.
U – неклассифицируемые и
Перед началом кодирования содержания мотивации необходимо прочитать все ответы индивида. Несомненно, что контекст конкретного ответа может повлиять на понимание его смысла и значения. Корректное кодирование иногда требует учета этого контекста.
Бланк
методики Ж. Нюттена представлен
в приложении 1.
2.2.
Анализ результатов
эмпирического исследования
временной перспективы
В результате количественной обработки ответов испытуемых было получено сочетание содержательных объектов мотивации, представленное в таблице 1.
Таблица 1
Содержание временной перспективы будущего
Мотивационные объекты | Мужчины % | Ранг | Женщины % | Ранг | Общий показатель
% |
Значимые различия показателей |
Некоторые
аспекты личности самого |
9.8 | 3 | 16.8 | 1 | 13.1 | Различия
не значимы |
Актуализация саморазвития субъекта (SR) | 4.2 | 7.5 | 2.1 | 12.5 | 3.2 | Различия
не значимы |
Активность в целом (R) | 1.4 | 11.5 | 3.6 | 8.5 | 2.4 | Различия
не значимы |
Профессиональная деятельность (R2) | 7.4 | 5 | 2.1 | 12.5 | 4.9 | Различия значимы, p≤0,05 |
Учебная деятельность (R3) | 0 | 16 | 0 | 16.5 | 0 | Различия
не значимы |
Социальные контакты (C) | 2.3 | 10 | 4.7 | 7 | 3.4 | Различия
не значимы |
Ожидание чего-либо от других (C2) | 13 | 1 | 7.8 | 4 | 10.6 | Различия значимы, p≤0,05 |
Цели, формулируемые для других (С3) | 1.4 | 11.5 | 3.6 | 8.5 | 2.4 | Различия
не значимы |
Цели, формулируемые для детей (C3) | 3.2 | 9 | 7.3 | 6 | 5.1 | Различия
не значимы |
Цели, формулируемые для родителей (C3) | 0 | 16 | 3.1 | 10 | 1.4 | Различия
не значимы |
Цели, формулируемые для супруга(-и) (C3) | 0.4 | 13.5 | 1.5 | 14 | 0.9 | Различия
не значимы |
Цели,
формулируемые для близких, |
6 | 6 | 8.9 | 2 | 7.4 | Различия
не значимы |
Активность
в связи с получением |
0.4 | 13.5 | 0.5 | 15 | 0.5 | Различия
не значимы |
Желание
обладать каким-либо |
11.6 | 2 | 7.8 | 4 | 9.9 | Различия
не значимы |
Активность, связанная с отдыхом, досугом (L) | 7.9 | 4 | 7.8 | 4 | 7.9 | Различия
не значимы |
Мотивационные
объекты, имеющие религиозную,
экзистенциальную или |
4.2 | 7.5 | 2.6 | 11 | 3.4 | Различия
не значимы |
Ответы, касающиеся проводимого теста (Tt) | 0 | 16 | 0 | 16.5 | 0 | Различия
не значимы |
Неклассифицируемые и пропущенные ответы (U) | 26.1 | 18.9 |
Как видно из таблицы, у мужчин преобладают такие мотивационные объекты, как ожидание чего-либо от других; желание обладать какими-либо материальными ценностями; объекты, относящиеся к некоторым качествам и свойствам самого себя; объекты, связанные с досугом; объекты, связанные с профессиональной деятельностью и высказывания о семье, родных.
У женщин преобладают объекты, относящиеся к некоторым качествам и свойствам самого себя; высказывания о семье; затем на одном уровне находятся объекты, связанные с ожиданием чего-либо от других, желание обладать материальными ценностями и высказывания, связанные с досугом; высказывания о детях.
Преобладание у мужчин высказываний, связанных с ожиданием чего-либо от других, возможно, связано с направленностью в этом возрасте на построение карьеры, что зачастую зависит от других людей. Также это можно объяснить ожиданиями в семейной жизни: уюта и ведения хозяйства от жены, хорошей учебы/успешности от детей (Я буду очень доволен, если сын закончит школу на хорошо).
Преобладание у мужчин высказываний, связанных с профессиональной деятельностью, вероятно, связано с общественным мнением, что мужчина должен обеспечивать семью в большей степени, чем женщина, которая больше ориентирована на взаимодействие с семьей и близкими (Я буду протестовать, если будут мало платить). Это же подтверждает и то, что у женщин высказывания о близких людях находятся выше, чем у мужчин (Я очень хочу, чтобы мои близкие были здоровы).
