Исследование психологического портрета менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Менеджер (руководитель) – это специалист, который осуществляет функции управления в рыночной экономике. Эффективность управленческой деятельности руководителя зависит от его способностей. По определению психолога А.Н. Леонтьева, способности - это такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторой деятельности. Психологи, занимающиеся теорией способности,

Содержание

Введение 3
Теоретические основы изучения социально-психологического
портрета личности менеджера 6
Личность: понятие, структура, социально-психологический портрет 6
Профессия и психологический портрет личности менеджера 14
Выводы по первой главе 21
2. Психологически портрет личности менеджера – выпускника
КГСТ 22
2.1.Общая характеристика ГБОУ СПО Коркинский
горно-строительный техникум 22
2.2 Результаты психологического диагностирования выпускников 24
КГСТ
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

ahmadulina_e._chudaeva_k._nou_-_2013.doc

— 889.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в обеих группах у большинства студентов адекватная самооценка, что характерно для специалиста по управлению.

При выявлении организаторских способностей было установлено в соответствии с рисунком Г.5: в группе ЭКОМ-10 от 12 до 16 баллов набрали 10 человек (66,6%) – такие люди с любыми делами справляются легко. У них явно есть великолепные способности организатора. Они умеет планировать свои дела шаг за шагом. А еще их совершенно не пугают неожиданности, они психологически готовы к тому, что обстоятельства могут измениться в любую минуту. В будущем у таких людей есть великолепные возможности стать руководителем.

От 17 до 21 балла набрали пять человек (33,4%) - им совершенно не свойственно заблаговременно обдумывать свои действия. Действуют импульсивно, так им намного легче справляться с делами. Разумеется, в дальнейшем все может измениться. Но пока нельзя говорить о том, что в будущем он будет великолепным руководителем. Ведь руководителю крайне важно уметь заранее планировать свои действия, обдумывать все ситуации. Импульсивность и эмоциональность в данном случае будут только вредить.

В ВКС-09 опрошено 17 человек и установлено в соответствии с рисунком Г.6, что из них шесть (36%) показали результаты от 7 до 11 баллов - они тщательно продумывают все свои поступки до самых мельчайших деталей. Никогда ничего не делают под влиянием сиюминутного настроения. Но, тем не менее, иногда они могут растеряться, особенно в те моменты, когда происходит что-то непредвиденное. В будущем могут стать прекрасными организаторами. Но они очень ранимы и чувствительны

Пять человек (29%) набрали от 12 до 16 баллов - такие люди с любыми делами справляются легко. У них явно есть великолепные способности организатора.

Шесть человек (35%) по результатам набрали от 17 до 21 балла- им совершенно не свойственно заблаговременно обдумывать свои действия. Действуют импульсивно, так им намного легче справляться с делами.

Результаты тестирования на тему: «Обладаете ли вы качествами делового человека?» в группе ЭКОМ-10 показали в соответствии с рисунком Д.7: семь   человек (45%)  набрали баллов от 101-140 (скорее всего вы очень пассивный человек, который любит проявлять себя, не любит быть на виду, не умеет вести все дела).  Семь человек (45%) набрали от 141-200 баллов (деловые качества просто неоспоримы (человек, который всегда, из любой,  даже самой безвыходной ситуации сможет найти выход). И один человек набрал от 201-240 баллов (10%), (вы настоящий трудяга, но деловых качеств у вас просто нет).

Тестирование на тему: «Обладаете ли вы качествами делового человека?» в группе ВКС-09 показало результаты в соответствии с рисунком Д.8: восемь человек (40%) набрали баллов от 101-140(скорее всего вы очень пассивный человек, который любит проявлять себя, не любит быть на виду, не умеет вести все дела).  Девять человек (60%) набрали от 141-200 баллов (деловые качества просто неоспоримы. Вы человек, который всегда, из любой,  даже самой безвыходной ситуации сможет найти выход).

Тестирование на тему: «Каково ваше место в коллекстиве?» в группе ЭКОМ-10 показало следующие результаты в соответствии с рисунком Е.9: 14 человек (90%) набрали баллов 19-36 (их можно отнести к спокойным людям с определенной амбициозностью). Один человек (10%) набрал 37-54 баллов (очень не уверенный в себе человек). Самый низкий бал составил 21. Самый высокий 46 балла.

 Тестирование на тему: «Каково ваше место в коллекстиве?» в группе ВКС-09  показало в соответствии с рисунком Е.10: девять человек (60%) набрали баллов 19-36 (их можно отнести к спокойным людям с определенной амбициозностью). Восемь человек (40%) набрал 37-54 баллов (очень не уверенный в себе человек).

