Лекции по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 03:36, курс лекций

Краткое описание

Согласно распространенным определением, социально-психологическая социализация (от лат. Socialis - общественный) - характеристика это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.
В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что позволяет ей стать дееспособным участником социальных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная психология.doc

— 651.50 Кб (Скачать файл)

Однако сама стратегия  исследования несет на себе черты  принципиальной позиции бихевиоризма (в частности, почти исключается анализ групповых процессов, а сами группы в лучшем случае рассматриваются как диады). Поэтому именно в рамках этого течения меньше всего улавливается "социальный контекст", и социальная психология имеет наименее "социальный" вид.

Психоанализ не получил  столь широкого распространения  в социальной психологии, как бихевиоризм. Однако и здесь есть ряд попыток  построения социально-психологических  теорий. Обычно в этих случаях называют неофрейдизм и, в частности, работы Э.Фромма и Дж.Салливана. Вместе с тем существует и другой ряд теорий, более непосредственно включающих в орбиту социальной психологии идеи классического фрейдизма. Примерами таких теорий являются все теории групповых процессов: теории Л.Байона, В.Бенниса и Г.Шепарда, Л.Шутца. В отличие от бихевиоризма здесь предпринимается попытка уйти от только диадического взаимодействия и рассмотреть ряд процессов в более многочисленной группе. Именно в рамках этого течения зародилась практика создания так называемых Т-групп (т.е. групп тренинга), где используются социально-психологические механизмы воздействия людей друг на друга.

В целом же названные  теории нельзя считать системно реализующими основные идеи психоанализа: скорее всего  они представляют собой так называемый рассеянный психоанализ, т.е. содержат вкрапление его отдельных положений в исследовательскую практику. Ярким примером этого является работа под руководством Т.Адорно "Авторитарная личность", где использована идея фрейдизма о фатальной предопределенности личности взрослого опытом детства для выявления психологических предпосылок появления фашизма. Психоанализ дал толчок и сравнительно новому психологическому течению гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс), которая в значительной степени опирается на теорию и практику групп тренинга и строит на этой основе свою, достаточно разветвленную проблематику. В настоящее время гуманистическая психология претендует на одно из ведущих мест по своей популярности (Петровская, 1983).

Когнитивизм ведет свое начало от гештальтпсихологии и теории поля К.Левина. Исходным принципом здесь является рассмотрение социального поведения с точки зрения познавательных, когнитивных процессов индивида. Бурное развитие когнитивистской ориентации в социальной психологии связано с общим ростом "когнитивных" идей в психологии, в частности со становлением особой отрасли психологического знания, так называемой "когнитивной психологии" (Величковский, 1982). Особое место в когнитивистской социальной психологии имеют так называемые теории когнитивного соответствия, исходящие из положения о том, что главным мотивирующим фактором поведения индивида является потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры. К этим теориям относятся: теория сбалансированных структур Ф.Хайдера, теория коммуникативных актов Т.Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера и теория конгруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбаума. Кроме того, в общем ключе когнитивизма работают такие известные американские исследователи, как Д.Креч, Р.Крачфилд и С.Аш.

Во всех этих теориях  сделана попытка объяснить социальное поведение личности. Однако специфика  основной объяснительной модели –  идея о том, что все поступки и  действия совершаются ради построения связанной, непротиворечивой картины  мира в сознании человека, – делает эту модель крайне уязвимой. Абстрактное "соответствие", достичь которого стремится индивид, никак не связано с противоречиями реального мира.

Вместе с тем когнитивистская  ориентация в настоящее время  получает все более широкое распространение. Это объясняется тем, что в отличие от бихевиористски ориентированной социальной психологии она подчеркивает с особой силой роль и значение "менталистских" образований в объяснении социального поведения человека. Эта позиция не проводится достаточно последовательно, поэтому сам когнитивистский подход попадает в сложный круг противоречий, поскольку подлинно человеческие проблемы как проблемы общественного активно действующего человека здесь не поставлены. Однако внимание к проблемам рационального поведения человека, роли знания для объяснения окружающего мира делают когнитивистскую ориентацию также чрезвычайно популярной и богатой на исследования фундаментальных проблем социальной психологии (Трусов, 1983).