У женщин же преобладают высказывания, направленные на некоторые свои качества и свойства. Возможно, это связано с данным возрастным этапом. Если мужчины в этом возрасте находятся на пике карьеры, в расцвете сил, то женщины уже считаются стареющими. Поэтому они начинают больше заботится о своем внешнем виде и здоровье (Я намереваюсь заняться собственным здоровьем).
Наша гипотеза о наличии у взрослых высказываний о других людях частично подтверждена. У женщин таких высказываний больше. У мужчин же они проявляются в высказываниях о желании владеть какими-либо материальными благами. Из этих высказываний становится понятно, что мужчины таким образом заботятся о своих близких (Я сделаю все возможное, чтобы моя семья ни в чем не нуждалась).
Полученное сочетание темпоральных знаков представлено в таблице 2.
Таблица 2
Структура перспективы будущего
Темпоральные знаки | Мужчины % | Ранг | Женщины % | Ранг | Общий показатель % | Ранг |
Момент заполнения методики (T) | 2.1 | 8 | 0 | 12.5 | 1.1 | 9 |
В пределах одного-двух дней от настоящего момента (D) | 0.5 | 10 | 0 | 12.5 | 0.2 | 10 |
В течение недели от настоящего момента (W) | 0 | 13.5 | 0 | 12.5 | 0 | 13.5 |
В течении месяца от настоящего момента (M) | 1 | 9 | 1.7 | 7.5 | 1.4 | 8 |
В течение года от настоящего момента (Y) | 3.7 | 4 | 2.9 | 6 | 3.3 | 5.5 |
В течение одного-двух лет от настоящего момента (Y-->) | 3.2 | 5.5 | 3.5 | 5 | 3.3 | 5.5 |
До начала обучения в школе (E0) | 0 | 13.5 | 0 | 12.5 | 0 | 13.5 |
Обучение в начальной школе (E1) | 0 | 13.5 | 0 | 12.5 | 0 | 13.5 |
Обучение в средней и старшей школе (E2) | 0 | 13.5 | 0 | 12.5 | 0 | 13.5 |
Период послешкольного образования (E3) | 0 | 13.5 | 0 | 12.5 | 0 | 13.5 |
Первая половина профессиональной карьеры (A1) | 0 | 13.5 | 0 | 12.5 | 0 | 13.5 |
Вторая половина профессиональной карьеры (A2) | 10.2 | 3 | 8.8 | 3 | 9.5 | 3 |
Старость (O) | 2.7 | 7 | 5.2 | 4 | 4.2 | 4 |
Период после смерти испытуемого (X) | 3.2 | 5.5 | 1.7 | 7.5 | 2.5 | 7 |
Вся жизнь (L) | 12.9 | 2 | 17.6 | 2 | 15.2 | 2 |
Открытое настоящее (I) | 30.2 | 1 | 25.2 | 1 | 27.8 | 1 |
Неклассифицируемые ответы (?) | 29.7 | 32.9 | 31.2 |
Значимых различий между ответами мужчин и женщин нет.
По результатам обработки видно, что подтверждается гипотеза о неконкретности жизненной перспективы, ориентации на неопределенное будущее и всю жизнь как у мужчин, так и у женщин.
По имеющимся данным можно сказать, что это отличительная черта взрослости, так как, например, у подростков мотивационные объекты, наоборот, конкретны и в основном ориентированы на недалекое будущее (например, учебная деятельность, профессиональное самоопределение, общение со сверстниками и учителями, отношения с противоположным полом, брак) (Медведев и др., 2007).
Возможно, в период зрелости многие жизненные перспективы достаточно удалены, так как в этом возрасте человек уже получил образование, овладел профессией, завел семью. Эти сферы его уже не так беспокоят, и он более сосредоточен на своих внутренних ощущениях, переживаниях, стремлениях (Я стремлюсь обрести равновесие в жизни).
Также
среди преобладающих
Период старости значим для испытуемых, так как он наступает вместе с окончанием профессиональной деятельности. Для испытуемых это относительно недалекое будущее. Поэтому оно также обращает на себя внимание (Я надеюсь, что моя старость будет оптимистичной и обеспеченной).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашем исследовании был проведен теоретический анализ подходов к проблеме исследования жизненной перспективы и определены основные направления изучения представлений о жизненной перспективе в период взрослости в зарубежной и отечественной психологии.
Была
разработана программа
Была реализована программа эмпирического исследования и выявлены особенности представлений взрослых людей о собственной жизненной перспективе: неконкретность, направленность на неопределенное будущее и всю жизнь; а также направленность на вторую половину профессиональной деятельности и на старость.
Информация о работе Исследование жизненой перспективы в период взрослости