Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 17:14, курсовая работа
Цель исследования – изучение особенностей мышления у детей с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – мышление у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования – процесс развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы мышления у детей с ОНР
1.1 Сущность мышления, его виды и функции………………………..6
1.2 Особенности развития мышления у дошкольников………………10
1.3 Особенности мышления у детей с ОНР……………………………13
ГЛАВА II. Исследование особенностей мышления у дошкольников с ОНР
2.1 Подбор методик по исследованию уровня развития мышления у детей с ОНР……………………………………………………………………….18
2.2 Анализ результатов исследования………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….29
5. Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами.
6. Решение задачи осуществляется
только во внутреннем плане
с выдачей готового словесного
решения без последующего
Важный вывод, который был сделан Н.Н. Поддьяковым из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления» и «выступают как функциональные ступени решения творческих задач». При возникновении новой проблемной ситуации, или задачи, все эти уровни снова могут включаться в поиск процесса ее решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как составляющие логические звенья целостного процесса поиска ее решения. Иными словами, детский интеллект уже в этом возрасте функционирует на основе принципа системности. В нем представлены и при необходимости, одновременно, включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое[15].
В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в итоге чего примерно к подростковому возрасту у детей полностью оформляется словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление (его иногда называют теоретическим) [13].
Среди дошкольников с речевой патологией значительное место занимают дети с общим недоразвитием речи (ОНР).
Общее недоразвитие речи – различные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящиеся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте[18].
Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи (ОНР) было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возрастов. Исследования, проведенные P.E. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.) в 50–60 годах XX века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния речевых компонентов речевой системы[10].
Нарушения речи в логопедии всегда рассматривались в тесной взаимосвязи с умственным развитием ребенка , так как несформированность всех сторон речи отражается у детей с ОНР на развитии сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер[22].
Детям с ОНР свойственно нарушение произвольного внимания и резкое усиление непроизвольного, снижение мнестической функции, особенно словесного опосредствованного запоминания, отставание в развитии воображения. В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности, низкая умственная работоспособность, повышенная утомляемость, истощаемость, аффективная возбудимость или, наоборот, тормозимость, неуверенность, безынициативность.
Особое внимание исследователей привлекает вопрос о состоянии мышления у детей с ОНР. Исторический взгляд на эту проблему показывает, что учёные подходили к её решению с разных, часто противоположных теоретических позиций. Большинство авторов указывает на недостаточность мышления у таких детей. Одно из центральных мест в этих исследованиях занимает вопрос о соотношении мышления и речи при недоразвитии последней[5].
Такие исследователи, как Л.Р. Давидович , Е.Ф. Соботович указывают на первичную сохранность интеллекта детей с недоразвитием речи[18].Согласно противоположному мнению при недоразвитии речи наблюдается умственная отсталость или ЗПР.
И.Т. Власенко также указывала, что интеллект у детей изменён вторично в связи с состоянием речи, хотя положительной корреляции между уровнем недоразвития языка и интеллекта прямо не установлено[1].
Многие авторы обращали внимание на выраженную диспропорцию в развитии вербального и невербального мышления у детей с недоразвитием речи. Показатели вербального интеллекта у таких детей значительно хуже, чем невербального. Однако, и внутри рассматриваемых видов мышления может отмечаться непропорциональность. О.В. Преснова указывает на неравномерность развития операций словесно-логического мышления у дошкольников с ОНР III уровня (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстракции, конкретизации) при лучшей сформированности операций классификации[17].
