Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 02:09, реферат
Возникла спец психология (от греч. особенный) как самостоятельная отрасль психологической науки и практики в 60-ых гг XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Но было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя накопившиеся научные достижения и практический опыт — все, что касается изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.
Асинхрония развития порождает выраженную дисгармонию формирования психических процессов и личности, в связи с чем прежде всего страдают процессы контроля и саморегуляции.
В ходе психологического обследования желательно проводить дифференцированное исследование функций психических процессов.
76 (6) Приведите примеры первичного и вторичного дефекта.
Дефект — физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефект.
Первичный дефект — повреждение биологических систем (отделов центральной нервной системы, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами. ПД является следствием таких нарушений как недоразвитие или повреждения мозга. Возможно, их сочетание. Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатолога, психиатра, патопсихолога.
К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония, и т.п.), нарушение меж функциональных связей. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций.
Вторичный дефект — недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у «дебилов»). Вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им — возникает под его влиянием. возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития, в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а напротив детерминирует отклонения в личностном развитии. То есть, дефект, препятствующий нормальному, общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков, культурных ценностей.
Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект, в виде компенсаторных механизмов. Они могут быть как положительными, так и отрицательными.
Сложный дефект — сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка. Это не просто сумма дефектов — сложный дефект отличается качественным своеобразием.
77 (7) Стратегия психологической помощи ребенку с гармоническим инфантилизмом
Работа с инфантильными детьми должна строиться, учитывая следующие рекомендации:
Педагогам или родителям
желательно
Воздействие педагогов
на психически инфантильного
ребенка реализуется через
Учитывая, что инфантильный
ребенок стремится к детям
младше себя, следует побуждать
его к общению со сверстниками,
учить сотрудничать с ними, прощать
обиды, улаживать конфликты. Нужно
разъяснять последствия его
Несмотря на то, что
такие дети могут быть очень
обременительны своей
Всячески поощрять
стремление детей к
Если ребенок окажется
не готов к школе к 7 годам, лучше
задержать его на год и в
8 лет отправить в школу со
сформировавшейся позицией
Вообще, таких детей
рекомендуется обучать в
Инфантильные ребята
- личности слабовольные и
78 (8). Стратегия психологической помощи ребенку с задержкой психического развития соматогенного происхождения.
При так называемой соматогенной задержке психического развития эмоциональная незрелость, указывалось, обусловлена длительными, нередко хроническими заболеваниями, пороками развития сердца и т.д. Хроническая физическая и психическая астения тормозят развитие активных форм деятельности, способствуют формированию таких черт личности, как робость, боязливость, неуверенность в их силах. Эти же свойства в значительной стене обусловливаются я созданием для больного или физически ослабленного ребенка режима ограничений и запретов. Таким образом, к явлениям, обусловленным болезнью, добавляется искусственнаяинфантилизация, вызванная условиями гиперопеки.
Работа с детьми гармоническим инфантилизмом д.б. коррекционно-развивающая, специфичная для того возраста, к-рый демонстрирует ребенок. Необходимо формирование и функций программирования, контроля и регуляции собственной деятельности в основном через игровой компонент с учетом ведущего типа мотивации. При необходимости возможно “параллельное” подключение логопеда (как правило, для коррекции звукопроизношения). Наблюдение врача-педиатра нужно постольку, поскольку ребенок нуждается в общеукрепляющей поддержке, витаминотерапии и т.п
Надо учитывать предпочтение ребенком того или иного содержания обучения и приучать его к мыслительной работе на том учебном материале, к-рый ему интересен. Нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои эмоции, задача взрослых в том, что бы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства.
Ребенку с ЗПР необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый шаг за шагом ведет его по “ступеням развития”, раскрывая потенциал возможности маленького человека.
Консультативно-
79 (9). ЗПР психогенного происхождения.
Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия – безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к формированию искаженной, ослабленной личности, у таких детей обычно проявляется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм.
Психогенная форма |
При сохранности психических процессов выраженное снижение мотивации учебной деятельности. Снижение продуктивности учебной деятельности в связи с патологическим развитием личности (тревожная мнительность, эгоцентризм и др.) |
Возможна «иррегулярность» в психическом развитии. Неравномерное развитие психических процессов- |
Обучить контролю по результатам.
Обучить контролю по способу деятельности.
Обучить контролю в процессе деятельности
Приемы:
- дидактические игры и упражнения на внимание,
память, наблюдательность;
- обучение конструированию и рисованию
по моделям в следующих направлениях:
1. Осуществление системы коррекционных и развивающих мероприятий.
2. Осуществление комплекса
поддерживающих, консультативных и
просветительских мероприятий
3. Осуществление социально-
80 (10) Стратегия психологической помощи ребенку с задержкой психического развития церебрального – органического генеза.
В случае у развивающегося ребенка дисфункции на корковом уровне страдают познавательные функции: восприятие (зрительное, слуховое, тактильное), пространственные представления, речь и мышление, внимание, память.
Для выявления общих психологических механизмов, лежащих в основе недостаточности познавательной деятельности (нарушения внимания, плохая память, недоразвитие речи, отвлекаемость, недостаточность мышления и др.), наиболее адекватным является нейропсихологическое исследование. Нейропсихолог сможет оценить развитие отдельных психических процессов, выделить сильные и слабые стороны в развитие ребенка, а также определить первичные и вторичные механизмы, по которым осуществляется отставание. Все это поможет определить, в чем основная причина имеющихся трудностей. А знание сильных и слабых сторон позволит специалисту дать рекомендации родителям по дальнейшему развитию ребенка или же предложить программу коррекционно-развивающих занятий.
В случае, когда ведущим
в отстающем развитии является
эмоциональная незрелость и
Необходимо особенно
подчеркнуть, что эффективность
коррекционно-развивающих
Задачи психолога:
1) Обучить ребенка планировать деятельность во времени. Предварительно организовать ориентировки в заданиях. Предварительно проанализировать с ребенком используемые способы деятельности. Приемы: обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию)
2) Обучить контролю по результатам. Обучить контролю по способу деятельности. Обучить контролю в процессе деятельности. Приемы: - дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; - обучение конструированию и рисованию по моделям.
Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контроля своих действий. Это успешно достигается при тщательном соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключая возможность незавершения начатых ребенком действий.
81 (11). Проявления синдрома детского госпитализма
Признаки госпитализма:
запоздалое развитие движений,
в особенности ходьбы, резкое отставание
в овладении речью, эмоциональная обеднённость,
бессмысленные движения навязчивого характера
(например, раскачивание тела), сопутствующие
этому комплексу психических недостатков
низкие антропометрические пока
Госпитализм накладывает негативный отпечаток на все сферы формирующейся личности, тормозит интеллектуальное и эмоциональное развитие, искажая Я-концепцию, разрушая физическое благополучие. В крайних формах он может привести к тяжёлым психическим расстройствам (младенческие маразмы и пр.), хроническому инфицированию, иногда — к смерти.