Личностные особенности творческого человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

В качестве объекта исследования нами были взяты такие психические свойства, как творческие способности и структурные элементы характера.
Задачи работы данной работы:
раскрыть понятие творчество как деятельность;
раскрыть понятие «творческая личность» и факторы, влияющие на ее формирование;
рассмотреть личностные особенности как психические свойства: творческие способности и личностные черты;
обобщить диагностику творческих способностей и методологические подходы к их выявлению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ТВОРЧЕСТВО И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОНЯТИЕ «ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ» И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАК ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА: ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ
ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИХ ВЫЯВЛЕНИЮ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 65.33 Кб (Скачать файл)

Проблема  номер два повторяет проблему номер один, добавляя к ней вопрос об иерархии и относительной значимости различных характерных особенностей личности как внутренних стимулов развития одаренности и составляющих ее структурных образований.

Есть  две точки зрения: талант - это  болезнь, талант - это максимальное здоровье.

Цезарь  Ломброзо характеризует гениев как людей одиноких, холодных, равнодушных к семейным и общественным обязанностям.

Гениальный  человек всегда болезненно чувствителен, в частности плохо переносит  колебания погоды. У них наблюдаются  резкие спады и подъемы активности.

Во всем они находят поводы для размышления, они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и. т.д. Список гениев, больных душевными заболеваниями, психопатов и невротиков бесконечен.

Если  исходить из вышеизложенной трактовки  творчества как процесса, то гений - это человек, творящий на основе бессознательной  активности, который может переживать самый широкий диапазон состояний  ввиду того, что бессознательный  творческий субъект выходит из-под  контроля рационального начала и  саморегуляции.

Именно такое, согласующееся с современными представлениями о природе творчества определение гениальности дал Ц. Ломброзо: «Особенности гениальности по сравнению с талантом в том отношении, что она является чем-то бессознательным и проявляется неожиданно». Следовательно, гений по преимуществу творит бессознательно, точнее, через активность бессознательного творческого субъекта. Талант же творит рационально, на основе придуманного плана. Гений по преимуществу - креатив, талант - интеллектуал, хотя и та и другая общая способность есть у обоих.

Выделяются  и другие признаки гения, отличающие его от таланта: оригинальность, универсальность, долгосрочность и.т.д.

Гегель  в «Эстетике»  считал и то, что способность к фантазии (креативность) формируется средой.

Современные исследования показали, что одаренные дети, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьезные проблемы в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений.

Аналогичные выводы о высокой тревожности  и низкой адаптированности творческих людей приводятся в ряду других исследований. Такой специалист, как Ф.Баррон, утверждает, что, для того чтобы быть творческим, надо быть немного невротиком; и, как следствие, эмоциональные нарушения, искажающие «нормальное» видение мира, создают предпосылки для нового подхода к действительности.

Вероятно, что здесь перепутаны причины и следствия, невротичность есть побочный результат творческой активности.

Возможно, это борьба и предопределяет особенности  творческого пути: победа бессознательного начала означает торжество творчества и - смерть.

Особое  внимание проблеме жизни творческого человека уделял М. Зощенко, в книге «Возвращенная молодость».

М.Зощенко делит своих творцов на две категории: 1) проживших недолгую, эмоционально насыщенную жизнь и умерших до 45 лет и 2) «долгожителей»

Особенности взаимодействия сознания и бессознательного, определяют типологию творческих личностей  и особенности их жизненного пути.

В отечественной  психологии, прежде всего в трудах С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова, сделана попытка дать классификацию  понятий: способности, одаренность и талант по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха деятельности.

Зачастую  способности считают врожденными, данными от природы. Однако научный  анализ показывает, что врожденными  могут быть лишь задатки, а способности  являются результатом развития задатков.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности  организма. К ним относятся прежде всего особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения.

На развитие способностей оказывают влияние  особенности высшей нервной деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками; от быстроты выработки дифференцированного торможения на сходные раздражители - возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их свойствами; от скорости и легкости образования и переделки динамического стереотипа - приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому. Одаренность – это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни.

Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей - мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся

через функционирование стратегий планирования и решения  проблем.

В целом  же можно представить одаренность как систему, включающую следующие компоненты:

    • биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;
    • сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;
    • интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;
    • эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;
    • высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других.

