Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 12:12, курсовая работа
Цель: психологическая коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Объект: агрессивное поведение детей дошкольного возраста.
Предмет: содержание работы психолога по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста происходит при комплексной работе психолога.
Введение………………………………………………………………….2
Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Анализ литературы по теме исследования……………………….5
1.2. Анализ агрессивного поведения дошкольников…………………18
1.3.Опыт психолого-педагогической работы по коррекции агрессивного поведения дошкольников………………………………………27
Выводы по главе………………………………………..…………….…32
Глава II. . Эксперементальное исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
2.1.Организация констатирующего эксперимента, описание испытуемых, описание методик исследования………………………………. 34
2.2. Анализ результатов исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….
Выводы по главе………………………………………………...………...39
Заключение…………………………………………………………...…..40
Список литературы…………………………...…………………………42
По мнению Ш.А.Амонашвили, был идентифицирован широкий круг средовых факторов риска, связанных с родительским воспитанием и семьей. Социоэкономическое неблагополучие и средовая депривация (недостаточное удовлетворение потребностей) — вот два самых известных примера подобных факторов риска. Однако почти невозможно установить, существуют ли вообще прямые связи между социоэкономическим неблагополучием и детскими поведенческими проблемами, и каковы они. Дело в том, что социоэкономическое неблагополучие тесно связано со многими другими факторами риска — неблагополучное окружение, не налаженный быт, малая доступность образования, меньшая образованность матерей, большее число неполных семей, финансовые трудности, проблемы у родителей — психологические и связанные со злоупотреблением психоактивными веществами, а также недоступность социальных услуг и услуг в сфере досуга.[28]
Болезни, влияющие на головной мозг ребенка (травмы, инфекции), усиливают дисбаланс торможения/возбуждения в сторону возбуждения. Эти дети легко «заводятся», взвинчиваются, склонны к импульсивности, несоразмерности агрессивного ответа. Строгое, жестокое, бездушное воспитание - один из весомых факторов риска появления садизма у подростков. Явления личностного кризиса, нестабильность собственного Я, «растворение» в агрессивной группе - еще один кластер повышенной готовности к немотивированной агрессии [15].
Непосредственное социальное окружение, в котором находятся индивиды, во многом приобретает роль и значение опосредствующего фактора, который, взаимодействуя с индивидами, побуждает их (или сдерживает) к враждебным действиям. Отсюда становится ясна та важная роль, которую призвано играть непосредственное окружение субъекта в процессе предотвращения актов насилия.
Таким образом, условия формирования агрессивного поведения детей могут быть очень разными. Иногда они вызваны особенностями темперамента и нервной системы, но очень часто это лишь следствие неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта ребенка, которого не научили адекватно реагировать на события, с которыми ему приходится иметь дело. Нередко такие дети чувствуют себя отверженными, считают, что родители их не любят, и пытаются найти способ привлечения внимания взрослых. Пытаются стать нужными и любимыми. К сожалению, эти поиски часто заканчиваются вовсе не так, как хотелось бы самому ребенку и окружающим его людям.
1.3. Опыт психолого-педагогической работы по коррекции агрессивного поведения дошкольников
В отечественной и зарубежной
психологии используются разнообразные
формы и методы, помогающие проводить
коррекцию агрессивного поведения.
Для коррекции агрессивного
поведения детей дошкольного возраста
применяют индивидуальную и групповую
форму.
Индивидуальная форма - ребенок
общается с педагогом один на один и выполняет
все задания индивидуально.
Групповая форма- предполагает
наличие в группе нескольких человек.
Профилактическая работа может
проводиться 1–2 раза в неделю с равномерным
чередованием интеллектуальных и двигательных
мероприятий.
Основываясь на теоретических
и практических разработках в области
эмоционального развития детей (И. В. Дубровиной,
А. Д. Кошелевой, Н. Л. Кряжевой и др.), можно
выделить следующие методы в коррекции
агрессивного поведения детей дошкольного
возраста.
В первую очередь это игровая
терапия- метод воздействия на детей с
использованием игры. Данное понятие включает
в себя множество методик, но все они основываются
на том, что в игре заложен большой потенциал
влияния на личность ребенка. Формирование
в игре новых эмоций связано с тем, что
она, по Л. С. Выготскому, «дает ребенку
новую форму желания к фиктивному „Я",
т. е. к роли в игре и ее правилам». Можно
предположить, что игровая деятельность
предоставляет особые возможности для
изучения и перестройки эмоциональной
сферы детей с агрессивным поведением.
