Лекции по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 15:41, курс лекций

Краткое описание

Психология как наука, ее структура, предмет, задачи.
Психология – это учение о душе; это область знаний о внутреннем мире человека и животных, т.е. наука о психике человека и животных.
Объектом изучения психологии является человек.
Предметом изучения психологии является закономерность формирования функционирования и развития психики людей и животных.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология . Вопросы к зачёту.docx

— 281.18 Кб (Скачать файл)

Индивидуальность каждой личности проявляется в специфических особенностях интеллекта, чувств, воли и других свойств личности.

Понимание природы индивидуальности тесно связано с выявлением роли биологического и социального в личности. Здесь существуют разные подходы.

Биологизаторы считают, что ведущая роль принадлежит биологическим процессам созревания организма, что основные психические свойства как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу.

Пример биогенетической концепции Э. Кречмера - представителя немецкой «конституционной психологии». Разрабатывая проблемы типологии личности на основе типа телосложения, он считал, что между физическим телом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь.

Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности З. Фрейда. Согласно его учению, все поведение человека обусловлено бессознательными биологическими влечениями и инстинктами.

В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Так, согласно теории социализации, человек рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.

Другой концепцией этого ряда служит так называемая теория научения. Согласно ей жизнь личности, ее отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер). На Западе также существуют теория ролей, «теория поля» и т.д. В итоге каждая из них объясняет социальное поведение человека, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться.

Психогенетический подход не отрицает ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. Здесь выделяются следующие течения:

-         концепции, объясняющие поведение главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называет психодинамическими (американский психолог Э. Эринсон);

-         концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнивистскими (Ж. Плаже, Дж. Колли и др.);

- концепции, в центре внимания  которых стоит развитие личности в целом, называют персонологическими (Э. Ипрангер, К. Бюгер, А.Маслар).

Современная психология считает, что личность бисоциальна. Вся психическая деятельность личности определяется единством общих факторов, взаимодополняющих и определяющих друг друга.

Наряду с биологическими и социальными факторами чрезвычайно важное значение имеет активность самой личности. Именно активность обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружающей среде и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни и деятельности.

Основу личности составляет ее структуру, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.

В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности.

Структура личности по С. Л. Рубинштейну:

 Направленность - проявляется в потребности, интересах идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения.

start="2"

 Знание, умения, навыки - приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.

start="3"

 Индивидуально-типологические особенности - проявляются в темпераменте, характере, способностях.

З. Фрейд - основоположник теории и практики психоанализа. Основные положения это теории следующие: источником активности человека являются инстинктивные побуждения, данные ему от рождения, передающиеся по наследству. З. Фрейд выделяет 2 потребности, которые определяют психическую активность человека: «либидо» и «агрессию». Структура личности по З. Фрейду: эго, суперэго и ид.

Новое понимание трактовки бессознательного было предложено неофрейдистами (Н. Юнг, А. Адлер, Э. Фрамм и др.), которые выступили против чрезмерной биологизаторской концепции З. Фрейда, пытаясь социологизировать его учение.

Теории личности

  1. Психоанализ - представляет собой человека как существо, предопределенное биологическими инстинктами.

start="2"

 Бихевиоризм - трактует людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.

start="3"

 Гуманистическая психология - направление персонологии, считает, что человек от природы способен к самоутверждению.

Ярким представителем гуманистической психологии является К. Роджерс, который считает, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям. Доброта свойственна природе человека, и если дать возможность раскрыть врожденный потенциал, он будет развиваться оптимально и эффективно.

Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и реагируется объединяющим мотивом, который охвачен тенденцией актуализации. Эта тенденция ведет к самоактулизации и проявляется в желании достичь или завершить что-то, что сделает жизнь человека более разнообразной и совершенной.

Вопросы:

 Дайте определение понятий: «человек», «личность», «индивидуальность». Укажите, что эти понятия объединяет и что отличает друг от друга.

start="2"

 По каким внешним проявлениям личности можно судить об уровне ее развития и общественной ценности?

start="3"

 Психологи разных направлений по-разному понимают источники активности личности, в чем заключается фрейдистское, неофрейдистское и современное понимание источников активности личности.

start="4"

 Проанализируйте общую структуру личности.

start="5"

 Раскройте основные положения гуманистической психологии.

Глоссарий

Активность - свойство всего живого. Активность личности проявляется в ее сознательных, избирательных действиях.

Индивид - отдельное живое существо, представитель биологического вида.

Индивидуальность - личность в ее своеобразии.

Интерес - одна из форм направленности личности, окрашенная положительной эмоцией, связана с проявлением познавательной потребности.

Личность - человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.

Направленность - совокупность устойчивых мотивов ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий.

Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Самооценка - оценка личностью самого себя.

Уровень притязаний - стремление человека к достижению целей той степени сложности, на которую он считает себя способным.

Ценностные ориентации - система отношений личности к социальным и нравственным нормам общества.

 

 

16. Современные концепции психологии личности.

В современной  психологии не существует единой концепции движущих сил поведения человека. Каждое направление использует свой понятийный аппарат, вследствие чего наблюдается  терминологическая неоднозначность в понимании и толковании основных понятий в области изучения психологии мотивации. В качестве ведущих факторов детерминации человеческого поведения выступают: биологические (в классическом психоанализе); социальные (в неофрейдизме, интеракционизме); внутренние факторы развития (экзистенциальная, гуманистическая психология); когнитивные переменные (в когнитивной психологии) и др.

