Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:13, доклад
Представления о том, что в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности. Это нечто часто связывалось с дыханием – тем, что уходит со смертью тела (душа, дух, дыхание), и нередко представлялось в виде крылатого существа, возвращение которого в тело означало бы и его возрождение.
Душа в большинстве случаев представлялась как нечто, связанное с жизнью тела, делающее тело «одушевленным», и ее существование было несомненным.
В поддержку эксперимента выступил влиятельный Н. Я. Грот. Он выдвинул задачу разработки собственно психологического эксперимента, который должен, в отличие от эксперимента в естествознании, учитывать сознание, самосознание человека. Грот поддержал идею Ланге о необходимости учреждения психологических лабораторий при университетах.
В 1901 г. А. П. Нечаев организовал лабораторию экспериментальной психологии при Педагогическом музее военно-учебных заведений. Он развернул экспериментально – психологические исследования основ школьного дела. При психологической лаборатории Нечаева в 1904 г. были созданы педологические курсы.
Лазурский А. Ф. выступил за расширение области применения эксперимента, распространив его на исследование личности. В этих целях он разработал метод естественного эксперимента. Естественный эксперимент подобен клиническому исследованию и заключается в наблюдении по специальной программе за испытуемым, например школьником, в естественных условиях, во время учебных занятий, в подвижных играх, чтении и т. п. Наряду с лабораторными приемами он позволяет исследовать личность человека, его интересы, характер.
Количественный подход к исследованию структуры личности с помощью тестов разработал Г. И. Россолимо, выдающийся детский невропатолог – клиницист. Свой метод экспериментального изучения личности он назвал методом психологических профилей. Он выдели 11 психических процессов (внимание, воля, точность и прочность восприимчивости, зрительная память, память на речь, память на числа, осмысление, комбинаторные способности, сметливость, воображение, наблюдательность), которые оценивал по 10 – балльной шкале. Методика явилась первым профильным изображением результатов измерения интеллектуальных способностей. Профиль имел диагностическое значение для определения дефектности личности, т. е. отсталости (значительная, средняя или слабая), а также характера отсталости (снижение памяти, недостатки высших психических процессов, слабость психического тонуса).
Крупнейшим событием
в истории отечественной
Так в борьбе мнений развивалась и крепла организационно – экспериментальная и прикладная психология в России дореволюционного периода. В конце 19 – начале 20 в. производились психологические исследования прикладного характера также в области психологии труда. 50 лет существования психологии как самостоятельной науки явились свидетельством ее значительных успехов. Накоплена масса нового фактического материала. Психология обогатилась новыми методами и приемами исследования. Развитие прикладных областей привело к изменению статуса психологии в обществе. Однако эти позитивные процессы, которые явились результатом роста науки, вызвали к жизни и новые проблемы. Вступило несоответствие новых данных с прежним традиционным пониманием психики. Обнаружившиеся факты неадекватности метода эксперимента в применении к исследованию сложных явлений душевной жизни вызвали критическое отношение к нему, к его возможностям. В целом психология отставала от запросов практики, а теория развивалась независимо от нее.
В начале 10 – х годов психология вступила в новый период своего развития – период открытого кризиса.
39. В. Райх и его вклад в психологию.
Из крупных последователей З. Фрейда центральное место человеческой сексуальности отводил австрийский врач и психолог Вильгельм Райх. В центре его концепции оказывается «оргонная энергия» (своего рода вселенская энергия любви), требующая в индивиде свободного выражения.
Если эта энергия, изначально чистая и светлая, блокируется запретами сдерживанием, то, по Райху, это приводит к ее извращенным проявления и, в частности, в форме агрессии, скрываемой под приличествующими социальными масками. Сдерживание энергии на различных уровнях проявляется и телесно – в виде «мышечных панцирей», скованности, зажатости.
Так как он утверждал единство души и тела то, воздействуя на тело (мышечные упражнения, в том числе, мимические, работа с дыханием, массаж) возможно высвобождение энергии и облегчение душевных страданий.
Основной причиной, делающей
невозможным естественное проявление
оргонной энергии, Райх считал жесткую
систему норм и запретов, существующую
в патриархальном обществе, что в
особенности проявляется в
Знаменитый термин «сексуальная революция» был введен именно Райхом, подразумевавшим под ним, однако, не сексуальную вседозволенность, но создание таких условий, при которых возможна естественная реализация оргонной энергии. Если это будет так, то, по Райху, не будет половых извращений, проституции и т. п., которые – суть проявления именно подавленной, деформированной оргонной энергии.
Разрабатывал собственную концепцию, реформируя, в частотности, идеи Фрейда о природе неврозов. Он доказывал, что причиной невроза является застойная сексуальность, возникающая вследствие нарушения функции оргазма.
Увлекшись идеями Карла Маркса, он положил начало течению, получившему название фрейдомарксизм. Он полагал, что агрессивные и деструктивные влечения преимущественно вторичны и выступают не столько как врожденные, сколько как приобретенные в результате негативного воздействия общества. Он одним из первых провел психологическое исследование феномена фашизма, показав в своей книге «Массовая психология фашизма», что фашизм является выражением иррациональной психики среднего человека, воспитываемого авторитарным обществом.
