Лекции по "Педагогическая психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 19:53, курс лекций

Краткое описание

Социально-когнитивная теория. Альберт Бандура.
Косвенное подкрепление
В т. Бандуры указ., что люди могут получить пользу от наблюдения успехов и поражений других так же, как из своего непосредственного опыта. Б., анализируя роль подкрепления в научении через наблюдение, показывает ее когнитивную ориентацию
Действительно, мы, как общественные индивиды, постоянно следим за действиями других людей и за ситуациями, в которых тех поощряют, игнорируют или наказывают. Возьмем, например, школьника, который наблюдает, как делают выговор однокласснику за то, что он мешает учителю.

Вложенные файлы: 6 файлов

гальпер. 17в.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Личностный вопросник.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Личностный вопросник

(характеров, акцентуаций  личности и нервно-психической  неустойчивости ХАЛ-НПН)

 

 

ИНСТРУКЦИЯ

     В этом вопроснике  содержатся утверждения, касающиеся  Вашего здоровья, взглядов, интересов, характера и др. Прочтите каждое  утверждение и решите, СОГЛАСНЫ или НЕ СОГЛАСНЫ Вы с ними. Не тратьте время на раздумье. Наиболее естественен тот ответ, который первым приходит в голову. Если Вы решите, что СОГЛАСНЫ с данным утверждением, то на регистрационном бланке соответственно номеру утверждения, (под ним) поставьте знак «+». Если Вы с ним НЕ СОГЛАСНЫ, то поставьте знак «-».

 

