Поисковый аспект деятельности инспектора уголовного
розыска заключается в:
выявлении следов преступления
(здесь огромную роль играет профессиональная
наблюдательность, которая обеспечивается
наличием четко сформулированной задачи,
а также психологическая наблюдательность);
создании "портрета" преступника,
т.е. его характерных черт, позволяющих
вести розыск и последующую идентификацию
личности (дактилоскопические отпечатки
пальцев, словесный портрет и др.).
Вычленяя необходимую информацию
на месте происшествия, инспектор уголовного
розыска концентрирует внимание на «критических
фигурах» (место взлома, взрыва, труп и
т. д.) и «критических полях» (пути проникновения
и пути ухода преступника и т. д.).
Мастеру-шахматисту достаточно
5 секунд наблюдения за доской для полного
восприятия сложной шахматной позиции.
В основе такого умения лежит профессиональный
опыт, основанный на шахматных схемах,
запас которых у мастера равен запасу
слов его родного языка. Неопытный и тем
более не играющий в шахматы человек затратит
на это часы. Сотрудник оперативного подразделения
с большим опытом на месте происшествия,
вычленяя необходимую информацию, также
как и шахматист, концентрирует внимание
на «критических фигурах» (труп, место
взлома и т. д.) и «критических полях» (пути
проникновения и пути ухода преступника
и т. д.).
Высокая эффективность наблюдения
обеспечивается наличием определенной,
ясно сформулированной задачи. В конечном
итоге главную роль в наблюдении играет
интеллект.
Наблюдение как психический
процесс и форма деятельности вырабатывает
интеллектуальное качество — профессиональную
наблюдательность, которая становится
чертой личности инспектора.
Профессиональная
наблюдательность – качество, необходимое для осуществления
профессиональной деятельности, выражающееся
в умении преднамеренно, избирательно,
планомерно с использованием своих органов
чувств осуществлять выявление и сбор
информации, необходимой для осуществления
своей профессиональной деятельности,
оценки ситуации, принятия решения, составления
психологического портрета объектов профессиональной
деятельности.
Так как наблюдательность инспектора
уголовного розыска имеет по преимуществу
объяснительный характер, то этим обеспечивается
проникновение в сущность наблюдаемого
явления.
Такую наблюдательность можно
назвать проницательностью — качеством,
которое очень важно для инспектора уголовного
розыска.
Есть также психологическая
наблюдательность - умение подмечать
и улавливать внешние проявления внутреннего
мира людей, способность понимать их чувства,
переживания, побуждения, мотивы и цели,
распознавать психические свойства личности,
угадывать психический «подтекст» каждого
действия и поступка.
Очень важным аспектом психологической
наблюдательности является умение наблюдать
за собой, анализировать собственные поступки
и действия, учитывать ошибки и вовремя
исправлять их.
Задача оперуполномоченного
— восстановить картину прошлого по доказательствам
(следам этого прошлого), оставшимся в
настоящем.
Коммуникативная
сторона деятельности инспектора уголовного
розыска заключается в организации получения
информации от различных людей о личности
преступника, его приметах, связях, возможном
месте нахождения.
Коммуникативный аспект деятельности
инспектора уголовного розыска заключается
в его общении с:
подозреваемым (умение установить
с ним контакт требует настойчивости,
выдержки и крепких нервов);
преступником в момент задержания
(умение быстро ориентироваться в ситуации,
чтобы задержанным был тот, кто совершил
преступление);
добровольными помощниками;
потерпевшим и др.
Сущность удостоверительной
стороны деятельности заключается
в фиксации полученной (добытой) информации
в специальной письменной форме.
Большие требования предъявляются
к организационной
стороне его деятельности, она включает
такие умения, как:
организовать свою деятельность
в течение каждого дня, поскольку ему приходится
выезжать на место происшествия, встречаться
с большим количеством людей, посещать
медицинские учреждения для беседы с потерпевшим
и т.д. (требуется высокая самодисциплина);
точно планировать свое и чужое
время;
организовать добровольных
помощников, общественность и использовать
их помощь.
