Конфликты в семье и их влияние на детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2014 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Психология семьи – сложное, противоречивое, многофункциональное образование, определяемое влиянием экзогенных и эндогенных факторов. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых (Дружинин В.Н., Овчарова Р.В., Шнейдер Л.Б., Мухина В.С., Эйдемиллер Э.Г., Ковалев С.В., Кон И.С., Кэмбелл Р., Майерс Р, Фромм Э, Адлер А., Фрейд З., Джемс У. и др.) доказали, что семья играет важную роль в формировании и разного рода преобразовании личности как взрослых членов семьи, так и ребенка. Психологи всего мира озабочены рядом важнейших семейных проблем, которые негативно отражаются на каждой конкретной личности (в том числе детской).

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_Конфл_семья_мл_шк.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

в) У детей, посещающих детский сад, достаточно рано может формироваться устойчивый статус в детском коллективе "звезды" или "изолированного". И в том, и в другом случае было бы полезно, если бы родители корректировали неадекватную самооценку ребенка.

г) Перенос внимания родителей со старшего ребенка на родившегося второго может стать травмой для старшего - он не может понять, почему родители вдруг "перестали его любить".

Во взаимоотношениях "ребенок-взрослый" необходима своевременная перестройка на каждом возрастном этапе.

4. Родительские ошибки воспитания. К таким типичным ошибкам, способствующим психическому неблагополучию ребенка, относятся:

а) проецирование родителем на ребенка своих личностных проблем, неотреагированных чувств - приписывание детям того, что присуще ему самому;

б) излишняя беспомощная фиксация родителей на страхах ребенка;

в) разрыв между словом и делом - когда родительская мораль абстрактна и не подкрепляется делом;

г) непоследовательность требований из-за несогласованности родителей;

д) неправильные (когда запрещается то, что жизненно необходимо для ребенка - победить, пошуметь) и многочисленные запреты (слово "нельзя" так часто произносится, что становится невыполнимым) - такие запреты дезорганизуют психическую жизнь ребенка и разрушают фундамент дисциплинированности;

е) неблагоприятная оценка уровня какой-либо деятельности, высказанная самому ребенку, особенно если эта неблагоприятная оценка расширяется до объема всего, что делает ребенок. Негативные оценки, расширенные до объема личности в целом, формируют у ребенка "комплекс неполноценности";

ж) сравнение ребенка с кем-то другим, более успешным, также развивает у него "комплекс неполноценности" и, кроме того, способствует развитию зависти, эгоцентризма, тревожности. Родители при этом часто думают, что ребенок не хочет, а он не может. Ребенку нужен огромный запас оптимизма, чтобы сохранить побуждение учиться всему. Сама природа ребенка рассчитана на этот оптимизм, она исключает отрицательную спонтанную самооценку и самокритику. Для любого ребенка сознание, что он хуже кого-то, очень вредно. Только взрослые могут ему это внушить.

5. Занятость родителей. Проблема занятости родителей становится одной из ведущих причин психического неблагополучия современного ребенка. Если родители делегируют свои родительские функции воспитателям яслей и детских садов, а далее интерната и школы, то хорошо известно, что ребенок в раннем возрасте испытывает эмоциональный шок, который переходит в эмоциональную депривацию, а далее провоцируется задержка общего психического развития, в том числе и речевого.

Даже если родители не отдают своего ребенка в ясли или интернат, то современный темп жизни, вызывая постоянную занятость родителей, искажает характер нормальных взаимоотношений родителей и детей:

а) в семье уменьшено общение родителей с детьми до необходимого минимума;

б) содержание общения в семье обеднено и сведено к контролю;

в) отсутствует полезная совместная деятельность ребенка с родителями;

г) дети испытывают дефицит теплоты и внимания к себе.

Кроме перечисленных факторов негативного влияния на психическое благополучие детей следует отметить, что развитию неблагополучия способствуют также физическое нездоровье ребенка, особенности личности родителей и характера ребенка.

Медицинская статистика свидетельствует, что, например, в Санкт-Петербурге абсолютно здоров только каждый 20-й ребенок. К концу дошкольного периода стойкие нервные нарушения имеет одна пятая часть детей, а функциональные - одна треть.

Личностными особенностями родителей, провоцирующих психическое неблагополучие ребенка, являются аффективность, тревожность, доминантность, гиперсоциальность, а также наличие невротических тенденций.

Особенно уязвимыми являются дети, имеющие такие черты характера, как: эмоциональность (жалостливость, плаксивость, непосредственность), впечатлительность (ребенок  долго помнит страх, обиду, какое-нибудь событие), наивность, отзывчивость, беззащитность, импрессивность (все держит в себе, не склонен рассказывать о своих чувствах).

Психологам, педагогам и родителям следует помнить и о типичных детских реакциях нарушения поведения:

Реакция отказа (от игр, пищи, от контакта) возникает в ответ на резкое изменение привычного образа жизни, например, когда «домашний ребенок» начинает посещать детсад, когда семья лишается кого-то из близких и т. п.

Реакция оппозиции заключается в том, что ребенок противодействует попыткам заставить его заниматься нелюбимым делом (убегает из дома, со школьных занятий и т. п.).

Реакция непомерного подражания кому-либо (реальному человеку, персонажу кино, книги) проявляется в копировании одежды, манеры, речи, суждений, поступков. И беда, если кумиром оказывается отрицательный субъект.

Реакция компенсации проявляется в том, что ребенок всеми силами пытается затушевать или устранить какие-либо свои слабости. Так, неудачи в учебе восполняются достижениями в спорте, а учеба под объективным предлогом «занятости» отодвигается на задний план. Или физически слабый мальчик, стремясь не уступить более крепким сверстникам, с поразительным упорством занимается боксом, чтобы доказать свою храбрость, ныряет с высокого моста в реку.