А.М. Матюшкин выдвинул следующую синтетическую  структуру творческой одаренности. Он включил в нее:

    • доминирующую роль познавательной мотивации;
    • исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;
    • возможности достижения оригинальных решений;
    • возможности прогнозирования и предвосхищения;
    • способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Высшую  ступень развития способностей называют талантом. Так же как и способности, талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. В конечном счете, творческие достижения зависят от общественно-исторических условий существования людей. Если общество испытывает необходимость в талантливых людях, если подготовлены условия для их развития, то появление таких людей становится возможным.

Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие дарования получат при  наиболее благоприятных условиях полноценное  развитие, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед государством. Например, в период войн можно наблюдать  рождение полководческих талантов. Талант - настолько сложное сочетание психических качеств личности, что он не может быть определен какой-либо одной-единственной способностью. Скорее, наоборот, отсутствие или, точнее сказать, слабое развитие какой-либо даже важной способности, как об этом свидетельствуют психологические исследования, может быть с успехом

компенсировано  интенсивным развитием других способностей, входящих в сложный ансамбль качеств  таланта.

Гениальностью называют высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры. Не существует такого набора свойств, который определял бы  гениальность. Люди, проявляющие себя как гении в одной обстановке, не обязательно делают это в другой. Например, гениальному композитору может быть совершенно чуждо литературное творчество или решение сложных математических задач.

Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни.

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАК ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА: ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ

 

Новейший  психологический словарь определяет психические свойства как «индивидуальные  особенности  психической деятельности конкретного человека, особенности  его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития» [14, 437].

В данной работе мы исследуем такой аспект личности творческих людей как личностные особенности. Так как категория «личностных особенностей» достаточно абстрактна и не в полной мере соответствует классическому понятийному аппарату психологии, оговоримся, что под личностными особенностями в данной работе мы имеем в виду не что иное, как психические свойства личности.

С.Л. Рубинштейн включал учение о психических  свойствах в общую систему  психологии, куда так же относил  учения о психофизических функциях, психических процессах и психическом  строении деятельности [17].

Р.С. Немов отмечал, что психика человека состоит из следующих структурных элементов [13]:

1) психические  процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса:

1.1) ощущения;

1.2) восприятие;

1.3) внимание;

1.4) память;

1.5) мышление;

1.6) речь;

1.7) воображение;

2) психические  состояния - определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности:

2.1) эмоциональные;

2.2) познавательные;

2.3) волевые;

3) наконец, психические свойства - устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Рассмотрим  общую классификацию психических  свойств [13]:

  1. психические, личностные или индивидуальные черты - свойства темперамента и характера, а также мотивационные черты;
  2. способности, среди которых различают общие, частные (модальные) и специальные (умения);
  3. свойства сознания и самосознания;
  4. социальные установки и межличностные отношения - так называемые «социально-психологические качества личности».

Между различными классами психических свойств имеются  настолько тесные связи и взаимозависимости, что в некоторых случаях одни свойства как бы переходят в другие.

А.Г. Маклаков также разделял психические свойства на классы [10]:

1) направленность - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации;

2) темперамент  - индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания;

 

3) способности  - индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности;

4) характер - совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

В качестве объекта исследования нами были взяты  такие психические свойства, как творческие способности и структурные элементы характера. Рассмотрим каждое из них подробнее.

Способность в Новейшем психологическом словаре  определяется, как «индивидуально-психологические  особенности  человека, выражающие его готовность к овладению определёнными  видами деятельности и к их успешному  выполнению. Под ними понимается высокий  уровень интеграции и генерализации  психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям  деятельности» [14 , 622].

Б.М.Теплов [18] предложил три эмпирических по сути признака способностей, которые и легли в основу данного определения, наиболее часто используемого специалистами:

1) способности  - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) только  те особенности, которые имеют  отношение к успешности выполнения  деятельности или нескольких  деятельностей;

3) способности  не сводимы к знаниям, умениям  и навыкам, которые уже выработаны  у человека, хотя и обусловливают  легкость и быстроту приобретения  этих знаний и навыков.

Рассмотрим  также и различные классификации  способностей.

В.Д. Шадриков разделял способности соответственно познавательным процессам: мыслительные, восприятия, памяти и так далее [19]. По Шадрикову, способностей, отнесённых к конкретным видам деятельности (музыкальных, актёрских и прочих способностей), не существует.

Другой  точки зрения придерживается Д.Н. Завалишина [2]. Она разделяет способности  на следующие виды:

Информация о работе Личностные особенности творческого человека