Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 14:31, контрольная работа

Краткое описание

Влияние социальной среды связано с понятием социализация( процесс и результат усвоение социального опыта, норм, ценностей и установок, освоение новых соц. ролей).
В процессе социализации находятся в сложном противоречивом взаимодействии тенденции:
1.Необходимость адаптации личности в обществе.
2. Процесс индивидуализации
Основные институты(факторы социализации):семья, система образования,
Религия, СМИ, профессия, хобби, спорт

Содержание

1.Характеристика факторов формирования личности
2.Место семьи в совокупности средовых факторов
3.История семьи и семейного воспитания
4. Функции современной семьи
5.Типы семейных отношений
6.Стили руководства семейными отношениями
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

иванова.docx

— 59.66 Кб (Скачать файл)

Содержание

 
1.Характеристика факторов формирования  личности

2.Место семьи в совокупности  средовых факторов

3.История семьи и семейного воспитания

4. Функции современной  семьи

5.Типы семейных отношений

6.Стили руководства семейными отношениями

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Характеристика факторов  формирования личности

 

Становление человека возможно в случае единства 3х факторов 
1.биологический(задатки)

2.социологический(соц. среда  и воспитание)

3.психологический(внетреннее  Я и воля)

Выделяют 4е фактора развития личности:

Генетический (наследственность)- человек как индивид

Среда(природно-географическая и социальная)

Воспитание

Собственная преобразующая  деятельность человека

Влияние социальной среды связано с понятием социализация( процесс и результат усвоение социального опыта, норм, ценностей и установок, освоение новых соц. ролей).

В процессе социализации находятся  в сложном противоречивом взаимодействии тенденции:

1.Необходимость адаптации  личности в обществе.

2. Процесс индивидуализации

Основные институты(факторы  социализации):семья, система образования,

Религия, СМИ, профессия, хобби, спорт

 

2.Место семьи в совокупности  средовых факторов

 

Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье  формируются основы характера ребенка, его отношения к труду, моральным  и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой  в психологической поддержке  и воспитании. Серьезные социально-экономические  и духовно-нравственные трудности  нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения.В российской семье происходят серьезные изменения, которые накладывают свой отпечаток на характер отношений родителей и детей, а также существенно расширяют жизненный опыт подрастающего поколения[1, c.45].

Наибольшую актуальность это утверждение приобретает  в наши дни благодаря неуклонному  научно-техническому прогрессу, который  сопутствует общественному развитию последние несколько десятилетий. Сегодня мы больше, чем когда- либо, склонны вести «кочевой» образ  жизни: постоянно растет число переездов  с места на место в расчете  на одну семью. Подрастая, сегодняшние  дети испытывают на себе результаты влияния  подобной мобильности: они живут  рядом с представителями различных  слоев общества и сталкиваются, прямо  или косвенно, с различным образом  жизни многих людей. Возрастание  количества разводов, а также относительный  рост числа неполных семей свидетельствуют  о глубоких потрясениях, которые  переживает ныне российская семья. Как  показывает статистика, с начала века число разводов возросло на 700 %. Число  неполных семей более чем удвоилось  за последние 10 лет.

Число людей, которые предпочитают в одиночку воспитывать ребенка, вообще не вступая в брак, либо усыновляя, либо беря на воспитание приемных детей, возрастает, а идея создания неполной семьи становится все популярнее. За последние 20 лет количество первенцев, родившихся у незамужних матерей, возросло более чем в 2 раза.Однако большинство  людей оказываются в одиночестве  в результате семейных кризисов или  несчастных случаев - болезни или  смерти одного из супругов. Поэтому  одинокий родитель должен владеть навыками, дающими ему возможность самому справиться с перенесенной травмой  и помочь пережить это своему ребенку.Изменение  статуса семьи и превращение  ее из традиционной в неполную обычно сопровождается переездом на новое  место жительства, сменой места работы или учебы.Одинокий родитель сталкивается с необходимостью приспосабливаться  к многочисленным изменениям, происходящим в его жизни, и новым моделям взаимодействия, если он хочет стать относительно надежной опорой для своего ребенка. В этом случае крайне необходимо овладеть умением справляться со стрессовыми факторами, создать модель надежной системы ценностей, проявлять гибкость, адаптируясь к переменам. Одинокий родитель и его ребенок постоянно приходят к новым взаимоотношениям с окружающим миром и к соответствующему самосознанию[2, c.54].

