Манипуляции в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: манипулятивное поведение педагогов в процессе их профессиональной деятельности.
Предмет исследования: влияние манипуляций на стиль педагогического общения и методы противостояния педагогов манипуляциям.
Цель исследования:
Теоретический анализ и исследование особенностей манипулятивного общения в профессиональной деятельности педагогов, специфики манипулятивных приемов, применяемых в педагогической практике и методов противостояния им.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом текст.docx

— 92.21 Кб (Скачать файл)

     Также, по мнению педагогов необходимо объяснить  родителям и воспитателям, что  стратегическая задача взрослых:

     1) уделять больше времени ребенку  (23 %): «Просто любить своего ребенка», «Искать индивидуальный подход  к ребенку», «Лучше узнавать его»;

     2) искать истинную причину манипуляций  (19 %): «Искать источник, причину детских  уловок, хитростей, манипуляций»;

     3) учить ребенка конструктивным способам поведения (10%): «Поиграть в данную ситуацию», «Поменяться местами», «Привести примеры на хорошем поступке» и др.

     4) показывать личный пример (4 %): «Не манипулировать самому», «Учиться распознавать собственные и детские манипуляции».

     Итак, можно сделать вывод, что проведение семинара повысило компетентность педагогов  в вопросах педагогического общения. Позволило педагогам взглянуть  на свою практическую деятельность под  другим углом. Помогло осознать преимущества партнерского конструктивного общения  перед манипулятивным. Занятия помогли педагогам выработать тактику реагирования на детские и взрослые манипуляции, приемы работы с ними. Но, для того, чтобы изменить свое привычное поведение, педагогам требуется длительная  самостоятельная работа. 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Итак,  мы пришли к выводу, что в педагогическом общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально - творческие.

     Педагогическое  общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность ребенка. В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.

     Гуманный  педагог должен опираться на возможности  ученика, его потенциал, а не на авторитет  своей власти и принуждение. Его  главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию. Обучение, которое бы способствовало актуализации учащихся, должно быть основано на интересе обеих сторон, — как учеников, так и преподавателей. Оно должно поощрять первых к открытому выражению своих мыслей и чувств, и в то же время позволять делать это вторым.   

     Педагогическое  общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия.

     Несмотря на совершенствование  процесса гуманизации и демократизации современного образования, связанного с перестройкой педагогического взаимодействия, выявляется склонность педагогов к манипуляциям. Педагог – манипулятор наносит неоспоримый вред,  как развитию ребенка, так и самому себе. При этом он внешне самоуверен, социально адаптирован и компетентен в общении. Однако сопоставление отдельных граней его личности выявляет большую ее противоречивость. Он считает, что другие его уважают, а сам себе не доверяет, боится заглянуть внутрь своего Я. Он очень активен, но при этом его мало интересует эффективность, продуктивность такой активности. Он не несет ответственности за свои действия. Свою жизнь считает стечением внешних обстоятельств. Однако это касается только неудач в его жизни. В случае же успехов заслугу он видит в себе. Он постоянно надевает различные маски, ловко используя для этого социально-одобряемые формы. Постоянно контролирует себя. Он мало заинтересован в своем развитии, в познании, творчестве, так как свобода, независимость для него не важны. Такая противоречивость личности, на наш взгляд, говорит о том, что педагог с манипулятивной направленностью в общении — личность негармоничная, нетворческая, не стремящаяся к развитию, приземленная.

     Манипуляторство в преподавательской деятельности не позволяет педагогу  быть самим  собой, открыто и свободно выражать свои чувства, желания, мысли, расти  и ощущать богатство, красоту  и разнообразие окружающего мира. Чем больше мы защищаем себя с помощью различных манипуляций, тем большей опасности мы себя подвергаем, тем больше вероятность неудачи. Манипулятор пытается управлять жизнью других людей, поскольку испытывает глубокое недоверие к себе. 

       Навыки конструктивного поведения  педагога являются „техникой  личной психологической безопасности" в профессиональной деятельности.