  1. Я приложу все усилия, чтобы стать учителем.
  2. Большинство знакомых считают меня веселым собеседником.
  3. Я часто поступаю по настроению, а не по убеждению.
  4. Часто какая-нибудь  навязчивая мысль не дает мне уснуть.
  5. К алкоголю я равнодушен.
  6. Я очень серьезно интересуюсь гимнастикой йогов.
  7. Я люблю готовиться к экзаменам, контрольным и т.п., один.
  8. В споре я часто ухожу от сущности вопроса и перехожу на личности.
  9. Я сильно теряюсь, неожиданно оказавшись в центре внимания.
  10. Я стараюсь придерживаться принципов нравственности и морали.
  11. У меня часто болит голова.
  12. Я никогда не нуждаюсь в сочувствии окружающих.
  13. В поездах, автобусах и т.д., я часто завожу разговор с незнакомыми людьми.
  14. Часто пустяк, сказанный в мой адрес, способен вызвать у меня бурную реакцию.
  15. Критика в присутствии окружающих меня крайне угнетает.
  16. У меня часто плохое и злобное настроение.
  17. Я стал сомневаться в правильности выбранной профессии.
  18. Я легко осваиваюсь в любом обществе.
  19. Временами меня так и подмывает вступить в спор с кем-нибудь.
  20. Часто мне трудно удержаться от жалости к самому себе.
  21. В детстве был на учете у психиатра.
  22. Стараюсь жить так, чтобы окружающие могли сказать обо мне: «Вот это человек!».
  23.    Мое физическое развитие и здоровье вполне позволяют мне стать хорошим педагогом.
  24.   Я считаю себя довольно общительным человеком.
  25. Часто мне хочется сделать что-либо опасное или ошеломляющие.
  26. Если я совершил какой-то промах, то об этом забываю быстро.
  27. Иногда я принимаю бром, элениум и др. успокаивающие средства.
  28. Я никогда не следую моде, а ношу что попало.
  29. Я охотно участвую в организации различных мероприятий.
  30. Часто я могу не сдержаться и нагрубить, даже если это повредит моим интересам.
  31. Я склонен мысленно возвращаться к своим неприятностям и мне трудно выбросить их из головы.
  32. Мне говорили, что я хожу во сне.
  33. Я считаю, что употребление наркотиков вполне естественно.
  34. Я люблю носить одежду супермодную и необычную, которая невольно привлекает взоры.
  35. Мне нравиться общаться с людьми и я редко упускаю возможность поговорить, даже с малознакомым человеком.
  36. Довольно часто я действую под влиянием минутного настроения.
  37. В отношениях с людьми я испытываю трудности из-за собственной застенчивости.
  38. Чувствую, что моих способностей не хватит, чтобы освоить выбранную профессию.
  39. У меня почти всегда что-нибудь болит.
  40. Мне свойственно шутить и рассказывать разные истории.
  41. Когда на меня кричат, я отвечаю тем же.
  42. Употребление нецензурных выражений мне всегда неприятно.
  43. Временами я не могу удержаться от соблазна украсть что-нибудь.
  44. Я живу своими внутренними мыслями и меня мало интересует действительность.
  45. Я считаю, что книги более занимательны, чем собеседники.
  46. Часто я не уступаю людям просто из принципа.
  47. Мне, конечно, не хватает уверенности в себе.
  48. На медицинской комиссии я скрыл имеющиеся у меня серьезное заболевание.
  49. Всегда думаю и делаю по-своему, а мнение других меня интересует мало.
  50. Законы и правила общежития я стараюсь соблюдать.
  51. Я предпочитаю иметь достаточно широкий круг знакомых.
  52. Я люблю подшучивать над другими.
  53. Когда люди наблюдают за мной, мне от этого становится не по себе.
  54. У меня плохой и беспокойный сон, не приносящий полноценного отдыха.
  55. Мои идеи и мысли выглядят, как   опережающие время.
  56. Я легко могу заговорить с незнакомым человеком.
  57. Часто я «завожусь» с пол-оборота.
  58. Я очень смущаюсь, когда горят о моем характере.
  59. У меня были случаи потери сознания.
  60. Я трудно доступный для контакта человек.
  61. Я с удовольствием могу гулять один.
  62. Я считаю, что большинство людей солгут, если это в их интересах.
  63. Я сильно раздражаюсь, если меня торопят.
  64. В разговоре с девушками я стараюсь избегать щекотливых тем, которые могут вызвать смущение.
  65. Моя нервная система сильно расстроена.
  66. Я верю в Бога.
  67. Обо мне часто говорят: «За словом в карман не полезет».
  68. Часто я готов на все, чтобы победить в споре.
  69. Бывает, что меня беспокоит чувство вины или угрызения совести из-за какого-нибудь пустяка.
  70. Я имел приводы в милицию.
  71. Мне кажется, что меня никто не понимает.
  72. Окружающие всегда знают мою точку зрения.
  73. Я предпочитаю взаимовыгодные решения в споре.
  74. Я чувствую себя приспособленным к жизни и ее требованиям, чем другие.
  75. Я бы предпочел большую часть времени сидеть, ничего не делать и мечтать («философствовать»).
  76. В комсомол я поступил под нажимом общественности.
  77. Я не надеюсь, что чего-либо добьюсь в жизни.
  78. В общем я малообщительные человек и не стремлюсь заводить много знакомств.
  79. Я люблю проделывать каверзные шутки над другими.
  80. В обществе меня беспокоит чувство собственной застенчивости.
  81. Я способен совершить нечто выдающееся.
  82. Меня уговорили поступить в пединститут, а у самого особого желания не было.
  83. В коллективе я редко бываю инициатором чего-либо.
  84. Мне часто хочется недозволенного.