Реконструктивный
аспект деятельности инспектора уголовного
розыска выражается в:
мысленном воссоздании (вместе
со следователем) картины прошлого - события
преступления - по доказательствам (следам
прошлого), оставшимся в настоящем (здесь
взаимодействуют переходя друг в друга
наглядно-действенное, образное и абстрактное
мышление профессионала);
разработке основных версий
по делу (здесь, как и на последней стадии,
анализ и синтез мышления профессионала
имеют равное значение: версии, план расследования,
оценка доказательств - результат сочетания
анализа и синтеза);
создании плана, оптимально
нацеленного на успешное раскрытие преступления.
Качество ума инспектора, практическое
мышление в процессе трудовой деятельности
именуют «оперативным».
Оперативное мышление – деятельность по решению
практических задач в быстроменяющихся
условиях, которая осуществляется на основе
моделирования человеком состояний объектов
трудовой деятельности и приводит к формированию
в конкретной ситуации схем (плана) действий
по управлению реальными объектами и процессами.
Различаются наглядно-действенное,
образное, абстрактное мышление. В деятельности
инспектора все эти виды взаимодействуют
и непрерывно переходят из одного в другой.
Анализ и синтез в его мышлении имеют равное
значение. Сложность, противоречивость
и большой объем материала расследования
делают невозможным его без тщательного
анализа. Однако понимание этого материала,
подготавливаемое анализом, достигается
в результате синтеза. Версии, план расследования,
оценка доказательств — все это синтетические
образования. Мышление в итоге требует
гармоничного сочетания анализа и синтеза.
Социальный аспект
деятельности инспектора уголовного
розыска в первую очередь
состоит в:
стремлении предупредить преступления,
создать на своем участке обстановку,
которая препятствовала бы осуществлению преступных намерений.
Сложную и разностороннюю оперативно-розыскную
деятельность можно рассмотреть в таблице:
|
Социальный аспект
деятельности
состоит в стремлении предупредить
преступления |
|
|
1. Общие качества: |
2. Специальные качества: |
|
- патриотизм; |
- стремление к
истине; |
- гуманность; |
- профессиональная
гордость; |
- честность; |
- профессиональная
этика; |
- принципиальность |
- стремление к
торжествующей справедливости; |
|
|
Реконструктивный
аспект деятельности
заключается в мысленном воссоздании
картины события преступления, разработке
основных версий по делу и создании плана,
направленного на раскрытие преступления |
|
|
(Память, воображение, мышление |
общий и специальный интеллект,
интуиция) |
|
|
Организационный
аспект деятельности
заключается в планирование
своего времени, привлечение добровольных
помощников |
самоорганизованность,
|
организаторские |
воля, собранность, |
способности |
|
|
целеустремленность |
в общении |
настойчивость |
с людьми |
|
|
Удостоверительный
аспект деятельности
заключается в фиксации полученной
информации в специальной письменной
форме |
(аккуратность, пунктуальность |
|
развитая письменная речь) |
|
|
Коммуникативный
аспект деятельности
заключается в организации
получения информации от различных людей
о личности преступника, его приметах,
связях, возможном месте нахождения |
(общительность, эмоциональная
устойчивость, чуткость |
|
|
умение слушать человека, умение
говорить с человеком) |
|
|
|
Поисковый аспект
деятельности |
заключается в выявлении следов
преступника и создании его «портрета»
(наблюдательность, любознательность, |
объем внимания, устойчивость
внимания |
|
|
концентрация внимания, высокая
ориентация) |
На результатах работы инспектора
уголовного розыска чрезвычайно сказывается
знание преступного контингента и умение
быстро ориентироваться в сложной оперативной
обстановке.
Наиболее динамичные ситуации
возникают в момент задержания. В такой
момент необходимо четко определить, какой
из способов задержания нужен именно в
данной ситуации, что за человек тот, кого
необходимо задержать. Здесь даже
самые, казалось бы, не стоящие внимания
мелочи имеют огромное значение.
Взгляд, специфический оборот
речи, малейшее движение не должны остаться
незамеченными. Любая мелочь может характеризовать
человека, Исходя из этого, к качествам
инспектора уголовного розыска необходимо
добавить и быстроту реакции на меняющуюся
обстановку, умение общаться с людьми
различных категорий — от директора крупного
предприятия до окончательно деградировавшего
преступника. И к каждому он должен отыскать
индивидуальный подход.