Прежде всего, игра является деятельностью
привлекательной и близкой дошкольникам,
поскольку исходит из непосредственных
интересов и потребностей, рождающихся
из их контакта с окружающим миром, в который
дети включены с самого начала. Как ведущая
деятельность, определяющая психическое
развитие дошкольника, игра является и
адекватным средством для перестройки
различных отклонений в эмоциональном
развитии. О. С. Карабанова выделяет психологические
механизмы коррекционного воздействия
игры:
В работе с детьми можно использовать
произведения детских писателей и поэтов, фольклор
-они являются особой формой осмысления
действительности, формирования эмоционального
отношения к миру. Сказки, потешки и другие
произведения обогащают словарь эмоциональной
лексики, развивают образное мировидение,
отзывчивость. В некоторых случаях целям
профилактики более соответствуют игры-драматизации
на темы художественных произведений,
сказок. А. Д. Арановская и А. В. Запорожец
сформулировали положение о том, что восприятие
художественных произведений является
особой внутренней творческой деятельностью,
в результате нее происходит сопереживание
и сочувствие персонажам, у ребенка появляется
новое отношение к окружающему.
В работе по профилактике используется
психогимнастика -курс специальных занятий
(этюдов, упражнений и игр), направленных
на развитие и профилактику различных
сторон психики ребенка (как познавательной,
так и эмоционально-личностной). Часто
вербальные помехи препятствуют истинному
пониманию другого человека. невербальные
же сигналы позволяют получать гораздо
более достоверную и полную информацию.
Г. Юновой были предложены психотерапевтические
методики, известные как «Психодрама»
Д. Морено . В методике Юновой каждое занятие
включает ритмику, пантомимику и игровые
упражнения. Психогимнастика примыкает
к тем методикам, общей задачей которых
являются снятие эмоционального напряжения,
мышечных зажимов, коррекция настроения
и предупреждение эмоциональных расстройств
у детей, в том числе и агрессивного поведения.
Отдельным методом можно выделить
релаксацию - физиологическое состояние
покоя, полное или частичное раслабление,
наступающих в результате произвольных
усилий типа аутогенной тренировки и других
психологических приемов. В дошкольном
возрасте способность подчинять свою
психическую жизнь ярким, живым образам
фантазии совершенно естественна, так
как слово у ребенка очень близко к конкретному
образу. Для того чтобы управлять работой
своих эмоций, нужно научиться направлять
свое внимание на внутренние ощущения,
научиться осознавать, различать их, сравнивать,
а уже потом произвольно менять их характер.
Произвольной регуляцией и тренировкой
эмоций у детей занимались И. Г. Антипова,
Л. А. Булдакова, А. В. Ковалик и др, ими практически доказана эффективность
данной методики в работе над эмоциональной
сферой детей.
Следующий метод — проективное
рисование. Отмечается, что проективное
рисование как профилактический метод
особенно эффективен в работе с детьми
дошкольного возраста. Рисунок рассматривается
прежде всего как проекция личностных
особенностей ребенка, его символического
отношения к миру. Так как у агрессивных
детей нарушены формы общения, лучше начать
профилактику поведения опосредованно,
через рисунок. Изобразительная деятельность
предоставляет ребенку возможность осваивать
новые формы опыта, переживать ведущие
внутрипсихические конфликты и постепенно
их разрешать. Э. Крамер подчеркивает,
что продукт изобразительного творчества
сублимирует разрушительные агрессивные
тенденции автора и предупреждает тем
самым их развитие и непосредственное
проявление в поступках. С помощью форм,
цвета ребенок выплескивает на бумаге
все то, что он не может донести до окружающих
словами, суть своих проблем, которые следует
проанализировать. Выражая накопившиеся
эмоции, ребенок учится находить оптимальные
выходы продуктивными, а не агрессивными
действиями. Кроме того, рисуя с детьми
красками, мы используем в качестве инструмента
руки и пальцы, что помогает снять напряжение
и активизировать рецепторы. То есть с
помощью рисования ребенок не только выражает
свое «Я», но и приобретает возможность
найти выход собственным эмоциям (в том
числе и отрицательным) новыми формами,
не прибегая к агрессивному воздействию.
Интересным методическим приемом
актуализации чувств ребенка является
куклотерапия, разработанная И. Медведевой
и Т. Шишовой. Ребенок в этой игре выступает
в двух ролях — своей собственной и куклы.
Кукла может «рассказать», что она думает
о своем «хозяине». Методика основана
на постановке пьес, позволяющих деликатно
корректировать детские проблемы. Исполняя
различные роли, придуманные арттерапевтами,
дети приобретают позитивный опыт поведения
и общения со сверстниками, с другими людьми.
Музыкотерапия. Это особая форма
работы с детьми с использованием музыки
в любом виде. Исследования воздействия
музыки выявили, что классическая, джазовая,
народная музыка повышает жизненный тонус
человека, активизирует его творческие
способности и в целом оказывает благоприятное
действия на психику. Все виды роковой
музыки действуют угнетающе. Резко уменьшают
объём памяти, внимания. В мозгу образуются
вспышки, аналогичные приступам эпилепсии.
Низкие звуки – стабилизируют психику.
Высокие звуки – дестабилизируют психику.
Сейчас активно начинают применять колоколотерапию.
