Кризисы детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

Глава 1. Общая характеристика кризисов детского развития...........................10
1.1. Пpоблема пеpиодизации психического pазвития в детском воpасте........................................................................................................................10
1.2. Характеристика кризисов детского развития....................................13
1.3. Кризис 1 года жизни ребенка..............................................................22
1.4. Кризис 3 лет..........................................................................................26
1.5. Кризис 7 лет..........................................................................................35
Глава 2. Экспериментальная часть......................................................................44
2.1. Цель, объект и и методы исследования.............................................44
2.2. Обсуждение результатов....................................................................44
2.3. Рекомендации родителям...................................................................51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................56

Вложенные файлы: 1 файл

Воспитание детей. Кризисы..doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

 

Глава 1. Общая характеристика кризисов детского развития...........................10

          1.1. Пpоблема пеpиодизации психического pазвития в детском воpасте........................................................................................................................10

          1.2. Характеристика  кризисов детского развития....................................13

1.3. Кризис 1 года жизни ребенка..............................................................22

1.4. Кризис 3 лет..........................................................................................26

1.5. Кризис 7 лет..........................................................................................35

Глава 2. Экспериментальная часть......................................................................44

           2.1. Цель, объект и и методы исследования.............................................44

           2.2. Обсуждение результатов....................................................................44

2.3. Рекомендации родителям...................................................................51

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................53

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Мы вступаем в различные  возрасты нашей жизни, точно

                     новорожденные, не имея за плечами никакого опыта,

                          сколько бы нам ни было лет  

 Ф. Ларошфуко

 

 

 Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека.

Отличительной чертой этой работы является то, что человек находит в ней ни с чем не сравнимое счастье. Продолжая род человеческий, отец, мать повторяют в ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его будущее. Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее1.

Воспитание детей - это  отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью  отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.

Едва ли человек криком извещает мир о своем рождении, начинаются его поступки, начинается его поведение. Человек постепенно открывает мир, познает его разумом и сердцем. Он видит мать, улыбается ей и его первая смутная мысль, если только можно ее назвать мыслью, - это ощущение того, что мать (а потом и отец) существуют для его радости, для его счастья. Человек поднимается на ноги, видит цветок и порхающую над ним бабочку, видит яркую игрушку - и мама, и папа радуются, когда он, сын, радуется… Чем дальше, тем больше вступает в действие закономерность: если поведение, поступки маленького человека продолжают диктоваться только его потребностями, человек вырастает уродом. У него развиваются ненормальные, повышенные требования к жизни и почти всякое отсутствие требований к себе.

В настоящее время  внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение с близкими взрослыми должно носить эмоционально - положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально - положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Многие исследователи (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась. Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку2.

Поэтому так важно  заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития и воспитания ребенка.

Гармоничное воспитание личности возможно только при том  условии, когда к потребностям - первому, элементарному и даже в какой - то мере примитивному побудителю человеческих поступков, человеческого поведения - присоединяется более сильный, более тонкий, более мудрый побудитель - долг. Собственно, человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага.

Человек, в отличие  от животных, не обладает при рождении никакими способностями. Все способности  человеком усваиваются в процессе его воспитания. И то, что усвоит человек, в огромной степени зависит от тех людей, от тех личностей, которые окружают его в первые годы жизни, в так называемый сенситивный период.

Процесс развития ребенка  прежде всего нужно рассматривать  как процесс стадиальный. Самое существенное для детской психологии—это выяснение перехода от одной стадии (или периода) к другой. Что такое детский возраст, период? Существуют ли объективные признаки, критерии этих периодов? Некоторые авторы рассматривают этот процесс в координатах времени, деля время на промежутки, не выделяя стадии.

Возраст - это ключевое понятие для проектирования систем развивающего образования и соответственно - для периодизации нормативного развития человека в течение всей (индивидуальной) жизни. Основой понимания возраста может служить представление о соотношении генетически заданного, социально воспитанного и самостоятельно достигнутого (И.С. Кон), что неодинаково у разных индивидов, относимых к одной возрастной когорте.

Определенный возраст  в жизни ребенка, или соответствующий  период его развития, - это относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития3. Каждый возраст, или период, характеризуется следующими показателями:

- определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;

- основным или ведущим типом деятельности (существует несколько различных типов деятельности, которые характеризуют определенные периоды детского развития);

- основными психическими новообразованиями (в каждом периоде они существуют от отдельных психических процессов до свойств личности).

Перечисленные показатели находятся в сложных отношениях. Так, возникшие в данный период новообразования  меняют социальную ситуацию детского развития: ребенок начинает требовать  другой системы отношений со взрослыми, по-иному смотрит на мир и сам с помощью взрослых меняет систему отношений с ними. Иными словами, возникнув в определенной социальной ситуации, новообразования вступают с ней в противоречие и закономерно ее разрушают. Проблема периодизации детства давно привлекала внимание психологов4. Существует много классификаций периодов детства. Их можно разделить на два типа.

1. Моносимптоматическое  выделение периодов (по одному  определенному признаку). Такую классификацию предложил П. П. Блонский, который ввел понятие «энергетический баланс». Он связан со степенью окостенения скелета. Показателем же окостенения может служить наличие и состояние зубов. Поэтому предложенные им периоды детства называются так: беззубое, молочно-зубовое и постояннозубое детство. По окостенению, конечно, можно представить календарный возраст ребенка, что, однако, не имеет прямого отношения к психологическому периоду детства, этот признак вообще не имеет отношения к развитию психики.

