Исследование и анализ гендерного аспекта в управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 19:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы гендера в управлении состоит в том, что в мире все чаще женщины занимают управленческие должности, появились так называемые «деловые женщины». В России эта проблема обусловлена, в частности, тем фактом, что соотношение мужчин и женщин в стране не равнозначно. Во-вторых, проблема гендерных аспектов характеризуется также тем, что запросы предприятий в квалифицированных кадрах возрастают, а анализ контингента обучающихся в ВУЗах свидетельствует о положительной перспективе участия женщин в управлении. В-третьих, необходимость разрушения полоролевых стереотипов, свидетельствующих о том, что место женщины – у домашнего очага.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы гендера в управленческой деятельности
1.1. Характеристика управленческой деятельности…………………………….7
1.2. Гендерные аспекты управленческой деятельности………………………11
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных аспектов, мотивации профессиональной деятельности и стилей управления
2.1. Организация и методы исследования……………………………………17
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов…………………….…20
2.3. Рекомендации для руководителей по повышению эффективности управленческой деятельности………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_ZAGUSTINA.docx

— 136.82 Кб (Скачать файл)

Этап II. Разминка.

Упражнение «Космическая скорость».

Цель упражнения: отработка навыка принятия группового решения о стратегии и тактике выполнения поставленной задачи. Способствовать сплочению группы и углублению процессов самораскрытия.

Время выполнения: 10 минут.

Инструкция: "Передать в кругу, в любом порядке, кроме соседа справа и соседа слева мяч, но так, чтобы мяч побывал у каждого члена команды 1 раз".

Усложнение:

- сделать то же самое,  но на время 

- "А быстрее можете?"

- выполнить любым другим  способом на время. 

Ведущий предлагает всем участникам команды после завершения упражнения сесть в круг и выразить свое состояние  на момент начала работы и ее окончания.

На что следует обратить внимание:

- выработка командной  стратегии 

- понимание идеи упражнения 

- понимание других участников 

- принятие решений 

- изменения в поведении 

- изменение на эмоциональном  уровне и в степени участия  каждого. 

Вопросы ведущего должны быть нейтральными и оставлять свободу  выбора, анализа и фантазии:

- Что вы чувствовали? 

- Что изменилось в момент?..

- Почему вы выбрали  это решение?

Этап III. Основная часть.

Упражнение «Уверенные интонации».

Цель: выработка у участников уверенной интонации, отработка навыков эффективной коммуникации и аргументации.

Время проведения: 15 минут.

Процедура: вызываются два добровольца. Ведущий с помощью наводящих вопросов выясняет спорную для участников тему, так чтобы они придерживались противоположной точки зрения. После того, как спорная тема выяснена, ведущий объявляет "публичные дебаты", время которых 3 мин. За это время каждый из спорщиков должен попытаться склонить на свою точку зрения оппонента.

По окончании отведенного  времени остальные участники  должны голосованием выявить, у кого из участников в голосе присутствовали наиболее уверенные интонации.

В случае, если голоса разделились - ведущий говорит свое решающее слово. В случае, если в процессе дебатов один из оппонентов сдался, то другой автоматически побеждает.

Победитель дебатов сразу  же встречается со следующим добровольцем. И так до тех пор, пока все участники  не пройдут через дебаты.

При обсуждении стоит выписать те критерии, на которые участники  опирались при определении, у  кого из спорящих наиболее уверенные интонации.

Упражнение «Передача  распоряжения».

Цель: отработка навыков эффективной коммуникации.

Время: 15 минут.

Процедура: одному из участников тренер передает вне помещения устное распоряжение высокой степени сложности. Например: ”Вашему сотруднику следует обратиться к клерку конкурирующей компании -представителю отдела сбыта передать в соответствующий отдел нашей фирмы информацию об их претензиях к нашему субподрядчику для пересмотра действующей договорённости с последним Советом Директоров нашей фирмы. Этим должен заняться курьер вашего отдела свободный от прочих персональных поручений но хорошо известный сотрудникам конкурирующей фирмы”.

Далее участнику даётся инструкция:

а) Точно понять распоряжение (тренер должен добиться от участника  реакции понимания). Возможны дополнительные вопросы и повторение распоряжения.

Б) Устно передать распоряжение следующему участнику, при необходимости  переформулировав его для наилучшего понимания.

В) Передать следующему участнику  инструкцию.

г) Записать для себя исходный и конечный, ”отредактированный”  варианты распоряжения.

После выполнения передачи распоряжения всеми участниками  друг другу и последним участником тренеру записи собираются и нумеруются в порядке прохождения. Производится анализ ошибок в понимании и передаче распоряжения.

Далее группе предлагается выбрать или сформулировать заново оптимальный вариант распоряжения более доступного для понимания, чем исходное, но при условии сохранения исходной задачи .

Упражнение «Я-реальное и Я-идеальное».

Цель: развитие адекватной самооценки у участников.

Время: 20 минут.

