Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством изотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 08:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить виды детских страхов и определить способы их коррекции в дошкольном возрасте.
Задачи:
1.Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме страхов.
Изучить психологические причины формирования детских страхов.
Выявить характер детских страхов и способы их коррекции в дошкольном возрасте.

Содержание

Введение
Глава1.Теоретический анализ проблемы.
1.1Понятие страх в психолого-педагогической литературе.
1.2.Причины детских страхов.
Глава 2.Методы коррекции страхов в дошкольном возрасте.
2.1. Направление работы по коррекции страхов у детей.
2.2.Изотерапия как метод коррекции страхов.
Глава 3.опытно-экспериментальная.
3.1. Констатирующий эксперимент.
3.2.Формирующий эксперимент.
Заключение
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 164.41 Кб (Скачать файл)

6 этап. Возвращение  или избавление. На этом этапе  наступала завершающая стадия, это  было осуществлено следующим  образом: дети подводились к тазику  с волшебной водой, им предлагалось  опустить в него руки, совершить  какие-либо плавные действия, а  затем умыться этой водой и  опять насухо вытереться полотенцем. Детей просили сказать несколько  слов о том, как они себя  сейчас чувствуют, как изменились  их внутренние ощущения, какое  у них настроение. Затем выключалась  лампа, открывалась дверь комнаты. Детям озвучивались слова: «Сегодня  мы с вами совершили волшебное  путешествие, где мы встретились  со своим страхом, и победил  его. Страх уничтожен. Его больше  нет. Теперь мы сильные, уверенные  и бесстрашные. Вы молодцы. Спасибо  вам».

Занятие №4. Драматизация с масками.

Цель: Дать возможность детям осознать и вербализовать свои чувства и ощущения, свое настроение.

Задачи:

1. Создать доверительную  обстановку.

2. Материализовать  страх, создать маску.

3. Помочь детям  в процессе театрализации освободиться  от негативной энергии.

Оборудование: птичье перышко, белый лист бумаги A3, краски «гуашь», кисти, баночка для воды, клей ПВА, альбомный лист бумаги, шило, тесьма.

1 этап. Настройка, создание доверительной обстановки. «Сегодня мы с вами отправимся  в сказочное путешествие с  необыкновенными превращениями. Поведет  нас в путь вот это волшебное  перышко. Потрогайте его. Погладьте  перышком свою ладошку, пальчики, сначала одну, а затем вторую  руку. Что вы сейчас чувствуете? Погладьте личико: лоб, щеки, нос, подбородок. Что вы ощущаешь? Теперь подуйте  на перышко так, чтобы оно подлетело, а мы пойдем за ним. Помогло  ли вам волшебное перышко расслабиться  и настроиться на работу? Хорошо. Перышко еще не раз сегодня  нам поможет в пути».

2 этап. Материализация  страха. Создание маски. «Усаживайтесь  удобно за столом. Сейчас мы  отправимся в путь. Я легонько  коснусь волшебным перышком ваших  лиц, а вы закрывайте глазки. Сначала  перед глазами возникнет темнота, а потом начнут появляться  те герои, которых мы будем  представлять. Всем людям: и папе, и маме и тебе — знакомо  чувство страха. Вспомните ситуацию, когда вам было страшно. Какие  ощущения внутри тела у вас  возникли? Прислушайтесь к ним. А  теперь откройте глаза, и каждый  из вас расскажет о своем  страхе».

Каждого ребенка внимательно выслушивали, не перебивая. При необходимости задавались уточняющие вопросы. Далее давалось задание: «А теперь нарисуйте на бумаге свой страх в виде маски. Для этого сначала поднесем лист бумаги к лицу, через бумагу прикоснитесь к своим глазам. Отметьте эти места точками. Здесь будут глаза. Форму и размер глаз вы нарисуете как захотите. Берите именно те краски, которые соответствуют вашим внутренним ощущениям. Теперь мы вырежем глаза».

Последний этап — приклеивание тесьмы для закрепления на голове.

3 этап. Драматизация  или спонтанный театр. «А теперь  нам предстоит надеть на себя  маску или взять ее в руки. Мы должны оживить свою маску. Придумайте, какие движения она  совершает, каким голосом говорит. Если ваша маска захочет прыгать, кричать, пугать, визжать и топать  ногами, вы можете это делать. Дайте возможность своей маске  быть тем, кем ей хочется. Представьте, что вы - маска страха. Напугай  меня страшными движениями и  страшным, мерзким голосом».