Одинокому родителю просто необходимо умение помочь ребенку найти  себя во взаимоотношениях с друзьями, родственниками и своим окружением в целом.

И хотя к новым моделям  семейной жизни начинают относиться все терпимее, тем не менее, неполной семье предстоит борьба за самоутверждение  в обществе, которое все еще  ориентировано на традиционную нуклеарную семью, состоящую из отца, матери и детей.

Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически  не имеет достаточно времени для  воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности  матери дети предоставлены сами себе.

Отсюда возникает множество  проблем, связанных поведением и  психикой ребенка, вызванных неблагополучными условиями его воспитания. 
На всех этапах развития ребенка в семье, как на него самого, так и на его родителей оказывают постоянное воздействие различные факторы социальной среды.

Одни из них оздоровляют  воспитательную функцию семьи, другие оказывают на нее дестабилизирующее  воздействие, создавая различные проблемы для семьи, ее членов и окружения.

Познание факторов, порождающих  эти проблемы, позволяет полностью  или частично устранить дискомфорт в семейном общении, оздоровить семейную микросреду, таким образом обеспечить нормальную адаптацию ребенка в  школе. Среди таких факторов Торохтий В. С. выделяет следующие: 
1. «Образ мыслей» семьи. Фактор отражает социально-психологический аспект образа жизни семьи и имеет свои особенности.

Во-первых, вся система  ценностей, установок, потребностей и  мотивов семьи ориентирована  на реальные возможности ее жизнеобеспечения. Образ мыслей семьи во многом определяется условиями жизни.  
Во-вторых, сформированная со временем способность адаптации целей, установок, ценностных ориентации семьи к реалиям внешней жизни, влияющих на психику каждого ее члена.

В-третьих, готовность кразличного  рода жизненным изменениям, профессиональной деятельности обоих супругов.

2. «Образ общения» семьи.  Этот фактор также отражает  социально-психологический аспект  образа жизни семьи. У него  есть свои особенности: 
        Во-первых, особая межличностная коммуникативность, имеющая особую значимость в силу личностно-интимного значимого характера общения. 
        Во-вторых, открытость семейной коммуникации социальной среде обитания, выраженность собственных семейных интересов.

В-третьих, неформальность отношений  между членами семьи.

В-четвертых, особая развитость таких механизмов, как эмпатия, идентификация, педагогическая рефлексия.

В-пятых, особая значимость отношений с родителями.

3. Отношение социальной  среды к семье. Данный фактор  неоднозначен, нередко характеризуется противоречивостью, а порой и неадекватностью реальных притязаний и ожиданий. В одних случаях у ребенка формируется уверенность в возможности решения сложных жизненных задач, а в других — неуверенность в себе, своих родителях.

4. Традиции нации, народности, места проживания семьи. В такой  стране, как Россия, где проживает  свыше 100 национальностей, членам  семьи приходится приобщаться  к особенностям культуры, нравов, обычаев, языка, наречий различных наций и народностей. Традиции семьи, края (места) жительства семьи усваиваются в виде представлений об общечеловеческих ценностях, правилах и нормах поведения. Родители и дети, сохраняя общие черты культуры своей нации, народности, усваивают отчасти духовные ценности национальной социальной среды.

5. Традиции семьи. Представляя  культурное наследие, нормы и  правила поведения выступают  одним из средств формирования  у детей высоких нравственных  качеств.

6. Интеллектуальный уровень  окружения ребенка. Этот фактор  неоднозначен, и диапазон его  проявления довольно широк. От  него во многом зависит успех  воспитания, который не определяется  в абсолютных величинах, а всегда  оценивается с помощью сравнения[3, c.54].

Познание рассмотренных  выше общих факторов позволяет воссоздать педагогическую атмосферу воспитания детей в семье. Конструктивность воспитательного процесса в семье  в большей мере определяют частные  факторы. В их числе можно выделить следующие:

1. Представления родителей  об эталоне воспитанной личности. С эталоном воспитанной личности  многие родители связывают не столько цельный образ - разносторонний профиль личности, сколько различные обобщения определенных качеств. Причем предпочтение отдается группе нравственных качеств. Имея общее представление о воспитании детей, родители более обстоятельно познают его содержание чаще намного позднее рождения ребенка. В таком случае эталон воспитанной личности представляется родителям нередко как проекция опыта собственного воспитания. Данный эффект определяет все последующее развитие знаний, отношений и установок родителя на процесс воспитания, а также адаптацию ребенка в школе. 
2. Расположенность к полу ребенка в семье. В семье существует определенная специфика отношений к полу ребенка. Суть ее состоит в том, что отцу всегда ближе сын, а матери — дочь.