  85. Я считаю себя скорее мечтателем, чем практичным человеком.
  86. В детстве у меня были тяжелые травмы и заболевания.
  87. Я считаю, что «американский образ жизни» можно принять за образец.
  88. В кругу незнакомых людей я редко заговариваю первым.
  89. Меня трудно рассердить.
  90. Меня беспокоит чувство, что я хуже других.
  91. Временами я сожалею, что живу на этом свете.
  92. Мое мнение часто совпадает с мнением окружающих.
  93. У меня бывает очень странные и необычные
  94. Обычно я не очень общителен.
  95. Довольно часто мне бывает трудно справиться со своими желаниями.
  96. Я часто пытаюсь заглянуть в самого себя и выяснить причины появления своих мыслей и действий.
  97. В детстве я был капризным и раздражительным.
  98. По своим способностям я смогу стать хорошим преподавателем.
  99. Если обсуждается какой-либо вопрос, я одним из первых выражаю свое мнение или соображения.
  100. Я не считаю нужным скрывать свое презрение или отрицательное мнение о ком-либо, о чем-либо.
  101. Иногда мне кажется, что люди догадываются о чем я думаю.
  102. Мне нравится цитировать блестящие или шокирующие высказывания знаменитых людей.
  103. По состоянию ко мне окружающие часто поступают несправедливо.
  104. Я люблю работать не спеша.
  105. Иногда мне говорят, что я вспыльчив.
  106. Меня часто беспокоят мысли о том, что я поступаю не так как надо.
  107. С большим трудом я приспосабливаюсь к новым условиям учебы, жизни и быта.
  108. Мне нравится искать необычные или парадоксальные приемы решения различных задач или вопросов.
  109. Часто я инициатор какого-либо дела.
  110. Я легко теряю терпение с людьми.
  111. У меня бывают периоды, когда я теряю сон из-за волнений.
  112. Очень редко критика и возражения в мой адрес бывают справедливы.
  113. В компаниях я всегда являюсь центром внимания.
  114. Мой вес сильно колеблется  (то худею, то поправляюсь).
  115. Я придерживаюсь пословицы: «Кто спешит, тот людей насмешит».
  116. Если кто-нибудь раздражает меня, я долго могу это терпеть.
  117. Я часто упускаю возможность из-за своей нерешительности.
  118. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.
  119. Меня легко привести в замешательство.
  120. Я люблю поделиться с окружающими своим мнением.
  121. В современной жизни слишком много препятствий и ограничений, которые меня очень раздражают.
  122. Мне часто приходится скрывать свою застенчивость ценой больших усилий.
  123. Я отношусь к тем людям, которые умеют восторгаться или преклоняться перед кем или чем-либо.
  124. В школе у меня конфликты с учителями.
  125. Я человек довольно общительный и веселый.
  126. Довольно часто испытываю потребность в острых ощущениях.
  127. У меня есть мир мечтаний, куда я никого не пускаю.
  128. Я с трудом усваивал школьный материал.
  129. Иногда я чувствую, что кто-то управляет моими мыслями.
  130. Я чувствую себя глубоко одиноким человеком.
  131. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.
  132. Иногда я чувствую такую ярость, что хочется сломать дверь, разбить окно или перевернуть что-либо.
  133. Я часто о чем-либо тревожусь.
  134. Для меня характерно бурное проявление чувств.
  135. Для отдыха я предпочитаю коллективные  игры и развлечения.
  136. Думаю, что я человек обреченный.
  137. Я склонен давать категорические оценки поступкам окружающих.
  138. Я остро и длительно переживаю неприятности.
  139. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
  140. Я склонен давать категорические оценки окружающим.
  141. Иногда я чувству, что близок к нервному срыву.
  142. Обычно я поступаю и говорю быстро, долго не раздумываю.
  143. У меня все кипит внутри, если что-нибудь делаю не по своему.
  144. Склонен  я беспокоится о том, что меня ожидает.
  145. У меня есть такие качества, по которым я определенно превосхожу других людей.
  146. Мне нравится пища, приготовленная из экзотических продуктов.
  147. У меня часто бывают запоры.
  148. Я больше молчу и слушаю, когда нахожусь в обществе.
  149. Мне доставляет удовольствие совершать рискованные поступки ради забавы.
  150. Временами я чувствую себя разбитым.
  151. Иногда у меня появляется навязчивое желание нанести повреждение или себе или окружающим.
  152. Я человек особенный и непонятный для других.
  153. Не люблю много говорить.
  154. Редко, что можно осуществить постепенным и умеренным методом, чаще необходимо применять силу.
  155. Я чувствую себя неудачником, когда слышу об успехах, моих знакомых и товарищей.
  156. Для меня свойственна некоторая капризность.
  157. Считаю, что выбранная профессия мне вполне подходит.
  158. Я высказываю свои мысли так, как они приходят мне в голову, и не стараюсь их сначала «причесать».
  159. У меня часто бывает «мандраж» в руках или по всему телу.
  160. Выполняя какую-либо работу, предпочитаю делать ее самостоятельно, а не в коллективе.
  161. Люди считают меня спокойным и уравновешенным человеком.
  162. Я склонен все принимать слишком близко к сердцу.
  163. У меня бывают приступы раздражительности и тоски.
  164. У меня нет, и наверное, никогда не будет друга.
  165. Я добросовестно и честно ответил на все вопросы

