Исследование особенностей трудовой мотивации у сотрудников бюджетного и частного предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование особенностей мотивации к трудовой деятельности у сотрудников бюджетных и частных предприятий.
Объект исследования – особенности мотивации к трудовой деятельности.
Предмет исследования – мотивация к трудовой деятельности у сотрудников государственных и частных предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Общая характеристика мотивационной сферы личности………………………………………………………………….5
1.1. Структура мотивационной сферы…………………………………….5
1.2. Психологические теории мотивации………………………………..10
1.3 Особенности мотивации профессиональной деятельности…………14
Глава II.Теоретический анализ специфики мотивации трудовой деятельности…………………………………………………………….21
2.1. Теории мотивирования труда…………………………………………21
Глава III. Психологическое исследование особенностей мотивации к трудовой деятельности сотрудников бюджетного и частного предприятий. ……………………………………………………………..29
3.1. Особенности выборок……………………………………………………………………29
3.2. Методика организации исследования………………………………….31
3.3. Анализ и интерпретация полученных результатов ………………….33
3.4.Выводы по результатам исследования……………………………………………………………….40
Литература..……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Тема Исследование особенностей трудовой мотивации у сотрудников бюджетного и частного предприятий.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Тема Исследование особенностей трудовой мотивации у сотрудников бюджетного и частного предприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. Общая характеристика мотивационной сферы личности………………………………………………………………….5

1.1. Структура мотивационной  сферы…………………………………….5

1.2. Психологические теории  мотивации………………………………..10

1.3 Особенности мотивации  профессиональной деятельности…………14

Глава II.Теоретический анализ специфики мотивации трудовой деятельности…………………………………………………………….21

2.1. Теории мотивирования  труда…………………………………………21

Глава III. Психологическое исследование особенностей мотивации к трудовой деятельности сотрудников бюджетного и частного   предприятий. ……………………………………………………………..29

3.1. Особенности выборок……………………………………………………………………29

3.2. Методика организации  исследования………………………………….31

3.3. Анализ и интерпретация  полученных результатов ………………….33

3.4.Выводы по результатам  исследования……………………………………………………………….40

Литература..…………………………………………………………………..42

Приложение…………………………………………………………………..44

 

 

 

 

 

 

 

В В Е Д Е Н И Е

 

В данной работе мы рассмотрим особенности мотивации к трудовой деятельности у сотрудников бюджетных и частных предприятий. Многие авторы исследуют мотивационную сферу личности – А. Маслоу, Мак-Клелланд, В. Врум и другие. Есть много работ по исследованию мотивации профессиональной деятельности – В.А. Розановой, М.И. Станкина, Г.С. Никифорова, Е.П. Ильина. Авторы изучили мотивацию к труду, различные методы и средства мотивирования трудовой деятельности.

Целью данной работы является исследование особенностей мотивации к трудовой деятельности у сотрудников бюджетных и частных предприятий.

Объект исследования – особенности мотивации к трудовой деятельности.

Предмет исследования – мотивация к трудовой деятельности у сотрудников государственных и частных предприятий.

Задачи данной работы:

1.изучить структуру мотивационной  сферы личности, рассмотреть различные  психологические теории мотивации,

2.провести теоретический  анализ специфики мотивации трудовой деятельности;

3. провести психологическое  исследование особенностей мотивации  к трудовой деятельности.

На основании теоретического анализа можно выдвинуть следующую гипотезу:

У сотрудников частного предприятия более выражена мотивация достижения успеха по сравнению с сотрудниками государственного предприятия, у  сотрудников государственного предприятия выше уровень мотивации к избеганию неудачи.

Исследование особенностей мотивации к трудовой деятельности осуществлялось с помощью методики Т. Элерса по оценке силы мотивации к достижению успеха в деятельности, методики Т. Элерса по оценке степени избежания неудач в деятельности человека, методики В.А. Розановой для коллективной оценки факторов, относящихся к формированию общегрупповой мотивации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ.

1.1.СТРУКТУРА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ.

Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных. [6. c. 65].

