Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 07:23, контрольная работа
Работа включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, учебно-тематический план и собственно содержание программы (материал к занятиям), в заключении - список литературы
Пояснительная записка 2
Тематическое планирование -
Учебно-тематический план 3
Содержание программы -
Материал к занятиям по коррекционно-развивающей программе
направленной на преодоление агрессивности у подростков 7
Литература 22
Содержание
Пояснительная записка 2
Тематическое планирование -
Учебно-тематический план 3
Содержание программы -
Материал к занятиям по коррекционно-развивающей программе
направленной на преодоление агрессивности у подростков 7
Литература 22
Пояснительная записка
Тема агрессивности детей и подростков остается актуальной в современном мире. На тему агрессии написано множество научных трудов отечественных и зарубежных авторов, большинство исследователей считает, что причина подростковой агрессии - это недостатки воспитания, негативные примеры окружающих, безнаказанность, неправильные конфликтные взаимоотношения в коллективе, группе.
Агрессия у подростков в ранней юности проявляется в различных видах и формах, причины известны, но однозначного метода коррекции нет. У многих юношей и девушек агрессивное поведение является способом психологической защиты, компенсации отсутствия теплых близких отношений, поддержки и понимания со стороны значимых взрослых.
Необходимость коррекции обусловлена и тем, что из способа защиты или протеста агрессия со временем перерастает в черту личности и часто является причиной дезадаптации подростков.
Целью данной программы является – коррекция агрессивного поведения подростков в ранней юности.
Задачи:
Занятия по данной программе проводятся в форме бесед, дискуссий, мини-лекций, диагностических процедур, тренинговых упражнений. Используемые на занятиях диагностические процедуры служат элементом самопознания.
Коррекционно - развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, воспитателей, дефектологов), работающих с подростками. Занятия проводятся в группах до 12 человек, возраст участников 16-17 лет. Режим занятий – два занятия в неделю; продолжительность занятия – 45-60 минут. Реализация программы – 1 семестр I курса.
Предполагаемый результат
Тематический план
№ п/п |
Раздел, тема |
Количество часов | ||
Теория |
Практика |
Всего | ||
1 |
Введение |
0,5 |
0,5 |
1 |
2 |
Способы преодоления агрессивности |
3 |
8 |
11 |
3 |
Развитие качеств личности, необходимых для эффективного общения |
1,5 |
5,5 |
7 |
4 |
Анализ результатов |
1 |
1 |
2 |
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов | ||
Теория |
Практика |
Всего | ||
1 |
Введение 1.1. Знакомство. Правила работы в группе. |
0,5 |
0,5 |
1 |
2 |
Способы преодоления агрессивности 2.1. Агрессивное поведение и его последствия 2.2. Внутреннее равновесие 2.3. Язык тела 2.4. Эмоциональность и |
1,5 0,5 0,5 0,5 |
2,5 2,5 1,5 1,5 |
4 3 2 2 |
3 |
Развитие качеств личности, необходимых для эффективного общения 3.1. Эмпатия 3.2. Толерантность 3.3. Стратегия общения |
0,5 0,5 0,5 |
1,5 1,5 2,5 |
2 2 3 |
4 |
Анализ результатов 4.1. самоконтроль и самоанализ |
1 |
1 |
2 |
Итого |
6 |
15 |
21 |
Содержание программы:
I. Введение
1.1. Знакомство, правила работы в группе.
Организационный момент: Знакомство с группой. Вводное слово ведущего. Обсуждение актуальности темы.
Основная часть: Знакомство с целями курса занятий. Агрессия и ее проявления в современном обществе. Принятие и обсуждение правил групповой работы. Упражнения, настраивающие подростков на активную работу в группе и сотрудничество.
Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Выбор ритуала прощания. Договариваемся вести дневник настроения.
Практика: Упражнения: «Я лучше всех умею делать…», «Представление…», «Свободный микрофон…».
Форма проведения: Мини-лекция, тренинг.
Ключевые понятия: Агрессия, агрессия вербальная, профилактика, тренинг.
Литература:
II. Способы преодоления агрессивности.
2.1. Агрессивное поведение и его последствия.