Процедура: Участникам раздаются по 2 листа бумаги и карандаши. Ведущий просит нарисовать себя в "двух ипостасях": Я-реальное и Я-идеальное. После того, как участники готовы, происходит обсуждение:

- Когда вы чувствовали  большее напряжение: когда рисовали  идеальное или реальное?

- Как вы думаете, что  вам необходимо предпринять, чтобы  эти два понятия стали едиными?

Упражнение «Преувеличение или полное изменение поведения».

Цель упражнения: - формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения.

Время: 15 минут.

Процедура: членам группы дается возможность проиграть свои внутриличностные конфликты. Разыгрывание ролей используется для расширения осознания поведения и возможности его изменения.

Участник сам выбирает нежелательное личное поведение, или  группа помогает ему выбрать поведение, которое им не осознается.

Если член группы не осознает этого поведения, он должен преувеличить его. Например, робкий член группы должен говорить громким авторитарным тоном, постоянно хвастаясь. Если же участник осознает поведение и считает его нежелательным, он должен полностью изменить его. На разыгрывание ролей каждому дается 2-3 минуты. Затем все участники делятся своими наблюдениями и чувствами.

Упражнение «Мозговой  штурм «Способы саморегуляции в ситуации стресса».

Цель: выяснение и отработка способов управления своими эмоциями.

Время: 10 минут.

Процедура: участники делятся на группы и отвечают на вопрос: «Как вы боретесь с негативными эмоциями?»

В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными  эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется тренером группы.

Этап IV. Завершение тренинга.

По завершении тренинга психолог должен провести обратную связь с  целью получения впечатлений  у участников, эмоциях, переживаниях и навыках, усвоенных ими во время  тренинга.

 

Заключение

 

Управленческая деятельность подразумевает под собой сложный  процесс организации деятельности других людей. Немалое значение отводится  роли руководителя в управлении, а  также эффективности его руководства. Теоретический анализ гендерных аспектов показал, что, несмотря на то, что женщины все чаще занимают руководящие должности, их роль в управлении и менеджменте остается все также низка по сравнению с господствующими в этой области мужчинами.

Проблема гендера в управлении особенно актуальна в данный момент, когда наблюдается тенденция, что женщины занимают высокие должности не в силу специализированных знаний и умений (хотя таковые ничуть не отрицаются), а по той причине, что соотношение мужчин и женщин в стране в пользу последних.

В результате проведенного исследования была принята альтернативная гипотеза, которая подтвердилась  частично. Выраженных различий между мужчинами и женщинами в качестве управляющих, как таковых, нет. При этом необходимо отметить, что женщины действительно отдают предпочтение фемининному стилю поведения с применением доброжелательного стиля лидерского поведения и основывают управление на демократическом стиле управления. Можно сказать, что у женщин также более низкая выраженность внутренней мотивации по сравнению с мужчинами. Что касается мужчин – гипотеза не подтвердилась. Основывая управление на гендерно-нейтральном стиле поведения с преобладанием структурирующего стиля лидерского поведения, они также отдают предпочтение демократическому стиля управления, и у них явно выражена внутренняя мотивация.

 

Список  используемой литературы

 

