Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:14, курсовая работа
Целью нашей работы является анализ эмоциональных состояний.
Из поставленной цели можно вывести следующие задачи:
1. Дать определение эмоций;
2. Рассмотреть их характеристики и классификации;
3. Рассмотреть природу эмоциональных состояний.
Введение 3
Глава 1 Теоретическое изучение эмоций человека 3
1.1 Определение эмоций 3
1.2 Виды эмоций и их общая характеристика 3
1.3 Классификация эмоциональных состояний 3
1.3 Физиологические основы эмоциональных состояний 3
Глава 2 Анализ деструктивных эмоциональных состояний.
2.1 Аффекты 3
2.2 Стресс 3
2.3 Фрустрация 3
Заключение 3
Список использованной литературы 3
Чем большую
значимость для человека приобретают
изменения, происходящие вокруг него и
с ним, тем более глубокими
будут переживания чувств. Возникающая
в следствии этого перестройка
систем временных связей вызывает процессы
возбуждения, которые, распространяясь
по коре больших полушарий, захватывают
подкорковые центры. В отделах
мозга, лежащих ниже коры больших
полушарий, находятся различные
центры физиологической деятельности
организма: дыхательной, сердечно-сосудистой,
пищеварительной, секреторной и
др. Поэтому вожбуждение
Кора больших полушарий в нормальных условиях оказывает регулирующее, в основном тормозящее, влияние на подкорковые центры, таким образом сдерживаются внешние выражения чувств. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения и ее регулятивные функции нарушаются при воздействии раздражителей большой силы, при переутомлении, при опьянении, то в результате иррадиации перевозбуждаются и центры, лежащие ниже коры, вследствие чего утрачивается контроль за выразительными движениями, исчезает обычная сдержанность. Короче говоря, при эмоциональных состояниях изменяется интенсивность различных сторон жизнедеятельности человека. [10]
Выводы к первой главе
Эмоции человека
прежде всего связаны с его
потребностями. Они отражают состояние,
процесс и результат
Глава 2. Анализ деструктивных эмоциональных состояний.
2.1. Аффекты
Аффект. Очень сильная эмоция; чаще под аффектом понимают сильную отрицательную эмоцию. Аффект может проявляться как в виде кратковременной бурной реакции (например, вспышка гнева), так и в виде длительного состояния (например, аффективное отношение к человеку, месту, событию и т. д.). [17]
Аффект неадекватности. Проявляется в форме аффективного поведения: повышенной обидчивостью, упрямством, негативизмом, замкнутостью, заторможенностью, эмоциональной неустойчивостью. В основе аффекта неадекватности лежат отрицательные переживания, возникающие в результате неудовлетворенности каких-либо жизненно важных потребностей человека или конфликта между ними. Чаще всего они возникают в случае, когда не удовлетворяются притязания человека в области, имеющей для него существенное значение, причем невозможность удовлетворения притязаний связана с отсутствием достаточных способностей в значимой области. Уровень притязаний такого человека основывается, как правило, на сложившейся неадекватной самооценке. Эта самооценка стала для него привычной, и он не может снизить свой уровень притязаний, не нанося при этом урона самооценке.
Расхождения между уровнем притязаний и реальными возможностями приводят к неосознаваемому внутреннему конфликту. Признать свою несостоятельность, значит для личности пойти вразрез с имеющейся у нее потребностью сохранить привычную самооценку, чего она не хочет и не может допустить. Отсюда возникает неадекватная реакция человека на свой неуспех: он либо отвергает сам факт неуспеха, либо дает ему абсурдное фантастическое объяснение. Ни в коем случае не желая допустить в сознание ничего, что могло бы поколебать его самооценку, человека стремится объяснить неуспех не своей несостоятельностью, а чем-либо другим. В результате возникает неадекватная реакция, проявляющаяся в форме аффективного поведения. Аффективная реакция выступает в этом случае как защитная, позволяющая личности в случае неуспеха не снижать самооценку и уровень притязаний, т. е. неадекватная реакция позволяет не допустить в сознание мысли о собственной несостоятельности. [17]
Высокая степень
эмоциональных переживаний
Состояние аффекта формируется у субъекта очень быстро и в течение долей секунды может достичь своего апогея, оно возникает внезапно не только для окружающих, но и для самого субъекта. Обычно аффект протекает в течение нескольких десятков секунд. Как уже указывалось, он характеризуется высокой напряженностью и интенсивностью реализации физических и психологических ресурсов человека. Именно этим объясняется, что в состоянии аффекта физически слабые люди ударом высаживают дубовую дверь, наносят большое количество смертельных телесных повреждений, т. е. совершают те действия, на которые они не были способны в спокойной обстановке. Состояние аффекта дезорганизующим образом воздействует на высшие психические функции. Как уже указывалось выше, происходит сужение сознания, что резко снижает контроль за поведением в целом. Одним из последствий аффективного состояния является частичная утрата памяти (амнезия) в отношении событий, которые непосредственно предшествовали аффекту и происходили в период аффекта.
