Исследование эмоциональных состояний в психологической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является анализ эмоциональных состояний.
Из поставленной цели можно вывести следующие задачи:
1. Дать определение эмоций;
2. Рассмотреть их характеристики и классификации;
3. Рассмотреть природу эмоциональных состояний.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретическое изучение эмоций человека 3
1.1 Определение эмоций 3
1.2 Виды эмоций и их общая характеристика 3
1.3 Классификация эмоциональных состояний 3
1.3 Физиологические основы эмоциональных состояний 3
Глава 2 Анализ деструктивных эмоциональных состояний.
2.1 Аффекты 3
2.2 Стресс 3
2.3 Фрустрация 3
Заключение 3
Список использованной литературы 3

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ321.docx

— 118.19 Кб (Скачать файл)

Чем большую  значимость для человека приобретают  изменения, происходящие вокруг него и  с ним, тем более глубокими  будут переживания чувств. Возникающая  в следствии этого перестройка  систем временных связей вызывает процессы возбуждения, которые, распространяясь  по коре больших полушарий, захватывают  подкорковые центры. В отделах  мозга, лежащих ниже коры больших  полушарий, находятся различные  центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной и  др. Поэтому вожбуждение подкорковых  центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи  с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания (человек  задыхается от волнения, тяжело и прерывисто дышит) и сердечной деятельности (сердце замирает и усиленно бьется), изменением кровообращения отдельных  частей организма (от стыда краснеют, от ужаса бледнеют), нарушением функционирования секреторных желез (слезы от горя, пересыхание во рту от волнения, «холодный» пот от страха) и т.д.

Кора больших  полушарий в нормальных условиях оказывает регулирующее, в основном тормозящее, влияние на подкорковые  центры, таким образом сдерживаются внешние выражения чувств. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного  возбуждения и ее регулятивные функции  нарушаются при воздействии раздражителей  большой силы, при переутомлении, при опьянении, то в результате иррадиации перевозбуждаются и центры, лежащие  ниже коры, вследствие чего утрачивается контроль за выразительными движениями, исчезает обычная сдержанность. Короче говоря, при эмоциональных состояниях изменяется интенсивность различных  сторон жизнедеятельности человека. [10]

 

Выводы  к первой главе

 

Эмоции человека прежде всего связаны с его  потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей. Это неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций, независимо от того, каких теорий они придерживались. По эмоциям, считали они, можно определенно  судить о том, что в данный момент времени волнует человека, т.е. о  том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ деструктивных эмоциональных состояний.

 

 

2.1. Аффекты

 

 

Аффект. Очень  сильная эмоция; чаще под аффектом понимают сильную отрицательную  эмоцию. Аффект может проявляться  как в виде кратковременной бурной реакции (например, вспышка гнева), так и в виде длительного состояния (например, аффективное отношение к человеку, месту, событию и т. д.). [17]

Аффект неадекватности. Проявляется в форме аффективного поведения: повышенной обидчивостью, упрямством, негативизмом, замкнутостью, заторможенностью, эмоциональной неустойчивостью. В основе аффекта неадекватности лежат отрицательные переживания, возникающие в результате неудовлетворенности каких-либо жизненно важных потребностей человека или конфликта между ними. Чаще всего они возникают в случае, когда не удовлетворяются притязания человека в области, имеющей для него существенное значение, причем невозможность удовлетворения притязаний связана с отсутствием достаточных способностей в значимой области. Уровень притязаний такого человека основывается, как правило, на сложившейся неадекватной самооценке. Эта самооценка стала для него привычной, и он не может снизить свой уровень притязаний, не нанося при этом урона самооценке.

Расхождения между уровнем притязаний и реальными  возможностями приводят к неосознаваемому  внутреннему конфликту. Признать свою несостоятельность, значит для личности пойти вразрез с имеющейся у нее потребностью сохранить привычную самооценку, чего она не хочет и не может допустить. Отсюда возникает неадекватная реакция человека на свой неуспех: он либо отвергает сам факт неуспеха, либо дает ему абсурдное фантастическое объяснение. Ни в коем случае не желая допустить в сознание ничего, что могло бы поколебать его самооценку, человека стремится объяснить неуспех не своей несостоятельностью, а чем-либо другим. В результате возникает неадекватная реакция, проявляющаяся в форме аффективного поведения. Аффективная реакция выступает в этом случае как защитная, позволяющая личности в случае неуспеха не снижать самооценку и уровень притязаний, т. е. неадекватная реакция позволяет не допустить в сознание мысли о собственной несостоятельности. [17]

Высокая степень  эмоциональных переживаний специфически воздействует на характер познавательных процессов и на структуру сознания субъекта. Это воздействие приводит к феномену сужения сознания, что, в свою очередь, делает деятельность субъекта односторонней, негибкой. Психологии известен ряд эмоциональных состояний, характеризующихся высоким эмоциональным  напряжением. К ним относятся  состояние физиологического аффекта (сильного душевного волнения), стресс (психическая напряженность) и фрустрация. Состояние аффекта характеризуется краткостью и взрывным характером, которое обычно сопровождается ярко выраженными вегетативными (например, изменение цвета лица, выражения глаз и др.) и двигательными проявлениями.

