Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:07, творческая работа
Возможность достижения профессионализма воспитателями пенитенциарных учреждений зависит от многих факторов. В качестве наиболее важного объективного фактора выступает современное состояние системы пенитенциарных учреждений, общая концепция осуществления воспитательной деятельности в учреждениях данного типа, включающая в себя основные мировоззренческие позиции профессионала - его отношение к осужденным, взгляды на сущность воспитательной деятельности, которые формируются в свою очередь более широкой социальной системой, и в частности той пенитенциарной моделью, которая существует в обществе. Соответствие внешне заданных требований внутренним позициям воспитателей будет обусловливать достижение высокой продуктивности деятельности, в то время как расхождение этих позиций - затруднять достижение профессионализма в деятельности воспитателей пенитенциарных учреждений.
Современные тенденции воспитательной работы с осужденными в зарубежных странах получили свое выражение в реинтеграционной модели «специального обращения», суть которой состоит в том, чтобы путем диагностики личности преступника и построенного на этой основе медицинского лечения или психотерапии (психокоррекции, психоконсультирования) выработать у заключенного паттерны правопослушного поведения или осуществить более глубокие изменения в структурных компонентах его личности. Внедрение в пенитенциарную практику различных методов немедицинской психологической помощи является отражением общих тенденций в развитии различных психологических теорий и практик XX века, прежде всего, психотерапии. Так, по мере роста авторитета психоанализа его видные представители Ф. Александер, А. Адлер, В. Бромберг, А. Митчерлих и ряд других специалистов-практиков постарались реализовать в пенитенциарных учреждениях различные психоаналитические подходы и техники, чтобы «убрать» у заключенных сформированные еще в детстве «неблагоприятные» защитные механизмы, а также улучшить социальную адаптированность последних за счет снижения у них агрессивности, фрустрации и других критических состояний, вызванных арестом и нахождением в местах лишения свободы. В этой связи созданные при тюремных ведомствах и в отдельных тюрьмах во многих странах мира (особенно в большом количестве в США) специальные психиатрические клиники и психокоррекционные центры широко использовали техники индивидуального и группового психоанализа. Развитие бихевиористически ориентированной психотерапии и разработка внутри нее конкретных «технологий научения», использующих тот или иной вид механизмов обусловливания (классический по Дж.Уотсону, оперантный по Б.Скиннеру, «имитационный» по А.Бандуре и др.), привело к тому, что начиная с 60-х годов последние стали доминирующими в рамках немедицинских программ «модификации поведения». Наибольшее число их вариантов разработано и реализовано в пенитенциарных учреждениях США, а также частично в Канаде, ФРГ и Англии. Их авторитетность, на наш взгляд, была обусловлена тем, что лежащая в основе бихевиориальной психотерапии схема «стимул-реакция» соответствует ряду основополагающих пенитенциарных идей, в соответствии с которыми с одной стороны, заключенные должны зарабатывать себе «привилегии большей свободы», демонстрируя социально желательные паттерны поведения, а с другой стороны - получать негативные подкрепления (в том числе ужесточения режима отбывания наказания) при нарушении пенитенциарных правил, обычаев и ритуалов. И хотя результативность многих бихевиориальных технологий, направленных на модификацию поведения у различных категорий преступников, оказывается недостаточно высокой, но до настоящего времени предпринимаются все новые и новые попытки их дальнейшего совершенствования. Последнее обеспечивается либо путем одновременного с ними применения и техник из более интегральных психопрактик (гештальтерапии Ф. Перлза, психосинтеза Р.Ассаджиоли, нейролингвистического программирования Дж. Гриндера и Р. Бэндлера и др.), либо путем объединения в единой программе «модификации поведения криминальных личностей» поведенческих и социально направленных принципов межличностного влияния, техник совершенствования навыков и когнитивного изменения.