В опросе «Ваш соционистический тип» принимала участие только группа ЭКОМ-10 в составе 15 человек, у восьми человек (53,4%) из них результат Сенсорно-этический интроверт "Дюма" (СЕИ)- описание СЕИ по Вайсбанду [3]:

  1. Дружелюбный, постоянно хорошо и оптимистично настроенный человек. Не навязывает другим свою волю. Свои настоящие переживания скрывает. Всегда одинаково теплый, заботливый, улыбающийся.
  2. Тонко чувствует природу, искусство. Умеет запоминать и воспроизводить однажды пережитые эмоции. Ценит жизнь во всех разновидностях.
  3. Очень считается с удобствами других людей, внимателен и заботлив. Очень быстрые, сознательные эмоциональные реакции, направленные на изучение и изменение эмоций окружающих. Происходит постоянное эмоциональное творчество, поиск наиболее действенных вариантов, которые активизируют партнера.
  4. Видит потребности людей, систему их мотиваций, с удовольствием всех агитирует и уговаривает. Но нуждается в друге-дуале, чтобы знать, кого стоит уговаривать и на что, потому что такой друг знает потенциальные возможности людей, идей, начинаний.
  5. Плохое самочувствие заставляет его спрятаться, отлежаться. Падает настроение - не может манипулировать людьми. А тогда зачем же общаться?

Три человека (20%) тип личности Этико-сенсорный экстраверт - "Гюго", такие люди:

  1. Пламенный. Эмоции сильные, колоритные, нередко властные. Настроение создает себе сам и умеет передать его другим. Эмоционально тонкий, добрый, сострадательный.
  2. Неутомим. Постоянно активен. Все время среди людей, все время в бегах. Легко переключается. Работает очень усердно. Хватается за любую работу и настойчиво доводит ее до конца. В работе не выделяет интересное и неинтересное - это не предмет рассуждений и анализа, ее надо сделать и все. Очень любит откровенную похвалу своей работы.
  3. Мой дом - твой дом. Приятный собеседник, исключительно внимательный слушатель. Умеет найти подход к любому. Давая радость другим, радуется сам. Консерватор. Не ищет и не любит новые решения, предпочитает старые, испытанные пути. Сложные вопросы может решать, только оставшись в одиночестве. Не агрессивен, но защищается очень активно. Не дает себя в обиду даже начальству.
  4. Любитель порядка. Не переносит беспорядка и неопределенности во всем, начиная с внешности и кончая гаражом и кладовкой.
  5. Жизненные связи. С его мнением окружающие считаются, но стараются избежать тесного контакта. Близких друзей мало. Не всегда легко выдержать его эмоциональный прессинг. Для себя всего добивается своим трудом, не надеется на помощь другого.
  6. У трех человек (20%) Сенсорно-логический экстраверт - "Жуков":
  7. Конечный результат - единственное, что его интересует. Волевой, целеустремленный человек. У него характер неугомонного борца, который должен во что бы то ни стало одерживать верх над тем или иным противником.
  8. Решительный и жесткий характер. Хороший тактик. Быстро схватывает создавшуюся ситуацию и расстановку сил. Принимает решение и действует. Способен на политическое лавирование, но никогда не упустит, все же, свою линию. Обладает сильной логикой.
  9. Мало подвержен страху, ненависти и другим отрицательным эмоциям. Не удивляется и не завидует. Чем опаснее ситуация, тем он собраннее и решительнее.
  10. Не любит говорить о чувствах.
  11. В поступках же не склонен приспосабливаться к партнеру, а только диктовать.

У одного человека (6,6%) Интуитивно-логический экстраверт - "Дон Кихот", тип личности:

  1. Журавль в небе. Отлично видит перспективы, возможности. То, что сделано, всегда кажется ему малозначительным по сравнение с открывающимися перспективами, от которых отказаться невозможно, а исчерпать нельзя.
  2. Подзарядка. Нуждается в постоянном эмоциональном подъеме, азарте. Для этого ему нужна непрерывная сенсорно-эмоциональная "подкачка". Сам ее обеспечить не может, сильно зависит, поэтому от окружения. Иногда вместо одного дуала контактирует с большим количеством приятелей, ведет активную общественную деятельность, создает клубы или научные школы.
  3. Руководитель. Хороший организатор, потому что видит потенциальные возможности людей и ситуаций.
  4. Слуга. Зависимость от эмоционального поля других выражается в крайней уступчивости, когда речь идет о мелочах и быте. Не делит людей на своих и чужих. Всем старается быть одинаково полезен.
  5. Недифференцированность чувства. Считает, что все люди хорошие и добрые все любят друг друга. Довольно смешон, когда ситуация требует инициативы в проявлении чувств - он в этом совершенно не разбирается.
  6. Опасность. Острые ощущения подзаряжают его так же, как добрые эмоции окружающих. Чем больше вокруг эмоций и паники, тем он активнее и увереннее. С готовностью берет на себя ответственность в критических ситуациях. Зато в мирных, спокойных условиях теряет уверенность в своем праве занимать ответственный пост. Не выносит конкуренции и уходит.
  7. Любит фамильярность, но инициативы в этом не проявляет, ждет ее от других.

