Контрольная работа по "Деффектологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 17:33, контрольная работа

Краткое описание

Предметом изучения дефектологии являются дети, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе. В задачу дефектологии входит выявление происхождения того или иного дефекта, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций и изучение социально-педагогических условий жизни ребенка. Одним из основных направлений развития современной дефектологии является единство педагогического процесса (воспитание, образование, обучение). Воспитание представляет собой воздействие одного человека на другого в целях становления личности.

Содержание

1. Дайте определение понятия дефектологии и назовите принципы дефектологической науки
2. Дайте характеристику принципов коррекционной направленности специального образования и дифференцированного подхода в специальном обучении и воспитании детей с ОВЗ
3. Назовите предметные области дефектологии и охарактеризуйте процесс их дальнейшей дифференциации
4. Охарактреризуйте связь дефектологии с психолого-педагогическими науками
5. Раскройте социокультурные основы дефектологии
6. Назовите формы психического дизонтогенеза по В. В. Лебединскому и охарактеризуйте общее психическое недоразвитие
7. Дайте общую характеристику системы специального образования в России
8. Назовите специальные (коррекционные) учреждения по ведомственной принадлежности
9. Выскажите Ваше мнение по поводу дальнейшего развития системы специального образования лиц с ОВЗ в России
10. Дайте определение коррекционно-педагогического процесса и охарактеризуйте такую его составляющую, как обучение
11. Раскройте сущность коррекционной направленности обучения и воспитания лиц с ОВЗ
12. Назовите основные этапы становления национальных систем специального образования и охарактеризуйте современный этап развития отечественной системы специального образования
13. Охарактеризуйте технологии и методы образования лиц с ОВЗ
14. Дайте краткую характеристику образования лиц с нарушениями речи
15. Раскройте кратко сущность одной из актуальных проблем дефектологии (по выбору)

Вложенные файлы: 1 файл

3вариант.docx

— 78.63 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ДЕФЕКТОЛОГИИ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ  ПЕДАГОГИКИ И МЕДИЦИНСКИХ ОСНОВ ДЕФЕКТОЛОГИИ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ДЕФЕКТОЛОГИЯ»

(вариант  3)

 

 

Автор контрольной работы: С. Н. Куприянов, студент II курса группы ДЗП-113 заочной формы обучения

Направление подготовки: 050400.62 психолого-педагогическое образование профиль Психология образования

Преподаватель: О. И. Карпунина, канд. пед. наук, доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саранск 2015

1. Дайте определение понятия дефектологии и назовите принципы дефектологической науки

Дефектология (от лат. defektus – недостаток и греч. logos – учение, наука) – наука о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.

Предметом изучения дефектологии являются дети, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе. В задачу дефектологии входит выявление происхождения того или иного дефекта, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций и изучение социально-педагогических условий жизни ребенка. Одним из основных направлений развития современной дефектологии является единство педагогического процесса (воспитание, образование, обучение). Воспитание представляет собой воздействие одного человека на другого в целях становления личности. Образование основывается на человеческом опыте, научных и культурных ценностях. Обучение проходит под руководством подготовленного человека, который призван проводить воспитательный, образовательный и развивающий процессы в рамках дошкольного и школьного обучения.

В основу коррeкциoнно-педагогической деятельности положены специальные педагогические принципы.

1) принцип целенаправленности  педагогического процесса;

2) принцип целостности и системности педагогического процесса;

3) принцип гуманистической  направленности педагогического процесса;

4) принцип уважения к личности ребенка, в основе которого – разумная требовательность к нему;

5) принцип опоры на положительное в человеке;

6) принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе;

7) принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.

Кроме вышеуказанных педагогических принципов, в основу кор-рекционно-педагогической деятельности положены специальные принципы:

1) принцип системности коррекционных, профилактических и раз-вивающих задач;

2) принцип единства диагностики  и коррекции;

3) принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

4) деятельностный принцип коррекции;

5) принцип комплексного  использования методов и приемов  коррекционно-педагогической деятельности;

6) принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.

Также дефектология как наука призвана разрабатывaть различные методы и приемы, направленные на помощь детям с отклонениями в развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Дайте характеристику принципов коррекционной направленности специального образования и дифференцированного подхода в специальном обучении и воспитании детей с ОВЗ.

В коррекционной педагогике достаточно много ученых описывают особенности реализации как отдельных дидактических принципов, так и их системы в целом. В частности, проблема принципов специальной дидактики освещена в работах В.В. Воронковой, А.Н. Граборова, Н.П. Долгобородова, М. ДульнЕва, И.Г. Еременко, Л. Зан-кова, А.А. Ковалевой, Н.П. Коняевой, В.А. Липы, М. Мер-Сиянов, М.П. Матвеевой, С.П. Мироновой, В.Н. Синева и др.. Все исследователи единодушны относительно того, что принципы, изложенные общей дидактикой, лежат и в основе обучения детей с нарушениями интеллекта, однако реализуются они специфически, с учетом особенностей развития этой категории учащихся.

В основу коррeкциoнно-педагогической деятельности положены специальные педагогические принципы.

1) принцип целенаправленности  педагогического процесса;

2) принцип целостности  и системности педагогического  процесса;

3) принцип гуманистической  направленности педагогического  процесса;

4) принцип уважения к  личности ребенка, в основе которого  — разумная требовательность  к нему;

5) принцип опоры на  положительное в человеке;

6) принцип сознательности  и активности личности в целостном  педагогическом процессе;

7) принцип сочетания прямых  и параллельных педагогических  действий.

