Коррекция тревожности методом сказкотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследование метода сказкотерапии в коррекции тревожного состояния детей дошкольного возраста.
Объект исследования: тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекционные возможности метода сказкотерапии в работе с тревожным состоянием детей дошкольного возраста.

Содержание

. Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы в коррекции тревожности методом сказкотерапии …………………………………………………...….6
1.1. Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе…….….6
1.2. Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………10
1.3. Метод сказкотерапии в коррекции тревожных состояний в дошкольном возрасте ……………………………………………………………………..….16
Глава 2. Исследование коррекционных возможностей сказкотерапии в работе с тревожным состоянием дошкольников……………………...….20
2.1. Организация исследования …………………………………………...….20
2.2. Анализ результатов первичной диагностики тревожности дошкольников …………………………………………………………………………………..23
2.3. Анализ проведения коррекционной программы с использованием сказкотерапии…………………………………………………………………..25
2.4. Анализ результатов повторной диагностики тревожности дошкольников …………………………………………………………………………………..27
Выводы.……………………………………………………………………..…31
Заключение........................................................................................................32
Список литературы………………………………..……………………..…..34
Приложения ………………………………………………………………......36

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

Если дети затруднялись одновременно придумывать продолжение сказки и его изображать, то педагог включала движения ребенка, начиная с третьего или четвертого занятия, при этом на предыдущих занятиях он сам изображал сюжет, придуманный ребенком.

По желанию  детей были включены в занятия элементы краткого двигательного «пересказа» всей сказки в конце занятия или предыдущей сказки – в начале занятия. Также дети «рассказывали» понравившиеся им сказки другим детям или педагогу.

Форма организации  коррекционных занятий групповая.

Занятия проходили  в  отдельном кабинете, специально предназначенном для групповых форм занятий. Продолжительность одного занятия 30 мин. Всего было проведено 6 занятий (одно, два в неделю).

Тематический  план программы смотри в приложении №3.

 

 

2.4. Анализ результатов повторной диагностики тревожности дошкольников

 

После завершения коррекции уровня тревожности у  детей методом сказка терапии, была проведена повторная диагностика тревожности у детей. Проводился тест тревожности. Авторы: Р. Теммпл, В. Амен, М. Дорки «Тест тревожности».

Данные  индекса тревожности каждого  ребенка после проведения коррекционной  методики:

Ф.И

 

Вычисление ИТ

ИТ(%)

       

Роман Т.

 

ИТ= 3/14*100%

ИТ=21,4%

Кристина И.

 

ИТ= 2/14*100%

ИТ=14,2%

Вова С.

 

ИТ= 1 /14*100%

ИТ=7,1%

Руслан Г.

 

ИТ= 6 /14*100%

ИТ=42,8%

Юра Л.

 

ИТ= 2 /14*100%

ИТ=14,2%

Таня М.

 

ИТ= 4 /14*100%

ИТ=28,5%

Айдар У.

 

ИТ= 1 /14*100%

ИТ=7,1%

Антон А.

 

ИТ= 5 /14*100%

ИТ=35,7%

Лолита Ш.

 

ИТ= 2 /14*100%

ИТ=14,2%

Алия М.

 

ИТ= 4 /14*100%

ИТ=28,5%

Юля Д.

 

ИТ= 5/14*100%

ИТ=35,7%

Витя Н.

 

ИТ= 1 /14*100%

ИТ=7,1%

Саша К.

 

ИТ= 2 /14*100%

ИТ=14,2%

Алина М.

 

ИТ= 3 /14*100%

ИТ=21,4%

Рома Н.

 

ИТ= 2 /14*100%

ИТ=14,2%


 

Высокий уровень  тревожности - индекс тревожности выше 50%

Средний уровень  тревожности - индекс тревожности от 20 до 50 %

Низкий уровень  тревожности - индекс тревожности от 0 до 20%

Таким образом: из 15 человек, которые принимали участие в тестировании, выявлено, 0 человек с высоким уровнем тревожности, 7 человек – это 46,2%, со средним уровнем тревожности; 8 человек – это 52,8%, с низким уровнем тревожности.

Распределение дошкольников по уровню тревожности (%) до и после проведения коррекционной работы.

15 человек = 100%

 

До коррекции

  После коррекции

Высокий

уровень

1 чел. = 6,6%

       0

Средний

уровень

9чел. = 59,4%

7чел. = 46,2%

Низкий

уровень

5чел. = 33,0%

8чел. = 52,8%


 

Распределение дошкольников по уровню тревожности в виде диаграммы           

                                  

Рис.1 До проведения коррекционной          Рис.2 После проведения кор-

          работы                                                              рекционной работы

 

Таким образом, используя метод сказкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками, нам удалось снизить уровень тревожности у детей выпускных групп дошкольных учреждений. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности сказкотерапии для коррекции высокого уровня тревожности, препятствующего нормальному личностному развитию дошкольников.