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение [K. Madsen, 1959]; в другом случае – как совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986), в третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас, 1990).

В.Г. Леонтьев (1992) выделяет два типа мотивации: первичную, которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичную, проявляющуюся в форме мотива. Это отождествление мотива с мотивацией. В.Г. Леонтьев полагает, что мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном направлении для достижения определенный целей. [6, c. 66].

Во многих случаях психологи под мотивацией имеют в виду детерминацию поведения, поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию.

А. А. Файзуллаев (1989) выделяет в мотивационном процессе пять этапов:

I этап – возникновение и осознание побуждения;

II этап – это «приятие мотива»;

III этап – это реализация мотива;

IV этап – закрепление мотива, в результате чего он становится чертой характера;

V этап – актуализация потенциального побуждения.

А. Н. Зерниченко и Н. В. Гончаров (1989) выделяют в мотивации три стадии: формирование мотива, достижение объекта потребности и удовлетворение потребности. [24, c. 72].

Ряд зарубежных психологов рассматривают стадиальность мотивационного процесса в рамках гештальт-подхода. Речь идет о цикле контакта, сутью которого является актуализация и удовлетворение потребности при взамодействии человека  с внешней средой: доминирующая потребность появляется на переднем плане сознания в качестве фигуры на фоне личного опыта и, удовлетворенная, вновь растворяется в фоне. В этом процессе выделяется до шести фаз: ощущение стимула – его осознание – возбуждение (решение, возникновение побуждения) – начало действия – контакт с объектом – отступление (возвращение к исходному состоянию). При этом отмеченные фазы могут четко дифференцироваться или накладываться друг на друга.

Каждый автор процесс мотивации рассматривает по-своему. У одних – это структурно-психологический подход (А.Г. Ковалев, О.К. Тихомиров, А.А. Файзуллаев), у других – биологизированный морфо-функциональный, в значительной степени рефлекторный подход (Д.В. Колесов), у третьих – гештальт-подход (Ж.-М. Робин). [6, c. 74].

Важной составляющей мотивационной сферы являются потребности. Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал обсуждаться в психологии в первой четверти ХХ века.

Наличие у человека потребностей свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его - во внешних предметах или в другом человеке. Вместе с тем потребности человека являются исходными побуждениями его к деятельности. Органические потребности представлены в психике, прежде всего в органических ощущениях. Поскольку в органические потребности включен момент динамического направления или более или менее аффективный тон, они выступают в виде влечений. Влечение – это органическая потребность, представленная в органической (интероцептивной) чувствительности. [21, c.523].

Учение о влечении разработал главным образом З. Фрейд, вписавший этим  учением своеобразную главу в психологию. Фрейд различает две группы влечений: сексуальные и влечения «я», или самосохранения, а позже – влечения эроса и влечения смерти. У Фрейда влечение становится идущей из глубин организма самодовлеющей силой. Оно представляется порождением замкнутого в себе организма, вне сознательных отношений личности к окружающему миру. Объект, служащий для удовлетворения влечения, - это, с точки зрения Фрейда, «самый изменчивый элемент влечения, с ним первоначально не связанный». Он присоединяется к влечению только благодаря его свойству сделать возможным удовлетворение. Поскольку влечение действует не извне, а изнутри организма, «бегством невозможно избавиться от его действия». В нем есть нечто фатальное. Фрейд считал, что есть судьба влечений, которая определяет судьбу человека. Для Фрейда влечения – это основные стимулы человеческой деятельности, которая «подчиняется принципу наслаждения, т.е. автоматически регулируется ощущениями наслаждения, или удовольствия, или неудовольствия». Вытесненные из сознания влечения проявляются в замаскированной символической форме во сне – в сновидениях, а наяву сначала наиболее безобидным образом  в обмолвках, в описках, в ошибочных действиях и забывании. Когда такой реакции на вытеснение влечения оказывается недостаточно – возникает невроз.