Сегодня разработаны целые пакеты программ,
в которых подобраны определённые музыкальные
произведения для лечения болезней.
Возможности музыкотерапии:
а) Активизировать ребёнка, поднять
настроение.
б) Улучшения эмоционального
настроения.
в) Мышечная релаксация.
г) Успокоение.
д) Обогащение эмоционального
мира.
Формы использования музыкотерапии:
а) На занятии в качестве фона.
б) При засыпании.
в) Для выплеска энергии.
Самостоятельные упражнения
с музыкальными инструментами – выразить
свои чувства, музыку радости, музыка страха.
Танцевальная терапия. Средство
самовыражения. В основе танцевальной
терапии лежит убеждение в том, что наша
манера двигаться отражает наши личностные
особенности, т.е. существует прямая связь
между состоянием нашей души, разумом
и движениями. Основной акцент делается
на спонтанность, техника танцевальных
движений не учитывается и не важна, главное
здесь самовыражение. Приводит к свободе
выразительности движений. Так же укрепляет
силы как на психическом, так и на физическом
уровне. Даёт заряд бодрости и энергии.
Формы, виды упражнений.
1 Сочинить свой танец.
2 Танец на тему: «Течение воды»,
«Полёт бабочки» и т.д.
3 Свободный танец с закрытыми
глазами и др.
Таким образом в работе по коррекции агрессивного поведения у дошкольников необходимо использовать комплексный подход включающий в себя:
- занятия психигимнастикой;
- этюды и игры на развитие навыков регуляции поведения в коллективе;
- этюды и игры релаксационной направленности;
- игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера;
- игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения.[33]
Выводы по I главе.
9. Условия формирования агрессивного поведения детей могут быть очень разными. Иногда они вызваны особенностями темперамента и нервной системы, но очень часто это лишь следствие неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта ребенка, которого не научили адекватно реагировать на события, с которыми ему приходится иметь дело. Нередко такие дети чувствуют себя отверженными, считают, что родители их не любят, и пытаются найти способ привлечения внимания взрослых. Пытаются стать нужными и любимыми. К сожалению, эти поиски часто заканчиваются вовсе не так, как хотелось бы самому ребенку и окружающим его людям.
Глава II. Эксперементальное исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Организация констатирующего эксперемента, описание испытуемых, описание методик исследования
Исследование проводилось на базе Муниципального образовательного учреждения «МДОУ» центр развития ребенка №40. Количество испытуемых составило 23 человека, из них 9-девочек и 14- мальчиков, возраст испытуемых 6-7 лет. Исследование по выявлению агрессивного поведения у детей проводилось в несколько этапов.
Этапы исследования.
1 этап - подготовительный.
На этом этапе был сформирован пакет психодиагностических методик.
2 этап - диагностический.
На этом этапе был установлен контакт с каждым испытуемым. Проводилось изучение проявлений агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
3 этап - анализ и интерпретация полученных данных.
Проведение количественного и качественного анализа результатов, полученных в ходе 2 этапа.
В выборе диагностических методик предпочтительными оказались проективные методики, что обусловлено возрастными особенностями исследуемых детей.
Для выявления детей с выраженным агрессивным поведением использовалась методика «Кактус» М.А.Панфиловой.
Описание:
Тест «Кактус» относится к проективным методикам, он может предлагаться детям старше 3лет.
Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков помогает лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира.
Процедура проведении: испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш.
Инструкция: «Нарисуй кактус таким, каким ты его себе представляешь». Дополнительные объяснения не допускаются. После завершения рисунка испытуемому в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?
О наличии агрессивных тенденций в поведении можно судить по следующим деталям в рисунке:
Наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Для уточнения и расширения представлений об особенностях личностных качеств, сопутствующих агрессивному поведению детей, использовалась следующая психодиагностическая методика.
«Тест фрустрационных реакций» детский вариант, автор С. Розенцвейг. Полупроективная методика, состоящей из 24 картинок (в стиле комиксов), на которых изображены 2 человека в типичных жизненных ситуациях, характеризующихся умеренным уровнем фрустрации. Черты лица и другие признаки выражения эмоций намеренно опущены на этих рисунках. Персонаж, находящийся слева, всегда говорит определенные слова, которые помогают описать фрустрацию другого персонажа. Над изображенным справа персонажем имеется пустой квадрат, в который испытуемого просят назвать первый, пришедший на ум ответ.
Процедура проведения:
Всего методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Эти рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта. Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении, мы данный тест использовали в индивидуальном обследовании.
Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа. Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен быть получен новый ответ. Первоначальный ответ нужно зачеркнуть, но не стирать резинкой. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.
Инструкция: «Я буду показывать тебе рисунки, на которых изображены люди в определенной ситуации. Человек слева что-то говорит и его слова написаны сверху в квадрате. Представь себе, что может ответить ему другой человек. Будь серьезен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай ситуацию и отвечай побыстрее».
Интерпретация результатов:
Информация о работе Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста