Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 23:05, шпаргалка
Ответы на 40 вопросов.
В 1927 г. Швальбе впервые
употребил термин «дизонтогения», обозначая
с его помощью отклонения внутриутробного
формирования структур организма от
нормального развития. Впоследствии
под этим термином стали понимать
различные формы нарушений
Основными типами психического
дизонтогенеза считаются
Регрессия (регресс) - возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия).
При явлениях распада происходит не возврат функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стоек регресс и более вероятен распад.
Под ретардацией понимают запаздывание или приостановку психического развития. Различают общую (тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию. В последнем случае речь идет о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, отдельных свойств личности.
Асинхрония, как
искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное
психическое развитие (Ковалев), характеризуется
выраженным опережением развития одних
психических функций и свойств формирующейся
личности и значительным отставанием
темпа и сроков созревания других функций
и свойств, что становится основой дисгармонической
структуры личности и психики в целом.
Психосоматические взаимоотношения:
1.Влияние психики на соматику:
А) патогенное (побеждённые болеют тяжелее, истерия) психосоматика.
Б) саногенное (победители выздоравливают быстрее) психотерапия.
2.Влияние соматической сферы на психику:
А) патогенное (болезненное):
-самотогенное, -психогенное
Б) саногенное (лечебное)
Внутренняя картина болезни - понятие, введенное отечественным терапевтом Р.А. Лурия, характеризующее представления больного о своем заболевании. В ее структуре выделяются сензитивный компонент, включающий в себя комплекс болезненных ощущений и связанных с ними эмоциональных состояний, и интеллектуальный, представляющий собой рациональную оценку болезни. Для выявления индивидуальных особенностей внутренней картины болезни используют, как правило, клиническую беседу и специальные опросники.
Термин “внутренняя картина болезни” охватывает разнообразные стороны субъективной картины заболевания. Это сложное, структурированное понятие включает, по крайней мере, четыре уровня психического отражения болезни в психике заболевшего:
• 1‑й уровень – чувственный, уровень ощущений;
• 2‑й уровень – эмоциональный (различные виды реагирования на отдельные симптомы, заболевание в целом и его последствия);
• 3‑й уровень – интеллектуальный (представления, знание больного о своем заболевании, размышления о его причинах и возможных по- следствиях);
• 4‑й уровень – мотивационный
(отношение больного к своему заболеванию,
изменение поведения и образа жизни в
условиях болезни).
Гармоничный. Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни, стремление во всем активно содействовать успеху лечения, нежелание обременять других тяготами ухода за собой.
Тревожный. Характерно беспокойство и мнительности в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнениях, методах терапии, непрерывный поиск авторитетов.
Гипохондрический. Характерно сосредоточение на субъективных болезненных или иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим, на их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий, преувеличение побочного действия лекарств, сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур.
Меланхолический. Характерно удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффективность лечения, активные депрессивные высказывания вплоть до суицидальных мыслей, пессимистический взгляд на все вокруг, неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.
Апатический. Характерны полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения, пассивное подчинение процедурам, утрата интереса ко всему ранее волновавшему. Однако истинного и полного безразличия у пациента не отмечается. Как правило, безразличие обусловлено депрессией и фиксацией на собственном состоянии.
Неврастенический. Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при отсутствии эффекта от лечения, при неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко выливается на первого попавшегося и завершается раскаянием и слезами, также характерны нетерпеливость, неспособность ждать облегчения.
Обессивно-фобический тип. Характерны тревожная мнительность, опасение маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, неудач в жизни, работе, семье; воображаемые опасности волнуют пациента более, чем реальные, защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.
Сенситивный. Характерны чрезмерная озабоченность возможным неблагоприятным впечатлением, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни, а именно опасение, что окружающие станут избегать пациента, считать неполноценным, пренебрежительно относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни, характерна также боязнь стать обузой для близких. Стесняются обращаться к врачу («зачем отвлекать по пустякам»).
Эгоцентрический. Характерны уход в болезнь, выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием, требование исключительной заботы – все должны забыть и бросить все, и заботиться только о больном, разговоры окружающих пациент переводит на себя.