Существует
несколько механизмов возникновения
аффектов. В первом случае возникновению
аффекта предшествует достаточно длительный
период накопления отрицательных эмоциональных
переживаний (серия обид и унижений
пасынка со стороны отчима; травля
молодого солдата в условиях дедовщины
и др.). В этом случае характерно длительное
состояние внутреннего
Возможны
ситуации, когда аффективный механизм
формируется под воздействием одноразового
чрезвычайно значимого для
Возможен
и промежуточный механизм, когда
повторное отрицательное
Особенность
физиологического аффекта заключается
в том, что он воспринимается как
необычная, парадоксальная, чуждая личности
подследственного форма реагирования.
Часто подследственный
Очень важной является оценка динамически и специфически непосредственно самого преступления.
Сам момент
совершения преступления представляет
собой внезапный выплеск
Момент аффективной
разрядки наступает неожиданно, внезапно
для самого обвиняемого, помимо его
волевого контроля. Происходит частичное
сужение сознания - ограничивается
поле восприятия, внимание концентрируется
целиком на предмете насилия. Вследствие
этого орудием преступления может
стать первый подходящий предмет, оказавшийся
в поле внимания, возможность выбора
ограничивается. Сознание переполняется
слепой яростью, гневом, обидой, соответственно
изменяется внешний вид - искажаются
черты лица, изменяется его цвет,
расширяются зрачки глаз. Обвиняемый
слабо реагирует на внешнее воздействие,
может не обращать внимания на свои
ранения, вид крови. Поведение приобретает
черты негибкости, становится упрощенным,
утрачиваются сложные моторные навыки,
требующие контроля сознания, действия
стереотипизируются, доминируют двигательные
автоматизмы - в криминалистической
картине преступления может присутствовать
множественность наносимых
Длительность
подобного состояния может
Физиологический
аффект необходимо различать от патологического.
В отличие от физиологического, патологический
аффект рассматривается как острое
кратковременное психическое
Аффект – сильное и
Я.М. Калашник рассматривает патологический аффект и выделяет в его развитии три фазы: подготовительную, фазу взрыва и заключительную фазу.[19]
Подготовительная фаза. Сознание сохраняется. Появляется напряжение эмоций, нарушается способность к рефлексии. Душевная деятельность становится односторонней из-за единственного стремления осуществить свое намерение.
Фаза взрыва. С биологической точки зрения этот процесс отражает утрату самообладания. Для этой фазы характерна беспорядочная смена представлений. Сознание нарушается: утрачивается ясность поля сознания, снижается его порог. Происходят агрессивные действия – нападения, разрушения, борьба. В некоторых случаях вместо агрессивных действий поведение приобретает пассивный характер и выражается в растерянности, бесцельной хлопотливости, неосмысленности ситуации.
Заключительная фаза. Заключительная фаза характеризуется истощением психических и физиологических сил, выраженным в равнодушии, безучастии к окружающим, склонности ко сну.
Можно выделить две функции аффекта:
1. Обладая свойством доминанты,
аффект тормозит не связанные
с ним психические процессы
и навязывает личности способ
«аварийного» разрешения
2. Регулирующая функция аффекта
состоит в образовании
2.1.Стресс
Стресс –
это по своей сути еще один вид
эмоционального состояния, это состояние
характеризуется повышенной физической
и психической активностью. При
этом одной из главных характеристик
стресса является его крайняя
неустойчивость. При благоприятных
условиях это состояние может
трансформироваться в оптимальное
состояние, в при неблагоприятных
– в состояние нервно – эмоциональной
напряженности, для которого характерно
снижение работоспособности и
В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Наиболее широко употребляемым определением является следующее: "Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое". Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно.
Информация о работе Исследование эмоциональных состояний в психологической науке