Интеракционизм как  единственная социологическая по происхождению теоретическая ориентация имеет своим источником теорию символического интеракционизма Г.Мида. Однако в современной социальной психологии интеракционизм включает не только развитие идей Мида (что осуществляется в двух школах: чикагской – Г.Блумером и айовской – М.Куном), но и ряд других теорий, объединенных под этим же именем, а именно теорию ролей (Т.Сарбин) и теорию референтных групп (Г.Хаймен, Р.Мертон). В русле интеракционизма развиваются и идеи так называемой социальной драматургии Э.Гофмана. В интеракционизме в большей мере, чем в других теоретических ориентациях, сделана попытка установить именно социальные детерминанты человеческого поведения. Для этого вводится в качестве ключевого понятие "взаимодействие" (откуда и название ориентации), в ходе которого и осуществляется формирование личности. Однако констатацией "взаимодействия" и ограничивается анализ социальных детерминант поведения. Широкий спектр подлинно социальных причин оказывается исключенным из анализа: индивид и здесь по существу не включен в систему общественных отношений, в социальную структуру общества. Поэтому большая "социологичность" интеракционистской ориентации оказывается в значительной степени внешней, коренные методологические проблемы включения "социального контекста" в исследования остаются нерешенными и здесь.

Хотя выделенные здесь  четыре основные теоретические ориентации и имеют различные источники, границы между ними не являются слишком  жесткими. Сегодня особенно характерным  для американской социальной психологии является теоретический эклектизм, который особенно очевиден в практике экспериментальных исследований, когда зачастую в одном и том же исследовании переплетаются различные теоретические ориентации. И это обстоятельство, а также тот факт, что многие экспериментальные работы по-прежнему полностью игнорируют теорию, свидетельствуют лишний раз о явлениях глубокого кризиса, который переживает социальная психология.

Важной чертой современного развития социальной психологии на Западе является развитие критических тенденций по отношению к тому "образу" социальной психологии, который сложился на американской почве со свойственной американской общественной мысли ориентацией на философию позитивизма. Эти критические тенденции развиваются как среди ряда американских и канадских исследователей, так и особенно среди их коллег в странах Западной Европы (Шихирев, 1985). Особое значение при этом приобретают усилия европейских социальных психологов, объединенных в Европейскую ассоциацию экспериментальной социальной психологии (ЕАЭСП). Именно для этого научного сообщества характерна идея необходимости большей ориентации социальной психологии на реальные социальные проблемы и тем самым обеспечение "социального контекста" исследований (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978). Ключевые идеи разработаны в трудах таких видных европейских социальных психологов, как А.Тэшфел (Великобритания) и С.Московичи (Франция) и др. А.Тэшфел видит выход из кризиса для социальной психологии на путях введения в ее проблематику психологии межгрупповых отношений. Ее основой является разработанная Тэшфелом теория социальной идентичности, в рамках которой и рассматривается вопрос о социальной обусловленности осознания человеком себя и своего поведения в социальном мире. С.Московичи является главой французской школы социальной психологии, автором теории "социальных представлений" (Донцов, Емельянова, 1987). Как общий анализ состояния социальной психологии (в частности, американской), предпринятый Московичи, так и разработка теории "социальных представлений" служат все той же, настойчиво проводимой идее: социальная психология может достичь успеха только на путях ее большей "социологизации", т.е. отступления от канонов индивидуальной психологии и усиления меры и степени ее "социальности" – вплетения в ткань реальных проблем общества. Вопросы социальной психологии задает общество, социальная психология лишь отвечает на них, – таково credo Московичи и всей европейской школы социальной психологии (Современная зарубежная социальная психология. Тексты, 1983. С. 217). Такая постановка проблемы представляется особенно близкой позициям этой науки в нашей стране.

 

  1. История развития социальной психологии в нашей стране.

В истории белорусской  психологии 1970—1980-е гг. остались как  один из наиболее плодотворных периодов развития. К концу исследуемого периода около половины всех практикующих в республике психологов являлись дипломированными специалистами. Семь из них были докторами наук. Наряду с традиционными исследованиями стали утверждаться новые, актуальные для того времени изыскания: трудовое воспитание школьников всех возрастов, обучение и воспитание студентов высшей школы, проблемы продуктивной мыслительной активности, вопросы психологической службы и организация её. Большинство психологических исследований диктовались проводимой в тот период реформой и перестройкой средней и высшей школы.

Именно те годы были отмечены проведением в республике научно-теоретических  и научно-практических конференций, в которых приняли участие  ведущие специалисты других регионов страны [1].

