Лекции по "Социальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 03:36, курс лекций

Краткое описание

Согласно распространенным определением, социально-психологическая социализация (от лат. Socialis - общественный) - характеристика это процесс вхождения индивида в общество, социализации личности активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе.
В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что позволяет ей стать дееспособным участником социальных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная психология.doc

— 651.50 Кб (Скачать файл)

Основная функция эмоционально-оценочных  отношений в детской и подростковой группе — осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения — симпатии, антипатии, дружеские привязанности и пр. Они возникают в онтогенезе довольно рано.

Личностно-смысловые  отношения — это взаимосвязи  в группе, при которых мотив  одного ребенка приобретает личностный смысл для других сверстников. При этом другие начинают пережирать интересы и ценности этого ребенка как свои собственные, ради которых они, принимая различные социальные роли, действуют. Личностно-смысловые отношения особенно ярко проявляются в тех случаях, когда во взаимоотношениях с окружающими ребенок берет на себя роль взрослого и действует согласно ей.

Межличностные отношения ребенка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, характеризуются возрастной динамикой. Так, дошкольники в играх И в реальной жизни, общаясь со сверстниками, воспроизводят отношения взрослых, реализуют нормы и ценности, усвоенные в общении со взрослыми. Основания для межличностных отношений у младших школьников иные, рем в группах дошкольников: предпочтения в выборе товарищей определяются в наибольшей степени успехами или неудачами в учебе, при этом ориентир делается на мнение учителя. У младших школьников появляются первые признаки взаимоотношений по интересам, что служит основой формирования неформальных групп. Для подростков наиболее важным в межличностных отношениях становится соответствие экспектациям, т.е. ожиданиям. Поэтому особую ценность приобретают такие качества личности, как смелость, сообразительность, умение понять товарища и помочь ему. Подросток сам готов оказать поддержку сверстнику, но и от него ждет .помощи. Для него общение со сверстниками — это самостоятельная и значимая сфера жизни. Психологи считают, что потребность обрести индивидуальность и добиться ее признания окружающими, быть похожим на взрослого является преобладающей в подростковом возрасте.

Именно поэтому неформальные группы, объединенные общностью интересов и взаимными симпатиями, для подростка приобретают особую притягательность. Иногда личностные качества подростка, которые высоко ценятся в одной группе, отвергаются в другой, отличающейся иными ценностными ориентациями. Расхождения между взглядами подростка на себя и отношением к себе, неуспех в общении толкают его на поиск группы, где он может утвердить себя в ином качестве. Как правило, это неформальные группы, в которых нередко доминирует асоциальная направленность. Из множества сфер общения подростком выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях. Выявление этой референтной группы помогает педагогу понять, кто оказывает наибольшее влияние на психологический климат класса. Опора на авторитет «значимого круга общения» усиливает эффект целенаправленной социализации воспитания.

В раннем юношеском возрасте социальная среда, с которой взаимодействуют школьники, расширяется. Это обусловлено их стремлением к личностному и профессиональному самоопределению. Общение со сверстниками является условием их становления, их «взрослости», дифференцированного и избирательного строительства деловых и личностных взаимодействий. Принадлежность к группе способствует приобретению независимости от взрослых и порождает ощущение психологической защищенности со стороны сверстников. В этом возрасте потребность в признании сверстниками ощущается особенно остро. Если в ориентациях подростков преобладают ценности товарищества и взаимопомощи, то в старшем школьном возрасте больше всего ценится взаимопонимание.

Общества сверстников  младшего и подросткового возраста, являясь моделями взрослого общества, отражают не только его позитивные стороны, но и негативные тенденции, иногда в гипертрофированном виде. Именно здесь дети и подростки усваивают нормы единой или двойной морали, свойственной взрослым. При этом они быстрее и легче осваиваются в меняющихся социальных реалиях (отношения к заработку, деньгам, предпринимательству и т.д.). А.В. Мудрик отмечает, что современные подростки и юноши значительно автономнее, чем ранее.