Аналогичную классификацию  предложил в свое время В. Штерн (1922) по симптому развития речи. Однако можно ли по какому-либо одному симптому судить о развитии? К тому же все эти классификации не вскрывают, что же лежит за некоторой симптоматикой периодов детства.

2. Полисимптоматические классификации типичны для описательного этапа детской психологии. Но они также не дают оснований судить о том, какие психологические процессы лежат за описанием отдельных периодов детства.

Вместе с тем эмпирические наблюдения позволили обнаружить два  типа периодов развития ребенка. Одни текут очень медленно, с незаметными изменениями (они были названы стабильными периодами). Для других, наоборот, характерны стремительные изменения в психике ребенка (они были названы критическими периодами). Эти типы периодов как бы перемежают друг друга.

Своеобразна история  открытия критических периодов. Сначала  был выявлен период полового созревания, затем кризис трехлетнего возраста. Следующим был обнаружен кризис семи лет, связанный с переходом  к школьному обучению, и последним — кризис одного года (начало ходьбы, возникновение слов и тому подобное). Наконец, начали считать критическим периодом и факт рождения.

Общий признак критического периода — нарастание трудностей общения взрослого с ребенком, которые являются симптомом того, что ребенок нуждается уже в новых отношениях с ним. Вместе с тем протекание таких периодов чрезвычайно индивидуально-вариативно (это зависит, в частности, от поведения взрослых). В настоящее время можно представить следующую периодизацию детства:

- кризис новорожденности;

- младенчество (первый год жизни);

- кризис первого года;

- раннее детство;

- кризис трех лет;

- дошкольное детство;

- кризис семи лет;

- младший школьный возраст;

- кризис 11—12 лет;

- подростковое детство.

Некоторые психологи в последнее время вводят в периодизацию детства новый период — раннюю юность.

Критические возрасты, представление о которых было введено Л.С. Выготским, продолжают оставаться не до конца понятым объектом психологического анализа. И на сегодняшнии день эта проблема остается достаточно актуальной. Одной из причин этого является отсутствие клинической картины возрастов. Д.Б. Эльконин по этому поводу говорил следующее: «Детской психологии, так богатой фактами о развитии отдельных сторон психики ребенка, явно не хватает «клиники» детского развития. Под «клиническим» исследованием понимается систематическое и детальное изучение одних и тех же детей на протяжении всего возрастного периода»5.

Исходя  из актуальности проблемы, была определена цель нашей  работы.  Цель: изучить особенности кризисов различных периодов жизни у детей дошкольного возраста. Гипотеза. Предполагается, что дети находящиеся в состоянии кризиса имеет определенные особенности поведения. В связи с поставленной целью определились задачи.

Задачи: 1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературы;

2.Изучить кризисы  различных периодов у детей дошкольного возраста;

3.Изучить  особенности поведения детей находящихся в состоянии кризиса.

Предмет исследования: Поведение детей находящихся в состоянии кризиса. Объект исследования: группа детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика кризисов детского развития

1.1.Пpоблема пеpиодизации психического pазвития в детском возpасте

 

Пеpиодизация психического pазвития в детском возpасте - это самая важная пpоблема совpеменной детской психологии. От возможных ваpиантов pешения этой пpоблемы зависит то, чему мы будем учить и как мы будем воспитывать наших детей. Существующая сейчас система выделения пеpиодов сложилась пpактическим путём6. Она не имеет должных теоpетических основ и поэтому не может дать веpных ответов на некотоpые очень важные вопpосы.

Решить эту пpоблему, т.е. сфоpмулиpовать пpинцип, по котоpому можно было бы выделить пеpиоды в детском pазвитии пытались многие отечественные и заpубежные учёные. Наиболее уважаемыми психологами, занимающимися этой пpоблемой в нашей стpане считаются Л.В.Выготский и П.П.Блонский. П.П.Блонский считал,что пpоцессы психичечкого pазвития изменяются с pазвитием человечества и может пpоисходить появление новых пеpиодов, не существовавших до этого. Также изменениям подвеpжены и темпы pазвития. Чем благопpиятнее условия , тем выше темпы pазвития.Он считал, что детское pазвитие - это не пpоцесс плавных пpеобpазований, а pезкое качественное изменение, пpоисходящее в пеpеломные пеpиоды.

Л.С.Выготский поддеpживает точку зpения Блонского и считает, что детское pазвитие - это постоянная смена кpитических и стабильных пеpиодов в детском pазвитии. В своё вpемя их идеи не нашли должной поддеpжки из-за того, что психологическая мысль была сосpедоточена на теоpии "фактоpов pазвития".

А.Н.Леонтьев и С.А.Рубенштейн нашли совеpшенно новый подход к пpоблеме психического pазвития с позиции pоли деятельности в этом пpоцессе. В связи с введением нового подхода возникла и новая пеpиодизация детского pазвития. Было установлено, и нам это достаточно легко понятно, что у человека всегда пpеобладает какой-либо один вид деятельности. По главенствующим видам деятельности и были выделены пеpиоды; моменты смены одной деятельности на дpугую и являются пеpеходами от пеpиода к пеpиоду. Экспеpиментально была выявлена зависимость психических пpоцессов от мотивов и задач деятельности. Важное значение имеет не только сама деятельность, но и пpедметы, на которые эта деятельность напpавлена.

Информация о работе Кризисы детей