Конфликты в школе: пути предупреждения и преодоления
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 12:41, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность. Человек – существо социальное и общение является неотъемлемой частью его существования. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер
Содержание
Введение……………………………………………………………………..…..3-5 Глава I Изучение проблемы конфликта в педагогике и психологии……...6-14 Разработка конфликта в педагогической науке…………………..……..6-10 Понятие школьного конфликта в педагогике…………………………..11-14 Глава II Пути преодоления школьных конфликтов……………….......…..15-30 2.1 Причина педагогического конфликта и его особенности…………….15-19 2.2 Классификация школьных конфликтов……………………………...…20-23 2.3 Профилактика и способы решения конфликта……………………..….24-30 Заключение……………………………………………...……………………31-32 Список литературы………………………………………………………….33-34
Конфликт в психологии определяется
как "столкновение противоположно направленных,
несовместимых друг с другом тенденций,
отдельно взятого эпизода в сознании,
в межличностных взаимодействиях или
межличностных отношениях индивидов или
групп людей, связанное с отрицательными
эмоциональными переживаниями" [5, c.176].
Конфликт в педагогической
деятельности часто проявляется как стремление
учителя утвердить свою позицию и как
протест ученика против несправедливого
наказания, неправильной оценки его деятельности,
поступка.
В педагогических ситуациях
перед учителем наиболее отчетливо встает
задача управления деятельностью ученика.
При ее решении учителю надо уметь вставать
на точку зрения ученика, имитировать
его рассуждения, понимать, как ученик
воспринимает сложившуюся ситуацию, почему
он поступил именно так [1, c.47].
В педагогической ситуации
учитель вступает в контакт с учениками
по поводу его конкретного поступка, действия.
Педагогические ситуации могут
быть простыми и сложными. Первые разрешаются
учителем без встречного сопротивления
учеников через организацию их поведения
в школе. В течение учебного дня учитель
включается в широкий диапазон взаимоотношений
с учениками по разным поводам: останавливает
драку, предупреждает ссору между учениками,
просит помочь в подготовке к уроку, включается
в разговор между учениками, проявляя
порой находчивость.
В сложных ситуациях большое
значение имеют эмоциональное состояние
учителя и ученика, характер сложившихся
отношений с соучастниками ситуации, влияние
присутствующих при этом учеников, а результат
решения всегда имеет определенную степень
успешности по причине трудно прогнозируемого
поведения ученика в зависимости от многих
факторов, учесть которые учителю практически
невозможно [8, c.184].
Ученику трудно каждый день
выполнять правила поведения в школе и
требования учителей на уроках и переменах,
поэтому естественны незначительные нарушения
общего порядка: ведь жизнь детей в школе
не ограничивается учебой, возможны ссоры,
обиды, смена настроения и т.п.
Правильно реагируя на поведение
ребенка, учитель берет ситуацию под собственный
контроль и восстанавливает порядок. Поспешность
в оценках поступка часто приводит к ошибкам,
вызывает возмущение у ученика несправедливостью
со стороны учителя, и тогда педагогическая
ситуация переходит в конфликт.
В.А. Сухомлинский так пишет
о конфликтах в школе: "Конфликт между
педагогом и ребенком, между учителем
и родителями, педагогом и коллективом
- большая беда школы. Чаще всего конфликт
возникает тогда, когда учитель думает
о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке
справедливо - и конфликтов не будет. Умение
избежать конфликта - одна из составных
частей педагогической мудрости учителя.
Предупреждая конфликт, педагог не только
охраняет, но и создает воспитательную
силу коллектива" [19, c.165].
Конфликты в педагогической
деятельности надолго нарушают систему
взаимоотношений между учителем и учениками,
вызывают у учителя глубокое стрессовое
состояние, неудовлетворенность своей
работой. Такое состояние усугубляется
сознанием того, что успех в педагогической
работе зависит от поведения учеников,
появляется состояние зависимости учителя
от "милости" учеников.
Некоторые особенности педагогических
конфликтов. Среди них можно отметить
следующие:
. профессиональная ответственность
учителя за педагогически правильное
разрешение ситуации: ведь школа
- модель общества, где ученики
усваивают социальные нормы отношений
между людьми;
. участники конфликтов
имеют различный социальный статус
(учитель-ученик), чем и определяется
разное поведение в конфликте;
. разница возраста и
жизненного опыта участников
разводит их позиции в конфликте,
порождает разную степень ответственности
за ошибки при их решении;
. различное понимание
событий и их причин участниками
(конфликт "глазами учителя" и
"глазами ученика" видится по-разному),
поэтому учителю не всегда
легко понять глубину переживаний
ребенка, а ученику - справиться со
своими эмоциями, подчинить разуму;
. присутствие других учеников
при конфликте делает их из
свидетелей участниками, а конфликт
приобретает воспитательный смысл
и для них, об этом всегда
приходится помнить учителю;
. профессиональная позиция
учителя в конфликте обязывает
его взять на себя инициативу
в его разрешении и на первое
место суметь поставить интересы
ученика как формирующейся личности;
. всякая ошибка учителя
при разрешении конфликта порождает
новые ситуации и конфликты, в
которые включаются другие ученики;
. конфликт в педагогической
деятельности легче предупредить,
чем успешно разрешить [9, c.118].
