Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 00:20, дипломная работа
Цель - определить психологические причины, обусловливающие предрасположенность к конфликтному поведению.
Согласно выдвинутой гипотезе, были определены задачи исследования:
- Анализ литературы, изучающей теоретические основы этой проблемы. Для получения необходимых теоретических данных необходимо ознакомиться с литературой, посвященной изучению конфликтности.
Определение сущности и основных аспектов понятий конфликта и социально-психологического климата коллектива.
Изучение природы конфликтной личности и факторов, ее формирующих.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..
3
Глава I. КОНФЛИКТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ………….............................................................................
7
Понятие «конфликтность» и ее основные компоненты …………….
7
1.2. Конфликтность как интегративно-личностное свойство …………….
10
1.3. Основные причины и личностные предпосылки возникновения
конфликтов в организации ………………………………………...........
18
1.4. Типология и особенности поведения конфликтных личностей ………
24
1.5. Роль конфликтности в формировании социально-психологического климата трудового коллектива ………………………………………………
35
1.6. Особенности управления межличностными конфликтами в коллективе и пути их разрешения …………………………………………..
37
ВЫВОДЫ по Главе I ………………………………………………………..
46
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА………………………
2.1 Формирование выборки и описание этапов исследования…………….
2.2. Описание используемых методов и методик…………………………..
2.3. Результаты……………………………………………………………….
2.3.1. Результаты изучения конфликтности …………………………..
2.3.2. Результаты изучения фрустрационных состояний в ситуациях конфликта ………………………………………………………………..
2.3.3. Результаты изучения акцентуаций характера как признака конфликтности……………………………………………………………
2.3.4. Результаты изучения стратегий реагирования в конфликтах…..
2.3.5. Сравнительный анализ результатов конфликтности, особенностей поведения в конфликтах и благоприятности психологического климата в коллективе ………………………………
2.4. Рекомендации по профилактике психологического климата в коллективе и управления конфликтами в организации…………………….
ВЫВОДЫ по Главе II ………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………
Для оценки психологического климата в вашем коллективе предлагаются противоположные по смыслу пары слов, характеризующие его состояние (см. Приложение 5).
Задача состоит в том, чтобы оценить выраженность каждого показателя по восьмибалльной шкале. Сильная выраженность признака, расположенного в левой части, оценивается в 1 балл, а в правой — в 8 баллов.
Процедура исследования.
Исследование проводилось индивидуально с каждым выбранным сотрудником. Всем сотрудникам раздавались листы с инструкциями методик. Сотрудник получал инструкцию к методике и лист для ответов. Выполнив задание, листы с ответами отдавались мне. На основе полученных данных проводился анализ результатов. Так проводились тестовые методики, которые проводились индивидуально и без моего присутствия. Затем каждому испытуемому выдавалась брошюра с рисунками (методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга) и давалась устная инструкция и разъяснялись возникающие вопросы. Ответы испытуемые фиксировали на листке для ответов.
Также проводилось несколько индивидуальных бесед с целью выяснения частоты и характера конфликтов, происходящих с испытуемым. Кроме того использовался метод наблюдения, заключавшиеся в определении личностных особенностей респондентов и фиксировании конфликтов, в которых участвуют данные испытуемые на протяжении времени исследования.
Тестирования и исследование в целом проводилось поэтапно, каждой методике уделялся отдельный день и проведение тестирования предлагалось в начале рабочего дня. Каждый сотрудник заполнял бланки в свободное для него время, за исключением исследования силы нервной системы. Всего на проведение всех тестов ушло 2 недели.
2.3. Обработка и интерпретация полученных данных УТОЧНИТЕ
Анализ результатов
данного исследования, цель которого
выявление взаимосвязи
2.3.1. Результаты изучения конфликтности
Представим результаты изучения конфликтности сотрудников.
«Тест на оценку уровня конфликтности личности».
«Тест на конфликтность Кноблоха – Фальконетта».
Таблица
Особенности уровня
конфликтности сотрудников «
Уровни конфликтности |
количество | |
человек, 32 |
% | |
КАКИЕ ЕЩЕ??? |
2.3.2. Результаты
изучения фрустрационных
Представим результаты изучения фрустрационных состояний в ситуациях конфликта.