 

     В таблице №2 показаны  связи и взаимоотношения шкал ХАЛ и НПН. Анализ матрицы интеркорреляций показывает, что внутренняя структура вопросника достаточно согласована, объединение утверждений в шкале НПН правомерно, а шкалы ХАЛ обладают достаточной самостоятельностью и независимостью.

 

 

Таблица 2. 

 

 

Матрица интеркорреляций.

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

Экстраинтроверсия

1

0,13

-0,35

-0,01

0,24

-0,07

-0,18

Эксплозивная форма

2

 

0,17

0,47

0,62

0,78

0,20

Психастения

3

   

0,42

0,20

0,41

0,40

Шизоидная форма

4

     

0,52

0,76

0,16

Истерсидная форма

5

       

0,63

0,03

НПН

6

         

0,25

Шкала надежности

7

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ШКАЛ ХАЛ.

 

ЭКСТРАВЕРСИЯ-ИНТРРОВЕРСИЯ

 

Критерии: +2,-7,+13,+18,+29,+35,+40,-45,+51,+56,-62,+72,-78,-83,-88,-95,+99,

-104,+109,-115,+120,+125,+131,+136,+141,-147,-152,-159

 

Признаки: высокие значения свидетельствуют о ярко выраженной устремленности человека в обществе, отсутствии застенчивости, неразборчивости в установлении межличностных контактов, часто переоценивающие свои возможности, низкие значения, говорят о замкнутости, скромности, скованности в отношениях с другими, медлительности, флегматичности.

 

ЭКСПЛОЗИВНАЯ ФОРМА

 

Критерии: +3,+8,+14,+25,+30,+36,+41,+46,+52,+57,+63,+68,-73,+79,+84,-89,

+95,+100,+105,+110,-116,+121,+126,+132,+137,+142,+128,+158,-160

 

Признаки: несоответствие эмоциональных реакций силе и качестве раздражителей, повышенная возбудимость, агрессивность, взрывчатость, легкость, возникновение «срыва» по незначительному поводу, склонность к резкой критике, слабый контроль эмоций и импульсивность действий.

 

ПСИХАСТЕНИЧЕСКАЯ ФОРМА

 

Критерии: +4,+9,+15,+20,-26,+31,+37,+42,+47,+53,+58,+64,+69,+74,+80,+85

+90,+96,+101,+106,+111,+117,+122,+127,+133,+138,+143,+149,+154,+161

 

Признаки: высокая тревожность, нерешительность, неуверенность, легкая ранимость, повышенная чувствительность, быстрая утомляемость, фиксация на неудачах, склонность к сомнениям и самоанализу, застенчивость, робость, пониженная активность.

 

ШИЗОИДНАЯ ФОРМА

 

Критерии: +6,+12,+16,+28,+44,+49,+55,+60,+66,+72,+75,+77,+81,+91,-92,+93,

+102,+108,+124,+129,+130,+135,+144,+145,+150,+151,+157,+162,+163

 

Признаки: необычность и оригинальность мышления, своеобразие логических связей и ассоциаций, эмоциональная холодность, бесцеремонность, замкнутость, трудность в установлении контакта, отгороженность от жизни и дел коллектива, необычность восприятия окружающего.

 

ИСТЕРОИДНАЯ ФОРМА

 

Критерии: +3,-10,+14,+22,-28,+34,+35,+40,+46,+49,+51,+61,+67,+72,+81,+87,

+97,+100,+102,+113,+123,+137,+139,+140,+144,+145,+148,+155,+157

 

Признаки: эгоцентризм, стремление выделиться манерами поведения, внешним видом, жажда признания и оригинальности, театральность поведения, желание быть в центре внимания, внешняя выразительность переживаний, высокие претензии в отношении оценки, результатов своего труда и исключительности положения.

 

ШКАЛА НАПРАВЛЕННОСТИ

 

Критерии: -1,-5,+17,-23,+32,+33,+38,+39,+43,+48,-50,+59,+65,+66,+70,+76,

+77,+82,+86,+87,+91,-98,+135,-156,-164

 

Признаки: отношение к выбранной учительской профессии, желание ей овладеть, оценка своего физического развития, здоровья и способностей в отношении возможности освоить профессию и стать педагогом.

 

ШКАЛА НАДЕЖНОСТИ

 

Критерии: 3-36,4-111,7-159,9-53,13-35,14-57,24-125,30-68,37-80,47-117,

51-131,52-79,74-85,78-94,84-95,89-116,90-154,138-161,147-152

 

Признаки: при высоком показателе по шкале, несовпадение знаков в 9-ти и более парах утверждений, результатов обследования следует считать недостаточными.

 

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ

 

    Понятие нервно-психическая  неустойчивость объединяет в  себе целый ряд предпатологических и частично патологических проявлений особенностей личности, которые предрасполагают  срывы нервной систем и психической деятельности даже при незначительных психических или физических нагрузках.