Кроме вышеуказанных педагогических принципов, в основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные принципы:

1) принцип системности  коррекционных, профилактических и  развивающих задач;

2) принцип единства диагностики  и коррекции;

3) принцип учета индивидуальных  и возрастных особенностей ребенка;

4) деятельностный принцип коррекции;

5) принцип комплексного  использования методов и приемов  коррекционно-педагогической деятельности;

6) принцип интеграции  усилий ближайшего социального  окружения.

Также дефектология как наука призвана разрабатывaть различные методы и приемы, направленные на помощь детям с отклонениями в развитии.

В создании условий для преодоления проблем в развитии детей с ЗПР главную роль играет психолого-педагогическое сопровождение, как специально организованная помощь-поддержка учащемуся в процессе его обучения, воспитания, развития, социализации. ППС включает в себя такие виды работ как:

  1. Диагностика (индивидуальная и групповая);
  2. Консультирование (индивидуальное и групповое);
  3. Развивающая работа (индивидуальная и групповая);
  4. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
  5. Психологическое просвещение и образование учащихся, педагогов, родителей;
  6. Проектирование образовательных программ.

Причем, Коррекционно-педагогическая работа, как система мер, направленная на исправление и ослабление недостатков в развитии детей с ЗПР, занимает центральное положение в системе.

Коррекция находится на перекрестке составных частей образования и имеет индивидуально-ориентированную направленность.

По объему и значимости коррекционно-педагогическому процессу отводится главное место.

Коррекция, как социальная система, имеет выход на среду.

В основу опыта положены такие психолого-педагогические принципы, как:

  • единство коррекции и развития;
  • единство возрастного и индивидуального;
  • единство диагностики и коррекции развития;
  • деятельностный принцип осуществления коррекции;
  • подход в коррекционной работе к каждому ребенку, как к одаренному.

Таким образом, построение коррекционно-педагогического процесса основывается на комплексном подходе, включающем лечебные и лечебно-профилактические мероприятия, укрепление здоровья ребенка, общую коррекционную направленность УВП.

Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется на всех уроках. Коррекция индивидуальных недостатков развития проводится на коррекционно-ориентированных учебных предметах и занятиях:

    1. ЛФК,
    2. Логопедические занятия;
    3. Ритмика.

Также на индивидуально-групповых занятиях (общеразвивающие занятия – коррекция недостатков памяти, внимания и т.д., подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Назовите предметные области дефектологии и охарактеризуйте процесс их дальнейшей дифференциации

Современная специальная педагогика состоит из предметных областей, которые исторически сформировались в связи с традиционно существующей системой специальных образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями. В начале XX в. эти предметные области только складывались, сегодня они представляют собой относительно самостоятельные, развитые и тонко дифференцированные сферы научного и практического педагогического знания. К их числу относятся следующие:

тифлопедагогика (незрячие и слабовидящие); сурдопедагогика (глухие, слабослышащие и позднооглохшие); тифлосурдопедагогика (слепоглухие); логопедия (лица с нарушениями речевого развития); олигофренопедагогика (лица с нарушениями интеллекта и с образовательными затруднениями);

отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

В стадии становления находятся области специальной педагогики, специализирующиеся на помощи хроническим больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями.

Каждая из указанных выше предметных областей структурно организована так же, как и общая педагогика, т.е. педагогика данной предметной области (например, сурдопедагогика, олигофренопедагогика и т. п.), содержит ее историю, дидактику, теорию п практику воспитания, специальные методики. Каждая предметная область дифференцирована также по возрастным периодам; достаточно хорошо разработанными считаются дошкольный и школьный периоды. В то же время проблемы специального образования молодежи с ограниченными возможностями, образование взрослых с ограниченной трудоспособностью, ранняя помощь еще нуждаются в научном исследовании.

Объединяющим теоретико-методологическим началом всех тгих предметных областей является собственно специальная педагогика. Она оформляется как теоретическая предметная область на протяжении XX в.

Специальная педагогика и ее предметные области тесно связаны со смежными научными областями. Их данные творчески используются специальной педагогикой в исследованиях и практической деятельности, в разработках специальных образовательных технологий, специальных технических средств обучения.

К числу таких смежных сфер относятся: философия, история, педагогика, психология, клиническая, социальная и специальная психология, физиология, медицина, социология, лингвистика, психолингвистика, социальная педагогика, физика, информатика, гуманитарные и естественные науки, основы которых входят в содержание соответствующих учебных предметов.

Все более тонкая дифференциация научного и практического знания в сфере специальной педагогики ведет к тому, что постепенно возникают и развиваются новые области педагогического знания, предметом которых будут проблемы образования и развития тех категорий лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, которые сегодня либо находятся вне образовательного пространства, либо научное и практическое знание о которых сегодня невелико и недостаточно для выделения в самостоятельное направление в системе специальной педагогики. Реально также развитие междисциплинарной интеграции внутри специальной педагогики благодаря усилению педагогического внимания к детям с комбинированными отклонениями в развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Охарактреризуйте связь дефектологии с психолого-педагогическими науками.

Дефектология объединяет ряд самостоятельных отраслей: это сурдопедагогика, изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; тифлопедагогика - вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения; олигофренопедагогика - вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей; логопедия - вопросы изучения и исправления недостатков речи. Дефектология включает также специальную психологию, изучающую психологические особенности аномальных детей.

В дефектологии продолжается процесс дифференциации, возникают новые направления научных исследований (например, изучение детей с задержкой психического развития, с двигательными нарушениями, а также с различными сложными дефектами - слепоглухонемота, слепота или глухонемота с интеллектуальными нарушениями и др.).

Сурдопедагогика (от лат. surdus - глухой и педагогика) - отрасль дефектологии, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха [3, c. 20].

Информация о работе Контрольная работа по "Деффектологии"