Контрольная работа по дисциплине "Оперативно-разыскная психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 00:05, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: овладение системой основных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности сотруднику правоохранительных органов; воспитание потребности в самосовершенствовании и профессиональном развитии личности.

Вложенные файлы: 1 файл

4.docx

— 456.14 Кб (Скачать файл)

Таким образом, использование смежной темы разговора для получения интересующей сотрудника информации состоит в том, чтобы оживить впечатления, хранящиеся в памяти у интересующего лица, замаскировать действительное значение смежной темы и в результате побудить его непреднамеренно передать соответствующую информацию.

Использование чувства значимости конкретной личности. Люди, как правило, стараются сохранить и повысить чувство собственного достоинства. Затронув это чувство, можно добиться того, что интересующая личность, защищая свой престиж, выскажется по вопросу, представляющему интерес для сотрудника.

С учетом того, как это лицо относится к сотруднику, создаются определенные предпосылки для получения информации. К таким предпосылкам относятся следующие:

а) стремление собеседника искренне и бескорыстно помочь партнеру. Это стремление выражается обычно в попытках дать конкретный совет, переубедить и т. д.;

б) чувство благодарности, испытываемое в ответ на действия и высказывания партнера. Поэтому собеседник может сообщить интересующую нас информацию, рассматривая свои действия как своеобразное возвращение «долга»;

в) желание удивить оппонента, вызвать у него растерянность. Этот фактор ярко проявляется в процессе спора, затрагивающей интересы обоих собеседников;

г) потребность получить отклик собеседника на свои высказывания. Данный фактор имеет особое значение, когда партнер пользуется авторитетом у собеседника. Иногда, рассказывая что-либо, они желают получить совет или одобрительный отклик от человека, которого ценят.

Все это дает основание сотруднику применять при получении интересующей информации специфические приемы этого метода, такие как: обращение к чувству собственного достоинства, проявление равнодушия, «игра» на чувстве собственного достоинства собеседника и проявление участия. Кратко остановимся на этих обозначенных приемах.

Обращение к чувству собственного достоинства. Этот прием предполагает похвалу, лесть, подчеркнутое выражение уважения, большой заинтересованности и внимания по отношению к собеседнику. Прием особенно эффективен при общении с тщеславными и честолюбивыми людьми.

Условия успешного применения данного приема: 1) перед похвалой всегда следует сделать комплимент; 2) при обращении с похвалой следует принять соответствующее выражение лица и позу; 3) подчеркивать «достоинства» интересующего лица лучше, сравнивая его с оппонентами. При этом следует знать о том, что все хорошо в меру, и об этом не надо забывать.

 

Проявление равнодушия. Этот прием применяется, когда у собеседника наблюдается большое желание обсудить сведения, которыми он располагает, затронуть в разговоре известную лишь только ему новость, которой он придает большое значение. Проявление безразличия к важной с точки зрения собеседника информации, пренебрежение ею задевают его самолюбие и тем самым стимулируют к высказыванию дополнительных данных, подчеркивающих значимость этой информации.

Условия, необходимые для успешного применения данного приема:

1) нужно вовремя почувствовать, что интересующее лицо «переполнено»  сведениями. Это безусловно заметно  по поведению этого лица: он  бросает частые взгляды в сторону  лица, которому хочет что-то сказать, не может спокойно сидеть на  одном месте, начинает усиленно  жестикулировать и показывать, что  владеет информацией;

2) нельзя в это время  навязывать интересующему лицу  свою тему разговора;

3) проявление равнодушия  со стороны оперативного сотрудника  может побудить это лицо к  высказыванию лишь в условиях  доверительности. Это фиксируется  по стремлению интересующего  лица уединиться с сотрудником. При отсутствии доверительности  равнодушное отношение сотрудника  к этому лицу вызовет у него  ответные реакции подобного рода.

Использование эмоционального стресса. Под эмоциональным стрессом в данном случае понимается состояние психического напряжения.

Ввести интересующее лицо в состояние эмоционального стресса можно задав неожиданный вопрос; сделать неточное или ложное заявление; сообщить якобы «важные» сведения; показать свою осведомленность в чем-либо.