Отражением противоречий между
участниками совместной деятельности
является межличностный конфликт. Он представляет
собой некую ситуацию взаимодействия
людей, которые либо преследуют взаимоисключающие
или недостижимые одновременно обеими
сторонами цели, либо стремятся реализовать
в своих взаимоотношениях несовместимые
ценности и нормы [2, c.161].
Можно выделить три фазы протекания
конфликта в педагогической ситуации:
фаза - конфликтное острое начало
с явным нарушением социально ценных норм
и ценностей одним из участников ситуации;
фаза - ответная реакция "соперника",
от формы и содержания которой зависит
исход конфликта;
фаза - относительно быстрое
и радикальное изменение бытующих норм
и ценностей в двух различных направлениях
- улучшения или ухудшения ранее сложившихся
отношений [8, c.146].
Глава II Конфликты
в педагогическом общении
2.1 Причина педагогического
конфликта и его особенности
Взаимодействие учителя с учениками
организуется через разрешение педагогических
ситуаций. По Н.В. Кузьминой педагогическая
ситуация – это «реальная обстановка
в учебной группе и в сложной системе отношения
и взаимоотношения учащихся, которую нужно
учитывать при принятии решения и способах
воздействия на них» [20, С. 212].
Педагогические ситуации могут
быть простыми и сложными. Простые разрешаются
учителем без встречного сопротивления
учеников через организацию их поведения
в школе. В сложных ситуациях большое значение
имеют эмоциональное состояние учителя
и ученика, характер сложившихся отношений
с соучастником ситуации. В том случае,
когда не удается вовремя разрешить конфликтную
ситуацию, возникает конфликт [12, С. 34].
Среди потенциально конфликтогенных
педагогических ситуаций можно выделить
следующие:
· ситуации (или конфликты)
деятельности, возникающие по поводу выполнения
учеником учебных заданий, успеваемости,
внеучебной деятельности;
· ситуации (конфликты) поведения
(поступков), возникающие по поводу нарушения
учеником правил поведения в школе, чаще
на уроках, и вне школы;
· ситуации (конфликты) отношений,
возникающие в сфере эмоционально-личностных
отношений учащихся и учителей, в сфере
их общения в процессе педагогической
деятельности [9, С. 46].
Рассмотрим каждую из этих педагогических
конфликтных ситуаций более подробно.
1. Ситуации и конфликты
деятельности.
Ситуации по поводу учебной
деятельности часто возникают на уроках
между учителем и учеником, учителем и
группой учеников и проявляются в отказе
ученика выполнять учебное задание. Это
может происходить по разным причинам:
утомление, трудность в усвоении учебного
материала, завышенные требования учителя,
невыполнение домашнего задания, а часто
неудачное замечание учителя вместо конкретной
помощи при затруднениях в работе.
Конфликтные ситуации на уроках
по поводу учебной работы могут привести
к напряженным отношениям между учителем
и учеником, а иногда и к полному неподчинению
учителю, приобрести характер конфликта.
В таком случае, конфликт деятельности
становится конфликтом поведения и отношения,
разрешить который значительно труднее,
потому что он может принимать групповой
характер и учитель остается без поддержки
учеников.
В современной школе наблюдается
увеличение подобных конфликтов из-за
того, что учителя часто предъявляют завышенные
требования к усвоению предмета, а отметки
используют как средство наказания тех,
кто не подчиняется учителю, не выполняет
все его требования, нарушает дисциплину
на уроке.
Тем самым искажается подлинный
мотив учебной деятельности, такие ситуации
часто становятся причиной ухода из школы
способных, самостоятельных учеников,
а у остальных снижается интерес к познанию
вообще.
2. Ситуации и конфликты
поступков.
Педагогическая ситуация может
приобрести характер конфликта в том случае,
если учитель допустил ошибки в анализе
поступка ученика, сделал необоснованный
вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь
в виду, что один и тот же поступок может
быть продиктован совершенно разными
мотивами.
Нередко учитель вынужден корректировать
поведение учеников через оценку их поступков
при недостаточной информации об обстоятельствах
и подлинных причинах этих самых поступков.