3. Педагогическая культура  общения родителей. Она предполагает  усвоение системы знаний и  навыков тактичного поведения  в различных ситуациях, наличие  у людей знания о психологических  последствиях для ребенка той  или иной формы поведения.

4. Мотивы рождения ребенка.  Каждая нормальная семья рано  или поздно стремится осуществить  важнейшее свое предназначение  - рождение и воспитание одного или нескольких детей. Однако к такому решению супруги приходят, руководствуясь собственными многообразными мотивами: стремление стабилизировать отношения между собой; действовать как все; рассматривают воспитание наследника как цель жизни; желание не выделяться среди других; стремление обеспечить себе беззаботную старость; возможность получения дополнительных льгот; желание удостовериться в своих способностях; стремление привязать жену к дому[4, c.87].

Доминирующая мотивация  рождения ребенка определяет последующее  отношение родителей к воспитанию и как следствие, социальную адаптацию  ребенка, в том числе и адаптацию  в школе.

Установки супругов на воспитание детей. Представляя своего рода, готовность действовать тем или иным образом, они указывают, что каждый из супругов не только отражает окружающую действительность, но и эмоционально переживает ее, осмысливает  и предпринимает определенные действия для воплощения ее требований в психических  свойствах и качествах ребенка. Они обозначают субъективные ориентации индивидов как членов малой социальной группы по отношению к тем или  иным объектам, людям, ценностям, обусловливающим  определенные (нравственные, этические, физические, половые, правовые и др.) нормы поведения своих детей.

Уровень притязаний родителей  по отношению к ребенку. Под этим понимается уровень сложности воспитательных задач, выбранных супругами, на осуществление  которых они претендуют. Это конкретный результат, который родители собираются получить, приступая к воспитанию дочери или сына. Уровень притязаний зависит от сопоставления результатов воспитания ребенка с нормативными достижениями референтной личности, от самооценки и личностных особенностей.

Кроме вышеназванных частных  факторов воспитания, существуют и  такие, как: преобладающие в семье  настроения, индивидуальные способности  супругов к воспитанию детей, склонность родителей к эмоциональной разрядке и юмору, тип личности и поведения  родителей.

 

3.История семьи и семейного  воспитания.

 

Преобразования, осуществляемые в российском обществе в настоящее  время, актуализируют роль воспитательного  потенциала семьи в формировании личности ребенка. Это связано в  первую очередь с тем, что появляется все большее количество детей  неблагополучных с точки зрения физического и психического развития, духовно-нравственного воспитания.

Хотя в последние годы предпринимаются значительные меры по оказанию помощи семье, но это в  большей степени связано с  решением демографической ситуации, сложившейся в России. На этом фоне не всегда достаточное внимание уделяется  сфере первоначального воспитания детей, что ведет к ослаблению воспитательной роли семьи, к серьезным  ошибкам в деле воспитания[5, c.87].

Как показывает жизнь, процесс  воспитания часто ставит перед родителями множество сложных проблем, из которых  они не находят самостоятельного выхода. К негативным факторам семейного  воспитания относятся: дефицит со стороны  родителей внимания и душевного  тепла по отношению к ребенку; завышенная требовательность или полное безразличие; неумение разобраться  в мотивах поведения ребенка; игнорирование его духовных потребностей; непонимание закономерностей психического развития; незнание методов и средств  воспитания детей в семье. Если к  этому добавить еще и низкую культуру внутрисемейных отношений, то становится ясным, что формирование личности ребенка в подобных условиях не может протекать успешно.

Несмотря на неблагоприятные  для семьи процессы, она по-прежнему остается основным институтом первичной  социализации личности. Семья для  ребенка – и социальная среда, и воплощение культурных традиций, и источник общественного опыта.

Отсутствие должного внимания к проблемам семьи, снижение педагогической подготовки родителей, недостаточно интенсивная  разработка теоретических проблем  семейного воспитания с учетом развития новых научных подходов, вызывает необходимость изучения опыта и  положительных тенденций в воспитании, нашедших отражение в трудах отечественных  педагогов и многовекового опыта  семейного воспитания в России, представляющих ценность для решения современных  педагогических задач.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"