Постановка неожиданного вопроса. Этот прием имеет две разновидности. Путем постановки неожиданного вопроса можно привести интересующее лицо в замешательство, уличить его в чем-то, например в обмане. В первом случае это лицо может не осознавать намерений собеседника, во втором - эти намерения им осознаются.

Условия для успешного применения этого приема:

1) неожиданный вопрос  не должен быть связан с  темой настоящего разговора;

2) этот вопрос должен  касаться интимных проблем или  секретов;

3) содержание вопроса  должно быть четким и конкретным.

Основное правило применения этого приема: если поставлена задача разоблачить или уличить собеседника, неожиданный вопрос должен поставить интересующее лицо в тупик; если же нужно привести его в замешательство, то надо предусмотреть для этого лица пути выхода из этого положения.

Неточное или ложное заявление. Намеренно делая ложное заявление или неверно высказываясь по какому-либо вопросу, мы рассчитываем на то, что собеседник захочет уточнить или дополнить наше высказывание. Особенно эффективен этот прием при общении с эмоциональными и импульсивными натурами, которых искажение фактов легко выводит из равновесия.

Условия успешного применения данного приема: 1) неточное или ложное заявление должно касаться сферы идей, которые волнуют интересующее лицо в данный момент; 2) такое действие должно создавать у интересующего лица определенное затруднение в виде борьбы мотивов: сказать — не сказать и т. д.; 3) человек, использующий этот прием, должен убедить собеседника в искренности своего поведения.

Основное правило применения приема: ложность заявления должна быть очерчена в основном правильно, искаженной может быть лишь какая-нибудь конкретная деталь нашей информации.

Сообщение «важных» сведений. Использование сведений, которые могут изменить настроение человека, помогает направить беседу в нужное русло и получить интересующую сотрудника информацию.

Условия, необходимые для успешного применения данного приема: 1) при подборе «важных» сведений необходимо учитывать доминирующие потребности человека и его индивидуально-психологические особенности; 2) требуется находиться с заинтересованным лицом в состоянии доверительности; 3) источник информации должен обладать необходимым в глазах интересующего лица уважением и авторитетом.

Показ осведомленности. Этот прием используется, когда уже известны некоторые детали вопроса и событий и нужно получить дополнительную информацию. Умелое оперирование даже немногими известными деталями может создать у лица впечатление полной информированности собеседника и побудить его к взаимности и откровенности.

 

Подбрасывание ложных доказательств. Давно известно, что человек гораздо больше доверяет идеям, возникающим в его собственной голове, нежели тем, которые преподносят ему другие люди. Поэтому опытные в профессиональном плане оперативники по возможности стараются избегать прямого давления на объекта, а предпочитают косвенное воздействие на ее образ мыслей. Для этого они как бы ненароком подбрасывают ему определенную информацию, выводы из которой он должен сделать сам.

Создание образа «простака». Суть этого приема заключается в том, что оперативный сотрудник, нарочито принижая собственные умственные способности, старается создать у объекта ощущение интеллектуального превосходства. В результате объект теряет бдительность, так как не ожидает какого-либо подвоха от «простака», с которым он общается.

К приемам, с помощью которых реализуется второй способ получения информации, следует отнести следующие:

1. Демонстрация конкретных  предметов, связанных с преступной  деятельностью субъекта. Данный  прием заключается в как бы  нечаянном демонстрировании предметов, связанных с преступлением и  наблюдении за реакцией наблюдаемого.

Условия практического использования этого приема следующие: 1) демонстрируемые конкретные предметы должны быть действительно или вероятно связаны с преступной деятельностью этого субъекта; 2) субъект должен воспринять эти предметы в соответствующей ситуации; 3) действия и поступки лица, демонстрирующего предмет, должны выражать его нейтральное отношение к этим предметам и быть соответствующим образом мотивированы.

2. Создание кратковременных  психологически острых жизненных  ситуаций. Такими ситуациями могут  быть как естественно сложившиеся, так и искусственно созданные.

Условиями успешного применения этого приема являются следующие:

1) создаваемые ситуации  должны иметь для субъекта  личностную значимость; 2) важно выбрать  такой момент для создания  ситуации, чтобы субъект обязательно  на нее среагировал; 3) действия  лица, использующего ситуацию, должны  логически вытекать из нее  и получать соответствующее экспрессивное  подтверждение; 4) необходимо тщательно  фиксировать психические состояния и выразительные движения субъекта в ответ на созданную ситуацию.

