Лидерство как феномен группового развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – определение лидерства как феномена группового развития
В соответствии с целью данной работы поставлены следующие задачи:
- изучение литературы, в которой рассматриваются проблемы лидерства;
- определение роли лидера в руководстве социальными группами;
- сформировать представление о личности лидера, о его влиянии на социальную группу и самое главное определит набор тех или иных качеств, которые делают человека лидером.

Содержание

Введение……………...………………………………………………...…………3
1. Основы деятельности лидера…………………………………………...6
1.1 Типы лидерства………………………………………………….6
1.2 Компоненты лидерства……………………………………….11
2. Теория происхождения лидерства…………………………………..13
2.1 Теория черт……………………………………………………13
2.2 Ситуационная теория лидерства…………………………….15
2.3 Системные теории лидерства………………………………….17
3. Лидерство в социальном служении………………………………….20
3.1 Руководство и лидерство…………………………………….25
Заключение……………………………………………………......28
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 75.86 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

Социальная  психология

Тема: Лидерство  как феномен группового развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 г. 
Содержание

Введение……………...………………………………………………...…………3

1. Основы  деятельности лидера…………………………………………...6

1.1 Типы лидерства………………………………………………….6

1.2 Компоненты лидерства……………………………………….11

2. Теория  происхождения лидерства…………………………………..13

2.1 Теория черт……………………………………………………13

2.2 Ситуационная теория лидерства…………………………….15

2.3 Системные теории лидерства………………………………….17

3. Лидерство в социальном служении………………………………….20

3.1 Руководство  и лидерство…………………………………….25

Заключение……………………………………………………......28

Список литературы………………………………………………31

Глоссарий………………………………………………………….32

 

Введение

 

 В последние время все чаще появляются такие понятия как «лидер», «лидерство», «имидж лидера», «руководитель-лидер» ...

 Со времен Плутарха выходят работы исторического и историографического плана, посвященные анализу роли выдающихся личностей в историческом процессе. Феномен лидерства интересовал и продолжает интересовать многих ученых, среди которых были: Аристотель, Макиавелли, Вебер, Фрейд. От Платона и Аристотеля до «Философии права» Гегеля различные аспекты лидерства рассматривались в контексте познания природы и сущности власти.

 Слово лидер происходит от английского leader, что означает ведущий, руководитель. Это понятие в разных словарях трактуется как «вождь», «глава», «лицо, идущее впереди», «руководитель», «первый» в чем-либо.

 «Лидерство можно рассматривать как естественный социально-психологический процесс в группе, построенной под влиянием личного авторитета человека на поведение членов этой группы. Если рассматривать лидерство как процесс, то в его основе заложена способность лидеров притягивать к себе людей, вызывая чувство восхищения, обожания, поклонения, а нередко – страха».

 С давних времен общество знает три способа выдвижения лидеров, вождей: борьба за лидерские позиции насильственными методами — это война; второй — упорядоченное наследование по признакам родства, старшинства, святости, преемственности; третий - выборы по законам демократии, древней и примитивной или же современной, сложной и изощренной.

 Kаждый коллектив является социальным феноменом, поскольку является целостным и самостоятельным организмом – малой социальной группой.

 Любая малая социальная группа обладает определенными социально-психологическими характеристиками, качество которых непосредственно определяет ее социальную эффективность – как деловую, так и духовную.

 При формировании социальных групп, выдвигается лидер. Ему присущи черты и социального лидера, и политического он должен выступать как объединитель коллектива, защитник его интересов, организатор его деятельности.

 Лидер поддерживает непосредственную связь между коллегами и администрацией, исполнительной и законодательной властью, органами местного самоуправления.

 Лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. В теории неоднократно возникает вопрос: «лидерами рождаются» или «лидерами становятся». Некоторые, действительно обладают способностями лидера, других же при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта лидера можно «создать» и сформировать.

 Можно ли управлять своей жизнью, выбирать, реализовывать свои потребности и желания или же нам придется всё время за кем-то идти?

 Тем  самым, можно будет определить, являются ли эти качества врожденными или нет и в зависимости от этого (если они всё-таки поддаются корректировки) сформировать эти качества в любом другом человеке.

 Задача социального становления молодежи стала особенно важна для общества. Именно молодые люди должны готовить себя к новым социальным отношениям, учиться умению преодолевать и разрешать конфликты в обществе, развивать общественные процессы в позитивном русле, объективно приносить пользу обществу, утверждать идеи мира, добра, справедливости, совершенствоваться и саморазвиваться. Формирование лидеров в обществе - не стихийный процесс, его можно и нужно организовать, и это необходимо делать в процессе обучения и воспитания. Важно, чтобы сегодняшняя молодежь - будущие лидеры XXI века, которые станут управлять государством на разных уровнях, - владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешного развития общества и государства.

 Лидер молодежного объединения - человек, ведущий за собой своих товарищей, друзей, членов своего объединения.

Он лучше  других понимает, что и как нужно  делать, чтобы жизнь в детском  объединении была интересной, насыщенной, разнообразной.

 Лидер всегда организатор. Но чтобы хорошо организовать других, лидер сам должен быть высокоорганизованным человеком. Предлагаемый ниже материал поможет юным лидерам в овладении такими умениями.

 Цель данной работы – определение лидерства как феномена группового развития

 В соответствии с целью данной работы поставлены следующие задачи:

- изучение  литературы, в которой рассматриваются  проблемы лидерства;

- определение  роли лидера в руководстве социальными группами;

 - сформировать представление о личности лидера, о его влиянии на социальную группу и самое главное определит набор тех или иных качеств, которые делают человека лидером.