Со всеми этими людьми необходимо
быстро вступить в контакт. Для его деятельности
характерны маневренность, трезвый учет
меняющейся обстановки, находчивость,
выбор наиболее целесообразных путей
решения стоящих перед ним задач, правильное,
с учетом конкретной ситуации, сочетание
убеждения и принуждения в условиях соблюдения
правовых предписаний.
Использование психологии
в получении информации в оперативно-розыскной
деятельности правоохранительных органов
Практика получения информации
показывает, что в этом процессе решающая
роль отводится факторам психологического
порядка. В большинстве случаев успех
здесь зависит от умения оперативного
сотрудника устанавливать с собеседником
психологический контакт и в процессе
общения воздействовать на его сознательные
и бессознательные сферы психики. Такое
воздействие оказывается с разными целями.
Одна из них сообщить определенные сведения,
которыми он не хотел бы ни с кем делиться.
Общепсихологической основой,
на базе которой возможно получение интересующих
сведений, является теория бессознательного.
Термин «бессознательное» употребляется
для обозначения таких явлений, которые
протекают в психике человека, но не осознаются
им. Смысл получения информации путем
выведывания заключается в том, чтобы,
опираясь на общие закономерности психической
деятельности субъекта нашего интереса,
побудить его к передаче информации в
той или иной форме сотруднику. Поскольку
этот субъект, как правило, сознательно
передать эту информацию не хочет, его
необходимо побудить к неосознанной ее
передаче.
Исходя из общих теоретических
положений и практического опыта, выработанного
человечеством можно выделить два основных
способа получения необходимой информации.
Первый - это побуждение субъекта к
непроизвольным высказываниям фактов,
представляющих интерес для сотрудников.
Второй - побуждение интересующего
лица к непроизвольным физическим и экспрессивным
действиям, содержащим соответствующую
информацию. Внутри названных способов
выделяется ряд конкретных приемов, с
помощью которых и осуществляется получение
необходимой правоохранительным органам
информации.
Демонстрация конкретных
предметов, «оживляющих» в памяти заинтересованного
лица, соответствующие образы и побуждающих
его непроизвольным высказываниям. Например, чтобы выяснить,
знакомо ли интересующее лицо с фотографией,
сотрудник берет с собой какие-либо фотопринадлежности
(фотоаппарат, фотобумагу, пленку), которые
объективно могут послужить к соответствующим
высказываниям, да и разговору в целом.
А для того, например, чтобы выяснить некоторые
стороны жизни интересующего лица, можно
использовать соответствующие альбомы
по назначению, в частности, для завязывания
разговора на политическую тему — газету,
журнал.
Необходимые условия для успешного
применения этого приема: 1) предмет, избранный
для демонстрации, должен ассоциироваться
с предметом, который бы воскресил в памяти
интересующего лица события, подлежащие
уяснению; 2) демонстрация должна быть
всегда естественной и оправдываться
конкретной ситуацией; 3) действия и поступки
сотрудника при демонстрации предмета
должны быть экспрессивно обоснованы.
Следует отметить, что основное
правило применения этого приема следующее:
побуждение к непроизвольному высказыванию
при демонстрации предметов достигает
своей конкретной цели только в том случае,
если интересующее лицо не осознает, что
данный предмет служит поводом для высказывания.
Использование смежной
темы разговора. Этот прием дает в целом возможность
вести целенаправленную беседу, не прибегая
к постановке вопросов.
Основные условия успешного
применения данного приема состоят в следующем:
1)тема разговора, используемая в качестве
смежной, должна быть известна интересующему
лицу и иметь для него определенную личностную
значимость и ценность; 2) смежная тема
должна логически вытекать из конкретной
ситуации; 3) действия и поступки лица,
осуществляющего получение информации
должны быть психологически обоснованными
и экспрессивно подтвержденными, то есть
соответствовать профессиональным и индивидуальным
особенностям личности.
Методические условия использования
данного приема: 1) смежная тема не должна
быть слишком близка к основному вопросу,
подлежащему выведыванию, так как в противном
случае она приобретает характер плохо
замаскированного прямого вопроса; 2) тема
не должна быть и слишком отдалена от основного
выясняемого вопроса, ибо это вызывает
памяти массу других образов и ведет к
высказываниям, которые не содержат в
себе интересующей информации.