Детская субкультура, носителем  которой является детское сообщество, занимает особое место в общечеловеческой культуре. Она выполняет функции первичной социализации ребенка. В детском фольклоре, например, содержится особый кодекс поведения, регулирующий взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми. К проявлениям подростковой и юношеской субкультуры относятся попытки создания новых норм социального действия, которые должны быть приняты и должны быть поняты педагогом. Подростково-юношеская субкультура выполняет не только социализирующую функцию, но и конструктивно-творческую, поскольку ее явления непосредственно включены в жизнь общества и определяют некоторые формы ее развития, факторы, отделяющие подростково-юношескую субкультуру от мира взрослых, связаны с противоречивостью норм взрослой жизни, резкими культурными и технологическими изменениями, одиночеством, противоречивым влиянием средств массовой коммуникации, неустойчивостью социальной среды. В таких условиях группы подростков и юношей тяготеют к различным формам контркультурного движения и отклоняющегося поведения, которые в современном обществе приобретают характер усиливающейся тенденции.

Таким образом, основа общества сверстников — неформальные (приятельские и дружеские) группы, куда входят практически все дети, подростки и юноши. Чем старше школьник, тем сильнее его потребность в таких группах. В них он получает действительную или мнимую, но неосознаваемую возможность самореализации. При этом внутренняя (сущностная) самореализация проявляется в самоощущении себя равным, принятым и поэтому значимым для других. Внешняя самореализация направлена на то, чтобы быть таким, как все, соответствовать стандартам моды, поведения.

 

  1. Роль этноса и природной среды в процессе социализации личности.

Этнос  традиционно  относят к мезофакторам социализации.

Известно,  что современное человечество очень многообразно по своему составу. За рубежом исследования проблемы социализации детей в разных этнических условиях уводятся уже давно. В России вплоть до 30-х гг. она также занимала достойное место среди социологических и психологических проблем. В наши дни данная проблема вновь становится одной из самых актуальных.

Под этносом понимается «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными  особенностями культуры (включая  язык) и психического склада, а также  сознанием своего единства и отличия от других подобных образований». Этническая или национальная принадлежность чека определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. Каждый этнос мест специфические особенности, совокупность которых образует его национальный характер, или психический склад, которые проявляются в национальной культуре. Этнопсихологи выделяют такие различия, например, в характере и традициях труда людей, в особенностях быта, представлениях о семейных взаимоотношениях и взаимоотношениях с другими людьми, о добре и зле, красивом и некрасивом и т.п. Нужно иметь в виду, что этнические особенности характеризуют не отдельного человека, а многочисленные группы — нации. Они формируются в течение веков и даже тысячелетий под влиянием природно-географической среды, экономических, социальных, религиозных и других обстоятельств. Наиболее очевидно этнические особенности проявляются на уровне Обыденного сознания. Например, американцы называют друг друга по имени, но это еще не означает, что они находятся в дружеских отношениях, как это принято у европейцев; пунктуальность как черта личности имеет высокую оценку у немцев, но мало значима для испанцев и еще меньше для жителей стран Латинской Америки.

Этнос как фактор социализации подрастающих поколений нельзя игнорировать, но не следует и абсолютизировать его влияние. Так, при сравнительном изучении воспитания в многочисленных, не похожих друг на друга культурах, обнаружилось следующее: во всех стремились воспитывать одни и те же черты, у детей одного и того же пола. У мальчиков основное внимание уделялось развитию самостоятельности и стремления к успеху, у девочек — чувства долга, заботливости и покорности; но в некоторых обществах шаблоны воспитания иные, мужчины и женщины ведут себя иначе. Доказано, что все народы стремятся воспитывать своих детей трудолюбивыми, смелыми, честными, Различия заключаются в том, каким образом осуществляются социализация и воспитание детей, Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные (биофизические), т.е. способы физического развития детей (вскармливание ребенка, характер питания, спортивные занятия, охрана здоровья детей и др.) и ментальные (духовные). На социализацию подрастающего поколения, считает А.В. Мудрик, большое влияние оказывает и духовный склад этноса, который рядом ученых обозначается как менталитет и который формируется в специфических социокультурных условиях жизни того или иного народа. Именно витальные и в особенности ментальные проявления этноса затрудняют вхождение людей в новую этническую группу. Специальными исследованиями установлено, что вхождение в новую этническую группу, в новую культуру сопровождается неприятными чувствами дискомфорта, отверженности, потери статуса, друзей, снижением уверенности в себе, депрессией, тревожностью, раздражительностью, психосоматическими расстройствами.