Эйфорический. Характерно необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению, надежда на то, что само собой все пройдет, желание получать от жизни все, несмотря на болезнь, легкость нарушений режима.
Анозогнозический. Характерно отбрасывание мыслей о болезни, о возможных последствиях, непризнание себя больным, отрицание очевидного в проявлениях болезни, отказ от обследования и лечения, желание обойтись домашними средствами.
Эргопатический. Характерен уход от болезни в работу даже при тяжелой болезни и страданиях. Пациенты во что бы то ни стало продолжают работать, трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться обследованиям так, чтобы это оставляло возможность продолжения работы.
Паранойяльный.
Характерны уверенность в том, что болезнь
является результатом чьего-то злого умысла,
крайняя подозрительность к лекарствам
и процедурам, стремление приписывать
возможные осложнения лечения или побочные
действия лекарств халатности или злому
умыслу медицинских работников, требование
наказаний в связи с этим.
Психоаналитики считают,
что истоки большинства психических
и соматических заболеваний находятся
в периоде раннего детства. Врожденные
особенности строения и функций
органов под действием
К психосоматическим заболеваниям относятся:
• повышенное артериальное давление; • язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки;
• воспаление толстой кишки; • бронхиальная астма; • сахарный диабет; • некоторые виды ожирения;
часто также: • гиперсекреция; • ревматизм; • многочисленные кожные заболевания, сопровождающиеся крапивницей и зудом.
К симптомам психосоматических
заболеваний можно также
Влияние соматического состояния на психику может быть как саногенным, так и патогенным
(нарушения психической
деятельности в условиях
Существуют два
вида патогенного влияния
Вынужденный отказ
от привычной профессиональной деятельности,
необходимость в смене
Тяжелое хроническое
соматическое заболевание существенно
изменяет всю социальную ситуацию развития
человека. Оно изменяет его возможности
в осуществлении различных
Врачи одними из первых поняли опасность своей профессиональной деятельности для жизни и здоровья людей. Уже в IV в. до н. э. в клятве Гиппократа содержалось обещание врача: "... буду оберегать больных от всего вредного и непригодного для них". Около 2 тыс. лет назад это стало принципом лечения: Прежде всего не навреди, что было воспринято как первейшая заповедь врача. В последующем заболевания, связанные с оказанием медицинской помощи, стали называть ятрогении — болезни, имеющие врачебное происхождение.
Термин "ятрогения" использовался для обозначения заболеваний, вызванных психогенным влиянием медицинских работников на больных.
Вначале понятие
ятрогении было расширено до заболеваний,
связанных с ошибочными действиями
врача, а затем до всех болезней и
травм, ассоциированных с любыми
медицинскими вмешательствами. Так, И.
Ф. Калитиевский предлагают два
определения ятрогении: 1) любое новое
побочное заболевание (в том числе
функциональное), связанное с действиями
(лечение, диагностические исследования,
профилактика, поведение и др.) медицинских
работников независимо от того, правильными
или неправильными они были; 2)
осложнения основного заболевания,
вызванные ошибочными или неадекватными
действиями врача. А. П. Красильников и
А. И. Кондрусев, утверждая, что значительная
часть ятрогенных заболеваний, особенно
инфекционных и психогенных, развивается
без медицинских вмешательств, предлагают
понимать под ятрогениями любые болезни,
которые возникают у пациента в результате
медицинских вмешательств или общения
с медицинскими работниками независимо
от места оказания медицинской помощи
и причинного фактора. Однако и это определение
с современных позиций не полностью отражает
явление ятрогении, поскольку не учитывает
медицинские травмы и медицинских работников,
которые также нередко болеют ятрогениями.
Ятрогении — это все болезни и травмы,
которые возникают у пациентов и медицинских
работников в результате оказания любых
видов медицинской помощи.
Различные нравственные регуляторы, функционировавшие на разных этапах развития общества, — религиозные, культурные, этнические, социально-экономические — влияли на формирование этических моделей и в медицине. Можно выделить 4 сосуществующие модели:
1.Модель Гиппократа (принцип «не навреди»).
2.Модель Парацельса (принцип «делай добро»).