Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 20:17, курсовая работа
Цели исследования: рассмотреть методы коррекционной развивающей работы с детьми с дефектами развития речи.
Задачи исследования: Изучение методов коррекции речи при задержке речевого развития. Выявить влияние психологических факторов на задержку речевого развития.
Стала самостоятельно сидеть и ложиться из положения сидя с 8 месяцев
Ходила ровно, с пробежками, падала с 1 года
Моторные навыки: одеться с 3,7 лет , раздеться с 3,6 лет,
Застегнуть пуговицу с 4,2 лет , зашнуровать ботинки с 4,5 лет
Характер нарушения моторики: излишне подвижна, суетлива, некоординирована в движениях, выполняет их с широкой амплитудой, двигательное беспокойство; или заторможен, нетороплив, несвоевременная переключаемость движений: нормальная координация
Правша, левша, амбидекстр, была ли попытка переучивания левшества: нет
Развитие подражательности
Действия с игрушками по показу взрослого с 1,9 лет
Действия с игрушками по словесной инструкции с 2,2 лет
Подражание разнообразным показываемым действиям с 2 лет
Воспроизведение данного образца по показу с 1,9 лет
Воспроизведение данного образца по слову с 2 лет
Развитие взаимоотношений
Специфическая реакция на других детей: улыбался, тянулся к другому ребенку, стремился взять у него игрушку с 1,5 лет
Стал проявлять эмоциональное отношение к другим детям, интересовался их действиями с 1,5 лет
Выражение эмоционального отношения к другому ребенку в речи с 3,5 лет
Выражение положительного отношения к детям в действиях с 2,5 лет
Проявляет избирательное отношение к одному ребенку с 2,5 лет
К коллективу детей с 2,5 лет
Время возникновения первых симптомов заикания
Приблизительное время появления заикания: с 4 лет
Как начиналось заикание: редко, в начале слов с согласных
Причины заикания: наследственность
В чем проявлялось заикание: в повторении взрывных согласных
Течение заикания с момента возникновения и до времени обращения к логопеду:
Постоянное (возникнув, заикание протекает почти без изменений)
Волнообразное (После возникновения заикания наблюдались периоды улучшения в речи и периоды усугубления симптоматики заикания)
Рецидивирующие (после возникновения заикания и некоторого течения, оно полностью не проявлялось, а затем судороги в речи появлялись вновь)
Где, когда, сколько занимались исправлением речи, результаты коррекции: без изменений, заметное улучшение, значительное улучшение, нормальная речь: никогда
Отношение ребенка к своему заиканию: переживает
Характеристика общительности
Легко вступает в контакт с логопедом, другими взрослыми, со сверстниками. Инициативна в общении.
Приложение 2
Схема логопедического занятия с заикающимися детьми
I. Тема и цель занятия
II. Оборудование (наглядно - иллюстрированный, дидактический, раздаточный, речевой материал).
III. План.
1. Организационный момент.
2. Снятие мышечного и эмоционального напряжения. Расслабляющие упражнения
3. Развитие фонационного (речевого) дыхания. Дыхательно - голосовые упражнения. Развитие интонационных характеристик речи (высота, громкость и т. Д.).
4. Работа над плавностью речи:
а) в элементарных ее формах (упражнение на произнесение отдельных гласных звуков - 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти; фраз из одного слова; коротких предложений, длинных фраз с логической паузой);
б) в более сложных формах (чтение стихов и небольших прозаических текстов, пересказ, рассказ, диалог, монолог).
5. Развитие координации
слова и ритмизованного
6. Упражнения, направленные на развитие речи в целом: фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя, связной речи (включаются в занятие для детей, имеющих наряду с заиканием не резко выраженное общее недоразвитие речи).
7. Итог.
8. Домашнее задание.
IV. Ход занятия (описание инструкций логопеда, основных приемов, речевого материала).
V. Литература.
Приложение 3
Конспект логопедического занятия по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников (методика В.И.Селиверстова)
Цели:
1. Совершенствовать навык плавной, интонированной речи без заикания.
2. Учить детей вычленять морфему НИЦА из слов.
3. Учить детей осуществлять
синтез (склеивание) морфем (образовывать
имена существительные с
4. Закрепить данную модель словообразования.
5. Формировать навык
6. Развивать психологическую базу речи:
А) развитие тактильного восприятия,
Б) развитие линейной слуховой памяти (до 5-6 единиц),
В) развитие регулирующей функции речи:
- посредством постепенного усложнения инструкции (от 1-ой - к 2-м, 3-м ступенчатым);
- путем создания проблемной
ситуации (регуляция действий в
соответствии со смысловой
Лексический материал:
Хлеб - хлебница,
Сахар - сахарница,
Суп - супница,
Сухарь - сухарница,
Конфета - конфетница,
Селедка - селедочница.
Слова, сложные по семантике:
Объяснение семантики слов через создание проблемной ситуации.
Молочница,
Грибница,
Масленица,
Капустница,
Лимонница.
Слова, сложные по слоговой структуре:
Конфетница, селедочница.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Сегодня мы начнем наше занятие необычно, сегодня мы будем строиться в круг
Дети вместе с логопедом встают в круг.
2. Развитие диафрагмального дыхания и снятие мышечного напряжения.
2.1. Восстановление дыхания.
1) Логопед: «Дышим животами».
Методические рекомендации: вдох глубокий носом, выдох ртом (дыхание контролируется руками, расположенными на животе, спина прямая).
Логопед: «Пустой живот - полный живот»
2) Упражнение «Воздушный шар».
Методические рекомендации: а) глубокий вдох носом, руки через стороны поднимаются вверх; б) задержать дыхание; в) выдох ртом, звук Ф.