 

          До настоящего времени в психологии не разведены четко два понятия, раскрывающие  детерминацию поведения человека: «направленность личности» и «мотивация». Зачастую  что приводит к терминологическим проблемам, а также к смешению или нечеткой дифференциации их функций и роли в поведении человека.  В современных литературных источниках под направленностью понимается  базовое системообразующее свойство личности, интегрирующая основа всей психической деятельности.  Понятие «мотивация»   используется   в двояком смысле: как обозначающее систему  факторов, детерминирующих поведение (система мотивов, целей, намерений, стремлений, и др.), и как характеристика процесса, который стимулирует  и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.  Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих  поведение человека, его начало, направленность и активность.

 

        Понятие направленности не применяется в зарубежной психологии, а в основном исследуется содержание мотивационной сферы: большинство теорий мотивации относятся  к потребностным и целевым.  Наиболее  известными  являются теории А.Маслоу, Х.Хекхаузена /1, 2/.  Относительно близким  к нашему пониманию направленности является понятие аттитюда, используемое для обозначения  социальной установки (У.Томас, Ф.Знанецкий, Г. Олпорт и др.) /3,4,5/. Эволюция представлений  ученых заключается в постепенном переходе от чисто биологических подходов, уподобляющих поведение человека животным, -  к осознанию роли  социального окружения, а затем - к единству детерминации и выделению роли «внутренних» личностных факторов поведения.

 

 

 

 В России дооктябрьский период специальное исследование проблемы мотивации было проведено Л.И.Петражицким /6/, который поставил вопрос об изучении мотивации в целях правильной оценки поведения личности. В этот период А.Ф.Лазурским, в рамках исследования волевых процессов, рассматривались «сила и слабость желаний и влечений», «наклонность к борьбе мотивов», «ясность, определенность желаний» и т.д. /7/. В разработанной ученым программе изучения личности значительное внимание уделялось системе отношений. В «Очерке науки о характерах» (1906) Лазурский рассматривает вопросы устойчивости намерений, способности к внутренней задержке побудительных импульсов. Таким образом, ученым рассматривались личностные аспекты мотивации, что более близко к направленности личности. Высказанные положения не утратили актуальности и в настоящее время.

 

         В исследованиях С.Л.Рубинштейна мотивы рассматривались в связи с конкретными видами деятельности и связывались с общественно-историческим развитием, общественным характером деятельности человека. Ученый, анализируя понятия «мотив» и «направленность личности», понимает под мотивом «более или менее адекватно осознанное побуждение» /8, с.224/.  Рубинштейн подчеркивал принципиальное положение о том, что не сами объекты или предметы являются мотивами, а они лишь порождают соответствующие мотивы.

 

        Особый вклад в развитие теории мотивации вложен А.Н.Леонтьевым, который развивал ее в связи с анализом генезиса человеческого сознания. При этом подробно рассматриваются психологические механизмы превращения жизненных факторов в мотивы поведения, процесс усложнения деятельности и развития мотивов. «Термин  «мотив» - пишет А.Н.Леонтьев, - мы употребляем не для обозначения переживания потребности, но как обозначающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее» /10, с. 290/. А.Н.Леонтьев вводит понятие личностного смысла деятельности и приходит к выводу о том, что «формирование личности человека находит свое психологическое выражение в развитии ее мотивационной сферы» /9, с.431-432/.

 

       Исследованию вопросов мотивации в личностном плане уделял внимание В.С.Мерлин. В аспекте направленности личности им рассматривались основные побуждения к деятельности и значение при их возникновении убеждений человека /10/.

 

       Б.Ф.Ломов  с позиций системного подхода под мотивационной сферой личности понимает всю совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение ее жизни» /11, с.313/.  В целом эта система динамична и изменяется в зависимости от многих обстоятельств. Мотивы отличаются разной степенью устойчивости, одни – доминирующие, стержневые – прочно сохраняются  длительное время, иногда всю жизнь. Именно в них, по мнению Б.Ф.Ломова, проявляется направленность личности. Смена их происходит при существенных  изменениях  условий жизнедеятельности личности, ее отношений с обществом.  Другие мотивы – менее устойчивы, более вариативные, эпизодичны, изменчивы, в большей степени зависимы от ситуации.

 

         По А.Г.Ковалеву, мотивационную сферу, как подструктуру личности, составляют  не столько актуальные потребности и мотивы, сколько устойчивые латентные мотивационные образования – направленность личности, интересы, мотивационные установки, желания, которые он и многие другие авторы называют потенциальными мотивами /12/.

 

          В.К.Вилюнас   считает, что «к мотивации относят все то, что побуждает реально совершаемую активность: обобщенные и более конкретные жизненные цели, достижению которых он посвящает свою жизнь» /13/.

 

       Идеология советского периода   долгое время  использовала понятие направленности личности  в целях нивелирования индивидуальности человека, подчеркивая  приоритет коллективистской направленности личности.

 

          М.З. Неймарк экспериментальным путем было показано, что в тех случаях, когда имеет место совпадение доминирующих мотивов на непроизвольном и произвольном (сознательном) уровнях, поведение человека цельно, неконфликтно, не напряжено /14/.

 

        В концепции  В.А. Ядова  направленность  раскрывается посредством введения категории диспозиций – системных образований, регулирующих поведение и деятельность /15/.

 

      Мы попытались провести сравнительный анализ этих двух детерминант поведения человека  по нескольким параметрам:

 

     1. Анализ структуры.  К составляющим направленности личности, согласно разным авторам, относятся: влечения, желания, стремления, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, ценностные ориентации, установки, аттитюды, диспозиции. В структуру мотивации  входят потребности, мотивы (мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы), цели, интересы, поведенческие паттерны, диспозиции. Таким образом, содержание направленности и мотивации  по большей мере совпадает, однако отличие состоит в том, что  направленность составляют те мотивационные линии, которые стали доминирующими в общей системе детерминации поведения.

Информация о работе Лекции по "Психологии"