Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 17:14, курсовая работа
Объект исследования: манипулятивное поведение педагогов в процессе их профессиональной деятельности.
Предмет исследования: влияние манипуляций на стиль педагогического общения и методы противостояния педагогов манипуляциям.
Цель исследования:
Теоретический анализ и исследование особенностей манипулятивного общения в профессиональной деятельности педагогов, специфики манипулятивных приемов, применяемых в педагогической практике и методов противостояния им.
Также, по мнению педагогов необходимо объяснить родителям и воспитателям, что стратегическая задача взрослых:
1)
уделять больше времени
2)
искать истинную причину
3) учить ребенка конструктивным способам поведения (10%): «Поиграть в данную ситуацию», «Поменяться местами», «Привести примеры на хорошем поступке» и др.
4) показывать личный пример (4 %): «Не манипулировать самому», «Учиться распознавать собственные и детские манипуляции».
Итак,
можно сделать вывод, что проведение
семинара повысило компетентность педагогов
в вопросах педагогического общения.
Позволило педагогам взглянуть
на свою практическую деятельность под
другим углом. Помогло осознать преимущества
партнерского конструктивного общения
перед манипулятивным. Занятия помогли
педагогам выработать тактику реагирования
на детские и взрослые манипуляции, приемы
работы с ними. Но, для того, чтобы изменить
свое привычное поведение, педагогам требуется
длительная самостоятельная работа.
Заключение
Итак, мы пришли к выводу, что в педагогическом общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально - творческие.
Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность ребенка. В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.
Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Его главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию. Обучение, которое бы способствовало актуализации учащихся, должно быть основано на интересе обеих сторон, — как учеников, так и преподавателей. Оно должно поощрять первых к открытому выражению своих мыслей и чувств, и в то же время позволять делать это вторым.
Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия.
Несмотря на совершенствование процесса гуманизации и демократизации современного образования, связанного с перестройкой педагогического взаимодействия, выявляется склонность педагогов к манипуляциям. Педагог – манипулятор наносит неоспоримый вред, как развитию ребенка, так и самому себе. При этом он внешне самоуверен, социально адаптирован и компетентен в общении. Однако сопоставление отдельных граней его личности выявляет большую ее противоречивость. Он считает, что другие его уважают, а сам себе не доверяет, боится заглянуть внутрь своего Я. Он очень активен, но при этом его мало интересует эффективность, продуктивность такой активности. Он не несет ответственности за свои действия. Свою жизнь считает стечением внешних обстоятельств. Однако это касается только неудач в его жизни. В случае же успехов заслугу он видит в себе. Он постоянно надевает различные маски, ловко используя для этого социально-одобряемые формы. Постоянно контролирует себя. Он мало заинтересован в своем развитии, в познании, творчестве, так как свобода, независимость для него не важны. Такая противоречивость личности, на наш взгляд, говорит о том, что педагог с манипулятивной направленностью в общении — личность негармоничная, нетворческая, не стремящаяся к развитию, приземленная.
Манипуляторство
в преподавательской
Навыки конструктивного
Необходимо
детальное изучение особенностей манипулятивного
стиля общения педагогов, обучение
их изменению собственного стиля общения,
выработке умения противостоять психологическому
манипулированию.
Главный путь к самоактуализации и эмоциональному
здоровью лежит через осознание себя,
в том числе и своих манипуляций, осознание
своей сущности и предназначенности. Требуется
длительная работа для осознания педагогами
собственного манипулятивного поведения
и изменения стиля педагогического общения;
по обучению умениям противостоять
манипуляциям со стороны коллег, родителей
и администрации, умению держать удар.
Список
литературы
Приложение
№ 1
Диагностика манипулятивного отношения (по шкале Банта)
Инструкция к тесту.
Внимательно прочитайте (прослушайте)
суждения. Варианты ответов по
всем суждениям даны на
5 - практически всегда;
4 - часто;
3 - иногда;
2 - случайно;
1
- очень редко.
Тестовый
материал к методике
диагностики манипулятивного
отношения (по шкале
Банта)
1.
Большинство людей ответят
2. Большинство людей не верят во что-либо новое до тех пор, пока не испытают это на себе.
3. Тот, кто полностью доверят другим людям, часто находится в затруднительном положении.
4. Большинство людей работают в полную силу только в том случае, если их заставляют это делать.
5.
Даже самые отвратительные
6.
Каждый нормальный человек
7.
Большинство людей не
8.
Некоторые самые блестящие
9.
Большинство людей намного
10.
Многие люди любят похвалиться,
11.
Большинству людей нравится
12. Большинство людей отличаются храбростью.
13.
Природа так создала человека,
что он способен достичь
14.
Самая большая разница между
преступниками и другими
15. Наилучший способ поладить с людьми - говорить им то, что они хотели бы услышать.
16. Более безопасно помнить о том, что люди имеют пороки, которые проявляются в самых неожиданных ситуациях.
17. По природе своей люди добры.
18.
Неверно считать, что в мире
каждую минуту рождаются
19.
Для человеческой природы
20.
Большинство людей
Обработка и интерпретация результатов теста
Баллы суммируются.
80 баллов и больше - высокий показатель манипулятивного отношения;
60-80 баллов - средний показатель с тенденцией к высокому;
40-60 баллов - средний показатель с тенденцией к низкому;
40
баллов и меньше - низкий показатель.
Люди
с высокими показателями по шкале
используют других для удовлетворения
своих собственных
Приложение 2.
Кодекс
поведения педагога
в конфликте
1. Дайте партнеру «выпустить
пар».
Если
он раздражен и агрессивен, то нужно
помочь ему снизить внутреннее напряжение.
Пока это не случится, договориться
с ним трудно или невозможно. Во время
его «взрыва» следует вести себя спокойно,
уверенно, но не высокомерно. Он — страдающий
человек независимо от того, кто он. Если
человек агрессивен, значит, он переполнен
отрицательными эмоциями. В хорошем настроении
люди не кидаются друг на друга. Наилучший
прием в эти минуты — представить, что
вокруг тебя есть оболочка (аура), через
которую не проходят стрелы агрессии.
Ты изолирован, как в защитном коконе.
Немного воображения, и этот прием срабатывает.
2. Потребуйте от него
спокойно обосновать
претензии.