Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 17:19, реферат
В настоящей работе нами будет рассмотрено одно из направлений современной психотерапии, разработанное немецким психотерапевтом Ханскарлом Лёйнером, получившее название: кататимно-имагинативная психотерапия или символдрама.
Кататимно-имагинативная психотерапия -– это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, известный также как метод “сновидений наяву”.
Реферат
на тему: Кататимно-имагинативная терапия Х.Лейнера
Содержание:
В настоящей работе нами будет рассмотрено одно из направлений современной психотерапии, разработанное немецким психотерапевтом Ханскарлом Лёйнером, получившее название: кататимно-имагинативная психотерапия или символдрама.
Кататимно-имагинативная психотерапия -– это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, известный также как метод “сновидений наяву”. Данный метод оказался клинически-эффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности.
Психотерапевтический спектр данного метода базируется на раскрытии бессознательных конфликтов, распространяется на области творческого развития и удовлетворения архаических потребностей. Способствуя переживаниям пациента, метод оказывает глубокое психотерапевтическое воздействие.
Символдрама (кататимно-имагинативная психотерапия, кататимное переживание образов или метод «сновидений наяву») -– это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление. Символдрама способствует их переработке, как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы. В основе метода символдрамы лежит теоретическая база психоанализа. В этом отношении метод исходит из анализа бессознательной динамики актуально действующих конфликтов. Метафорически символдраму можно охарактеризовать как «психоанализ при помощи образов».
Символдраму создал выдающийся немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер (1919-1996). Символдрама эффективна при лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности.
Появлению символдрамы как самостоятельного направления в психотерапии предшествовала длительная экспериментальная работа, проводимая Х. Лёйнером на базе клиники нервных болезней Марбургского университета в 1948 - 1954 гг. Важный вклад в развитие метода внёс проф. Хайнц Хенниг, проводивший исследования в Институте медицинской психологии университета им. Мартина Лютера (Галле). Сегодня символдрама широко распространена и официально признана системой медицинского страхования ряда европейских стран.
Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом сопровождающую функцию.
Из многих направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным, технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу. В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития. Понимание символики образов и процессов, происходящих в символдраме, значительно обогащается обращением к теории архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также к разработанному им методу активного воображения. C феноменологической точки зрения, можно проследить параллели с детской игровой психотерапией и гештальт-терапией. В техническом плане, символдраме близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии по Й. Вольпе. Тем не менее, символдрама - это не комбинация из смежных методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии.
Символдрама – это важный инструмент в арсенале практикующего психотерапевта и психолога–консультанта. Она хорошо сочетается с классическим психоанализом, юнгианской психотерапий, психодрамой, гештальт–терапией, игровой психотерапией.
Психотерапия по методу символдрамы проводится в трех основных формах:
1) в форме индивидуальной психотерапии;
2) в форме групповой психотерапии, когда образы одновременно представляет группа от 4 до 12 человек, сидящих по кругу в удобных креслах или лежащих на полу в форме «звезды» или «ромашки»;
3) в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей.
Нельзя представлять образы под музыкальное или любое другое звуковое сопровождение, так как при этом нарушается важнейший для символдрамы принцип свободного развертывания бессознательной фантазии в образах. Музыка и шумовое сопровождение могут определять как динамику течения образов, так и их содержание.
Техника символдрамы требует также, чтобы пациент представлял образы только в сопровождении психотерапевта, который, в случае необходимости, может внести в происходящее соответствующе коррективы. Кроме того, присутствие психотерапевта помогает пациенту лучше расслабиться, так как часть функций контроля делегируется психотерапевту, что снимает соответствующее напряжение с пациента.
Сеанс психотерапии по методу символдрамы обычно длится 50 минут. Это стандартная сессия психоаналитически ориентированной психотерапии. Также возможно проведение полуторной сессии продолжительностью 1 час 15 минут и двойной сессии продолжительностью 1 час 40 минут.
Курс краткосрочной психотерапии состоит, как правило, из 8 - 25 сеансов при частоте от 1 до 3 раз в неделю на ранних этапах психотерапии и обычно 1 раз в неделю на последующих этапах психотерапии. Чаще, чем 3 раза в неделю, проводить сеансы психотерапии по методу символдрамы не рекомендуется, так как между сеансами должно пройти некоторое время, которое Х. Лёйнер называл «инкубационным периодом», в ходе которого пережитый материал внутренне перерабатывается на бессознательном, а иногда и на сознательном уровне. На завершающих этапах психотерапии встречи могут происходить 1 раз в две недели или даже реже: раз в месяц, раз в полгода. В этих случаях рекомендуется проводить полуторные или двойные сессии. Обычно, улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда, даже, один единственный сеанс может значительно помочь пациенту избавиться от патологической симптоматики или разрешить проблемную ситуацию.
Каждый сеанс символдрамы включает в себя четыре составные части:
1) предварительная беседа, которая проводится по стандартной схеме, длительностью от 15 до 30 минут (в среднем около 20 минут);
2) упражнение на релаксацию длительностью от 1 до 5 минут (в среднем около 3 минут), пациент сидит при этом в удобном кресле, взрослые пациенты могут также лежать при расслаблении на кушетке;
3) представление образов, длительность которого зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива, составляя от 5 до 40 минут (в среднем около 20 минут);
4) последующее обсуждение длительностью от 5 до 10 минут.