В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин изучали состояние операций образного и понятийного мышления у детей с алалией при выполнении заданий, не требующих выражения результатов в вербальной форме. Авторы приводят данные о том, что по состоянию образного и понятийного мышления, результаты которого внешне выражаются в невербальной форме, дети с алалией почти не отличаются от детей с нормальной речью и значительно превосходят детей с олигофренией. Исследователи, однако, отмечают, что на процесс и результаты решения мыслительных задач у таких детей влияет недостаток знаний и нарушение самоорганизации, эмоциональная возбудимость, двигательная расторможенность, отвлекаемость, негативизм (чаще речевой). Для детей характерно замедление темпа мыслительной деятельности, большее по сравнению с нормой число попыток при выполнении операций мышления. Авторы не обнаруживают положительной корреляции между состоянием изученных видов мышления и степенью сформированности экспрессивной речи.[9]
Изучавшие особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи О.Н. Усанова, Т.Н. Синякова, не обнаружили прямой зависимости между состоянием речи и степенью сформированности интеллектуальной деятельности. Учёные отмечают неоднородность группы детей с ОНР в плане сформированности у них невербального интеллекта. Большинство детей с ОНР по указанному показателю находится на уровне нижней границы нормы. Исследуя факторы, влияющие на интеллектуальную деятельность (операции анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, сравнения и т.п.) авторы находят, что дети с ОНР в среднем отстают от детей с нормальной речью по большинству этих параметров. О.Н. Усанова и Т.Н. Синякова, в целом, не исключают косвенной зависимости между состоянием речи и невербального интеллекта и объясняют этот факт возможным нарушением регулирующей функции речи.[20]
Таким образом, речь является важнейшей психической функцией человека - универсальным средством общения, мышления и организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы - внимание, восприятие, память, и особенно, мышление - опосредованы речью. Отклонение в развитии речи отрицательно сказываются на общении с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствуют полноценному формированию личности.
Изучение особенностей познавательной деятельности детей, имеющих нарушение речи, свидетельствуют о том, что у этих детей речевое нарушение, как правило, влечет за собой определенные дефекты интеллектуального развития, недостаточное развитие произвольного внимания, памяти, восприятия, плохое усвоение знаний и представлений, неустойчивость эмоционально-волевой сферы, неумение подчинять свои действия правилу.
Совместным изучением состояния невербального интеллекта детей с нарушением речи занимались О.Н. Усанова, Т.Н. Синякова. Согласно исследованиям, детей можно разделить на три группы:
• дети, у которых развитие невербального интеллекта несколько отличается от нормы. При этом данное своеобразие развития интеллекта не связано с речевыми трудностями и никак не зависит от них. По данным авторов, эта группа составляет 9% от популяции детей с нарушением речи;
• дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует норме (27 %);
• дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует нижней границе нормы, но характеризуется нестабильностью: в определенные моменты дети могут показать состояние интеллекта ниже нормы. Самая многочисленная в процентном отношении группа – 63%.
Подчеркивается, что количественные показатели развития невербального интеллекта у этих детей колеблются преимущественно в пределах от нормы до низкой границы нормы. Не сформированность некоторых знаний и недостаточность самоорганизации речевой деятельности влияет на процесс и результат мыслительной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Изучение особенностей познавательной деятельности детей, имеющих нарушение речи, свидетельствуют о том, что у этих детей речевое нарушение, как правило, влечет за собой определенные дефекты интеллектуального развития, недостаточное развитие произвольного внимания, памяти, восприятия, плохое усвоение знаний и представлений, неустойчивость эмоционально-волевой сферы, неумение подчинять свои действия правилу[21].
Выводы к первой главе:
Организация и проведение эмпирического исследования
Цель проведения исследования: выявление уровня развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Подбор методики эмпирического исследования, выбор методов обработки результатов исследования.
2. Проведение эмпирического исследования.
3. Колличественный и качественный анализ результатов исследования.
Организация исследования
Экспериментальное исследование проводилось в 2014 в городе Белгород. Исследование проходило в МДОУ «Детский сад №15, Дружная семейка» г. Белгорода в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. В эксперименте участвовало 8 детей в возрасте 5–6 лет с ОНР.
Обследование начиналось с беседы, которая была направлена на установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к предлагаемой работе. После этого ребенку предлагались задания на исследование особенностей мышления.
Организация и проведения исследования. Описание методик.
Диагностика развития мыслительных процессов.
I. Методика «Времена года».
Цель: оценка образно-логического мышления.
Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года. Тестовый материал представлен в Приложении (рис. 1).
Оценка результатов:
10 баллов |
– за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам). |
8-9 баллов |
– ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых. |
6-7 баллов |
– ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение. |
4-5 баллов |
– ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения. |
0-3 балла |
– ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать). |
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий. |
II. Методика «Пройди через лабиринт».
Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления.
Информация о работе Исследование особенностей мышления у дошкольников с ОНР