Манипуляции в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: манипулятивное поведение педагогов в процессе их профессиональной деятельности.
Предмет исследования: влияние манипуляций на стиль педагогического общения и методы противостояния педагогов манипуляциям.
Цель исследования:
Теоретический анализ и исследование особенностей манипулятивного общения в профессиональной деятельности педагогов, специфики манипулятивных приемов, применяемых в педагогической практике и методов противостояния им.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом текст.docx

— 92.21 Кб (Скачать файл)
 

     Введение 

     Актуальность  исследования.

     Система образования сегодня оказалось  в центре тех глубоких изменений, которые затрагивают практически  все сферы жизнеустройства общества и конкретных людей. Современной  педагогике приходится отказываться от многих устоявшихся норм и приоритетов, что приводит к пересмотру педагогических средств, которыми эти цели достигались, и поиску новых образовательных  технологий, более адекватных новым  условиям. Анализ научной литературы показывает, что, несмотря на совершенствование  процесса гуманизации и демократизации современного образования, связанного с перестройкой педагогического взаимодействия, выявляется склонность педагогов к манипуляциям, которая скрывается в содержательной ткани  субъектно - субъектного  взаимодействия педагогов с воспитанниками, их родителями, коллегами, руководителями.

     Проблематика  манипулятивного воздействия давно  вызывает большой интерес со стороны  ученых во всем мире [Адлер А., Берн Э., Шостром Э.].  По прогнозам ученых, манипулирование личностью, наряду с национальными конфликтами, экологическими катастрофами и демографическими бедствиями может превратиться в проблему начала третьего тысячелетия. «Современный человек — манипулятор», - пишет Шостром.

     Возрастает  научный интерес к исследованию  процесса манипуляции и в отечественной  науке [Абрамова С.Г., Доценко Е.Л., Ермаков  Ю.А., Литвак М.Е., Панкратов В.Н.]. Ученые отмечают, что тотальное манипулирование  разрушает человека, приводит к его серьезным нравственных деформациям, к разрушению взаимоотношений с другими людьми [Доценко Е.Л.].

     Деятельность  педагога носит ярко выраженный коммуникативный  характер, поскольку предполагает установление контактов посредством общения. Особое место в изучении эффективности педагогической деятельности, по мнению А.А. Реана, А. Маслоу и других авторов, в последнее время стала занимать проблема манипулятивного воздействия. На практике недостаточно внимания уделяется манипулятивному контексту взаимодействия педагога с учащимися в процессе учебно-воспитательной деятельности. Это тем более опасно, что поведение педагога для многих учеников является позитивной моделью взаимоотношений с людьми, способствующей  становлению личности учащихся. Пристального внимания требует проблема исследования манипулятивных установок  среди педагогов, т.к. зачастую именно педагоги формируют такие же установки у детей. С другой стороны, педагог - актуализатор может разрушить (или скорректировать) родительские манипулятивные установки. Педагог всегда рассматривается как зрелая личность, которая стремится способствовать развитию личности ученика, как в когнитивном плане, так и в личностном. Но всегда ли оправдано использование зрелой личностью манипулятивных приемов и тактик, и будут ли они способствовать личностному росту, как учащихся, так и самого педагога? Педагог-манипулятор использует разнообразные приемы для поддержания своего авторитета среди учащихся и коллег учителей. Так же самому педагогу приходится в своей профессиональной деятельности сталкиваться с ситуациями, когда им  пытаются манипулировать – то учащиеся, то их родители, то администрация, поэтому ему необходимо  знать, как выходить из таких ситуаций.

     В связи с этим возникает вопрос об изучении особенностей манипулятивного  стиля общения педагогов, необходимости  обучения их изменению собственного стиля общения, выработке  умения противостоять психологическому манипулированию.  В рамках данной аттестационной работы мы хотим выявить влияние манипулятивных воздействий на личность самого педагога, разработать практический материал, направленный на конструктивное изменение стиля педагогического общения и выработку умения противостоять манипулятивному воздействию. 

     Объект  исследования: манипулятивное поведение педагогов в процессе   их профессиональной деятельности.

     Предмет исследования: влияние манипуляций на стиль педагогического общения и методы противостояния педагогов манипуляциям.

     Цель  исследования:

     Теоретический анализ и исследование особенностей манипулятивного общения  в профессиональной деятельности педагогов, специфики  манипулятивных приемов, применяемых  в педагогической практике и методов  противостояния им.

     Гипотеза  исследования:

     Исходя  из цели, объекта и предмета исследования, мы предполагаем, что  ограничить использование самими педагогами манипуляций в профессиональном общении и повысить их способность противостоять манипуляциям других возможно, если:

     - выявить причины формирования у педагогов манипулятивного стиля общения;

     - раскрыть сущность и виды манипуляционных взаимодействий педагогов в профессиональной деятельности;

     - провести исследование механизма  формирования манипулятивных установок  педагогов;

     - разработать и реализовать в практической деятельности целевую программу, направленную на конструктивное изменение  стиля общения педагогов  и обучение их методам противостояния манипуляциям.

