Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 19:27, курсовая работа
Актуальность проблемы гендера в управлении состоит в том, что в мире все чаще женщины занимают управленческие должности, появились так называемые «деловые женщины». В России эта проблема обусловлена, в частности, тем фактом, что соотношение мужчин и женщин в стране не равнозначно. Во-вторых, проблема гендерных аспектов характеризуется также тем, что запросы предприятий в квалифицированных кадрах возрастают, а анализ контингента обучающихся в ВУЗах свидетельствует о положительной перспективе участия женщин в управлении. В-третьих, необходимость разрушения полоролевых стереотипов, свидетельствующих о том, что место женщины – у домашнего очага.
Введение………………………………………………………………….……3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы гендера в управленческой деятельности
1.1. Характеристика управленческой деятельности…………………………….7
1.2. Гендерные аспекты управленческой деятельности………………………11
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных аспектов, мотивации профессиональной деятельности и стилей управления
2.1. Организация и методы исследования……………………………………17
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов…………………….…20
2.3. Рекомендации для руководителей по повышению эффективности управленческой деятельности………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………33
После этого просим Вас оценить по 5-балльной шкале свое лидерское поведение по следующим критериям (описания поведения 37-56):
Критерии поведения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
37) дружелюбен и доступен; |
|||||
38) заботится о личном самочувствии членов группы; |
|||||
39) распределяет рабочие задания между членами группы; |
|||||
40) хочет внести предложения |
|||||
41) держит себя в руках; |
|||||
42) заранее предупреждает об изменениях; |
|||||
43) объясняет свои действия: |
|||||
44) поддерживает предложения, сделанные группой во время выполнения задачи; |
|||||
45) рассматривает всех членов группы как равных; |
|||||
46) делает все, чтобы было приятно находиться в группе; |
|||||
47) действует, консультируясь с группой; |
|||||
48) сообщает группе, что ее ожидает; |
|||||
49) уверяет членов группы в том, что лидер понимает групповые обязанности; |
|||||
50) сохраняет определенные стандарты в достижении результатов; |
|||||
51) решает, что должно быть сделано и как; |
|||||
52) раскрывает свои взгляды перед группой; |
|||||
53) поощряет применение единообразной процедуры; |
|||||
54) требует, чтобы члены группы придерживались стандартных правил; |
|||||
55) выносит на группу свои идеи; |
|||||
56) составляет график выполнения работы. |
|||||
Приложение 2
Методика мотивации профессиональной деятельности (К.Замфир)
ИНСТРУКЦИЯ : Прочитайте ниже перечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку из значимости для Вас по пятибалльной шкале.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||||||
в очень незначительной мере |
в достаточно незначительной мере |
в небольшой, но и в немаленькой мере |
в достаточно большой мере |
в очень большой мере | ||||||
1. Денежный заработок |
||||||||||
2. Стремление к продвижению по работе |
||||||||||
3. Стремление избежать
критики со стороны |
||||||||||
4. Стремление избежать
возможных наказаний или |
||||||||||
5. Потребность в достижении
социального престижа и |
||||||||||
6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы |
||||||||||
7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности |
||||||||||
Приложение 3
Методика «Самооценка стиля руководства» (Е.П. Ильин)
Инструкция: По каждому пункту опросника ответьте, долго не задумываясь, «да» или «нет» в зависимости от того, согласны ли вы или же не согласны с высказанным в нем утверждением. Рядом с каждым утверждением обозначьте свою позицию («да», «нет»,либо +/-).
Текст опросника
1. В работе с людьми я предпочитаю, чтобы
они беспрекословно выполняли мои распоряжения
2. В трудных ситуациях я, принимая решение,
всегда думаю о других, а потом о себе.
3. Меня раздражает, когда кто-то проявляет
слишком много инициативы.
4. Как правило, я не полагаюсь на своих
помощников.
5. Я умею объективно оценивать своих подчиненных,
выделяя среди них сильных и слабых.
6. Я часто советуюсь со своими помощниками,
прежде чем отдать ответственное распоряжение.
7. Я редко настаиваю на своем, чтобы не
вызывать у подчиненных раздражения.
8. Я всегда требую от подчиненных неукоснительного
выполнения моих распоряжений.