Логопед: «Вдох - надуваем воздушный шар, выдох - лопнул воздушный шар, воздух из него выходит - Ф - Ф - Ф».
2.2. Снятие мышечного напряжения:
Логопед:
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать!
Есть у нас игра такая - очень легкая, простая:
Замедляется движение, исчезает напряжение
И становится понятно: расслабление приятно!
Рекомендации детям: правая нога вперед, руки поднять вверх, пальцы растопырить в напряжении.
Логопед: «Представим себя оленями»
Действия сопровождаются стихотворением «Мы - олени»:
Рвется ветер нам навстречу,
Он сбивает нас с пути,
Не дает никак пройти.
Ветер стих, расправил плечи.
И становится понятно:
Расслабление приятно!
2.3. Формула правильной речи:
Логопед: «Наша речь плавная и слитная, мы говорим спокойно и неторопливо»
3. Сообщение темы занятия (введение в тему).
1. Развитие тактильного восприятия. Игра «Волшебный мешочек».
Логопед: «Нам по почте прислали посылку, а в ней волшебный мешочек. Давайте определим на ощупь, что лежит в мешочке. Но есть одно условие: не подглядывать!
Дети по очереди определяют, что лежит в мешочке, достают по одному предмету, выкладывая на поднос (хлеб, сухарь, сахар, конфета)
Логопед: Сергей, как ты догадался, что это сахар. Даша, как ты догадалась, что это хлеб и т.д.?
При затруднениях в определении продуктов, логопед предлагает ребенку определить, какой предмет на ощупь.
Мягкий, пористый - хлеб,
Жесткий, твердый, сухой - сухарь,
Шероховатый, твердый - сахар.
После того, как все продукты окажутся на столе, логопед спрашивает: «Что объединяет все эти предметы?»
Дети: «Это продукты питания»
4. Формирование операции вычленения суффикса НИЦА в словах.
Логопед: «Для каждого продукта есть своя посуда.
Где хранится хлеб? (в хлебнице)
Где хранится сахар? (в сахарнице)
Где хранятся конфеты? (в конфетнице)
Где хранятся сухари? (в сухарнице)
На столе появляются хлебница, сахарница, конфетница, сухарница.
Логопед: Положите каждый продукт в соответствующую посуду.
Дети раскладывают продукты.
Логопед: Куда ты положил хлеб? Как называется посуда для хлеба и т.п.
Какая посуда осталась пустой? (селедочница)
Логопед накрывает поднос с посудой тканью.
Логопед: Давайте вспомним и повторим названия посуды, стоящей на столе, слушайте внимательно (логопед подчеркивает голосом суффикс НИЦА) Маленькая частица НИЦА помогла нам назвать эту посуду. Я открою вам секрет. Часто в названии для посуды есть частица НИЦА. Эта частица помогает придумывать большие слова из маленьких.
Логопед показывает детям символ частицы НИЦА (треугольник)
5. Обучение синтезу морфем - образованию имен существительных с помощью частицы НИЦА.
Работа у доски. Дети за партами.
1. Логопед выставляет на доске в линейный ряд картинки:
Сухарь, салат, хлеб, сахар, суп.
Логопед: «Назовите слова-картинки».
Задание: «Закройте глаза, будем внимательно слушать. Расставьте картинки в следующем порядке:
1. Сахар, салат, хлеб, суп.
2. Суп, салат, сахар, хлеб, сухарь.
Дети выходят (по желанию), изменяют линейный ряд картинок в соответствии с инструкцией логопеда.
2.Логопед приглашает двух детей к доске (Олю и Антона)
Логопед: Поучимся придумывать слова из этих картинок и символа частицы НИЦА
Оле одевали на голову ободок с картинкой СУП, Антону - ободок с треугольником.
Логопед: «Будьте внимательны. Чтобы получилось новое слово, продукт и частица должны соединиться и слитно произноситься. Было слово СУП, добавим частицу НИЦА, получилось новое слово СУПНИЦА. Ира, что обозначает это слово? (посуда для супа)
Логопед жестом показывает детям, что две части слова должны соединиться и получится новое слово (дети должны встать вплотную дуг к другу)
Аналогичная работа проводится с другими картинками, в этой работе были задействованы все дети по очереди.
6. Динамическая пауза
1. Упражнения на снятие мышечного напряжения.
А) Бревнышки - веревочки
Логопед: Поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулаки, как «бревнышки». Уронить расслабленные руки. Обратить внимание, как они пассивно покачиваются сами по себе, словно «веревочки».
Б) Сосулька
Из положения сидя на корточках медленно подниматься вверх, представив, что «сосулька растет», поднять руки вверх и, привстав на носочках, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело («сосулька выросла»)
После команды логопеда: «солнышко пригрело, и сосулька начала таять», дети медленно опускают руки, расслабляя все тело, опускаются и ложатся, полностью расслабившись. «Сосулька растаяла и превратилась в лужу».
7. Закрепление модели словообразования существительных с частицей НИЦА.
1. Создание проблемной ситуации.
Логопед раскладывает на ковре картинки:
Лимон, хлеб, конфеты, гриб, сахар, сухарь, суп, селедка, салат, молоко, капуста.
Логопед: «Выбрать картинку с продуктом, если в названии посуды для него есть частица НИЦА»
Каждый ребенок объясняет, почему он выбрал именно эту картинку.
Объяснение значения слов, образованных по аналогии от названия продукта:
-лимонница;
- капустница;
- грибница;
- молочница.
Логопед: «Давайте подумаем, что обозначают эти слова»
2. Игра с мячом
Дети вместе с логопедом выходят на поляну (ковер) и встают в полукруг.