Коррекция страхов у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:26, реферат

Краткое описание

Рассматривая актуальность проблемы тревожности и е коррекции, теоретические основы этой темы, в данной работе выдвинутая гипотеза подтвердилась на 89% ( в 5 случаях из 6). При рассмотрении динамики изменения тревожности было выявлено, что показатели тревожности по всем параметрам: личностной, школьной, межличностной, свои значения изменили в сторону их уменьшения. Частичное подтверждение гипотезы указывает на правильность выбранного направления в работе, но в то же время требует дальнейшей усиленной теоретической и практической разработки в области характеристики тревожности и ее коррекции.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат психология.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Тревожность  как психологическая характеристика детей дошкольного возраста

 

    1.  Психологическая характеристика детей 6 – 7 лет 

 

У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

У ребенка развито  устойчивое положи тельное отношение  к себе, уверенность в своих  силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнять какое – либо задание, сравнивать с образцом и переделать, если что – то не получилось.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.

Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистской направленностью личности в пользу децентрации. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

Самооценка ребенка  старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более  объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

В 6 – 7 лет развивается  наглядно – образное мышление с  элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения  в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, выделении  наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

У старшего дошкольника  воображение нуждается в опоре  на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи ), в создании рисунков, лепке и т.д.

Происходит постепенный  переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Таким образом, старший  дошкольный возраст - период больших  изменений и переживаний в жизни ребенка, который требует тщательного изучения и рассмотрения каждого отдельного события.

 

 

1.2. Сущность  тревожности детей предшкольного возраста

 

В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека.

Понятие «тревожность»  многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого  термина. Большинство исследований сходятся во мнении о том, что рассматривать это понятие надо дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику.

В психологическом словаре  « тревожность» рассматривается  как склонность индивида к переживаниям тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий, стимулы приобретают эмоциональную окраску.

По мнению Р.С.Немова, тревожность определяется, как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую  в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных  жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.

Из определения понятий  следует, что тревожность можно  рассматривать как:

- психологическое явление;

- индивидуальную психологическую  особенность личности;

- склонность человека  к переживанию тревоги;

- состояние повышенного  беспокойства;

На психологическом  уровне тревожность ощущается как  напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в  виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение и другое.

На физиологическом  уровне реакции тревожности проявляются  в усилении сердцебиения, учащения дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастания общей возбудимости, снижение порогов чувствительности, когда ранее нейтральные.

В понятие тревожности  входят понятия: « тревога», «страх», «беспокойство». Рассмотрим сущность каждого.

Страх - аффективное ( эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.

Тревога – эмоционально заостренное ощущение предстоящей  угрозы.

Тревога в отличии  от страха - не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.

Объединяющим началом  для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется  в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит  дрожащим голосом, либо совсем замолкает.

 Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности.

 Ч.Спилбергер выделяет  два вида тревожности: личностная  и ситуативная ( реактивная).

Личностная тревожность  предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую их них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со спецефическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

 Ситуативная тревожность  обычно возникает как кратковременная  реакция на какую – нибудь  конкретную ситуацию, объективно  угрожающую человеку. Это состояние  характеризуется субъективно переживаемыми  эмоциями: напряжением, беспокойством,  озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, вкоторых может находиться ребенок:

 - школьная тревожность - подразумевает навязчиво преследующих некоторых детей « страх перед поступлением в школу», «страх опросов» ( в основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость, сконфузиться, быть осмеянным); - самооценочная тревожность - формируется в результате сопоставления образа реального «Я» (каким человек является на самом деле) с образом идеального «Я» ( каким человек желает себя видеть). Низкая степень совпадения между этими образованиями формирует данный вид тревожности; - межличностная тревожность - обусловлена сферой межличностных отношений, поскольку она непосредственно связана с тем, как человека оценивают другие. Расхождения в оценках, данных человеком самому себе и полученных им от других, являются важным источником тревожности. Данный вид тревожности будет высоким в той мере, в какой значимые другие склонны, по мнению индивида, судить о нем отрицательно, относиться к нему критически и с неодобрением.

 Помимо разновидностей  тревожности, рассматривается и  ее уровневое строение. И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме. Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный.  Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные формы. По мнению А.М. Прихожан, под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности.

 Открытые формы:  острая, нерегулируемая тревожность;  регулируемая и компенсирующая  тревожность; культивируемая тревожность. Закрытые - ( замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В качестве таких масок выступает, например, агрессивность.  Влияние тревожности на личностное развитие, хотя впервые его отметил еще С. Къеркегор, считавший тревожность основным фактором, определяющим историю человеческой жизни.

 Тревожность имеет  ярко выраженную возрастную спецефику,  обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации  и защиты. Для каждого возрастного  периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей, вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Таким образом, состояние тревоги имеет свою особую динамику в связи с особенностями возрастного развития детей. А это и есть основная идея для исследования этой проблемы в дальнейшем.

При описании психологических  особенностей детей 6 – 7 летнего возраста большое значение уделяется перестройке  эмоциональной сферы ребенка. Происходят глубокие изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. Цепь неудач или успехов ( в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная характеристика активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности - это полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

 По мнению Ильина И.П., личности, относящиеся к категории высокотревожных, склонны видеть в широком диапазоне ситуаций угрозу для их самооценки и жизнедеятельности. Тревожность оказывает негативное воздействие на личностное развитие; наличие тревожности указывает на его неблагополучие.

 Устойчивая личностная  тревожность возникает у детей  с такими чертами как ранимость,  повышенная впечатлительность, мнительность. Этот вид тревожности выступает  как реакция на угрозу чего  – то несуществующего, не имеющего  четкого образа, но грозящего человеку потерей себя, утратой своего Я. Такая тревога у дошкольника обусловлена внутренним конфликтом между двумя противоречащими друг другу стремлениями, когда что- то важное для него одновременно притягивает и отталкивает. Тревожный ребенок становится социально дезадаптированным и поэтому он уходит в свой внутренний мир. Он может стать и агрессивным, потому что агрессивность снимает тревожность. Тревожные дети – не вполне благополучный контингент: их успеваемость может быть крайне низкой. Чрезмерно высокий уровень, как и чрезмерно низкий, дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности и требующая различных способов коррекции. Следует также обратить внимание на детей, характеризующихся « «чрезмерным спокойствием». Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный характер и препятствует полноценному формированию личности. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется вследствие неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь на продуктивности деятельности. При описании шести – семи летнего возраста следует обратить внимание на такую характеристику как школьная тревожность.

Вступая на порог новой, школьной жизни ребенок сталкивается с появлением нового страха. Существует даже термин « школьная фобия», что подразумевает навязчиво преследующих некоторых детей страх перед посещением школы. Но нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки. Иногда родители сами боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняют вместо детей задания, а также излишне контролируют их.

 Как правило, не  испытывают страха перед посещением  школы веренные в себе, любимые,  активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справиться  с проблемами обучения и наладить  отношения со сверстниками. Другое  дело, если речь идет о гипертрофированном уровне притязаний, о детях, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, чрезмерно привязаны к матери и недостаточно уверены в себе.

Информация о работе Коррекция страхов у детей