Психологи республики работали в тесном контакте с существовавшими  тогда общественными структурами: с Педагогическим обществом БССР и организациями общества «Знание». Кроме того, занятия по психологии были включены в программу отделений  Вечернего Университета при Минском обкоме КПСС. Были существенно укреплены связи с другими региональными отделениями общества психологов. Так, в Киеве состоялась конференция совместно с Украинским отделением (1985 г.), а в Минске прошел совместный семинар молодых психологов о проблемах нравственного воспитания молодёжи (1986 г.). Углубились творческие связи с институтами психологии АН и АПН СССР, результатом чего явилась оригинальная совместная коллективная монография [2], а ряд статей белорусских психологов был включён в научные издания столичных институтов.

Значительная часть  специалистов-психологов была сконцентрирована в педагогических институтах и университетах, что в известной степени предопределило приоритетную роль психолого-педагогических исследований. Однако психология была представлена и в ряде научных учреждений республики. В АН БССР изучались личностные особенности специалистов в проектной деятельности в условиях САПР, включая использование в работе средств и методов автоматизации этой активности. В институте Философии и Права исследовались социально-психологические механизмы включённости личности в идеологический процесс, производство и общественную деятельность (В.И.Секун). В институте языкознания продолжалась разработка прикладных вопросов психологии и психолингвистики, переработкой сенсорной информации (Г.В.Лосик).

В Белорусском госуниверситете  изучались проблемы высшей школы: была завершена работа «Психологические основы эффективности учебной деятельности студентов», группой сотрудников (Р.И.Водейко, Л.А.Гуринович, И.А.Кулак, А.М.Кухарчик, С.П.Цуранова) проведен ряд серьезных исследований (общение в академической группе как фактор, влияющий на успешность этой деятельности; обеспечение различной информационной насыщенностью процесса усвоения; способы воздействия на убеждённость студентов; специфика профессиональной направленности преподавания; оптимизация навыков и умений чтения и др. Результатом исследования Г.М.Кучинского о сущности внутреннего диалога в мышлении, об отношении внешнего и внутреннего диалогов у партнёров общения стало издание монографии [3].

Проблемам обучения и  воспитания в высшей школе посвящены  также монографии М.И.Дьяченко и  Л.А.Кандыбовича [4], Б.А.Бенедиктова  и С.Б.Бенедиктова [5]. Эти работы выполнены  специалистами вузов, в которых проходили подготовка и повышение квалификации руководителей школ. Этой же проблеме была посвящена проведенная в 1982 году в Минске научно-теоретическая конференция «Психология обучения и воспитания в высшей школе».

Психологи НИИ педагогики МП БССР (А.Я.Миленький, Е.С.Рапацевич, Т.М.Савельева,

А.М.Счастная и др.) осуществили  исследования, связанные с формированием  психологической готовности детей  к школе, провели экспериментальную  проверку программ для обучения шестилеток, изучили закономерности овладения русским языком в условиях близкородственного билингвизма, разработали аппаратурные методики исследований и формирования научных понятий у школьников на материале различных предметов, исследовали психологию технического творчества и формирования интереса к учению.

Решению проблем высшей школы было посвящено творчество А.Т.Ростунова, который с позиций  системного подхода рассмотрел четыре основных компонента формирования профессиональной пригодности: профессиональную ориентацию, отбор, профессиональную подготовку и профадаптацию [6].

Психологи Минского института  культуры (М.З.Яновский, С.В.Авдей, А.Б.Каганов, В.Я.Янчук) работали над проблемами психолого-педагогических основ повышения  качества психологической подготовки специалистов. Вопросы психологии музыкального совершенствования изучались в Белорусской консерватории (С.Б.Бенедиктов). В трех технических вузах Минска (БПИ, МРТИ, БИМСХ) психологи работали над обоснованием и созданием методики преподавания курса инженерной психологии. В институте технической кибернетики изучались особенности психофизиологических характеристик труда оператора САПР (Г.Г.Маньшин). Решением перцептивно-логических задач занимались в МРТИ (И.Г.Шупейко).

Ряд важных проблем инженерной педагогики и психологии труда решались сотрудниками Белорусского филиала ВНИИ технической эстетики (рук. И.М.Розет) в контексте эргономического обеспечения художественного конструирования объектов энергетики, медицинской, сельскохозяйственной и электронной техники. Большой интерес представляют также монографии и статьи И.М.Розета, талантливо соединявшего научность содержания своих работ и мастерство их изложения.

Психологи Гродненского университета (рук. С.В.Кондратьева) исследовали  связи гностических, аффективных  и поведенческих компонентов  общения при формировании личности. Особое внимание уделялось при этом проблеме социально-перцептивной регуляции поведения в учебно-воспитательноы процессе.

Информация о работе Лекции по "Социальной психологии"