Таким образом, семья может выступать в качестве источника психической травмы и вместе с тем непосредственно участвовать в травматизации. спектр психотравмирующих элементов довольно широк, о некоторых из них семья и не подозревает, продолжая травмировать того или иного члена семьи. Для предупреждения или исправления ситуации травматизации важно активно вести психологическое просвещения и повышать психолого-педагогический уровень родителей.

 

 

Заключение

 

психология семьи – сложное и многофункциональное образование, оказывающее колоссальное воздействие на личные психические составляющие каждого конкретного человека. Знание структурных компонентов и закономерностей поможет психологу поддержать и направить семью на конструктивное взаимодействие и ощутить радость совместной жизни, увидеть и почувствовать жизнь во всей её полноте и красе. По мнению Н.Я. Соловьева, семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Семья может стать как ресурсом, подпитывающим каждого члена семьи, так и «болотом», в котором можно утонуть и погибнуть. Современный этап характеризует положение семьи как кризисное. В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов: один означает разрушение, а другой – надежду. В полной мере это подходит и к проблеме семьи. нарушения межличностных отношений и коммуникации в семье могут выступать в качестве существенного источника психической травматизации в семье, прежде всего потому, что приводят к развитию конфликтного взаимоотношения в семье.

Ранняя диагностика, выявление и коррекция помогут семье избежать дальнейших трудностей во взаимоотношениях, и возникновению глубоких психологических межличностных проблем. Состояние внутрисемейных отношений, позволяющее преодолевать конфликты и внешние препятствия к семейному единению, к эффективному выполнению семейных ролей и совместной семейной деятельности, - вот забота микросоциологии семьи. В Приложении 1 представлены принципы и правила бесконфликтных отношений в семье.

 

Список литературы

 

  1. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. – М , 1988.
  2. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики / Под ред. Т.А. Марковой. – М., 1979.
  3. Гребенников В.И. Основы семейной жизни. – М., 1991.
  4. Дружинин В. Психология семьи. – СПб, 2005.
  5. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. – М., 1995.
  6. Ковалев СВ. Психология современной семьи. – М., 1988.
  7. Кравцов Г.Г. Личность формируется в семье // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 2.
  8. Крижанская Ю. С, Третьяков В. П. Грамматика общения. – М., 1992.
  9. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М., 2005.
  10. Навайтис Г.А. Муж, жена и... психолог. – М., 1995.
  11. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб., 1998.
  12. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. – М., 2002.
  13. Психология семьи. Хрестоматия / Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. – Самара, 2002.
  14. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. – М., 1983.
  15. Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. – М., 1996.
  16. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 2008.

 

 

Приложение 1

 

Принципы и правила бесконфликтных отношений в семье

 

Супружеские взаимоотношения должны обязательно выполнять своеобразную психотерапевтическую функцию - быть средством разрядки и успокоения. Достоинство одного супруга должно не унижать, а поддерживать достоинство другого. Муж и жена не должны быть друг для друга “закрытыми системами”, “тайной за семью печатями”. Супругам надо стараться избегать неряшливого “рассекречивания”, поскольку не все наши черты, мысли и поступки достойны уважения.

 “Рассекречиваться”  супруги должны в лучшем. Им  необходимо больше говорить друг  с другом, общаться не только  по семейно-бытовым вопросам, ограничиваясь  ролями семейных функционеров.

Супругам необходимо овладевать умениями быть корректными, не пренебрегать приятными манерами, учиться чувству эмпатии (т.е. направленности на другого), чаще совершая шаги навстречу друг другу, не допуская отчужденности.

Всем очень вредит излишняя навязчивость, сверхтребовательность (неумение оставить супруга одного, предоставление глотка свободы, не отстраняясь от него).

В семье должен царить дух взаимопомощи, сочувствия и сотрудничества во всех повседневных делах.

 

Принципы бесконфликтных отношений в семье

 

Отсутствие ворчливости. Сварливость убивает сначала любовь, потом брак.

Недопущение желания перевоспитать своего супруга (своей супруги).

Неприемлемость критики супруга (супруги) и не только на людях.

Искреннее восхищение его (ее) достоинствами.

Уделение постоянного внимания друг другу.

Постоянная вежливость в обращении друг с другом.

Чтение литературы по вопросам брака и семьи.

Но бесконфликтных семей практически не бывает, просто есть семьи, которые умеют управлять неизбежными конфликтами. Управлять ими можно:

- во-первых, за счет четкого  контроля над собственными эмоциями, которые мешают правильно оценивать  происходящее;

- во-вторых, за счет анализа  подлинных причин конфликта;

- в-третьих, с помощью  ограничения зоны конфликта, преодолевая  желание “перейти в наступление по всему фронту”;

- в-четвертых, за счет  отказа от излишней концентрации  на защите;

- в-пятых, за счет перестройки  доводов “противника”;

- в-шестых, за счет достаточной  активности, ибо, даже отступая, можно  держать в руках тон разговора (Спокойствие, только спокойствие), тему разговора (Вернемся к...), языковый стиль (Давай без грубости и пошлости).

Конфликты не страшны для супружества, если в них не попирается достоинство, если супруги способны проявить добрую волю к примирению, взглянуть на себя со стороны, вовремя остановиться, быть снисходительными, терпимыми и самокритичными, способными к проявлению чувства юмора.

 


Информация о работе Конфликты в семье и их влияние на детей младшего школьного возраста