Коррекция тревожности методом сказкотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследование метода сказкотерапии в коррекции тревожного состояния детей дошкольного возраста.
Объект исследования: тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекционные возможности метода сказкотерапии в работе с тревожным состоянием детей дошкольного возраста.

Содержание

. Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы в коррекции тревожности методом сказкотерапии …………………………………………………...….6
1.1. Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе…….….6
1.2. Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………10
1.3. Метод сказкотерапии в коррекции тревожных состояний в дошкольном возрасте ……………………………………………………………………..….16
Глава 2. Исследование коррекционных возможностей сказкотерапии в работе с тревожным состоянием дошкольников……………………...….20
2.1. Организация исследования …………………………………………...….20
2.2. Анализ результатов первичной диагностики тревожности дошкольников …………………………………………………………………………………..23
2.3. Анализ проведения коррекционной программы с использованием сказкотерапии…………………………………………………………………..25
2.4. Анализ результатов повторной диагностики тревожности дошкольников …………………………………………………………………………………..27
Выводы.……………………………………………………………………..…31
Заключение........................................................................................................32
Список литературы………………………………..……………………..…..34
Приложения ………………………………………………………………......36

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

                                                                1

                       Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный  федеральный университет имени  М.К.Аммосова»

                                                          Педагогический институт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      КУРСОВАЯ РАБОТА

                                              По детской психологии

               На тему: «Коррекция тревожности методом сказкотерапии»

 

 

                                                                                 

                                                                                  Выполнила: студентка группы   ДО-11

Алексеева Вероника Михайловна

Проверила:  к.п.н., доцент кафедры  ДО ПИ СВФУ

                                                             Иванова Мария Кимовна

                                                                                 Работа защищена:

                                                                                 С оценкой 

 

 

 

 

                                                               Якутск 2013г                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                  

                                        

 

                                                 Содержание

. Введение………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретический  анализ проблемы в коррекции тревожности методом сказкотерапии …………………………………………………...….6

1.1. Понятие тревожности  в психолого-педагогической литературе…….….6

1.2. Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………10

1.3. Метод сказкотерапии в коррекции тревожных состояний в дошкольном возрасте ……………………………………………………………………..….16

Глава 2. Исследование коррекционных возможностей сказкотерапии в работе с тревожным состоянием дошкольников……………………...….20

2.1. Организация исследования …………………………………………...….20

2.2. Анализ результатов первичной диагностики тревожности дошкольников …………………………………………………………………………………..23

2.3. Анализ проведения  коррекционной программы с использованием сказкотерапии…………………………………………………………………..25

2.4. Анализ результатов  повторной диагностики тревожности  дошкольников …………………………………………………………………………………..27

Выводы.……………………………………………………………………..…31

Заключение........................................................................................................32

Список литературы………………………………..……………………..…..34

Приложения ………………………………………………………………......36

                                                                             

                                                                                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

                                               

                                                Введение

           Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность и страхи (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).

Проблема тревожности у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Исследования в данном направлении могут помочь решить ряд проблем младшего школьного возраста, в том числе - проблемы развития личности в период кризиса 7 лет. Решение этой проблемы требует, как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее своевременной дальнейшей коррекции и профилактики.

Коррекция детской  тревожности может осуществляться посредством: игротерапии, арттерапии, куклотерапии, психоэлевации, индивидидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений и методом сказкотерапии.

 На сегодняшний  день особенно актуальна методика сказкотерапии.

Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике.

Методика сказкотерапии  привлекательна тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами.

Цель: исследование метода сказкотерапии в коррекции тревожного состояния детей дошкольного возраста.

Объект  исследования: тревожность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: коррекционные возможности метода сказкотерапии в работе с тревожным состоянием детей дошкольного возраста.

Гипотеза  исследования: предполагается, что проведение сказкотерапии, способствуют в дальнейшем снижению тревожности в поведении детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:  
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме тревожных состояний

2. Изучить   причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста

3. Разработать программу исследования

4. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы

 

Для решения поставленных задач выбраны следующие методики:

1. Анализ справочной психолого-педагогической литературы

2. Проведение исследования, с помощью:

 - метода теста, тест для определения уровня тревожности у дошкольников (авторы: Р.Тэммпл, М.Дорки, В.Амен)

- метода наблюдения

- проведение  беседы с родителями

3. Коррекционная  работа путем проведения сказкотерапии

4. Количественная и качественная обработка результатов

5. Сравнительный анализ полученных данных.