Организационный момент: Приветствие. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.
Основная часть: Причины и последствия агрессивного поведения. Упражнения на формирование понятий уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Конструктивная роль агрессии. Установка на общепринятые нормы поведения. Обдуманный выбор достойного поведения в различных жизненных ситуациях.
Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Ритуал
прощания.
Практика: Упражнения: «Холодный суп…», «Стереотипы…», «Властелин своего гнева», притча о змее. Дискуссии на тему: «Нужна ли агрессия?», «Ответственность». Тест «Оценка уровня конфликтности».
Форма проведения: дискуссия, тренинг, тестирование.
Ключевые понятия: девиантное поведение, деликвентное поведение, терроризм, стереотип, манипуляция, наказание.
Литература:
2.2. Внутреннее равновесие.
Организационный момент: Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.
Основная часть: Упражнения, которые позволяют проработать тему страхов и опасений,
связанных с ближайшим будущим. Преодолеть запрет на обсуждение обид и страхов. Отличать понятия самообвинение и самокритика. Борьба со стрессом. Работа со страхом. Дискуссия.
Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Ритуал прощания.
Практика: Упражнения: «Я обижаюсь, когда…», «Мне страшно, когда…», «Откровенно говоря…», релаксация и аутотренинг. Дискуссия на тему: «применение таблеток, алкоголя и наркотиков в борьбе со стрессом». Тест «Уровень тревожности».
Форма проведения: дискуссия, тренинг, аутотренинг, тестирование.
Ключевые понятия: аутоагрессия, рефлексия, тревожность, инвалидизация, суицид, нервная система, наркомания.
Литература:
2.3. Язык тела.
Организационный момент: Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.
Основная часть: Язык поз и жестов. Уверенность и неуверенность. Способы снятия напряжения. Дыхание – как потребность организма. Условия для тренировки дыхания. Возможности для оздоровления души и тела. Дыхательные тренинги. Массаж и самомассаж биоактивных точек.
Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Ритуал прощания. Задание на дом.
Практика: Упражнения: «Выбираем позу», «Муха», «Воздушный шар», «Лимон», релаксация и аутотренинг. Дискуссия на тему: «Тело – храм души».
Форма проведения: дискуссия, тренинг, ролевые игры, мини-лекция.
Ключевые понятия: саморазвитие, поза, жесты, дыхание, телесная терапия.
Литература:
2.4. Эмоциональность и чувствительность.
Организационный момент: Приветствие. Повторение материала, изученного на прошлом занятии. Проверка домашнего задания. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.
Основная часть: Обсуждение роли эмоций в жизни человека. Эмоциональная устойчивость. Способы выражения эмоций и чувств. Борьба со стрессом. Развитие семантических движений. Методы релаксации. Техника интонирования. Упражнения помогающие вызывать положительные эмоции.
Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Ритуал прощания. Задание на дом.
Практика: Упражнения: «Угадай эмоцию», «Назови эмоцию», «Мимическая гимнастика», «Маятник», «Дыхание для настроения», релаксация. Дискуссии на тему: «Как улучшить настроение». Тест: «Угрожает ли вам нервный срыв?»
Форма проведения: дискуссия, тренинг, тестироание.
Ключевые понятия: эмоции, чувства, аффект, релаксация, пантомимика, интонация, стресс.
Литература:
III. Развитие качеств личности, необходимых для эффективного общения.
3.1. Эмпатия.
Организационный момент: Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.
Основная часть: Развитие умения слушать и сопереживать собеседнику. Формирование представления о человеке как об уникальной ценности. Диагностика способности к эмпатии. Развитие эмпатии, как средства контроля над агрессией. Развитие умения сообщать о недовольстве, не обижая партнера.
Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Ритуал прощания.
Практика: Упражнения: «Зубы и мясо», «Откровенно говоря, ты мне нравишься…». Дискуссия на тему: «Самое – самое ценное». «Молитва: Я – это я, а ты это ты».
Форма проведения: дискуссия, тренинг.
Ключевые понятия: эмпатия, самопознание, диагностика.
Литература:
Информация о работе Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессии юношей и девушек