Большое значение, особенно для практической психологии, имела созданная Райхом концепция панциря характера, т. е. совокупности черт невротической личности. При этом он пришел к мысли о том, что именно стили поведения человека выполняют роль защитных механизмов, регулирующих взаимоотношения между человеком и внешним миром, обеспечивая психическую разрядку.
На основе своих психоаналитических и сексологических исследований Райх пришел к выводу о том, что сексуальная энергия представляет собой биологическую созидательную энергию, которая связана с жизненной силой космоса и потому в большей степени, нежели чисто психическая, воздействует на эмоции и интеллект человека.
55. Экзистенциальный анализ.
Почитаемая как третья Венская школа психотерапии – первой был психоанализ Фрейда, второй индивидуальная психология Адлера – логотерапия расширяет границы психиатрического знания и понимания, вводя новую концепцию «воли к смыслу». Тогда как фрейдовский подход основан на «воле к удовольствию», а адлеровский – на «воле к власти», Виктор Франкл возводит сою систему на «воле к смыслу». Акцент ставится на гуманность человека и развитие психиатрического похода, известного как логотерапия или экзистенциальный анализ, предназначенного помочь в случаях разочарования, скуки и отсутствия цели в жизни.
Наиболее известная книга В. Э. Франкла «Человек в поисках смысла: введение в логотерапию» является переработанной и дополненной редакцией его «Из лагеря смерти к экзистенциализму», которая повествует о сохранении человеческих ценностей в условиях предельного страха и стресса. Франкл провел три года как пленник нацистов в четырех разных концлагерях, включая печально известный Аушвиц. В книге описываются его переживания и поиск смысла жизни, приведшие к открытию логотерапии – психотерапии, построенной на понятии «воля к смыслу», глубинном стремлении человека к более высокому и главному смыслу его существования. Логотерапия предлагает позитивный подход к психически и духовно страдающей личности.
Это направление психотерапии придерживается мнения, что пациентам необходимо привить чувство ответственности. Цель и ответственность не только придают жизни смысл, но могут даже сохранить ее, как это подтверждается опытом, приобретенным Франклом в концентрационных лагерях. Взяв на вооружение диалектический метод, открытый Гегелем и развиваемый в настоящее время экзистенциалистами, Франкл применяет его в нескольких своих психотерапевтических техниках, включая парадоксальную интенцию, дерефлексию, поиск смысла, а также в качестве опровержения фрейдовского принципа удовольствия. В логотерапии смысл и ценность находятся на всех уровнях жизненных переживаний, включая боль и страдания. Человек, обретший достаточный смысл жизни, преодолеет любые преграды. Зная «зачем» живет, он будет готов вынести любые условия.
Явление, с которым психиатр сталкивается сегодня все чаще, называется «экзистенциальным вакуумом». Это переживание тотальной нехватки, или потери, основного смысла существования. Это явление называется также «экзистенциальная фрустрация», или фрустрация «воли к смыслу».
Т. о., логотерапия признает, что человек изначально мотивирован поиском смысла своего существования, стремлением исполнить свое предназначение и таким образом актуализировать максимум своих ценностных ориентиров. Человек мотивирован волей к смыслу.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат. — существование), или философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. 20 в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Идейные истоки — учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю). Центральное понятие — экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования — забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада.
7. Психологические воззрения в Средние века (общий очерк).
Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Начало нового этапа в развитии психологии было связано с фактическим изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие.
Развитие европейской психологии в 4 – 11 веках.
Теория римского ученого Августина Аврелия (Августина Блаженного), ознаменовала переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению.
Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от лат. – воля). Индивидуальная воля, согласно Августину, зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет движением души и обращает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт. Значит, мера истины – в нашем самосознании. Однако он предполагал, что истинность даруется Богом, Богом даруется и воля – источник активности человека.
Он сосредоточился на
вопросе о познаваемости
Исследование вопроса о взаимоотношении веры и разума в душе человека было продолжено в работах Иоанна Скота Эриугены. Он доказывал, что знание, добытое человеком, наука, является не менее важным авторитетом, чем божественное откровение. На этом основании и построены его доказательства свободы, обретаемой человеком в процессе научной деятельности. Доказывая тот факт, что общее предшествует единичному, он заложил основы дискуссии о происхождении универсалий. Его позиция считается одной из первых концепций реализма в науке.
Большое значение, которое придавал Эриуген разуму, нашло отражение и в его концепции развития человека. Человек как особый мир в своем становлении проходит те же стадии, что и мир большой. Он связывает три ступени в развитии человека с этапами развития познания, называя их разум, рассудок, внутреннее чувство.
Значительное влияние на развитие науки того времени оказал и известный французский ученый Пьер Абеляр. В своей работе «Да и нет», он развертывал картину диалектического суждения, логически обосновывая и опровергая различные суждения.
Он возвратился к забытой в то время идее о значении слова, указав, что в слове необходимо различать его физическую сущность (звук) и значение, которое, в отличие от звука, не пропадает, не является дуновением, но сохраняется в мыслях людей. Это значение – концепт слова – есть сущность предмета, и существовало до него в божественном уме как образец для реальности.