Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством изотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 08:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить виды детских страхов и определить способы их коррекции в дошкольном возрасте.
Задачи:
1.Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме страхов.
Изучить психологические причины формирования детских страхов.
Выявить характер детских страхов и способы их коррекции в дошкольном возрасте.

Содержание

Введение
Глава1.Теоретический анализ проблемы.
1.1Понятие страх в психолого-педагогической литературе.
1.2.Причины детских страхов.
Глава 2.Методы коррекции страхов в дошкольном возрасте.
2.1. Направление работы по коррекции страхов у детей.
2.2.Изотерапия как метод коррекции страхов.
Глава 3.опытно-экспериментальная.
3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2.Формирующий эксперимент.
Заключение
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 164.41 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический

университет имени И.Я.Яковлева»

 

Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии

Кафедра возрастной психологии

 

 

 

 

 

 

 

«Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством изотерапии»

 

 

 

 

Курсовая  работа по дисциплине «Теория и методика художественно-эстетического развития дошкольников»

Студентки  заочного отделения II курса профиля «Психология и педагогика дошкольного образования»

Яруковой  Марины Петровны

 

Проверил: Гущина О.А.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары 2013

Оглавление

Введение

Глава1.Теоретический анализ проблемы.

1.1Понятие страх в психолого-педагогической  литературе.

1.2.Причины детских страхов.

Глава 2.Методы коррекции страхов в дошкольном возрасте.

2.1. Направление работы по коррекции  страхов у детей.

2.2.Изотерапия как метод коррекции  страхов.

Глава 3.опытно-экспериментальная.

3.1. Констатирующий эксперимент.

3.2.Формирующий эксперимент.

Заключение

Список литературы.

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью. Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.В.Юрчук мы находим, что «страх – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [30, с.342].

 Артур Ребер в большом  толковом психологическом словаре  трактует страх как «эмоциональное  состояние, возникающее в присутствии  или предвосхищении опасного  или вредного стимула. Страх обычно  характеризуется внутренним, субъективным  переживанием очень сильного  возбуждения, желания бежать или  нападать и рядом симпатических  реакций» [1, с.71].

 Согласно З.Фрейду «страх  – это состояние аффекта –  объединение определённых ощущений  ряда удовольствие – неудовольствие  с соответствующими иннервациями  разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и отражение  определённого значимого события» [13, с.218].

 Р.Ф.Овчарова рассматривает  страх, как эффективное (эмоционально  заострённое), отражение в сознании  человека конкретной угрозы для  его жизни и благополучия [18, c .165].

 Известный физиолог И.П.Павлов  трактует страх как «проявление  естественного рефлекса, пассивно-оборонительной  реакции с лёгким торможением  коры больших полушарий. Страх  основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается  определёнными физиологическими  изменениями высшей нервной деятельности» [17, c .570].

 Ю.А.Неймер, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский  рассматривают страх как «эмоциональное  состояние, возникающее в ситуациях  угрозы биологическому или социальному  существованию индивида и направленное  на источник действительной и  воображаемой опасности» [15, c .102].

Таким образом, проанализировав разные трактовки понятия страха, мы остановили свой выбор на определении данном В.В.Юрчук, так как оно отличается полнотой, точностью и современностью. Поэтому в своей работе мы будем опираться на это определение.

 Страх – это эмоция, о которой  многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха  сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно  редко. И всё же страх – реальная  часть нашей жизни. Человек может  переживать страх в разных  ситуациях, но все эти ситуации  имеют одну общую черту. Они  ощущаются, воспринимаются человеком  как ситуации, в которых под  угрозу поставлено его спокойствие  и безопасность. Интенсивное переживание  страха запоминается надолго. Страх  складывается из определённых  и вполне специфичных физиологических  изменений, экспрессивного поведения  и специфического переживания, проистекающего  из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, так же как  и у животных, ощущение угрозы  или опасности сопряжено с  физическим дискомфортом, с неблагополучием  физического «Я». Страх, которым  они реагируют на угрозу, это  боязнь физического повреждения. Субъективное переживание страха  ужасно, и что странно – оно  может заставить человека оцепенеть  на месте, тем самым, приводя его  в абсолютно беспомощное состояние, или, наоборот, может заставить его  бросится наутёк, прочь от опасности [21, c . 245].