          Практическая значимость состоит в том, что: Предложенный метод по коррекции тревожности детей можно использовать в практической деятельности воспитателей, психологов и родителей.

          Теоретическая основой работы явились положения  зарубежной психологии и педагогики прошлого  З.Фрейд, К. Къеркегор , А. Изард, а также отечественных психологов Ф.В. Березина, А.И. Божович И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие.                    

           Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад «Солнышко»» с приоритетным развитием речи . В исследовании принимали участие 15 детей старшего дошкольного возраста и их родители.  Из них мальчиков – 9 человек, девочек – 6 человек.

Структура работы: Работа состоит из введения двух глав, заключения, приложения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Глава I. Теоретический анализ проблемы в коррекции тревожности методом сказкотерапии

        1.1. Понятие тревожность в психолого-педагогической литературе

       Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxiety», что переводится на русский как «тревожность», «тревога». В русском языке это разные слова, и следует отличать тревогу от тревожности. «Если тревога – это проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность, является устойчивым состоянием». [7, c.16]

По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется, как свойство человека приходить  в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в  специфических социальных ситуациях. [11, c.61]

В.В. Давыдов трактует тревожность, как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают. [21, c.4]

 Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать как: психологическое явление; индивидуальную психологическую особенность личности; склонность человека к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства.  
          Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это - проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности.

Тревожность, не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы в этом случае говорим о проявлении страха.

Когда речь заходит  о тревожности и страхе, то разные авторы указывают на разные критерии их различия. Есть наиболее известные описания в психологической литературе, позволяющие размежевать эти понятия.

Принято считать, что проблема тревожности, как проблема собственно психологическая, была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах 3. Фрейда. При этом необходимо отметить, что взгляды Фрейда во многом близки к философской традиции, берущей свое начало от С. Кьеркегора (эту близость подчеркивают многие исследователи, в частности известный отечественный знаток фрейдизма В.М. Лейбин, хотя сам Фрейд избегал указаний на философские источники своих идей и вообще старался дистанцироваться от философствования).

Эта близость особенно интересна в понимании тревоги  и страха. И Кьеркегор, и Фрейд  признавали необходимость разграничения  страха и тревоги, считая, что страх - реакция на конкретную опасность, тогда как тревожность - реакция на опасность, не известную и не определяемую.

Классической  работой Фрейда по этой проблеме является его книга «Торможение. Симптом. Тревожность», которая уже через  год после ее выхода была издана в переводе на русский язык под  названием «Страх». [17, c.91]

Учёный Изард  К.Е. объясняет различие терминов «страх»  и «тревога» таким образом: «  тревога - это комбинация некоторых  эмоций, а страх - лишь одна из них». [6, c.10]

Большую популярность приобрела концепция явлений  тревожного ряда Ф.В. Березина, в которой выделены эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере нарастания состояния тревоги: ощущение внутренней напряженности, раздражительность, собственно тревога, страх, ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, тревожно-боязливое возбуждение. Этот подход позволяет провести различия между конкретным страхом, как реакцией на объективную, однозначно понимаемую угрозу, и иррациональным страхом, возникающим при нарастании тревоги и проявляющимся в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объекты, с которыми связывается последний, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу. В этом плане тревога и страх представляют собой разные уровни явлений тревожного ряда, причем тревога в собственном смысле слова предшествует иррациональному страху. [21, c.11]

Продуктивными для понимания  этой проблемы являются идеи А.И. Божович  об адекватной и неадекватной тревожности. Согласно этой точке зрения, критерием  подлинной тревожности выступает ее неадекватность реальной успешности, реальному положению человека в той или иной области. Только в таком случае она может рассматриваться, как проявление общеличностной тревожности, «зафиксировавшейся» на определенной сфере. [1, c.231]

В основном педагогами-психологами принято классифицировать тревожность на два основных вида.

 Первый из них, это так называемая, ситуативная тревожность, то есть порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникнуть у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только, является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции.  
          Другой вид, так называемая, личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как враждебный. Если данный вид тревожности закрепляется у ребенка в процессе становления характера, то формируется заниженная самооценка и негативное восприятие окружающего мира.

Информация о работе Коррекция тревожности методом сказкотерапии