 

                           Выводы по второй главе

 

Проведенное исследование позволяет говорить о возможности

коррекции уровня тревожности в старшем дошкольном возрасте выбранным методом. Кроме количественного показателя уровня тревожности, существуют изменения в качественной  характеристике. Дети стали проявлять меньше беспокойства в стрессовых ситуациях, например при выступлении на утренниках, ответе на занятиях в группе и т. д. Изменились и межличностные отношения со взрослыми и сверстниками. Дети стали меньше проявлять в играх робость и нерешительность, полученные навыки установления контактов с другими детьми позволили им занять более высокое статусное положение в группе сверстников. Родители также отметили улучшения в состоянии детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

                                         Выводы

 

1. По полученным в ходе исследования результатам, мы видим, что в процессе проведенного исследования, наша гипотеза подтвердилась:

- дети с высоким уровнем тревожности до проведения коррекционной работы  1 человек (6,7%), после проведения 0

- дети со среднем уровнем тревожности до проведения коррекционной работы 9 человек (60,0%), после проведения 7 человек (46,7%)

- дети с низким уровнем тревожности 5 человек (33,3%),после проведения 8 человек (53,3%)

2. Полученные данные позволяют нам говорить об эффективности сказкотерапии для коррекции высокого уровня тревожности детей дошкольного возраста.

3. Проведенная методика  улучшила межличностные отношения  со взрослыми и сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

                                        Заключение

 

Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и детском саду и целый ряд других факторов - вот на мой взгляд причины появления у современных дошкольников повышенной тревожности и страхов. Предупредить их формирование можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность на эмоциональное развитие ребенка. Но, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к беспокойству и тревоги, неблагоприятно сказывающихся на самочувствии ребенка, создающих определенные трудности в его жизни. На практике порой бывает нелегко понять: страдает ребенок, какими либо отклонениями или же поведенческие проблемы объясняются недостатками воспитания и особенностями характера. В тех детских садах, где есть психолог, проводится определенная психолого-диагностическая и психотерапевтическая работа, помогающая родителям и воспитателям не усугублять состояния ребенка, нуждающегося в помощи.

В ходе написания курсовой работы, была достигнута цель – снизить уровень тревожности старших дошкольников, путем проведения сказкотерапии, а так же были решены все поставленные задачи исследования.

Таким образом, необходимо выделить следующие основные параметры в работе с детской тревожностью:

- Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от тревожности, воспитателям необходимо также знать, что такое тревожность, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему, как это можно предупредить.

 - Педагогам и родителям решившим помочь детям избавиться от детской тревожности, необходимо использовать программу коррекционной работы, коррекционные игры и задания, которые должны подбираться на основе проведённых диагностических методик. И как было доказано, сказка терапия в этом случаи является самым безопасным и интересным методом коррекции.

 - Коррекция детской тревожности помимо сказкотерапии может, осуществляется посредством: игротерапии, арттерапии, куклотерапии, индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений.

- Профилактика тревожности состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребенок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно.

Какой бы способ борьбы с детским страхом вы не выбрали, важно, чтобы вы не оставляли  жалобы ребенка без внимания. Только, таким образом, вам удастся воспитать не закомплексованного, уверенного в себе человека. [18, с.20]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте, (психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968. – 235с.

2.   Вард И. Фобия. - М.: Проспект, 2002. - 78с.

3.   Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л.: Медицина, 1990. -176с.

4.  Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр - СПб: Союз, 1997. - 224с.

5. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000г.

6.  Изард К.Е. Эмоции человека – М., 1980.

7. Козлова Е. В. Тревога как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. Ставрополь, 1997.

 8. Кочубей Б., Новикова Е."Ярлыки для тревожности" // Журнал "Семья и школа" № 9, 1988.

9.  Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А.Карпенко; под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского - М., 195c.

10. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 1985.

11. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576с.

12. Практическая психология: Учебно-методическое пособие. / Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. - Мн.: Ред. Журн. "Адукацыя i выхаванне", 1997. - 212с.

13. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности. / Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996. - 144с.

14.  Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 529с.

15. Савина Е. Тревожные дети / Дошкольное воспитание – 1996. - №4

16. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1997. - 332с.

17. Фрейд З. психология бессознательного. - М.; 1989. – 104с.

18. Шишова Т. Страхи - это серьёзно - М.: Издат. дом. «Искатель», 1997.- 94с.

19. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. Ю.Лукоянова. - М.: Знание, 1981 - 192с.

20. Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1987. - 264с.

21.  Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. – 1989. - №4 – 16с.

22. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / Пер. с нем. - М: Канон, 1997.

23. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - Мн.: Элайда, 2000. - 704 с.

 

 

                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Приложение №1

                                          «Тест тревожности»

Инструкция:

 

  1. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или 
    грустное? Он (она) играет с малышами».
  2. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: грустное или 
    веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
  3. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или 
    грустное? На него (нее) нападает старший мальчик»
  4. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: грустное или 
    веселое? Он (она) одевается».

 

  1. «Как ты  думаешь,  какое  лицо  будет у этого  ребенка:  веселое  или 
    грустное? Он (она) играет со старшими детьми».
  2. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:  грустное или 
    веселое? Он (она) идет спать, а родители смотрят телевизор».
  3. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:  веселое или 
    грустное? Он (она) умывается в ванной».
  4. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:  грустное или 
    веселое? Его (ее) отчитывает мама».
  5. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:  веселое или 
    грустное? Папа играет с младшим братом, а его (ее) не замечает».

Информация о работе Коррекция тревожности методом сказкотерапии