Технически сеанс психотерапии по методу символдрамы выглядит следующим образом. Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. В работе со взрослыми пациентами и подростками для этого используется техника, близкая к двум первым ступеням аутогенного тренинга (по Й. Шульцу). Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости последовательно в различных участках тела. Иногда, даже и это часто бывает излишним. Можно просто попросить пациента лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться. После достижения состояния расслабления ему предлагается представить образы -– стандартный мотив или свободно любой образ. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией психотерапии.
Классическим, является предложение пациенту некоторой темы для кристаллизации его образной фантазии – так называемого мотива представления образа. Из множества возможных мотивов, наиболее часто спонтанно возникающих у пациентов, в ходе долгой и кропотливой экспериментальной работы были отобраны такие, которые, с диагностической точки зрения, лучше всего отражают внутреннее психодинамическое состояние и, в то же время, обладают наибольшим психотерапевтическим эффектом
В качестве основных мотивов символдрамы Х. Лёйнер предлагает следующие:
1) луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;
2) следование вдоль ручья вверх или вниз по течению;
3) подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта;
4) обследование дома;
5) наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса.
Все мотивы имеют, как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и некоторой проблематикой. Можно говорить, так же, об отнесенности конкретных мотивов к стадиям детского развития, а также об особой эффективности некоторых мотивов в случае определенных заболеваний и патологических симптомов.
Мотив «Луг» имеет очень широкое символическое значение. Он используется как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса, после представления которого можно попросить представить ручей, гору, дом и т. д. Рассмотрим его подробнее. Мотив «Луг» можно использовать на следующем сеансе после теста с цветком, деревом или в качестве вхождения в метод, а также в начале каждого последующего сеанса терапии.
Образ луга -– это матерински-оральный символ, отражающий как связь с матерью и динамику переживаний первого года жизни, так и актуальное состояние, и общий фон настроения.
Фактор настроения может быть представлен в погоде, времени года, времени суток, характере растительности на лугу. В норме это летнее время года или поздняя весна, день или утро, погода хорошая, на небе солнце, вокруг богатая, сочная растительность, представленная обилием трав и цветов. Луг приветливый, даже ласковый, залитый ярким солнечным светом.
Зимний пейзаж часто связан с характерным для подросткового возраста механизмом защиты по типу аскетического поведения. В общих чертах, осенняя ситуация наводит на мысль о печальном, плохом настроении, весенняя - об оптимистическом ожидании, а летняя - об удовлетворяющем чувстве исполнения чего-то (H. Leuner, 1994; Х. Лёйнер, 1996).
Материнская символика луга может быть еще более акцентирована тем, что на нем пасутся коровы.
Следует расспросить пациента о размерах луга и о том, что находится по его краям. Иногда представляют бесконечно протянувшиеся луга, уходящие на многие километры вдаль. В этом проявляется недостаточная дифференциация границ собственного Я (З. Фрейд, Очерки по психологии сексуальности, 1905; Я и Оно, 1923) и иллюзорные ожидания относительно будущей жизни. Другая крайность -– очень небольшая, окруженная со всех сторон лесом поляна, что может свидетельствовать о депрессивных тенденциях, подавленном состоянии, зажатости, закомплексованности.
Представление луга имеет выраженный психотерапевтический эффект. В техническом отношении пациенту предлагается делать на лугу все, что он хочет. При этом задается вопрос: «Что бы Вам хотелось сейчас сделать?» У пациента могут появиться такие желания, как погулять, полежать в траве, пособирать цветы, изучить окрестности и т. д. Другими словами, психотерапевт занимает так называемую разрешительную, всё позволяющую позицию и в некоторой мере даже представляет пациенту ведение.
Мотив луга можно давать пациенту как один раз, так и на многих последующих сеансах. Он может оставаться также только коротким эпизодом, от которого отправляются все последующие мотивы.
Важная роль в психотерапии по методу символдрамы отводится работе с рисунком, который пациенты рисуют после сеанса представления образов. Разработана специальная техника диагностической и психокоррекционной работы с рисунком.
Привлечение рисунка используется в работе практически со всеми категориями пациентов. Особенно полезно рисование пережитого в образе материала оказалось в работе с людьми, имеющими недостаточно развитую фантазию, испытывающими трудности вербального выражения, скованных запретами и комплексами, а также переполненных силой образа. Если в первом случае рисунок стимулирует фантазию, то в последнем оказывает ограничивающее и систематизирующее воздействие.
Задание нарисовать пережитое, обычно, дается пациенту после окончания представления образа. Это своего рода специальное психотерапевтическое домашнее задание. Обсуждение рисунка происходит, как правило, в начале следующего сеанса.
Всегда необходимо дать пациенту полную свободу в выборе величины и формата листа бумаги и средств для рисования. Психотерапевт, если он наблюдает за процессом рисования, фиксирует сопровождающие его эмоциональные проявления. Если такого наблюдения не проводится, то о некоторых эмоциональных реакциях можно судить по продавливаниям на обратной стороне рисунка. Например, продавливания, соответствующие прямым линиям, уколам, толчкам и острым углам, как правило, говорят о проявлении агрессии, а повторяющиеся круговые движения обычно свидетельствуют о тревоге и страхе. При этом важно, где расположены эти круговые движения. Например, многократное круговое очерчивание вокруг рта часто соответствует оральным и вербальным страхам, что подтверждается наблюдениями, сделанными на большом статистическом материале.
Психотерапевту необходимо обращать внимание и на свои чувства, которые возникают при рассмотрении рисунка, так как это – обязательное условие контроля и анализа собственного контрпереноса.
При анализе рисунка используется и ряд других объективных диагностических критериев, разработанных юнгианским аналитиком Ингрид Олбрихт.
Информация о работе Кататимно-имагинативная терапия Х.Лейнера