     

     В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:

  • Изучить стили педагогического общения.
  • Проанализировать имеющиеся в литературе научные взгляды на специфику манипулятивных установок в педагогической практике.
  • Выявить влияние манипулятивного воздействия на личность педагога и учащегося.
  • Провести  исследование манипулятивных воздействий педагогов ДОУ.
  • Разработать цикл  практико-ориентированных семинаров для педагогов по  теме «Виды используемых манипуляций в педагогическом общении и методы противостояния им».
 

     Практическая  значимость

     Результаты  исследования могут быть использованы в практической  работе с педагогами, направленной на изменение стиля педагогического общения, на  развитие их способностей к конструктивному партнерскому общению, а также в дальнейшей  разработке практических рекомендаций по противостоянию манипуляциям в общении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические основы исследования манипулятивной установки в профессиональной деятельности педагога. 

     
    1. Стили педагогического  общения.
 

     Педагогическое  общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.

     Общение в педагогической деятельности выступает  как средство решения учебных  задач, как социально-психологическое  обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений  воспитателя и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.

     Педагогическое  общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово педагога  должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.

     Стиль общения педагога - это  индивидуально - типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. Стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально - этические установки общества и воспитателя как его представителя.

     1) На основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

     В основе этого самого плодотворного  стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися  творческим поиском – результат  не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Например, такой стиль общения отличал деятельность В. А. Сухомлинского.

     2) На основе дружеского расположения.

     Такой стиль общения можно рассматривать  как предпосылку успешной совместной учебно - воспитательной деятельности. В известной мере он как бы подготавливает выделенный выше стиль общения. Ведь дружеское расположение – важнейший  регулятор общения вообще, а делового педагогического общения особенно. Дружественность и увлеченность совместным делом – стили общения, тесно связанные между собой. Однако зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с детьми, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно - воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений).

     3) Общение - дистанция.

     Этот  стиль общения используют как  опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что  в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь  нужно соблюдать меру. Гипертрофирование  дистанции ведет к формализации всей системы социально – психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно  творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений  учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей  логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как  основа взаимоотношений. Дистанция  выступает как показатель ведущей  роли педагога, строится на его авторитете. Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку.

     4) Общение - устрашение.

     Этот  стиль общения, к которому также  иногда обращаются начинающие педагоги, связан в основном с неумением, организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение - устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.

     В творческом отношении общение - устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает  коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует  детей не на то, что надо делать, а  на то, чего делать нельзя. Также этот стиль общения можно рассматривать как разновидность манипулятивного.

     5) Общение – манипуляция.

     Этот  тип педагогического общения  широко распространен в наших  учебных заведениях. Педагогическое манипулирование не является процессом  полноценного общения, а выступает  его заменой, суррогатом. Речевое  поведение преподавателя и учащегося  внешне выглядит как общение, они  обмениваются словами. Но психологически педагог строит свою фразу, не ожидая в своем учащемся личного отношения  к ней и ее индивидуальной оценки, не совпадающих с отношением и  оценкой самого педагога. Манипулятивное общение часто не учитывает возрастные особенности учащихся и не принимает  во внимание их индивидуальность. Педагог  реализует формальное общение, используя  методы сверхконтроля, эмоционального и административного давления, вызывая  у учащихся чувство страха, подавленности, пассивного послушания. Главное для педагога-манипулятора - совершить тонкий акт перепрограммирования и добиться восприятия ребенком целей манипулятора как своих. 

     1.2.   Особенности общения педагога – манипулятора. 

     Педагог, практикующий манипулятивный стиль, работает только на собственный результат. Он хорошо знает, чего он хочет и стремится достичь своей цели, используя любые средства, предоставляемые его профессией. Свое взаимодействие с учащимися педагог строит, ориентируясь только на собственные цели. Интересы учащихся из этого взаимодействия исключаются. Педагог-манипулятор личностно закрыт от учащихся: он думает одно, говорит другое, а думает третье. Он не заботится о психологическом комфорте учащегося, не анализирует, что чувствует последний, как он относится к обучению и преподавателю. Педагог четко, организованно и в какой-то степени расчетливо реализует свои профессиональные, а иногда и личные цели. 

     Существует  ряд причин манипулятивного поведения, выделенных и описанных Э. Шостром, которые очень четко прослеживаются и в профессиональной деятельности педагога. 

     Первая  из них – это проблема доверия себе и другим. Мы с детства приучены, неусыпно контролировать и перепроверять себя, а это и есть недоверие. Недоверие к себе, побуждает человека искать поддержки авторитетных лиц. Недоверие преподавателя к учащимся заставляет требовать от них строгого выполнения его предписаний, что блокирует их стремление к творчеству и самовыражению. 

     Вторая – проблема любви к себе. Полюбить себя, значит принять себя со всеми своими слабостями и недостатками. Такое же отношение должно быть и к другим людям. Мы же подвержены иллюзии, что любить можно только за совершенство, а поэтому заменяем любовь властью над человеком, стремясь «исправляться» и «исправлять» других. Преподаватель, следующий такой «традиции», безнадежно проигрывает, ущемляя таким отношением не только себя, но и своих учащихся. 

Информация о работе Манипуляции в общении