Существуют различные формы проявления потребностей: влечение лишь одно из них. Это начальный этап в осознании потребности, и само влечение вовсе не обречено на то, чтобы застрять в органической чувствительности, как если бы эта последняя и остальная жизнь сознания были бы друг для друга непроницаемым сферами. Это относится и к сексуальному влечению, поскольку оно направлено на человека. Оно более или менее глубоко и органически включается в сознательную жизнь личности: сексуальное влечение становится любовью; потребность человека в человеке превращается в подлинно человеческую потребность. [21, c. 524].

Не только сексуальная, но и любая другая потребность не ограничена влечением как формой своего проявления. По мере того как осознается служащий для удовлетворения потребности предмет, на который направляется влечение, а не только ощущается то органическое состояние, из которого оно исходит, влечение необходимо переходит в желание – новую форму проявления потребности. [21, c. 524].

Направленная на удовлетворение наличных потребностей деятельность, производя новые предметы для их удовлетворения, порождает и новые потребности.

Существует много различных точек зрения на сущность потребности – от чисто биологических до социально-экономических и философских.

Некоторые психологи считают, что потребность можно понимать как нужду. Несомненно, что у человека нужда и потребность тесно связаны друг с другом. Но это не означает, что эти понятия тождественны.  К.К. Платонов (1986) замечает, что отношения между потребностью человека и нуждой – это отношение между отраженным и отражаемым. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой потребность – это не сама нужда, а ее отражение в сознании человека. К. К. Платонов пишет, что потребность – это психическое явление отражения объективной нужды в чем-либо организма (биологические потребности) и личности (социальные и духовные потребности). М.М. Филиппов (1968) рассматривает потребность как психический образ нужды. [6, c. 23]

Б.Ф Ломов (1984) определяет потребность как объективную необходимость. Д.А. Леонтьев (1992) полагает, что критерий необходимости может прилагаться к потребности только в том случае, если она – потребность – необходима для сохранения и развития человечества, а разрушительная или не играющая витальной роли с необходимостью не связана. Некоторые авторы понимают потребность как зависимость от чего-то. У Б.И. Додонова (1978, 1984): потребность – это внутренняя программа жизнедеятельности индивида, отражающая, с одной стороны, зависимость от условий существования, а с другой – необходимость выполнения этой программы для того, чтобы существовать. [6, c. 29].

Довольно большое число  психологов рассматривают потребность как состояние, в частности – как состояние напряжения (И.А. Джидарьян, В.Н. Мясищев, П.А. Рудик). Переживание нужды, само проявление нужды свидетельствует об изменениях в состоянии организма и личности. Такой взгляд на потребность как потребностное состояние подвергся критике со стороны Л. Николова (1984) и Д.А. Леонтьева (1992). [6, c. 33].

Без выяснения природы потребности невозможно рассмотреть проблему мотива. Мотив – как побуждение – это источник действия, его порождающий, а чтобы  стать таковым, он должен сам сформироваться.  Мотивы человеческой деятельности очень многообразны, так как проистекают из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественной жизни. Мотив предполагает знание о тех материальных или идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести  к ее удовлетворению.

Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, то есть человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относятся влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния. К осознанным мотивам относятся интересы, желания, убеждения. Их побудительная сила велика – они способны управлять поведением и всей жизнью человека, даже превышать инстинкт самосохранения.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

 

1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ.

 

Все используемые в настоящее время теории мотивации могут быть разделены на две группы: содержательные и процессуальные. Содержательные теории перечисляют потребности, которые заставляют людей  действовать так, а не иначе.

Американский психолог А. Маслоу в 40-е годы ХХ века выдвинул теорию, согласно которой человек работает для того, чтобы удовлетворить свои внутренние потребности. Человеческие потребности различны по своему характеру и имеют особую иерархию или порядок актуализации. По мнению Маслоу, человеческие потребности могут быть сгруппированы в пять качественно различных  категорий, которые можно представить в виде пирамиды:

1. Физиологические потребности  – это базисные потребности  в пище, воде, тепле, крыше над  головой, сексе, сне, здоровье, чистоте, обеспечивающие выживание человека и его потомства.

Информация о работе Исследование особенностей трудовой мотивации у сотрудников бюджетного и частного предприятий