  1. Aвдyлoвa, Т.П. Гендерные аспекты управленческой деятельности / Т. П. Авдулова // Новая аптека. Эффективное управление : для руководителя. - 2011. - № 5. - С. 41-44 .
  2.   Бурганова, Л. А. Гендерные стереотипы в управлении (анализ дискурсивных технологий СМИ) / Л. А. Бурганова, К. Н. Ахмадеева // Власть. - 2010. - N 3. - С. 65-69.
  3. Бендас, Т.В.  Гендерные исследования лидерства /Т.В. Бендас// Вопр. психологии. -2000.- № 1.- С. 87-95.
  4. Берн, Ш. Гендерная психология -- М.: Прайм-Еврознак, 2004. - 320 стр.
  5. Данилова, Н.И. Содержание и принципы гендерного управления. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – СПб., 2009. – Вып. 99. – с. 282-286.
  6. Демушкина, О. П. СМИ как фактор гендерно-ролевой социализации / О. П. Демушкина // Демушкина О. П. Социальная работа / О. П. Демушкина. - Ростов-на-Дону, 2004. - С. 324-337
  7. Деркач, А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн.2. Акмеологические основы управленческой деятельности. – М.: РАГС, 2000. – 536с.
  8. Ефремова, О.И. Женщина и успех. Женщина элегантного возраста. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 195.
  9. Карпов, А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. —— М.: Гардарики, 2005. — 584 с: ил.
  10. Клецина, И.С. Гендерная социализация: учеб. пособие/И.С. Клецина.- СПб: Изд-во СПбГУ, 1998.-  228 с.
  11. Кон, И. С. Пол и гендер: Заметки о терминах // Андрология и генитальная хирургия. 2004б. № 1–2. С. 31–34.
  12. Кошкина, В.К. Гендерные особенности управленческой деятельности: культурно-исотрический и психофизиологический аспект/В.К. Кошкина //Инновации в образовании — 2010. — № 4. — С. 130—143.
  13. Корягина, Н.А. К проблеме профессионального самоопределения в сфере управления. // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». – М., 2010. – 24 с.
  14. Ли, Е. Гендерная психология : хрестоматия / сост. Е. Ли. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. – 114 с.
  15. Ревская, Н.Е. Психология менеджмента (конспект лекций). – СпБ.: Альфа, 2005. – 240с. 
  16. Резник, С. Д. Гендерные особенности карьерного роста:женщины в менеджмент: [влияние гендерных различий на трудовую деятельность и карьеру] / С. Д. Резник // Эко. - М., 2006. - N 3. - С. 125-131
  17. Розанова В. А. Психология управления: Учебное пособие. изд., 5-е. –М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. — 384с.
  18. Русаков, С.А.  Основы управленческой деятельности [Текст] / учебное пособие – М.: Академия, 2008. – 240с.
  19. Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов-на-Дону «Феникс», 2005. – 512 с.
  20. Тейлор, Ф.У. Принципы научного менеджмента Пер. с англ. А.И. Зак. — М.: Контроллинг, 1991. — 104 c.
  21. Тельнюк, И.В. Гендерные подходы в поло-ролевой социализации старших дошкольников : [психопед. аспект] // Этнопедагогика: проблемы обучения и воспитания. - СПб., 2004. - Вып. 3. - C. 56-60.
  22. Темкина, А. А. Женский путь в политику: гендерная перспектива / А.А. Темкина // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период: труды Центра независимых социальных исследований / под ред. Е. А.  Здравомысловой, А. А. Темкиной.- СПб., 1996. - Вып. 4.- C. 19-32.
  23. Тюрина, И.О. Гендерные аспекты занятости управления. // "Социологические исследования". – М., 2002. – Вып. 11. - с.135-142
  24. Урбанович А. А. Психология управления: учебно-методическое пособие / А. А. Урбанович. – Минск: Харвест, 2001. – 640 с.
  25.   Урмина, И. А. Гендерная ориентация исследований участия женщин в профессиональном управлении / И. А. Урмина // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. - 2001. - Вып. 4. - С. 74 - 84
  26. Хохлова, Т.П. Выявление гендерных аспектов менеджмента - фактор повышения эффективности управления / Т.П.Хохлова // Менеджмент в России и за рубежом. – М., 2001. – Вып. 2. – с. 67-74
  27. Чернобровкина, А.В. Гендерные особенности поведения личности в управленческой деятельности: автореф. дис. канд. психол. н./ А.В. Чернобровкина: Московский пед. гос. ун.-т. – М., 2000. – 166с.
  28. Чирикова, А.Е. Женщина во главе фирмы (проблемы становления женского предпринимательства в России). // Вопросы экономики. – 2007. – Вып.№3 - 358с.
  29. Шушляпин, О. Гендерное неравенство: два полюса в психологии управления лидеров - мужчин и женщин / О. Шушляпин // Консультант директора. - М., 2007. - №1. - С. 25-29. - Библиогр.: с. 29
  30. Ямпольская, И.Л. Гендерные аспекты управления / И.Л. Ямпольская // Теория и практика управления. 2003. – №4.
  31. Ярская, В.Н. Гендерный анализ занятости населения / В.Н. Ярская, Е.Р. Ярская-Смирнова // Социологические исследования. 2002. – № 6. С. 74-82.
  32. Ярошенко, С.С. Гендерные различия стратегий занятости работающих бедных в России // Рубеж (альманах социальных исследований). 2001. – № 16-17.

 

Приложение 1

 

Методика  изучения лидерского и гендерного стилей поведения (А. Кэнн и Д. Зигфрид, модификация Т.В.Бендас)

Инструкция: оцените свое поведение как руководителя по 5-балльной шкале по следующим проявлениям (1—это качество у меня не присутствует, 5 – данное качество точно меня характеризует).

Качество

1

2

3

4

5

1)  жесткий

         

2)  тактичный

         

3)  восприимчивый (благодарный)

         

4)  честолюбивый

         

5)  суровый, строгий

         

6)  искренний

         

7)  авторитарный

         

8)  систематичный

         

9)  ассертивный (уверенный)

         

10)  квалифицированный

         

11)  независимый

         

12)  сознательный

         

13)  легковозбуднмый

         

14)  официальный (торжественный)

         

15)  подчиненный

         

16)  конкурирующий

         

17)  мягкий

         

18)  доминантный

         

19)  оказывающий помощь

         

20)  агрессивный

         

21)  избирательный

         

22)  сентиментальный

         

23)  адаптивный

         

24)  уверенный в себе

         

25)  предсказуемый

         

26)  правдивый

         

27)  аналитический

         

28)  деятельный

         

29)  зависимый

         

30)  нежный (любящий)

         

31)  традиционный

         

32)  надежный

         

33)  сочувствующий

         

34)  способный к пониманию

         

35)  эмоциональный

         

36)  кроткий (мягкий)

         

Информация о работе Исследование и анализ гендерного аспекта в управленческой деятельности