9. Мне легче работать одному, чем кем-то
руководить.
10. Я игнорирую коллективное руководство,
чтобы обеспечить эффективность единоначалия.
11. Чтобы не подорвать свой авторитет,
я не признаю своих ошибок.
12. На грубость подчиненного я стараюсь
реагировать так, чтобы не вызвать конфликта.
13. Я делаю все, чтобы подчиненные охотно
выполняли мои распоряжения.
14. Я всегда стремлюсь быть первым во всех
начинаниях коллектива.
15. Мне легче подстроиться под мнение большинства
коллектива, чем выступить против него.
16. Мне приходится чаще просить, чем требовать.
17. Я предоставляю хорошим специалистам
большую свободу в решении сложных задач,
особо их не контролирую.
18. Мне нравится обсуждать и анализировать
с подчиненными проблемы коллектива.
19. Мои помощники справляются не только
со своими, но и с моими обязанностями.
20. Мне легче избежать конфликта с руководством,
чем с подчиненными, которых всегда можно
«поставить на место».
21. Я всегда добиваюсь выполнения своих
распоряжений, даже наперекор обстоятельствам.
22. Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь
представить себя на их месте.
23. Самое трудное для меня — вмешиваться
в ход работы людей, требовать от них дополнительных
усилий.
24. Меня больше волнуют собственные проблемы,
чем проблемы подчиненных.
25. Я думаю, что управление людьми должно
быть гибким; нельзя использовать ни железную
непреклонность, ни панибратство.
26. Руководство людьми я представляю себе
как мучительное занятие.
27. Я стараюсь развивать в коллективе сотрудничество
и взаимопомощь.
28. Я с благодарностью отношусь к советам
и предложениям подчиненных.
29. Иногда мне кажется, что в коллективе
я — лишний человек.
30. Эффективность управления достигается
тогда, когда подчиненные являются лишь
исполнителями решений начальника.
31. Лучше всего предоставлять коллективу
полную самостоятельность и ни во что
не вмешиваться.
32. Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости
к подчиненным.
33. Главное в руководстве — умело распределить
свои обязанности между помощниками.
Приложение 4
Таблица 1
Различия между гендерными стилями поведения и стилями лидерского поведения в мужской и женской выборках
Таблица 2
Связь гендерных качеств и стилей лидерского поведения мужчин и женщин
Таблица 3
Связь стилей управления у мужчин и женщин
Корреляции | ||||||||
|
АМ |
ДМ |
ЛМ |
АЖ |
ДЖ |
ЛЖ | ||
ро Спирмена |
АМ |
Коэффициент корреляции |
1,000 |
-,775 |
-,632 |
-,211 |
-,894 |
-1,000 |
Знч. (2-сторон) |
. |
,225 |
,368 |
,789 |
,106 |
. | ||
N |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 | ||
ДМ |
Коэффициент корреляции |
-,775 |
1,000 |
,816 |
,272 |
,577 |
,775 | |
Знч. (2-сторон) |
,225 |
. |
,184 |
,728 |
,423 |
,225 | ||
N |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 | ||
ЛМ |
Коэффициент корреляции |
-,632 |
,816 |
1,000 |
,778 |
,236 |
,632 | |
Знч. (2-сторон) |
,368 |
,184 |
. |
,222 |
,764 |
,368 | ||
N |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 | ||
АЖ |
Коэффициент корреляции |
-,211 |
,272 |
,778 |
1,000 |
-,236 |
,211 | |
Знч. (2-сторон) |
,789 |
,728 |
,222 |
. |
,764 |
,789 | ||
N |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 | ||
ДЖ |
Коэффициент корреляции |
-,894 |
,577 |
,236 |
-,236 |
1,000 |
,894 | |
Знч. (2-сторон) |
,106 |
,423 |
,764 |
,764 |
. |
,106 | ||
N |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 | ||
ЛЖ |
Коэффициент корреляции |
-1,000 |
,775 |
,632 |
,211 |
,894 |
1,000 | |
Знч. (2-сторон) |
. |
,225 |
,368 |
,789 |
,106 |
. | ||
N |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Таблица 4
Соотношение мотивации профессиональной деятельности в мужской и женской выборке
Информация о работе Исследование и анализ гендерного аспекта в управленческой деятельности