Таблица
Выраженность типов реагирования в ситуациях фрустрации сотрудников «Ватерлиния»
Типы реакций |
количество | |
человек, 32 |
% | |
1.1. Экстрапунитивные с фиксацией
на препятствии (усиление |
||
1.2. Интрапунитивные с фиксацией на самозащите (обвинение других) |
||
1.3. Импунитивные с фиксацией на удовлетворении потребности кем-то другим |
||
2.1. Экстрапунитивные с выделением пиятности-выгодности |
||
2.2. Интрапунитивные с фиксацией на самозащите (уничижении себя) |
||
2.3. Импунитивные с фиксацией
на самостоятельном |
||
3.1. Экстрапунитивные с отрицанием препятствия |
||
3.2. Интрапунитивные с отрицанием самообвинения |
||
3.3. Импунитивные с разрешением
ситуации и удовлетворением |
2.3.3. Результаты
изучения акцентуаций
Рассмотрим результаты изучения акцентуаций характера как признака конфликтности.
Таблица
Типы акцентуаций сотрудников «Ватерлиния»
Типы акцентуаций |
количество | |
человек, 32 |
% | |
Тревожный |
||
Возбудимый |
||
Гипертимный |
||
Экзальтированный |
||
КАКИЕ ЕЩЕ??? |
Так, видно, что типичные акцентуации – это
Также часто встречаются….
2.3.4. Результаты
изучения стратегий
Рассмотрим результаты изучения
стратегий поведения в
Таблица
Типы реагирования в конфликтных ситуациях в коллективе
Типы реагирования в конфликтных ситуациях |
количество | |
человек, 32 |
% | |
Соперничество |
||
Сотрудничество |
||
Компромисс |
||
Избегание |
||
Приспособление |
ВСТАВИТЬ Рисунок диаграмму
Рисунок . Типы реагирования в конфликтных ситуациях в коллективе
2.3.5. Сравнительный
анализ результатов
Таблица
Сравнительный анализ результатов исследования
№ испыт. |
Акцентуация характера |
Коммуникативный контроль |
Коэффициент групповой адаптации |
Стратегия поведения в конфликте |
Уровень конфликтности |
1 |
Экзальтированный |
Низкий |
Средний |
Компромисс |
Конфликтен |
2 |
Тревожный |
Низкий |
Низкий |
Соперничество |
Конфликтен |
3 |
Возбудимый |
Средний |
Средний |
Компромисс |
Средне конфликтен |
4 |
Гипертимный |
Средний |
Средний |
Избегание |
Конфликтен |
5 |
Экзальтированный |
Высокий |
Средний |
Компромисс |
Средне конфликтен |
6 |
Эмотивный |
Высокий |
Средний |
Приспособление |
Конфликтен |
7 |
Педантичный |
Низкий |
Средний |
Соперничество |
Конфликтен |
8 |
Тревожный |
Низкий |
Средний |
Сотрудничество |
Конфликтен |
9 |
Тревожный |
Высокий |
Средний |
Сотрудничество |
Неконфликтен |
10 |
Демонстративный |
Средний |
Низкий |
Соперничество |
Средне конфликтен |
11 |
Циклойдный |
Средний |
Средний |
Избегание |
Неконфликтен |
12 |
Педантичный |
Высокий |
Высокий |
Сотрудничество |
Неконфликтен |
13 |
Педантичный |
Средний |
Средний |
Сотрудничество |
Конфликтен |
14 |
Гипертимный |
Средний |
Высокий |
Избегание |
Неконфликтен |
15 |
Эмотивный |
Средний |
Низкий |
Приспособление |
Конфликтен |
16 |
Демонстративный |
Низкий |
Средний |
Соперничество |
Конфликтен |
17 |
Экзальтированный |
Средний |
Низкий |
Компромисс |
Конфликтен |
18 |
Гипертимный |
Высокий |
Высокий |
Сотрудничество |
Средне конфликтен |
19 |
Тревожный |
Низкий |
Низкий |
Избегание |
Конфликтен |
20 |
Демонстративный |
Низкий |
Средний |
Приспособление |
Средне конфликтен |
21 |
Возбудимый |
Высокий |
Высокий |
Компромисс |
Неконфликтен |
22 |
Возбудимый |
Низкий |
Низкий |
Компромисс |
Средне конфликтен |
23 |
Тревожный |
Высокий |
Высокий |
Сотрудничество |
Неконфликтен |
24 |
Экзальтированный |
Средний |
Высокий |
Компромисс |