Итак, психологические способы и выделенные в них приемы получения интересующей информации основываются на общих закономерностях бессознательных психических явлений, которые внешне проявляются в виде непреднамеренной речевой репродукции сведений и экспрессивных и физических действий субъекта.

Предварительное изучение собеседника, безусловно, представляет собой одну из важнейших задач методики получения информации. Сотрудники правоохранительных органов должны тщательно изучать биографии, образ жизни, семейное положение, профессиональную деятельность, связи и привычки, а также политические, религиозные взгляды и убеждения интересующего лица, что поможет определить основы для установления с ним контакта. Важно учитывать и другие стороны интересующего нас субъекта, в частности, нормы поведения при общении. В практическом плане следует учитывать те нормы, которые регламентируют поведение и отношения людей в процессе общения и существенно влияют на процесс получения информации. Некоторые из этих норм определяются и национально-психологическими особенностями человека. Это и черты характера интересующего нас лица. Сотрудник должен правильно представлять себе, какие черты характера интересующего лица могут облегчить, а какие затруднить получение информации в беседе.

Интересующая информация, добываемая с помощью психологических способов, носит в основном ориентирующий характер, она способствует повышению оперативности действий правоохранительных органов и, главное, придает им действительно предупредительную направленность.

 

  1. Психологическое воздействие на личность

 

Деятельность сотрудников правоохранительных органов тесно связана с воздействием на психологию людей. При осуществлении дознания и следствия находят применение самые разнообразные методы и средства воздействия. Одна из целей дознания и следствия - воздействие на лиц, совершивших преступление, на неустойчивых лиц, которые могут совершить преступление, - достигается различными методами, в том числе и методами психологического воздействия. Сущность их заключается в побуждении объекта принимать навязываемую ему идею или организовывать свое поведение в нужном для правоохранительных органов направлении. Цели подобного воздействия всегда направлены на воспитание, на перевоспитание личности уже в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Установление истины через субъективные восприятия других лиц является весьма сложным процессом, так как это восприятие может быть неполным, а иногда просто искаженным и неверным. Для того чтобы свидетели могли наиболее полно воспроизвести объективно существующие факты, им всегда необходимо оказывать определенную помощь. Эта помощь, безусловно, не может быть чем-то иным, кроме определенного психологического воздействия.

При помощи психологических методов воздействия в процессе оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия выполняется воспитательная функция, устанавливается истина, реализуется коммуникативная деятельность и т. д. Подводя итог, можно сказать, что разработка методов психологического воздействия производится с целью обеспечения:

1) полного установления  истины в процессе оперативно-розыскной  деятельности, дознания, а затем  и расследования фактов совершенного  преступления;

2) изменения отношения  подозреваемого к своему поведению, определенным фактам, лицам;

3) воспитания и возможного  перевоспитания лиц, у которых  выявляются отрицательные привычки, навыки, наклонности, могущие явиться  причиной совершения ими преступлений;

4) активизация действий  всех лиц, принимающих участие  в оперативно-розыскной деятельности, дознании и следствии.

Существует несколько методов психологического воздействия на личность в оперативно-розыскной деятельности: метод передачи информации, метод убеждения, метод принуждения, запрещения, категорического требования, предупреждения, угрозы, метод внушения, метод постановки и варьирования мыслительных задач. Каждый из методов может применяться как в отдельности, так и в совокупности, что будет приносить в определенных случаях желаемый результат при работе в оперативно-розыскной деятельности.

Метод передачу информации. Под данным методом понимают целенаправленную передачу сообщений о фактах, событиях, знаниях. Цель передачи информации — обогащение другого человека знаниями, удовлетворение его любознательности. В процессе общения всегда происходит воздействие информацией, обмен ею. В то же время создание предварительных условий при передаче информации, соответствующий подбор ее способны значительно увеличить силу ее воздействия на личность, выработать специальный метод воздействия — передачу целенаправленной информации.93 При разработке этого метода учитывались не только знания психических закономерностей, но и элементы теории информации: особенности передачи и получения информации, ее переработка и т. д.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Оперативно-разыскная психология"