     Наиболее часто нервно-психическая  неустойчивость проявляется при акцентуациях характера, алкоголизме, наркоманиях и некоторых психических заболеваниях. Основные формы проявления НПН связаны с недостаточной социальной зрелостью, соблюдением моральных норм, требований правил поведения и порядка, нарушениями дисциплины, межличностных отношений и деятельности (трудовой, учебной)  преболезненными и болезненными состояниями.

 

 

ШКАЛА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТИ

 

Критерии: +3,-5,+6,+9,-10,+11,+12,+14,+16,+19,+20,+21,+22,+25,+27,+28,+30,

+32,+33,+34,+36,+39,+43,+44,+46,+49,-50,+53,+54,+55,+57,+58,+59,+60,+61,

+65,+66,+68,+70,+71,+74,+75,+76,+77,+79,+81,+84,+86,+87,+90,+91,-92,+93,

+97,+100,+101,+102,+103,+106,+107,+108,+110,+111,+112,+113,+114,+118,

+119,+121,+123,+124,+127,+128,+129,+130,+132,+134,+137,+138,+139,+140

+142,+144,+145,+146,+148,+149,+150,+151,+153,+154,+155,+157,+158-160

+161,+162,+163

 

Признаки: акцентуации характера, нарушение дисциплинированных и моральных норм поведения, межличностных отношений и профессиональной деятельности, недостаточная социальная зрелость болезненные явления.

 

 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ.

 

     Заключение составляется на основании анализа полученных числовых значений, приведенных к 9-балльной шкале, по каждой акцентуации. При этом учитываются соотношения различных значений, свидетельствующих о степени выраженности той или иной черты характера и их взаимосвязь. В таблице №1 приведены ориентировочные нормативные оценки шкал ХАЛ и НПН применительно к 9-балльной шкале нормального распределения.

   9 баллов по шкале оценивается  как состояние «нервно-психической  неустойчивости», и только после  целенаправленной беседы со специалистом психологом, независимо от результатов других видов профотбора, кандидату выставляется 1У группа психологического отбора. 1У группа психологического отбора выставляется также при 8 баллах НПН и 9 баллах по любой из трех шкал: эксплозитивной психастении и шизоидной.

     Анализ шкал ХАЛ  дает уточняющие характеристики  типа НПН. Степень выраженности  черт характера также оценивается  по 9 бальной шкале. Акцентуированными  считаются крайние значения 1 и 9 баллов, резко выраженными 2 и 8 баллов, заостренными 3 и 7 баллов.

     При подтверждении  во время беседы с кандидатом  отрицательного отношения его  к выбранной профессии по соответствующим  нормам утверждений, в зависимости  от характера ответов, специалист  психолог может выставить кандидату 1У группу, либо доложить председателю комиссии о данном факте.

     Более точное определение  диагностических критериев оценки  ХАЛ и НПН в каждой выездной  комиссии проводится на репрезентативной  выборке и с использованием  закона нормального распределения  применительно к 9 балльной шкале (см. таблицу №1).

 

 

 

Таблица 1

 

 

НОРМАТИВНЫЕ ОЦЕНКИ ШКАЛ ХАЛ И НПН (ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ)

 

 

 

Тип акцентуации

 

Баллы

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

 Х

 

Экстраинтроверсия

 

7 и

 

8-10

 

11-13

 

14-17

 

18-20

 

21-22

 

23-24

 

25-26

 

27 и

 

18

 

5

Эксплозивная форма

 

1

 

2-3

 

4

 

5-6

 

7-9

 

10-13

 

14-17

 

18-21

 

22 и

 

9

 

6

Психастения

 

2 и

 

3-4

 

5-6

 

7-8

 

9-12

 

13-15

 

16-18

 

19-20

 

21 и

 

11

 

5

Шизоидная

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5-6

 

7-8

 

9-10

 

11-14

 

15 и

 

6

 

3

Истероидная

 

4 и

 

5-6

 

7-9

 

10-11

 

12-13

 

14-15

 

16-17

 

18-19

 

20 и

 

12

 

4

навык2.doc

— 27.00 Кб (Скачать файл)

предмет пед пс.doc

— 31.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

пробл развития и обучения.doc

— 31.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Самоконтроль поведения.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Педагогическая психология"