4 этап. Заключительный  этап. Рефлексия. «Теперь вы можете  снять маски. Если вы захотите, можно сделать с маской что  угодно. Скажите, пожалуйста, изменились  ли ваши внутренние ощущения? Какого цвета были ваши чувства, когда вы рассказывали и рисовали свой страх? Какого цвета стали чувства сейчас? Удалось ли вам избавиться от страха? Теперь вы знаете, как помочь себе, когда станет страшно.

Спасибо вам. Я горжусь вами. Вы смогли избавиться от страха. Перышко тоже хочет поблагодарить вас за смелость, решительность, находчивость и творчество. Погладьте перышком по лицу, рукам, ногам и телу. Путешествие закончено».

Занятие №5. Отработка эмоций страха в рисунке.

Цель: Отработать эмоцию страха и тревоги в рисунке.

Задачи:

1. Нарисовать  образ страха.

2. Озвучить персонаж.

3. Преобразовать  образ страха в безопасный.

Для работы нам потребовался белый лист бумаги A3, краски «гуашь», кисти, баночка для воды.

1этап. Подготовка. Детям предлагалась отправиться  в гости в сказку. «В сказке  нам повстречаются разные герои: добрые и злые, страшные и смешные. Главным героем нашего приключения  будете вы. В большинстве сказок  главные герои имеют какой-то  волшебный предмет, чтобы в случае  опасности воспользоваться им  и защититься. Давайте и мы  с вами смастерим волшебную  палочку». Заранее были приготовлены  палочки 35-40 см. Предлагалось детям разукрасить свои палочки перламутровой краской. Затем волшебные палочки украшали фольгой или завязывался на ней бант из тесьмы.

2 этап. Рисование  образа страха. «Теперь, когда у  каждого из вас есть волшебная  палочка, нам можно отправиться  в путь-дорогу. Закройте глаза  и вспомните то, чего вы боитесь. Представьте, как выглядит ваш  страх. А сейчас нарисуйте свой  страх цветными мелками. Вы можете  рисовать и говорить, что делаете. Если вы хотите, то нарисуйте  и себя самого тоже».

3 этап. Озвучивание  персонажа. «А сейчас давайте  попробуем представить: что хочет  сказать страх, кого и зачем  он хочет напугать? Постарайтесь  говорить голосом своего страха. Если он будет спрашивать что-то  у тебя, отвечайте ему. Будьте  смелыми в этом разговоре, ведь  у нас есть волшебные палочки, и мы ими можем совершать  чудеса».

4 этап. Преобразование  образа страха. Принцип противостояния. «Если вас пугает этот страх, то будьте смелыми и мужественными. Я сейчас коснусь вас волшебной  палочкой. Мы скажем волшебное  заклинание, и вы сразу станете  бесстрашными и смелыми. Ну, как, появилась у вас сила? Покажите  свою силу!» Успешное противостояние  ведет к устранению тревоги.

Принцип трансформации. «Теперь, когда вы сильные и смелые, хочется превратить ваш страх в какой-нибудь безопасный образ. Давайте опять воспользуемся волшебной палочкой и нашим заклинанием».

5 этап. Подведение  итогов. Рефлексия. «А теперь скажите, пожалуйста, что же произошло  с образом пугающего страха? Кто  вам помогал справиться со  страхом? Какие сейчас вы испытываете  чувства? Какое у вас настроение? Вы теперь знаете, что можно  сделать, если у вас появится  страх. Вы можете рассказать об  этом своим друзьям, у которых  бывают страхи. Спасибо вам за  мужество, смелость и творчество».

Занятие №6. Лабиринт страхов.

Цель:Разрушить восприятие агрессивных персонажей сказок и мультфильмов.

Задачи:

1. Помочь детям  представить свои страхи в  образе нелепых и смешных персонажей.

2 «Оживить» персонажи.

3. Добиться проявления  детьми сильных положительных  эмоций.

1 этап. Подготовительный  «Мы с вами уже побывали  в сказочных путешествиях. На  нашем пути встречались страшные  существа. Мы их победили с  помощью волшебных талисманов. А  сегодня я хочу предложить  вам устроить веселый и шумный  лабиринт, где живут разные страхи, но они будут смешные и совсем  не страшные. В роли кукол будут  страхи. Сейчас я каждому раздам  рисунок с изображением пустого  лабиринта».

