Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 03:36, курс лекций
Согласно распространенным определением, социально-психологическая социализация (от лат. Socialis - общественный) - характеристика это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.
В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что позволяет ей стать дееспособным участником социальных отношений.
Однако сама стратегия исследования несет на себе черты принципиальной позиции бихевиоризма (в частности, почти исключается анализ групповых процессов, а сами группы в лучшем случае рассматриваются как диады). Поэтому именно в рамках этого течения меньше всего улавливается "социальный контекст", и социальная психология имеет наименее "социальный" вид.
Психоанализ не получил столь широкого распространения в социальной психологии, как бихевиоризм. Однако и здесь есть ряд попыток построения социально-психологических теорий. Обычно в этих случаях называют неофрейдизм и, в частности, работы Э.Фромма и Дж.Салливана. Вместе с тем существует и другой ряд теорий, более непосредственно включающих в орбиту социальной психологии идеи классического фрейдизма. Примерами таких теорий являются все теории групповых процессов: теории Л.Байона, В.Бенниса и Г.Шепарда, Л.Шутца. В отличие от бихевиоризма здесь предпринимается попытка уйти от только диадического взаимодействия и рассмотреть ряд процессов в более многочисленной группе. Именно в рамках этого течения зародилась практика создания так называемых Т-групп (т.е. групп тренинга), где используются социально-психологические механизмы воздействия людей друг на друга.
В целом же названные теории нельзя считать системно реализующими основные идеи психоанализа: скорее всего они представляют собой так называемый рассеянный психоанализ, т.е. содержат вкрапление его отдельных положений в исследовательскую практику. Ярким примером этого является работа под руководством Т.Адорно "Авторитарная личность", где использована идея фрейдизма о фатальной предопределенности личности взрослого опытом детства для выявления психологических предпосылок появления фашизма. Психоанализ дал толчок и сравнительно новому психологическому течению гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс), которая в значительной степени опирается на теорию и практику групп тренинга и строит на этой основе свою, достаточно разветвленную проблематику. В настоящее время гуманистическая психология претендует на одно из ведущих мест по своей популярности (Петровская, 1983).
Когнитивизм ведет свое начало от гештальтпсихологии и теории поля К.Левина. Исходным принципом здесь является рассмотрение социального поведения с точки зрения познавательных, когнитивных процессов индивида. Бурное развитие когнитивистской ориентации в социальной психологии связано с общим ростом "когнитивных" идей в психологии, в частности со становлением особой отрасли психологического знания, так называемой "когнитивной психологии" (Величковский, 1982). Особое место в когнитивистской социальной психологии имеют так называемые теории когнитивного соответствия, исходящие из положения о том, что главным мотивирующим фактором поведения индивида является потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры. К этим теориям относятся: теория сбалансированных структур Ф.Хайдера, теория коммуникативных актов Т.Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера и теория конгруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбаума. Кроме того, в общем ключе когнитивизма работают такие известные американские исследователи, как Д.Креч, Р.Крачфилд и С.Аш.
Во всех этих теориях
сделана попытка объяснить
Вместе с тем когнитивистская
ориентация в настоящее время
получает все более широкое распростране
Интеракционизм как единственная социологическая по происхождению теоретическая ориентация имеет своим источником теорию символического интеракционизма Г.Мида. Однако в современной социальной психологии интеракционизм включает не только развитие идей Мида (что осуществляется в двух школах: чикагской – Г.Блумером и айовской – М.Куном), но и ряд других теорий, объединенных под этим же именем, а именно теорию ролей (Т.Сарбин) и теорию референтных групп (Г.Хаймен, Р.Мертон). В русле интеракционизма развиваются и идеи так называемой социальной драматургии Э.Гофмана. В интеракционизме в большей мере, чем в других теоретических ориентациях, сделана попытка установить именно социальные детерминанты человеческого поведения. Для этого вводится в качестве ключевого понятие "взаимодействие" (откуда и название ориентации), в ходе которого и осуществляется формирование личности. Однако констатацией "взаимодействия" и ограничивается анализ социальных детерминант поведения. Широкий спектр подлинно социальных причин оказывается исключенным из анализа: индивид и здесь по существу не включен в систему общественных отношений, в социальную структуру общества. Поэтому большая "социологичность" интеракционистской ориентации оказывается в значительной степени внешней, коренные методологические проблемы включения "социального контекста" в исследования остаются нерешенными и здесь.
Хотя выделенные здесь четыре основные теоретические ориентации и имеют различные источники, границы между ними не являются слишком жесткими. Сегодня особенно характерным для американской социальной психологии является теоретический эклектизм, который особенно очевиден в практике экспериментальных исследований, когда зачастую в одном и том же исследовании переплетаются различные теоретические ориентации. И это обстоятельство, а также тот факт, что многие экспериментальные работы по-прежнему полностью игнорируют теорию, свидетельствуют лишний раз о явлениях глубокого кризиса, который переживает социальная психология.