Состояние аффекта  формируется у субъекта очень  быстро и в течение долей секунды  может достичь своего апогея, оно  возникает внезапно не только для  окружающих, но и для самого субъекта. Обычно аффект протекает в течение  нескольких десятков секунд. Как уже  указывалось, он характеризуется высокой  напряженностью и интенсивностью реализации физических и психологических ресурсов человека. Именно этим объясняется, что  в состоянии аффекта физически  слабые люди ударом высаживают дубовую  дверь, наносят большое количество смертельных телесных повреждений, т. е. совершают те действия, на которые  они не были способны в спокойной  обстановке. Состояние аффекта дезорганизующим образом воздействует на высшие психические функции. Как уже указывалось выше, происходит сужение сознания, что резко снижает контроль за поведением в целом. Одним из последствий аффективного состояния является частичная утрата памяти (амнезия) в отношении событий, которые непосредственно предшествовали аффекту и происходили в период аффекта.

Существует  несколько механизмов возникновения  аффектов. В первом случае возникновению  аффекта предшествует достаточно длительный период накопления отрицательных эмоциональных  переживаний (серия обид и унижений пасынка со стороны отчима; травля молодого солдата в условиях дедовщины  и др.). В этом случае характерно длительное состояние внутреннего эмоционального напряжения, и иногда незначительное дополнительное отрицательное воздействие (очередное оскорбление) может явиться  пусковым механизмом развития и реализации аффективного состояния.

Возможны  ситуации, когда аффективный механизм формируется под воздействием одноразового чрезвычайно значимого для субъекта события (внезапно вернувшийся из командировки супруг застает свою жену в постели  со своим другом).

Возможен  и промежуточный механизм, когда  повторное отрицательное воздействие  раздражителя было отсрочено во времени (от нескольких минут до нескольких лет): человек внезапно встречает  своего прежнего оскорбителя, который  возобновляет прежнюю травлю субъекта.

Особенность физиологического аффекта заключается  в том, что он воспринимается как  необычная, парадоксальная, чуждая личности подследственного форма реагирования. Часто подследственный положительно характеризуется на работе и в  быту, имеет позитивные социальные установки, высокую степень самоконтроля. Однако взаимоотношения подследственного с потерпевшим, как правило, отличаются конфликтностью, причем конфликт может  возникнуть как непосредственно  в ситуации деликта, так и задолго  до него. В любом случае возникший  конфликт глубоко затрагивает высокозначимые потребности подследственного, угрожает системе его ценностей. Характерно, что сложившаяся ситуация переживается подследственным как безвыходная, неразрешимая. Такое восприятие сложившегося положения может быть вызвано как объективными причинами - реальная угроза со стороны жертвы, дефицит времени принятия решения и др., так и субъективными особенностями подследственного, его повышенной ранимостью, чувствительностью, обидчивостью, склонностью к застреванию на психотравмирующих моментах, недостаточной гибкостью поведения и т. д.

Очень важной является оценка динамически и специфически непосредственно самого преступления.

Сам момент совершения преступления представляет собой внезапный выплеск накопившегося  эмоционального напряжения, неуправляемую  аффективную разрядку. Пусковым стимулом аффекта может служить как угрожающее, агрессивное действие потерпевшего на высоте конфликтной ситуации, так и незначительное, внешне безобидное воздействие, играющее роль «последней капли» на фоне продолжительного конфликта. Подверженности аффекту способствуют предшествующие неблагоприятные условия, воздействующие на обвиняемого, - болезненное состояние, бессонница, хроническая усталость, перенапряжение и др.