Учитель не всегда бывает свидетелем детской
жизни, лишь догадывается о мотивах содеянного
учеником, плохо знает отношения между
детьми, поэтому вполне возможны ошибки
при оценке поведения, что, в свою очередь,
вызывает вполне оправданное возмущение
учеников.
Учителя, оценивая поступки
учеников, не всегда ответственно относятся
к последствиям таких оценок для ученика
и недостаточно заботятся о том, как повлияют
такие оценки на его последующие взаимоотношения
с этим учеником.
Учитель часто дает оценку не
только поступку, но и личности ученика,
чем вызывает обоснованное возмущение
и протест у учеников, а иногда стремление
вести себя так, как нравится учителю,
чтобы оправдать его ожидания.
В подростковом возрасте это
приводит к конфликту в поведении, слепому
подражанию образцу, когда ученик не затрудняет
себя стремлением заглянуть внутрь самого
себя, самому оценить свой поступок.
Учителя часто торопятся принять
меры, наказать учеников, не считаясь с
их позицией, в результате чего ситуация
теряет свой воспитательный смысл, а иногда
и переходит в конфликт.
3. Ситуации и конфликты
отношений.
Конфликты отношений часто
возникают в результате неумелого разрешения
педагогом ситуаций и, как правило, имеют
длительный характер.
Конфликты отношений приобретают
личностный смысл, порождают длительную
неприязнь или ненависть ученика к учителю,
надолго нарушают взаимодействие с учителем
и создают острую потребность в защите
от несправедливости и непонимания взрослых.
По содержанию ситуаций, возникающих
между учителем и учениками, можно узнать
о характере сложившихся взаимоотношений
между ними, позициях учителя и учеников
– в этом проявляется познавательная
функция педагогических ситуаций и конфликтов.
Итак, в сфере образования принято
выделять четыре субъекта деятельности:
ученик, учитель, родители и администратор.
В зависимости от того, какие субъекты
вступают во взаимодействие, можно выделить
следующие виды конфликтов: ученик – ученик;
ученик – учитель; ученик – родители;
ученик – администратор; учитель – учитель;
учитель – родители; учитель – администратор;
родители – родители; родители – администратор;
администратор – администратор.
Педагогический конфликт отличается
от остальных конфликтов. Соответственно,
он имеет ряд особенностей, присущих только
ему. Приведем некоторые из них:
· профессиональная ответственность
учителя за педагогически правильное
разрешение ситуации: ведь школа – модель
общества, где ученики усваивают социальные
нормы отношений между людьми;
· участники конфликтов
имеют различный социальный статус (учитель
– ученик), чем и определяется их разное
поведение в конфликте;
· разница возраста и жизненного
опыта участников ставит их на разные
позиции в конфликте, порождает разную
степень ответственности за ошибки при
их разрешении;
· различное понимание событий
и их причин участниками (конфликт глазами
учителя и глазами ученика видится по-разному),
поэтому учителю не всегда легко понять
глубину переживаний ребенка, а ученику
справиться со своими эмоциями, подчинить
их разуму;
· присутствие других учеников
при конфликте делает их из свидетелей
участниками, а конфликт приобретает воспитательный
смысл и для них;
· профессиональная позиция
учителя в конфликте обязывает его взять
на себя инициативу в его разрешении и
на первое место суметь поставить интересы
ученика как формирующейся личности;
· всякая ошибка учителя
при разрешении конфликта порождает новые
ситуации и конфликты, в которые включаются
другие ученики;
· конфликт в педагогической
деятельности легче предупредить, чем
успешно разрешить [9, С. 53].
Подводя итог, можно сказать,
что взаимодействие учителя с учеником
происходит через разрешение педагогических
ситуаций, которое поможет избежать в
дальнейшем возникновения конфликта.
Причинами данного конфликта могут быть
ситуации, возникающие по поводу выполнения
учеником учебных заданий, успеваемости,
внеучебной деятельности, по поводу нарушения
учеником правил поведения в школе и вне
ее, ситуации, возникающие в сфере эмоционально-личностных
отношений учащихся и учителей. Итак, учителю
необходимо анализировать поступки ученика
в индивидуальном порядке, так как один
и тот же поступок может быть продиктован
совершенно разными мотивами. Причиной
конфликта так же может служить неправильная
оценка поведения и неумелое разрешение
педагогом ситуации. Подобные конфликты
часто приобретают личностный характер.
2.2 Классификация
школьных конфликтов
Система образования как социальный
институт взаимодействует со всеми сферами
общественной жизни. Поэтому на макро-уровне
противоречия и конфликты в социально-педагогическом
процессе возникают между системой образования
и обществом.