 

 

1. Основы деятельности  лидера

 

1.1 Типы лидерства

 

Существуют  множество аспектов лидерства, которые  определяют многообразие его типологии. Чаще всего и часто применяется  выделение его трех типов, которые  называют ролями лидера:

 1. Деловое лидерство характерно для групп, которые возникают на основе производственных целей. В основе его лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.

 2. Эмоциональное лидерство бывает т в социально-психологических группах, в его основе человеческие симпатии, притягательность межличностного общения. Лидер излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта, вызывает доверие.

Ситуативное лидерство по своей природе может быть и деловым, и эмоциональным. Его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией Он может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.

 Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера: лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции); лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи); лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); лидер- эрудит (отличается обширностью знаний); лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом,идеалом); лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

 В основу типология лидерства, предложенная проф. Б.Д. Прыгиным легли три различных критерия: по содержанию; по стилю; по характеру деятельности лидера.

 По содержанию: лидеров-вдохновителей, разрабатывает и предлагает программу поведения; лидеров-исполнитель, организует выполнения уже заданной программы лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.

 По стилю различают:

 Авторитарный  лидер требует монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения.

 Его главное оружие – «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха

 Авторитарный  стиль экономит время и дает возможность предсказать результат, но при его использовании подавляет инициативу последователей, и превращает их в пассивных исполнителей.

 Демократический стиль, по мнению большинства исследователей.

 Является более предпочтительным. Эти лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы.

 Они организуют участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества.

При этом стиле усиливаются личные обязательства по выполнению работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.

 Пассивный стиль характеризуется отсутствие похвалы, порицаний, предложений. Такой лидер старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Его установка по возможности незаметное пребывание в стороне. Он избегает конфликты с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы. Такой стиль позволяет начать дело более компетентным подчиненным без его вмешательства. В этом случае группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства.

По характеру  деятельности различают:

универсальный тип, который постоянно проявляющий лидерские качества;

ситуативный, который проявляет качества лидера лишь в определенной ситуации.

 В жизни современного общества можно выделить два психологических аспекта: влияние отдельного человека на социальные и политические процессы, в которые данный человек включается, и возможность влияния групп людей на социальные и политические изменения в обществе.

 Властвующие лидеры делятся условно на два подтипа: эгоцентрический и социоцентрический. Эгоцентрический тип лидера ориентирует власть на себя, рассматривая ее как инструмент компенсации неполноценности, изначальных физических или психологических недостатков личности, которые мобилизовали ее набольшие достижения (эта идея высказывалась 3. Фрейдом, Лассауэллом). Некоторые авторы считают такую точку зрения узкой, не отражающую всей сложности жизни. Власть может рассматриваться эгоцентриком и как средство получения материальных и нематериальных благ /слава, престиж, популярность, доступ к высшим слоям общества и др./ и как способ господства над другими, получение удовольствия от чьей-то зависимости по отношению к себе.

 Смысл деятельности социометрического подтипа властвующего лидера — служение Родине, выполнение общественного долга.

 В «чистом» виде оба подтипа почти не встречаются. Можно одновременно служить Отчизне, народу и испытывать желание прославиться, разбогатеть.

 Особенно заметна и значима роль лидера в переломные, переходные моменты развития страны. В этот период события, темпы, формы и сроки преобразований носят личностный характер. В такие периоды власть перестает быть анонимной, возрастает личная ответственность лидера перед обществом за принятие решений и результаты деятельности.

 На переломных этапах общественной жизни активизируется популистский тип лидера. Он является кумиром «толпы», умеющий добиться от нее поддержки и доверия. Политический эффект достигается, как правило, при помощи использования сиюминутных средств. Подобный тип лидера имеет в России довольно широкое распространение и признание. Этот феномен связан с рядом особенностей экономического, политического, культурного развития страны, с ее традициями, уникальностью русского национального характера, со специфическим российским менталитетом.

 Под менталитетом понимается: особенности мышления и его своеобразие, эмоциональные и ценностные ориентации, коллективная психология, образ мышления человека и коллектива людей. Менталитет не только «призма», сквозь которую человек воспринимает мир, но менталитет управляет самим мышлением не только одного человека, но и целой группы. Мышление помогает человеку познавать мир, а менталитет — это восприятие мира, его истолкование.

 1. «Соверен», или «патриархальный повелитель» выступает в образестрогого, но любимого отца, он способен внушить человеку уверенность в себе, вытеснив отрицательные эмоции; основанием для его выдвижения является любовь.

 2. «Вожак» — в таком лидере люди видят выражение своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту; личность лидера является носителем этих стандартов, ему стараются подражать.

 3.«Тиран» — внушает окружающим его людям чувство повиновения, страха, его считают сильным; лидер-тиран — доминирующая, авторитарная личность, его боятся чаще всего, ему подчиняются

 4. «Организатор» - лидер данного типа выступает, как сила для поддержания «Я-концепции» и удовлетворения потребности каждого, снимает чувство тревоги, вины; такой лидер пользуется уважением.

 5. «Соблазнитель» — играет на слабостях других, ему удается снимать конфликты, эмоциональное напряжение; у него много недостатков, но «соблазнителя» обожают, не замечая их.

Информация о работе Лидерство как феномен группового развития