 

Выводы по  2 главе:

 

  1. Проведенная психологическая диагностика позволила составить психологические портреты двух групп ЭКОМ – 10 («Менеджмент (по отраслям)» и ВКС – 09 («Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»).
  2. У студентов группы ЭКОМ-10 по результатам тестов больше совместных признаков к психологическому портрету менеджера, у студентов группы ВКС-09 также есть предрасположенность для работы менеджерами, если, конечно, ее развивать.
  3. Необходимо проводить психологическую диагностику студентов, начиная с первого курса с целью определения ими своего психологического портрета.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время психология приобретает все большую популярность и актуальность. Психология необходима каждому человеку, потому что она помогает разобраться в своих проблемах, в своем характере, помогает принять правильное решение в той или иной ситуации.

Личность человека – одна из наиболее сложных категорий, а проблема ее изучения – область, в которой, несмотря на длительный период изучения (от античности до наших дней) больше вопросов, чем ответов.

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности. Знание закономерностей формирования личности – необходимая предпосылка для составления психологического портрета.

Современная социально-экономическая ситуация в нашей стране определяет необходимость изменения теоретических и практических подходов к подготовке специалистов среднего звена. Образование должно давать выпускнику не только сумму знаний, но и не менее важное – набор компетенций, обеспечивающих готовность к работе в изменяющихся экономических условиях.

Психологическое портретирование личности можно по праву считать одним из эффективных и перспективных направлений в профессиональном образовании, которое позволит в свою очередь не только оптимизировать подготовку специалиста (руководителя) среднего звена, но и повысить ее эффективность.

Анализируя выводы по результатам опроса и тестирования можно сформулировать рекомендации, позволяющие отчасти решить проблемы адаптации и становления молодых специалистов.

На данном этапе актуальна идея создания системы психологического сопровождения и становления специалистов среднего звена в КГСТ. Такие исследования могут представлять серьезный интерес для руководства техникума и приемной комиссии как источник информационного обеспечения коррекции и оптимизации учебного процесса.

Например, техникум может:

- проводить профориентирующее психодиагностическое обследование абитуриентов;

- психологические тестирования (по  согласию студентов) с целью выявления их профориентации и определения характерологических особенностей для подбора наиболее подходящего вида деятельности;

- строить учебный процесс с  акцентом на прикладную сторону  будущей профессии, с целью подготовки  студентов к определенной профессиональной  деятельности и выбора для  них наиболее оптимального варианта.

В результате исследования подтверждена гипотеза, если знать, какими личностными характеристиками менеджера обладают или не обладают  студенты, то станет возможной и выработка рекомендаций по их развитию с целью решения проблемы соответствия претендента требованиям должности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Моноиздания:

 

  1. Авдулова Т.П. Психология менеджмента: Учеб. Пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. - 367 с.
  3. И.Д. Вайсбанд. Рабочий материал по соционике. 1986
  4. Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.В. Батаршева, А.О. Лукьянова. - М. Изд-во Института психотерапии, 2005. - 624с.,14.
  5. Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко — Минск : БГУИР, 2008.
  6. Практическая психология: Учебник / Под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К. Тутушкиной — 4-е изд., перераб., доп. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. — 368 с. 
  7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. — С. 632 — 635.
  8. Социальная психология личности / Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1979. - 344 с.

 

Интернет-ресурсы:

 

  1. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.market-pages.ru
  2. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://psy-sait.ru/razvitie-lichnosti/harakter/67-akcentuacii-haraktera-po-leongardu

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 

 

Рисунок А.1- Связь факторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента (по Г. Айзенку)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Рисунок Б.2 - Результаты тестирования по определению типа темперамента

(в % к опрошенным)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

Рисунок Б.3 - Результаты тестирования группы ЭКОМ -10 по определению уровня самооценки (в % к опрошенным)

 

Рисунок Б.3 - Результаты тестирования группы ВКС - 09 по определению уровня самооценки (в % к опрошенным)

Информация о работе Исследование психологического портрета менеджера