Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 17:14, курсовая работа
Объект исследования: манипулятивное поведение педагогов в процессе их профессиональной деятельности.
Предмет исследования: влияние манипуляций на стиль педагогического общения и методы противостояния педагогов манипуляциям.
Цель исследования:
Теоретический анализ и исследование особенностей манипулятивного общения в профессиональной деятельности педагогов, специфики манипулятивных приемов, применяемых в педагогической практике и методов противостояния им.
Введение
Актуальность исследования.
Система
образования сегодня оказалось
в центре тех глубоких изменений,
которые затрагивают
Проблематика
манипулятивного воздействия
Возрастает
научный интерес к
Деятельность педагога носит ярко выраженный коммуникативный характер, поскольку предполагает установление контактов посредством общения. Особое место в изучении эффективности педагогической деятельности, по мнению А.А. Реана, А. Маслоу и других авторов, в последнее время стала занимать проблема манипулятивного воздействия. На практике недостаточно внимания уделяется манипулятивному контексту взаимодействия педагога с учащимися в процессе учебно-воспитательной деятельности. Это тем более опасно, что поведение педагога для многих учеников является позитивной моделью взаимоотношений с людьми, способствующей становлению личности учащихся. Пристального внимания требует проблема исследования манипулятивных установок среди педагогов, т.к. зачастую именно педагоги формируют такие же установки у детей. С другой стороны, педагог - актуализатор может разрушить (или скорректировать) родительские манипулятивные установки. Педагог всегда рассматривается как зрелая личность, которая стремится способствовать развитию личности ученика, как в когнитивном плане, так и в личностном. Но всегда ли оправдано использование зрелой личностью манипулятивных приемов и тактик, и будут ли они способствовать личностному росту, как учащихся, так и самого педагога? Педагог-манипулятор использует разнообразные приемы для поддержания своего авторитета среди учащихся и коллег учителей. Так же самому педагогу приходится в своей профессиональной деятельности сталкиваться с ситуациями, когда им пытаются манипулировать – то учащиеся, то их родители, то администрация, поэтому ему необходимо знать, как выходить из таких ситуаций.
В связи с этим возникает вопрос об изучении особенностей манипулятивного стиля общения педагогов, необходимости обучения их изменению собственного стиля общения, выработке умения противостоять психологическому манипулированию. В рамках данной аттестационной работы мы хотим выявить влияние манипулятивных воздействий на личность самого педагога, разработать практический материал, направленный на конструктивное изменение стиля педагогического общения и выработку умения противостоять манипулятивному воздействию.
Объект исследования: манипулятивное поведение педагогов в процессе их профессиональной деятельности.
Предмет исследования: влияние манипуляций на стиль педагогического общения и методы противостояния педагогов манипуляциям.
Цель исследования:
Теоретический анализ и исследование особенностей манипулятивного общения в профессиональной деятельности педагогов, специфики манипулятивных приемов, применяемых в педагогической практике и методов противостояния им.
Гипотеза исследования:
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, мы предполагаем, что ограничить использование самими педагогами манипуляций в профессиональном общении и повысить их способность противостоять манипуляциям других возможно, если:
- выявить причины формирования у педагогов манипулятивного стиля общения;
- раскрыть сущность и виды манипуляционных взаимодействий педагогов в профессиональной деятельности;
-
провести исследование
- разработать и реализовать в практической деятельности целевую программу, направленную на конструктивное изменение стиля общения педагогов и обучение их методам противостояния манипуляциям.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
Практическая значимость
Результаты
исследования могут быть использованы
в практической работе с педагогами,
направленной на изменение стиля педагогического
общения, на развитие их способностей
к конструктивному партнерскому общению,
а также в дальнейшей разработке практических
рекомендаций по противостоянию манипуляциям
в общении.
Глава
1. Теоретические основы исследования
манипулятивной установки в профессиональной
деятельности педагога.
Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.
Общение
в педагогической деятельности выступает
как средство решения учебных
задач, как социально-психологическое
обеспечение воспитательного
Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово педагога должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.
Стиль общения педагога - это индивидуально - типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. Стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально - этические установки общества и воспитателя как его представителя.
1) На основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
В основе этого самого плодотворного стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Например, такой стиль общения отличал деятельность В. А. Сухомлинского.
2) На основе дружеского расположения.
Такой
стиль общения можно
3) Общение - дистанция.
Этот
стиль общения используют как
опытные педагоги, так и начинающие.
Суть его заключается в том, что
в системе взаимоотношений
4) Общение - устрашение.
Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие педагоги, связан в основном с неумением, организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение - устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.
В творческом отношении общение - устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя. Также этот стиль общения можно рассматривать как разновидность манипулятивного.
5) Общение – манипуляция.
Этот
тип педагогического общения
широко распространен в наших
учебных заведениях. Педагогическое
манипулирование не является процессом
полноценного общения, а выступает
его заменой, суррогатом. Речевое
поведение преподавателя и
1.2.
Особенности общения педагога – манипулятора.
Педагог, практикующий манипулятивный стиль, работает только на собственный результат. Он хорошо знает, чего он хочет и стремится достичь своей цели, используя любые средства, предоставляемые его профессией. Свое взаимодействие с учащимися педагог строит, ориентируясь только на собственные цели. Интересы учащихся из этого взаимодействия исключаются. Педагог-манипулятор личностно закрыт от учащихся: он думает одно, говорит другое, а думает третье. Он не заботится о психологическом комфорте учащегося, не анализирует, что чувствует последний, как он относится к обучению и преподавателю. Педагог четко, организованно и в какой-то степени расчетливо реализует свои профессиональные, а иногда и личные цели.
Существует
ряд причин манипулятивного поведения,
выделенных и описанных Э. Шостром,
которые очень четко
Первая из них – это проблема доверия себе и другим. Мы с детства приучены, неусыпно контролировать и перепроверять себя, а это и есть недоверие. Недоверие к себе, побуждает человека искать поддержки авторитетных лиц. Недоверие преподавателя к учащимся заставляет требовать от них строгого выполнения его предписаний, что блокирует их стремление к творчеству и самовыражению.
Вторая – проблема любви к себе. Полюбить себя, значит принять себя со всеми своими слабостями и недостатками. Такое же отношение должно быть и к другим людям. Мы же подвержены иллюзии, что любить можно только за совершенство, а поэтому заменяем любовь властью над человеком, стремясь «исправляться» и «исправлять» других. Преподаватель, следующий такой «традиции», безнадежно проигрывает, ущемляя таким отношением не только себя, но и своих учащихся.