Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 15:41, курс лекций
Психология как наука, ее структура, предмет, задачи.
Психология – это учение о душе; это область знаний о внутреннем мире человека и животных, т.е. наука о психике человека и животных.
Объектом изучения психологии является человек.
Предметом изучения психологии является закономерность формирования функционирования и развития психики людей и животных.
Направленность - проявляется в потребности, интересах идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения.
start="2"Знание, умения, навыки - приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.
start="3"Индивидуально-типологические особенности - проявляются в темпераменте, характере, способностях.
Бихевиоризм - трактует людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.
start="3"Гуманистическая психология - направление персонологии, считает, что человек от природы способен к самоутверждению.
Дайте определение понятий: «человек», «личность», «индивидуальность». Укажите, что эти понятия объединяет и что отличает друг от друга.
start="2"По каким внешним проявлениям личности можно судить об уровне ее развития и общественной ценности?
start="3"Психологи разных направлений по-разному понимают источники активности личности, в чем заключается фрейдистское, неофрейдистское и современное понимание источников активности личности.
start="4"Проанализируйте общую структуру личности.
start="5"Раскройте основные положения гуманистической психологии.
16. Современные концепции психологии личности.
До настоящего времени в психологии не разведены четко два понятия, раскрывающие детерминацию поведения человека: «направленность личности» и «мотивация». Зачастую что приводит к терминологическим проблемам, а также к смешению или нечеткой дифференциации их функций и роли в поведении человека. В современных литературных источниках под направленностью понимается базовое системообразующее свойство личности, интегрирующая основа всей психической деятельности. Понятие «мотивация» используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (система мотивов, целей, намерений, стремлений, и др.), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Понятие направленности не
применяется в зарубежной психологии,
а в основном исследуется содержание мотивационной
сферы: большинство теорий мотивации относятся к
потребностным и целевым. Наиболее
В России дооктябрьский период специальное исследование проблемы мотивации было проведено Л.И.Петражицким /6/, который поставил вопрос об изучении мотивации в целях правильной оценки поведения личности. В этот период А.Ф.Лазурским, в рамках исследования волевых процессов, рассматривались «сила и слабость желаний и влечений», «наклонность к борьбе мотивов», «ясность, определенность желаний» и т.д. /7/. В разработанной ученым программе изучения личности значительное внимание уделялось системе отношений. В «Очерке науки о характерах» (1906) Лазурский рассматривает вопросы устойчивости намерений, способности к внутренней задержке побудительных импульсов. Таким образом, ученым рассматривались личностные аспекты мотивации, что более близко к направленности личности. Высказанные положения не утратили актуальности и в настоящее время.
В исследованиях С.Л.Рубинштейна мотивы рассматривались в связи с конкретными видами деятельности и связывались с общественно-историческим развитием, общественным характером деятельности человека. Ученый, анализируя понятия «мотив» и «направленность личности», понимает под мотивом «более или менее адекватно осознанное побуждение» /8, с.224/. Рубинштейн подчеркивал принципиальное положение о том, что не сами объекты или предметы являются мотивами, а они лишь порождают соответствующие мотивы.
Особый вклад в развитие теории мотивации вложен А.Н.Леонтьевым, который развивал ее в связи с анализом генезиса человеческого сознания. При этом подробно рассматриваются психологические механизмы превращения жизненных факторов в мотивы поведения, процесс усложнения деятельности и развития мотивов. «Термин «мотив» - пишет А.Н.Леонтьев, - мы употребляем не для обозначения переживания потребности, но как обозначающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее» /10, с. 290/. А.Н.Леонтьев вводит понятие личностного смысла деятельности и приходит к выводу о том, что «формирование личности человека находит свое психологическое выражение в развитии ее мотивационной сферы» /9, с.431-432/.
Исследованию вопросов мотивации в личностном плане уделял внимание В.С.Мерлин. В аспекте направленности личности им рассматривались основные побуждения к деятельности и значение при их возникновении убеждений человека /10/.
Б.Ф.Ломов с позиций системного
подхода под мотивационной сферой личности
понимает всю совокупность ее мотивов,
которые формируются и развиваются в течение
ее жизни» /11, с.313/. В целом эта система динамична
и изменяется в зависимости от многих
обстоятельств. Мотивы отличаются разной
степенью устойчивости, одни – доминирующие,
стержневые – прочно сохраняются длительное
время, иногда всю жизнь. Именно в них,
по мнению Б.Ф.Ломова, проявляется направленность
личности. Смена их происходит при существенных изменениях
По А.Г.Ковалеву, мотивационную сферу, как подструктуру личности, составляют не столько актуальные потребности и мотивы, сколько устойчивые латентные мотивационные образования – направленность личности, интересы, мотивационные установки, желания, которые он и многие другие авторы называют потенциальными мотивами /12/.
В.К.Вилюнас
Идеология советского периода долгое время использовала понятие направленности личности в целях нивелирования индивидуальности человека, подчеркивая приоритет коллективистской направленности личности.
М.З. Неймарк экспериментальным путем было показано, что в тех случаях, когда имеет место совпадение доминирующих мотивов на непроизвольном и произвольном (сознательном) уровнях, поведение человека цельно, неконфликтно, не напряжено /14/.
В концепции В.А. Ядова направленность
Мы попытались провести сравнительный анализ этих двух детерминант поведения человека по нескольким параметрам:
1. Анализ структуры. К составляющим направленности личности, согласно разным авторам, относятся: влечения, желания, стремления, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, ценностные ориентации, установки, аттитюды, диспозиции. В структуру мотивации входят потребности, мотивы (мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы), цели, интересы, поведенческие паттерны, диспозиции. Таким образом, содержание направленности и мотивации по большей мере совпадает, однако отличие состоит в том, что направленность составляют те мотивационные линии, которые стали доминирующими в общей системе детерминации поведения.