Момент аффективной  разрядки наступает неожиданно, внезапно для самого обвиняемого, помимо его  волевого контроля. Происходит частичное  сужение сознания - ограничивается поле восприятия, внимание концентрируется  целиком на предмете насилия. Вследствие этого орудием преступления может  стать первый подходящий предмет, оказавшийся  в поле внимания, возможность выбора ограничивается. Сознание переполняется  слепой яростью, гневом, обидой, соответственно изменяется внешний вид - искажаются черты лица, изменяется его цвет, расширяются зрачки глаз. Обвиняемый слабо реагирует на внешнее воздействие, может не обращать внимания на свои ранения, вид крови. Поведение приобретает  черты негибкости, становится упрощенным, утрачиваются сложные моторные навыки, требующие контроля сознания, действия стереотипизируются, доминируют двигательные автоматизмы - в криминалистической картине преступления может присутствовать множественность наносимых ударов и ранений, их однотипность, скученность  и явная избыточность. Произвольность, сознательный контроль действий при  этом снижается, но усиливается их энергетика, движения приобретают резкость, стремительность, непрерывность, большую силу.

Длительность  подобного состояния может колебаться от нескольких секунд до нескольких минут, после чего наступает резкий и  стремительный спад эмоционального возбуждения, нарастает состояние  опустошения, крайней усталости, происходит постепенное осознание содеянного, часто сопровождающееся чувством раскаяния, растерянности, жалости к потерпевшему. Нередко обвиняемые сами пытаются помочь жертве, сообщают о случившемся в  милицию, реже - убегают с места  происшествия, не пытаясь скрыть следы преступления. В дальнейшем нередко обнаруживается забывание отдельных эпизодов преступления.

Физиологический аффект необходимо различать от патологического. В отличие от физиологического, патологический аффект рассматривается как острое кратковременное психическое расстройство, возникающее внезапно и характеризующееся  следующими особенностями:

  • глубокое помрачение сознания;
  • бурное двигательное возбуждение;
  • полная (или почти полная) амнезия.

 

Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное  состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств  и сопровождаемое резко выраженными  двигательными проявлениями и изменениями  в функциях внутренних органов. Аффект может возникать на уже происшедшее  событие и являться как бы сдвинутым  к его концу. В основе аффекта  лежит переживаемое человеком состояние  внутреннего конфликта, которое  порождается либо противоречиями между  влечениями, стремлениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку (или он сам себе их предъявляет). Аффект развивается в критических  условиях при неспособности субъекта найти выход (адекватный) из опасных  неожиданно сложившихся ситуаций. А.Н.Леонтьев: аффект возникает тогда, когда нужно  что-то сделать, а сделать ничего нельзя, т.е. в безвыходных ситуациях. Критерии определения аффекта по А.Н.Леонтьеву: 1) явно выраженные вегетативные изменения; 2) расстройство сознания; 3) импульсивность поведения, отсутствие планирования; 4) несовпадение аффективного поведения с личностью. [18]

 

Я.М. Калашник рассматривает патологический аффект и выделяет в его развитии три фазы: подготовительную, фазу взрыва и заключительную фазу.[19]

 

Подготовительная фаза. Сознание сохраняется. Появляется напряжение эмоций, нарушается способность к рефлексии. Душевная деятельность становится односторонней  из-за единственного стремления осуществить  свое намерение.

 

Фаза взрыва. С биологической  точки зрения этот процесс отражает утрату самообладания. Для этой фазы характерна беспорядочная смена  представлений. Сознание нарушается: утрачивается ясность поля сознания, снижается  его порог. Происходят агрессивные  действия – нападения, разрушения, борьба. В некоторых случаях вместо агрессивных действий поведение  приобретает пассивный характер и выражается в растерянности, бесцельной хлопотливости, неосмысленности ситуации.

 

Заключительная фаза. Заключительная фаза характеризуется истощением психических  и физиологических сил, выраженным в равнодушии, безучастии к окружающим, склонности ко сну.

 

Можно выделить две функции аффекта:

 

1. Обладая свойством доминанты,  аффект тормозит не связанные  с ним психические процессы  и навязывает личности способ  «аварийного» разрешения ситуации (оцепенение, бегство, агрессия), сложившийся  в процессе биологической эволюции.

 

2. Регулирующая функция аффекта  состоит в образовании аффективных  следов, дающих себя знать при  столкновении с отдельными элементами  породившей аффект ситуации и  предупреждающих о возможности  ее повторения.

 

 

2.1.Стресс

 

 

Стресс –  это по своей сути еще один вид  эмоционального состояния, это состояние  характеризуется повышенной физической и психической активностью. При  этом одной из главных характеристик  стресса является его крайняя  неустойчивость. При благоприятных  условиях это состояние может  трансформироваться в оптимальное  состояние, в при неблагоприятных  – в состояние нервно – эмоциональной  напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности  функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

 

В современной  жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения  с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно  сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у  человека, когда его нервная система  получает эмоциональную перегрузку. Наиболее широко употребляемым определением является следующее: "Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое". Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно.

Информация о работе Исследование эмоциональных состояний в психологической науке