Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:28, реферат
Цель и задачи. Целью работы раскрыть связующие коммуникативные процессы и их роль в управлении.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыта сущность и сложности коммуникаций;
дана характеристика средств информационного обмена, способов повышения эффективности организационных и межличностных коммуникаций;
характеристика форм делового общения;
обосновано влияние организационных коммуникаций на эффективность деятельности машиностроительных предприятий.
Введение 3
Понятие и виды коммуникаций 4
Основные элементы и этапы коммуникативного процесса.
Способы преодоления коммуникативных преград 7
Формы и организация делового общения 11
Заключение 16
Литература
Сложился определенный стереотип, что слухи — это всегда неточная, искаженная информация. Однако согласно исследованиям Кита Девиса, известного американского ученого, 80-99% слухов точны в отношении информации о самой организации и менее точны, когда касаются личной сферы или очень эмоционально окрашенной информации.
Наиболее
типичной информацией, передаваемой по
каналам распространения
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ЭТАПЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА.
СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРЕГРАД.
Обмен информацией между двумя и более людьми называется коммуникативным процессом. Основная цель коммуникативного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
1) Отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
2) Сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов.
3) Канал
– средство передачи
4) Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов, позволяющих им понять и разделить исходную идею. К ним относятся:
Взаимосвязь элементов и этапов в ходе обмена информацией в виде простой модели процесса коммуникаций.
Обмен информацией начинается с формулирования идей или отбора предназначенной для передачи информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. Если отправителем является руководитель, то прежде чем обменяться информацией, он должен понять, что идея состоит в том, чтобы, основываясь на этой информации, улучшить результаты требуемой работы. А для этого необходимо четко знать, какие идеи предназначены для передачи, уместны ли они в конкретной ситуации или способах достижения намеченной цели.
Кодирование и выбор канала превращают идею в сообщение. Закодировать идею можно, использовав для этого слова, жесты, интонацию. При этом канал должен быть совместим с типом выбранных для кодирования символов. К некоторым общеизвестным каналам относятся: передача письменных материалов (служебные записки, инструкции, приказы и т.д.); телефонные, телеграфные, электронные (компьютерная сеть, электронная почта, видеоленты и т.д.) средства связи. Если канал не слишком соответствует идее, зародившейся на первом этапе, обмен информацией будет менее эффективен.
1. Искажения сообщения. Они бывают:
2. Информационные
перегрузки, суть которых состоит
в том, что большой объем
информации влечет за собой
возможное отсеивание важной
информации в силу
3. Неудовлетворительная
структура организации. Если
умении руководителя оценивать качественную и количественную стороны собственных информационных потребностей, своих начальников, подчиненных;
действия,
предпринимаемые с целью
организационных коммуникаций достигается несколькими путями: перемещением людей из одного подразделения организации в другое с целью обсуждения отдельных вопросов. Это могут быть командировки служащих организации на предприятия с целью обсуждения вопросов качества продукции; присутствие разработчиков товара в точках розничной торговли с целью обсуждения вопросов качества продукции; присутствие разработчиков товара в точках розничной торговли с целью выявления тенденции спроса и т.д.;
необъективной фильтрации идей при продвижении их снизу вверх;
видеозаписей организации, содержащих информацию, требующую обсуждения или по уже поднимавшимся ранее вопросам, таким, как качество обслуживания потребителей, условия труда работников организации, отчет собственника или уполномоченного им органа управления о выполнении коллективного договора и т.д.;
способствующих совершенствованию обмена информацией в организациях. К ним относятся персональные компьютеры, локальные сети, электронная почта и т.д.
Хотя в организациях обмен письменной информацией имеет преобладающее значение, прямой межличностный обмен также является неотъемлемой частью коммуникативного процесса.
Возникновение преград в ходе межличностного обмена информацией сопряжено со следующими понятиями:
Преграды, обусловленные восприятием, заключаются в том, что люди могут интерпретировать одну и ту же информацию по-разному, в зависимости от накопленного опыта, различия социальных установок, их убеждений, оценок ценностей и т.д. В теории управления выделены несколько основных причин неэффективных коммуникаций, обусловленных восприятием.
Непонимание важности сообщения. Суть его состоит в том, что руководители организаций часто считают, будто управляющим среднего и низового звеньев, а тем более исполнителям не обязательно знать о положении дел в целом. Обмен информацией идет лишь по конкретным функциям исполнителя без увязки важности этой работы для достижения общей цели организации.
Неправильная установка на сознание. Установка на сознание – это отношение человека к окружению, основанное на жизненном опыте. Дефекты установки на сознание, влияющие на качество коммуникаций, выражаются в виде:
а) стереотипов мышления, то есть устойчивого упрощенного мнения относительно людей и ситуаций. Стереотипы препятствуют коммуникациям двояким образом: смысл информации может быть искажен отправителем под влиянием его стереотипа, а также стереотипным мышлением получателя информации;
б) предвзятых представлений, когда искажение информации происходит в результате действий отправителя либо получателя, осуществляемых в подтверждение своих взглядов и отрицающих все, что им противоречит;
в) неправильных отношений. Хорошие отношения отправителя и получателя информации между собой также чрезвычайно важны для качества коммуникации. Взаимное уважение облегчает общение и позволяет быстро решать даже самые трудные вопросы. Поэтому руководителю необходимо создавать и сохранять хорошие отношения с подчиненными и общий социально-психологический климат в коллективе;
г) отсутствия внимания и интереса. Для эффективных коммуникаций необходимо привлечь внимание собеседника, вызвать у него интерес. Интерес возникает, когда собеседник осознает значение сообщения для себя;
д) пренебрежения фактами, которое заключается в привычке делать заключения при отсутствии достаточного количества фактов или неправильном их понимании. Необходимые факты отсутствуют чаще всего по вине отправителя, либо по недосмотру, либо потому, что он считает, что получателю они известны или не нужны. Это приводит к тому, что известный факт или информация дополняется получателем, его собственными представлениями о том, какими должны быть отсутствующие факты.
Семантические барьеры. Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами. Причины плохих коммуникаций, обусловленных семантикой, состоят в том, что слова или вербальные символы могут иметь разное значение для разных людей, следовательно, сообщение отправителя необязательно будет понято таким же образом и получателем информации. Поэтому в сообщении должны быть исключены двусмысленности, формулировать идею необходимо четко и однозначно.
Семантические
барьеры часто создают
Невербальные преграды сопряжены с использованием невербальных символов, то есть любых других, кроме слов: жесты, интонация, мимика, модуляция голоса. Самая вежливая и побуждающая к контакту фаза в зависимости от того, какие невербальные символы будут использованы, может приобрести негативный смысл для собеседника и повлиять на дальнейший ход коммуникаций. На выбор невербальных символов в определенной степени влияют национальные и культурные традиции. Замечено, что американцы, например, даже в деловом общении улыбчивы и раскрепощены, а немцы и русские – сдержаны, официальны.
Эффективная коммуникация возможна при умении слушать, т.е. когда человек одинаково точен и отправляя, и принимая информацию. Мало излагать и воспринимать факты – необходимо прислушиваться к чувствам, только тогда информация будет воспринята полностью. В управлении существует термин "эмпатия" – внимание к чувству других людей, попытка увидеть ситуацию с точки зрения другого человека. Использование "эмпатии" при обмене информацией ведет к открытости, снижению напряженности в разговоре, тем самым обеспечивая эффективность коммуникаций.