2 этап Рисование  страхов в лабиринте. «Давайте  каждый «заселит» лабиринт своими  страхами, но пускай они будут  нелепыми и смешными». После выполнения  задания дети показывали свои  работы группе.

3 этап. Театрализация. «А теперь давайте зажжем нашу  волшебную лампу, представление  начинается!» Дети говорили от  лица своего страха. Было предложено  им изменить свои голоса, попытаться  сделать их грубыми, громкими, страшными. Они управляли своим страхом, видя и чувствуя, что они уже  совсем не страшны. «Страха больше  нет, мы победили его и перестали  бояться. Страхи стали смешными, нелепыми, даже жалкими. С этими  страшилками вы можете сделать  все, что хотите».

Этап Рефлексия. Детям было предложено поделиться впечатлениями от рисования лабиринта. Рассказать о том, какие чувства были у них в начале работы, какие — в процессе рисования, какие — появились сейчас. Как изменились чувства? Что произошло со страхом? Какое сейчас настроение у детей?

Всего в ходе коррекционных занятий было использовано около 30 методик (Приложение 5).

С целью проверки эффективности проводимой с коррекционной программы, направленной на снижение уровня тревожности, была проведена повторная психологическая диагностика, с использованием тех же методик, что и на начальном этапе, и которая позволила проследить динамику снижения тревожности у детей дошкольного возраста экспериментальной группы.

Результаты контрольного эксперимента показали, что у большинства детей, посетивших наши занятия, стали заметны улучшения в эмоциональной сфере.

Если в начале коррекционных занятий дети использовали тревожные цвета, хотя сюжет рисунка в основном выбирался детьми положительный, что говорит о том, что дети активно освобождались от негативных переживаний, то, по прошествии половины занятий – и линии и цвета в рисунках детей стали заметнее мягче, спокойнее. Ну а в завершении коррекционной работы рисунки стали приобретать радостную и светлую окраску, и сюжет, и содержание рисунков поменялся в лучшую сторону.

По результатам коррекционной работы и проведения контрольного диагностирования уровня тревожности по методике Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена, получены следующие данные (табл.3).

Таблица 3 – Уровень тревожности (методика Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена)

Уровень тревожности

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

м

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

д

1

2

5,5

11,0

4

2

22,2

11,0

5

4

27,8

22,5


 

 

Отобразим обобщенные показатели (мальчики и девочки) графически (рис.1).


Рисунок 1 – Сравнение результатов диагностики уровня тревожности

(методика Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена)

 

Как видим, почти у 50% детей удалось снизить тревожность и страхи до оптимального уровня.

После проведения коррекционной работы и контрольного диагностирования по методике «Кактус», также произошла динамика в сторону снижения, обеспечившая переход детей в подгруппы с более благоприятным уровнем тревожности.

Результаты сравнительного анализа представлены на рис.2.

 
Рисунок 2 - Сравнение результатов констатирующего и

контрольного эксперимента, по методике «Кактус»

 

Посмотрим на показатели после коррекции по результатам повторного анкетирования по уровню тревожности, представленные в таблице 4.

 

Таблица 4 - Результаты диагностики повторного анкетирования на этапе контрольного эксперимента (по опроснику Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко)

№ п/п

Имя Ф.

Пол

Возраст

Тревожность

низкая

средняя

высокая

1

Катя Б.

ж

6

+

   

2

Сережа К.

м

6

+

   

3

Саша Р.

м

6

 

+

 

4

Паша В.

м

6

 

+

 

5

Саша П.

м

6

   

+

6

Сережа Б.

м

6

+

   

7

Лиза А.

ж

6

 

+

 

8

Саша Ж.

м

6

+

   

9

Влад П.

м

6

 

+

 

10

Олеся А.

ж

6

 

+

 

11

Лиза М.

ж

6

 

+

 

12

Егор Б.

м

6

 

+

 

13

Софья К.

ж

6

+

   

14

Дарина О.

ж

6

 

+

 

15

Денис А.

м

6

 

+

 

16

Дарина П.

ж

6

   

+

17

Ваня З.

м

6

 

+

 

18

Вадим О.

м

6

+

   

Информация о работе Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством изотерапии