Важной чертой современного развития социальной психологии на Западе является развитие критических тенденций по отношению к тому "образу" социальной психологии, который сложился на американской почве со свойственной американской общественной мысли ориентацией на философию позитивизма. Эти критические тенденции развиваются как среди ряда американских и канадских исследователей, так и особенно среди их коллег в странах Западной Европы (Шихирев, 1985). Особое значение при этом приобретают усилия европейских социальных психологов, объединенных в Европейскую ассоциацию экспериментальной социальной психологии (ЕАЭСП). Именно для этого научного сообщества характерна идея необходимости большей ориентации социальной психологии на реальные социальные проблемы и тем самым обеспечение "социального контекста" исследований (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978). Ключевые идеи разработаны в трудах таких видных европейских социальных психологов, как А.Тэшфел (Великобритания) и С.Московичи (Франция) и др. А.Тэшфел видит выход из кризиса для социальной психологии на путях введения в ее проблематику психологии межгрупповых отношений. Ее основой является разработанная Тэшфелом теория социальной идентичности, в рамках которой и рассматривается вопрос о социальной обусловленности осознания человеком себя и своего поведения в социальном мире. С.Московичи является главой французской школы социальной психологии, автором теории "социальных представлений" (Донцов, Емельянова, 1987). Как общий анализ состояния социальной психологии (в частности, американской), предпринятый Московичи, так и разработка теории "социальных представлений" служат все той же, настойчиво проводимой идее: социальная психология может достичь успеха только на путях ее большей "социологизации", т.е. отступления от канонов индивидуальной психологии и усиления меры и степени ее "социальности" – вплетения в ткань реальных проблем общества. Вопросы социальной психологии задает общество, социальная психология лишь отвечает на них, – таково credo Московичи и всей европейской школы социальной психологии (Современная зарубежная социальная психология. Тексты, 1983. С. 217). Такая постановка проблемы представляется особенно близкой позициям этой науки в нашей стране.
В истории белорусской психологии 1970—1980-е гг. остались как один из наиболее плодотворных периодов развития. К концу исследуемого периода около половины всех практикующих в республике психологов являлись дипломированными специалистами. Семь из них были докторами наук. Наряду с традиционными исследованиями стали утверждаться новые, актуальные для того времени изыскания: трудовое воспитание школьников всех возрастов, обучение и воспитание студентов высшей школы, проблемы продуктивной мыслительной активности, вопросы психологической службы и организация её. Большинство психологических исследований диктовались проводимой в тот период реформой и перестройкой средней и высшей школы.
Именно те годы были отмечены проведением в республике научно-теоретических и научно-практических конференций, в которых приняли участие ведущие специалисты других регионов страны [1].
Психологи республики работали
в тесном контакте с существовавшими
тогда общественными
Значительная часть
специалистов-психологов была сконцентрирована
в педагогических институтах и университетах,
что в известной степени
В Белорусском госуниверситете
изучались проблемы высшей школы: была
завершена работа «Психологические
основы эффективности учебной
Проблемам обучения и воспитания в высшей школе посвящены также монографии М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбовича [4], Б.А.Бенедиктова и С.Б.Бенедиктова [5]. Эти работы выполнены специалистами вузов, в которых проходили подготовка и повышение квалификации руководителей школ. Этой же проблеме была посвящена проведенная в 1982 году в Минске научно-теоретическая конференция «Психология обучения и воспитания в высшей школе».
Психологи НИИ педагогики МП БССР (А.Я.Миленький, Е.С.Рапацевич, Т.М.Савельева,
А.М.Счастная и др.) осуществили исследования, связанные с формированием психологической готовности детей к школе, провели экспериментальную проверку программ для обучения шестилеток, изучили закономерности овладения русским языком в условиях близкородственного билингвизма, разработали аппаратурные методики исследований и формирования научных понятий у школьников на материале различных предметов, исследовали психологию технического творчества и формирования интереса к учению.
Решению проблем высшей школы было посвящено творчество А.Т.Ростунова, который с позиций системного подхода рассмотрел четыре основных компонента формирования профессиональной пригодности: профессиональную ориентацию, отбор, профессиональную подготовку и профадаптацию [6].
Психологи Минского института культуры (М.З.Яновский, С.В.Авдей, А.Б.Каганов, В.Я.Янчук) работали над проблемами психолого-педагогических основ повышения качества психологической подготовки специалистов. Вопросы психологии музыкального совершенствования изучались в Белорусской консерватории (С.Б.Бенедиктов). В трех технических вузах Минска (БПИ, МРТИ, БИМСХ) психологи работали над обоснованием и созданием методики преподавания курса инженерной психологии. В институте технической кибернетики изучались особенности психофизиологических характеристик труда оператора САПР (Г.Г.Маньшин). Решением перцептивно-логических задач занимались в МРТИ (И.Г.Шупейко).
Ряд важных проблем инженерной педагогики и психологии труда решались сотрудниками Белорусского филиала ВНИИ технической эстетики (рук. И.М.Розет) в контексте эргономического обеспечения художественного конструирования объектов энергетики, медицинской, сельскохозяйственной и электронной техники. Большой интерес представляют также монографии и статьи И.М.Розета, талантливо соединявшего научность содержания своих работ и мастерство их изложения.
Психологи Гродненского университета (рук. С.В.Кондратьева) исследовали связи гностических, аффективных и поведенческих компонентов общения при формировании личности. Особое внимание уделялось при этом проблеме социально-перцептивной регуляции поведения в учебно-воспитательноы процессе.