Наряду с негативными имеют  место и позитивные следствия перехода в новую этническую группу, например, когда в новой этнической группе складываются благополучные условия для саморазвития и личностного роста. На смену дискомфорту может прийти адаптация, принятие новых ценностей, новых социальных установок, новых моделей поведения, которые в совокупности могут обеспечить условия для личностного роста. Время адаптации и степень выраженности «культурного шока» зависят от многих показателей, в том числе от индивидуальных различий (личностных и демографических); от готовности к переменам и знания языка, культуры, условий жизни; индивидуального опыта пребывания в инокультурной среде; степени сходства и различия между культурами и др.

Непосредственный контакт между  двумя или более этническими  или культурными группами называется аккультурацией, т.е. изменением социальных установок (аттитюдов), ценностных ориентации, ролевого поведения тех людей, чья группа подвергается коллективной аккультурации. Успешное приспособление «чужака», его благополучие и душевное здоровье зависят от умения снять «шок перехода» в новую культурную среду.

Выделяют различные  виды последствий межкультурных контактов (С. Бокнер, 1982); 1) геноцид — уничтожение противостоящей группы; 2) ассимиляция — постепенное добровольное или принудительное принятие обычаев, верований доминирующей группы вплоть до полного растворения в ней; 3) сегрегация — курс на раздельное развитие групп; 4) интеграция — сохранение группами своей культурной идентичности при объединении в единое целое сообщество на новом значимом основании. Такая классификация межкультурных контактов объясняет и их результаты. Человек либо «отбрасывает» собственную культуру в пользу чужой («перебежчик»), либо чужую в пользу собственной («шовинист»). «Маргинал» колеблется между двумя культурами, испытывая внутриличностный конфликт, путается в идентичности и в итоге не удовлетворяется требованиями ни одной из культур. Последний тип — «посредник» — синтезирует обе культуры, являясь их связующим звеном.

Таким образом, успешная адаптация не всегда представляет собой  ассимиляцию с чужой культурой  и приспособление к новой среде. Индивид, хорошо приспособленный к жизни в 
новом обществе, вместе с тем может удовлетворить потребности своей этнической или культурной группы, овладеть богатствами еще одной культуры без ущерба для ценности собственной. 

В сфере общественной психологии выделяется особый класс явлений, отличающих одну общность от другой и называемых менталитетом. Менталитет — это совокупность установок и предрасположений индивида иди социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Менталитет воспринимается человеком с раннего детства. Его влияние первоначально происходит в процессе усвоения родного языка. Язык народа отражает его историю, жизнедеятельность, восприятие мира, мировоззрение, культуру, влияет на склад мышления, на систему ценностей.

 

  1. Социализация личности в свете идей Л.С. Выготского.

Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает  переход к трактовке социальной среды не как "фактора", а как "источника" развития личности.

В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения др. сменяются критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований.

 

  1. Общая характеристика зарубежных подходов к изучению личности.

1. Биогенетический подход ставит в основу развития Личности биологические созревания организма. Особенно ярко биологизм выступает в трактовке Личности Фрейдом. Согласно его учению все поведение Личности обусловлено биологическими влечениями, инстинктами и в первую очередь сексуальными влечениями (об этом говорил и Адлер: развитие Личности ребенка осуществляется через его идентификацию с родителями. Это делает его социализированным и нравственным). У развивающегося ребенка постоянный конфликт между бессознательными влечениями и социально усваиваемыми нормами.

2. Социогенетический подход – человек, рождаясь биологической особью, становится Личностью благодаря воздействию социальных условий жизни. Решающее значение отводится общению, психологическому взаимопониманию, в то время, как экономико-политические отношения людей и их влияние на Личности не учитываются (Дюркгейм).

Психоанализ. З.Фрейд: личность включает в себя 3 структурных компонента: Ид (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго (рациональная часть личности, принцип реальности), Супер-Эго (формируется последним, это моральная сторона личности). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии: оральная, анальная, фаллическая (комплексы: Эдипов, Электры), латентная, генитальная. Зрелая личность - способная и стремящаяся работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека "ради него самого".

Индивидуальная  психология. А.Адлер: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство (или стремление к власти). Такие импульсы присутствуют в каждом человеке. Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). На формирование личности влияет порядок рождения. Последний конструкт личности - социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности - показатель психологического здоровья.

Информация о работе Лекции по "Социальной психологии"