В силу тенденций в развитии мировой философской мысли (рост авторитета философии экзистенциализма, феноменологической и постпозитивистской философии), а также из-за общегуманистической ориентированности в начатых реформах пенитенциарной системы уже с 60-х годов при инновациях в уголовно-исполнительной политике стало увеличиваться число сторонников доктрины «новой социальной защиты». Согласно сторонникам данного направления, как в целом систему борьбы с преступностью, так и формирование государственной уголовно-исполнительной политики следует строить в соответствии со следующими узловыми принципами: средства борьбы с преступностью должны рассматриваться как средства защиты общества гуманными методами, а не посредством устрашения индивида; средства социальной защиты должны включать или нейтрализацию правонарушителя путем удаления его и изоляции от общества (как крайняя мера), или применения к нему методов исправления и воспитания с целью его ресоциализации; уголовная политика государства, основанная на положениях доктрины «новой социальной защиты», должна ориентироваться в большей степени на индивидуальное, чем на общее предупреждение преступности, т.е. должна быть направлена на ресоциализацию конкретного правонарушителя. Подобная направленность делает необходимой все большую «гуманизацию» уголовного законодательства; работа по исправлению личности правонарушителя предполагает восстановление у правонарушителя уверенности в себе, формирование положительного личностного «имиджа», чувства ответственности наряду с развитием правильных ценностных ориентации и пр.; процесс гуманизации системы уголовной юстиции подразумевает также научное осмысление причин преступности, изучение личности правонарушителя еще на стадии расследования преступления, а также в последствии, во время реализации уголовного наказания, причем преимущественно без изоляции от общества.
Психологическая суть данной новой «реинтеграционной» пенитенциарной модели состоит в том, что заключенный воспринимается как человек, который, прежде всего, способен изменяться сам, получив точную информацию о своем поведении и обретя новый смысл бытия. Именно в этой связи в прогрессивных исправительных пенитенциарных учреждениях упор делается не только на индивидуальные и групповые психотерапевтические программы, но и на создание особых типов «тюремных общин», которым поручается при участии штатных пенитенциарных работников и дополнительно привлекаемых извне специалистов (психологов, криминологов, социальных педагогов и т.д.) непосредственно участвовать в исправительном процессе, изучая человеческие взаимоотношения и способствуя выработке у заключенных паттернов законопослушного поведения. К подобной «общинной» деятельности в ряде стран привлекаются и лица, ранее отбывавшие наказание, а ныне ведущие активный социальный, нравственный и правопослушный образ жизни.
В отношении же лиц отбывших наказание, а также условно осужденных в рамках данной пенитенциарной модели, могут быть предложены широкие возможности по участию в «отвлекающих» и «попечительских» программах. Целью последних является вовлечение данной категории людей в более широкую систему общественных нравственных отношений, где в итоге и будет осуществляться их исправление с учетом расширенного характера и направленности жизнедеятельности. В виду того, что «реинтеграционная» модель может успешно внедряться только при наличии активной заинтересованности работников исправительных учреждений, а также при участии специалистов других ведомств, которые, включаясь в исправительный процесс, реально демонстрируют гуманное отношение к осужденным, то ее реализация в постсоветской России требует, во-первых, принятия соответствующих нормативных актов и осуществления межведомственной координации, а во-вторых, перестройки профессионального мировоззрения пенитенциарного персонала, в том числе в аспекте осознания им роли коллективного субъекта исправительного воздействия и зависимости результатов воспитания как от качества проводимых ресоциализационных программ, так и от глубины нравственных и профессионально-важных качеств у всех представителей управляющего, контролирующего и «реабилитационного» персонала.
Анализ зарубежных научных публикаций свидетельствует, что «реинтеграционная модели» присущи не только гуманистические принципы и исправительная эффективность, но и общая экономическая выгодность для общества данной пенитенциарной модели: исправление заключенных в общественно полезной деятельности; исправление посредством включения их в систему общественных нравственных отношений; гуманное и справедливое отношение к отбывающим наказание в сочетании с высоким уровнем требовательности к ним; организация «перспективных линий» поведения и личностного роста посредством применения социальной работы, психотерапии и прогрессивной системы исполнения наказания; стимулирование заключенных к участию в общественной деятельности и обладающему реабилитационной направленностью обучению (общеобразовательному и профессиональному); содействия в социальной адаптации в постпенитенциарный период.
Многие положения «
Заключение.
Таким образом, проведен исторический анализ развития к пенитенциарной системы, конкретных методов и методик изучения личности преступника, а также основных подходов к проблеме перевоспитания и ресоциализации заключенных.
Проведенный анализ свидетельствует
о богатстве теоретических идей
и весомости практических достижений
в зарубежной и отечественной
прикладной пенитенциарной психологии
прошлого, а также об активном многоплановом
поиске современными психологами продуктивных
перспектив ее развития в области
теории и методики изучения личности,
групп осуждённых, наиболее эффективных
методов воздействия на них, с
целью дальнейшего
Для наиболее эффективного осуществления
воспитательной работы с осужденными
в условиях современной ситуации
в пенитенциарных учреждениях России,
необходимо изучить особенности
осуществления деятельности воспитателями
с высоким уровнем
Информация о работе История развития пенитенциарной психологии