Неконфликтен |
25 |
Педантичный |
Высокий |
Высокий |
Сотрудничество |
Средне конфликтен |
26 |
Циклойдный |
Низкий |
Средний |
Избегание |
Средне конфликтен |
27 |
Демонстративный |
Средний |
Средний |
Приспособление |
Неконфликтен |
28 |
Циклойдный |
Низкий |
Низкий |
Избегание |
Конфликтен |
29 |
Циклойдный |
Низкий |
Средний |
Соперничество |
Конфликтен |
30 |
Тревожный |
Высокий |
Средний |
Сотрудничество |
Средне конфликтен |
31 |
Экзальтированный |
Низкий |
Средний |
Компромисс |
Неконфликтен |
32 |
Неуравновешенный |
Низкий |
Средний |
Соперничество |
Средне конфликтен |
Проведя исследование полученных
результатов можно увидеть
Таким образом, мы видим, что:
Прослеживая закономерность между конфликтностью и характером, можно увидеть, что менее конфликты люди, с чертами тревожного и эмотивного типов, чаще всего создают конфликты люди с ярко выраженными чертами гипертимного, возбудимого, демонстративного, педантного типов характера. При этом экзальтированный и возбудимый типы чаще идут на компромисс, а люди с педантным и демонстративным типом сложно выходят из конфликта, так как пытаются соперничать с оппонентом.
Менее конфликтные личности
по результатам исследования на 70% показали
высокий коммуникативный
Количественная величина
коэффициента групповой адаптации
может рассматриваться в
Для более детального анализа
я разбил испытуемых на группы, чтобы
выявить взаимосвязь полученных
результатов психологических
Таблица 7
Данные по коэффициенту групповой адаптации
руководство |
специалисты |
Рабочие | |
Высокий КГА (неконфликтные) |
1 |
3 |
3 |
Средний КГА |
2 |
6 |
10 |
Низкий КГА (конфликтные) |
- |
3 |
4 |
В соответствии с полученными
данными (таблица 7) можно констатировать,
что в каждой группе количество испытуемых
с низким коэффициентом групповой
адаптации различно, и группе рабочих
оно наибольшее, что дает возможность
сделать вывод о снижении адаптации
к социальному окружению и
возрастании конфликтности
Таблица 8
Данные по уровню коммуникативного контроля
руководство |
специалисты |
Рабочие | |
Высокий КК |
3 |
5 |
2 |
Средний КК |
- |
4 |
5 |
Низкий КК |
- |
3 |
10 |
Значительное количество испытуемых с высоким коммуникативным контролем среди руководства и специалистов по сравнению с группой рабочих, как я полагаю, можно объяснить их направленностью на общение, как ведущую деятельность, потребность в самоутверждении в кругу значимых лиц и их действия отвечают социальным ожиданиям.
Низким коммуникативным контролем (импульсивность в общении, открытость, и в то же время малая подверженность изменениям поведения в зависимости от ситуации общения, действия не соотносятся с поведением других людей), по данным исследования, характеризуется почти каждый третий из рабочих, а в группах руководства и специалистов значения заметно ниже по этому показателю.
Среди испытуемых из группы рабочих всего 5% имеют высокий уровень коммуникативного контроля, а большинство (62%) - средний, что можно интерпретировать с одной стороны снижением значимости общения по сравнению со специалистами и руководством, а с другой стороны устойчивостью поведения, выработкой определенных приемов общения и отсюда слабой зависимостью собственных действий от поведения окружающих.
Таким образом, сотрудники,
имеющие большой стаж работы и
невысокую должность имеют
Информация о работе Исследование конфликтности сотрудников в трудовом коллективе