Исследование эмоциональных состояний в психологической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является анализ эмоциональных состояний.
Из поставленной цели можно вывести следующие задачи:
1. Дать определение эмоций;
2. Рассмотреть их характеристики и классификации;
3. Рассмотреть природу эмоциональных состояний.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретическое изучение эмоций человека 3
1.1 Определение эмоций 3
1.2 Виды эмоций и их общая характеристика 3
1.3 Классификация эмоциональных состояний 3
1.3 Физиологические основы эмоциональных состояний 3
Глава 2 Анализ деструктивных эмоциональных состояний.
2.1 Аффекты 3
2.2 Стресс 3
2.3 Фрустрация 3
Заключение 3
Список использованной литературы 3

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ321.docx

— 118.19 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы  понять суть эмоций, необходимо исходить из того, что большинство предметов  и явлений внешней среды, воздействуя  на органы чувств, вызывают у нас  сложные, многогранные эмоциональные  ощущения и чувства, которые могут  включать в себя одновременно как  удовольствие, так и неудовольствие. Например, воспоминание о чем-либо неприятном для нас может одновременно с  тяжелым чувством вызывать и радость  от сознания того, что это неприятное осталось где-то в прошлом. Весьма ярко совмещение положительной и отрицательной  окраски эмоциональных переживаний  наблюдается при преодолении  трудностей, с которыми нам приходится иметь дело. Сами по себе действия, которые  выполняются в этих случаях, вызывают у нас нередко неприятные, тяжелые, иногда мучительные чувства, но успех, которого мы достигаем, неразрывно связан с положительными эмоциональными переживаниями.

Помимо удовольствия и неудовольствия во многих ситуациях  возникает ощущение какого-либо напряжения, с одной стороны, разрешения или облегчения — с другой. В критические моменты деятельности, в ответственные минуты принятия решения, при преодолении затруднений, во всех случаях, когда мы делаем что-либо важное, что затрагивает нас, мы испытываем напряжение. Очень часто это напряжение носит ярко выраженный активный характер, сопровождается повышенным вниманием к объекту деятельности, своеобразным приливом умственных и физических сил, жаждой действий, особым волнением, охватывающим нас. Иногда, когда мы плохо владеем своими действиями, оно выражается в своеобразной скованности, заторможенности движений, в суженности восприятия, в недостаточном распределении внимания.

Другим проявлением  эмоциональных процессов является возбуждение и успокоение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или с подготовкой к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной. Успокоение связано со снижением активности, но также служит основой целесообразного ее применения.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют  деятельность, увеличивают энергию  и напряжение сил человека, побуждают  его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы  перевернуты». И наоборот, иногда переживания  ведут к скованности, пассивности, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у человека, испытывающего чувство  страха, возможно повышение мускульной силы, и он может броситься навстречу  опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени».

Следует отметить, что неоднократно предпринимались  попытки выделить основные, «фундаментальные»  эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции:

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Следует отметить, что эмоциональные переживания  носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные  отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.

Чувства — это еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Такое явление, как «смутное чувство» (например, «смутное терзание»), говорит о неопределенности чувств и может рассматриваться как процесс перехода от эмоциональных ощущений к чувствам. Другим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства — с социальной сферой.

Еще одним  существенным различием эмоций и  чувств, на которое необходимо обратить внимание, является то, что эмоции в  большей степени связаны с  областью бессознательного, а чувства  максимально представлены в нашем  сознании. Кроме этого, чувства человека всегда имеют определенное внешнее  проявление, а эмоции чаще всего  не имеют.

Чувства —  еще более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко  выраженный предметный характер. Они  отражают устойчивое отношение к  каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может  переживать чувства вообще, если они  не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии  испытывать чувство любви, если у  него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет  того, что он ненавидит.

Чувства возникли и формировались в процессе культурно-исторического  развития человека. Способы выражения  чувств менялись в зависимости от исторической эпохи. В индивидуальном развитии человека чувства выступают  как значимый фактор в формировании мотивационной сферы. Человек всегда стремится заниматься тем видом  деятельности и тем трудом, которые  ему нравятся и вызывают у него позитивные чувства.

Чувства играют значимую роль и в построении контактов  с окружающими людьми. Человек  всегда предпочитает находиться в комфортной обстановке, а не в условиях, вызывающих у него негативные чувства. Кроме  этого, следует отметить, что чувства  всегда индивидуальны. То, что нравится одному, может вызывать негативные чувства у другого. Это объясняется  тем, что чувства опосредуются системой ценностных установок конкретного  человека.

Особую форму  переживания представляют собой  высшие чувства, в которых заключено  все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственными, или моральными, называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в котором он живет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии и т. д. Действия и поступки людей, соответствующие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки, не соответствующие этим взглядам, считаются аморальными, безнравственными. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость и т. д. Следует отметить, что в различных обществах эти чувства могут иметь некоторые различия в содержательном наполнении.

Отдельно  можно выделить так называемые морально-политические чувства. Эта группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и организациям, а также к государству в целом. Одной из важнейших особенностей морально-политических чувств является их действенный характер. Они могут выступать как побудительные силы героических дел и поступков. Поэтому одной из задач любого государственного строя всегда было и остается формирование таких морально-политических чувств, как патриотизм, любовь к Родине и др. [8]

Следующая группа чувств — это интеллектуальные чувства. Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полученных знаний. Существование интеллектуальных чувств — удивления, любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказательства — является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных процессов. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления действительности, человек может испытывать особое чувство восхищения их красотой. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства. Это вызвано тем, что в них специфически переплетаются и моральные, и интеллектуальные чувства. Эстетическое отношение проявляется через разные чувства — восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и др.

Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так  сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории.

К высшим проявлением  чувств многие авторы относят страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. С. Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели» (Рубинштейн С. Л., 1998).

Другую группу эмоциональных состояний составляют настроения человека. Настроение — самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д.

Настроение  существенно зависит от общего состояния  здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной  системы. Причины того или иного  настроения не всегда ясны человеку, а  тем более окружающим его людям. Недаром говорят о безотчетной  грусти, беспричинной радости, и в  этом смысле настроение — это бессознательная  оценка личностью того, насколько  благоприятно для нее складываются обстоятельства. В этом настроения похожи на собственно эмоции и близки к сфере бессознательного. Но причина  настроения всегда существует и в  той или иной степени может  быть осознана. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность и, конечно, люди.

Настроения  могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин — возраста человека, индивидуальных особенностей его характера  и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Более того, настроение может  стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают, когда делят людей  на оптимистов и пессимистов.

Настроения  имеют огромное значение для эффективности  деятельности, которой занимается человек. Например, известно, что одна и та же работа при одном настроении может  казаться легкой и приятной, а при  другом —тяжелой и удручающей. Естественно, что при хорошем настроении человек  в состоянии выполнить гораздо  больший объем работы, чем при  плохом.

Настроение  тесно связано с соотношением между самооценкой человека и  уровнем его притязаний. У лиц  с высокой самооценкой чаще наблюдается  повышенное настроение, у лиц же с заниженной самооценкой выраженное склонность к пассивно-отрицательным  эмоциональным состояниям, связанным  с ожиданием неблагоприятных  исходов. Поэтому настроение может  стать причиной отказа от действий и дальнейшего снижения притязаний, что может привести к отказу от удовлетворения данной потребности.[8]

Существует  еще один особый вид эмоциональных  состояний — эмоциональный стресс.

Информация о работе Исследование эмоциональных состояний в психологической науке