 Известный физиолог И.П.Павлов  считает страх проявлением естественного  рефлекса, пассивно-оборонительной  реакцией с лёгким торможением  коры больших полушарий. Страх  основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается  определёнными физиологическими  изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса  и дыхания, показателях артериального  давления, выделением желудочного  сока [16, c . 564].

 Страх возникает в ответ  на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие  универсальный и одновременно  фатальный в своём исходе характер. Это смерть и крах жизненных  ценностей, противостоящих таким  понятиям как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений  страха всегда подразумевает  переживание какой-либо реальной  или воображаемой опасности [3, c . 139].

 Понимание опасности, её осознание  формируется в процессе жизненного  опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные  для ребёнка раздражители постепенно  приобретают характер угрожающих  воздействий. Обычно в этих случаях  говорят о появлении травмирующего  опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты  и т.д.). Гораздо более распространены  так называемые внушённые детские  страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчёркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребёнок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи – упадёшь», «Не гладь – укусит» и др. Маленькому ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Взрослый добился своего – ребёнок послушался. Но страх закрепился и распространился на исходные ситуации [ 11, c. 62 ].

 Всё это даёт основание  говорить об условно-рефлекторном характере страха, даже если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь не произвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием [там же].

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики невротических страхов.

В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства. В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Изотерапия  предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Изотерапевтические методики позволяют погружаться в проблему на столько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит. Теоретические основы терапии с помощью изобразительного искусства исходят из психоаналитического воззрения Фрейда, аналитической психологии Юнга, который использовал собственное рисование для подтверждения идеи о первоначальных и универсальных символах, из динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением Наумбургх.

Влияние изобразительной деятельности на эмоциональное состояние личности изучается специалистами разных профилей: педагогами, психологами, философами, художниками, психотерапевтами.

Положительное влияние изобразительного творчества на человека анализировали отечественные и зарубежные учёные (А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт и др.)

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития положительных эмоций. Она позволяет почувствовать себя художником, осознать свой потенциал, изменить самооценку и взаимоотношения с миром, с окружающими.

Благотворительное влияние искусства на жизнь и здоровье людей известно давно, поэтому к нему стали настойчиво обращаться. Искусство помогало людям приобрести психическую устойчивость и активность. Психотерапевтические и развивающие функции искусства заключаются в самой его природе. Искусство не только приносит эстетическое удовлетворение, но и помогает ребёнку уберечься и защититься от того, что ему мешает нормально развиваться.

Катарсистическое (очищающее) воздействие искусства известно со времён Древней Греции. Под понятием “ катарсис” древнегреческие философы подразумевали психологическое очищение, которое обычно испытывает человек после общения с искусством. Функция катарсиса состоит в разрядке чувств.

Изотерапия используется как средство общения педагога с воспитанниками на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения – все те явления, которые анализируются психотерапевтами фрейдистской ориентации. Хотя сам Фрейд в своей работе с пациентами не пользовался изотерапией, он был близок к тому, чтобы именно ей отдать предпочтение: мы переживаем сновидения по большей части как зрительные образы. В сновидениях могут присутствовать чувства или ощущения, в них могут вплетаться мысли, но тем не менее сновидения – это в первую очередь зрительные образы. И от части затруднения при описании сновидений возникают именно в связи с тем, что для этого приходится пользоваться словами.

Психоаналитические теории оказали большое влияние на представление арттерапевтов М.Намбург, Э.Крамер, И. Чампертон и послужили теоретическому обоснованию положительного воздействия художественного творчества на эмоциональную сферу.

Согласно М.Намбург, в результате художественных занятий постепенно преодолеваются сомнения в своей способности свободно выражать страхи, потребности, фантазии в рисунках. Э.Крамер акцентирует другие факторы воздействия изотерапии. Основным в достижении положительных эффектов изотерапии она считает неограниченные возможности самого процесса художественного творчества, дающего возможность выражать и повторно переживать внутренние конфликты: “ В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь, осознаются и, в конечном счёте, разрешаются”.

Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту,  принять меры по преодолению фобий у ребёнка. B связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.

Информация о работе Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством изотерапии