     Необходимо  детальное изучение особенностей манипулятивного стиля общения педагогов,  обучение их изменению собственного стиля общения, выработке умения противостоять психологическому манипулированию. Компетентность педагогов в вопросах эффективной коммуникации  может изменить стиль их педагогического общения, научить искать истину в себе, т.е. сформировать самоактуализирующуюся личность. Самоактуализирующаяся личность обладает определенным набором качеств, обеспечивающим ей продуктивный рост и развитие, а именно: она активна, деятельна, ответственна, позитивна по отношению к себе и к миру, цельна, креативна и способна успешно преодолевать возникающие препятствия, руководствуясь верой в себя и жизненным смыслом.   
Главный путь к самоактуализации и эмоциональному здоровью лежит через осознание себя, в том числе и своих манипуляций, осознание своей сущности и предназначенности.  Требуется длительная работа для осознания педагогами собственного манипулятивного поведения и изменения стиля педагогического общения;  по  обучению умениям противостоять манипуляциям со стороны коллег, родителей и администрации, умению держать удар.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

     
  1. Абрамова  С.Г. Психологические механизмы управления, и о том, как их использовать. –  М.: Известия, 2002
  2. Адорно Т. "Авторитарная личность". СПб: Питер, 1998
  3. Балл Г.А., Бургин М.С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение/ вопросы психологии. 1994, №4
  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих отношений; Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. М.: ФАИР-Пресс, 1999
  5. Васильев В.В.Психологические эффекты в практике педагогов: Учебно–методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2004.
  6. Васютин А.М. Карнеги по-русски. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002
  7. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирование мышления)// журнал практического психолога, 1996, №5
  8. Волков Е.Н. Существует ли контроль сознания (реформирование мышления) Теоретические и практические аспекты дискуссии // Электронная версия: http:// www.scinnov.ru/socio/people/volkov/descult/dismind.htmt.
  9. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. / Собр. Соч., М.: Педагогика, 1982, т. 1
  10. Гарифуллин Р.Р. Энциклопедия блефа. Манипуляционная психология и психотерапия. Казань: ИКП 1995
  11. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М.: ЮНИТИ, 1999
  12. Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. СПб: Питер, 2000
  13. Добрович А. Анатомия диалога //психология влияния. СПб.: Питер 2001
  14. Добрович А. Систематика общения //психология влияния СПб: Питер, 2001
  15. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия // психологический журнал. 1993, № 4
  16. Доценко Е.Л. Не будь попугаем или как защищаться от психологического нападения. Тюмень: ИПК ПК, 1994
  17. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия, М.: Смысл, 1995
  18. Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Технология личного психологического влияния. Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997
  19. Литвак М.Е. Психологическое айкидо. Ростов н/Д: АРС, 2003
  20. Мицич П. Нейтрализация замечаний собеседника, природа замечаний, приемы, тактика// Психология влияния. СПб.: Питер, 2001
  21. Панкратов В.Н. Манипуляция в общении и их нейтрализация: Практическое руководство. – М., 2001. – 208с. (Серия "Психология успеха и эффективного управления")
  22. Панкратов В.Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. – М.: Роспедагенство, 1996
  23. Рюмшина Л.И. Игры и манипуляции в межличностном общении. Ростов н/Д, 1997
  24. Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Психология влияния, СПб.: Питер, 2001
  25. Шостром Э. Антикарнеги или человек-манипулятор. М.: Полифакт, 1992
  26. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). – М.,2001(Серия "Библиотека практической психологии")
 
 

     Приложение  № 1 

     Диагностика манипулятивного  отношения (по шкале  Банта)

     Инструкция  к тесту.

       Внимательно прочитайте (прослушайте)  суждения. Варианты ответов по  всем суждениям даны на специальном  бланке. Если вы считаете, что  суждение верно и соответствует  вашему представлению о себе  и других людях, то в бланке  ответов напротив номера суждения  отметьте степень вашего согласия  с ним, используя предложенную  шкалу: 

     5 - практически всегда;

     4 - часто;

     3 - иногда;

     2 - случайно;

     1 - очень редко. 

     Тестовый  материал к методике диагностики манипулятивного  отношения (по шкале Банта) 

     1.  Большинство людей ответят грубостью  на грубость.

     2.  Большинство людей не верят  во что-либо новое до тех  пор, пока не испытают это  на себе.

     3.  Тот, кто полностью доверят  другим людям, часто находится  в затруднительном положении.

     4.  Большинство людей работают в  полную силу только в том  случае, если их заставляют это  делать.

     5.  Даже самые отвратительные преступники  имеют хоть капельку приличия.

     6.  Каждый нормальный человек будет  бороться за то, что важно для  него, даже если это будет стоить  ему рабочего места (не задумываясь  о последствиях).

     7.  Большинство людей не задумываются  о том, что для них плохо,  а что хорошо.

     8.  Некоторые самые блестящие люди  обладают самыми отвратительными  пороками.

     9.  Большинство людей намного легче  забывают смерть своих родителей,  чем потерю собственности.

     10.  Многие люди любят похвалиться,  когда для этого нет достаточных  оснований.

     11.  Большинству людей нравится преодолевать  сложные ситуации.

     12.  Большинство людей отличаются  храбростью.

     13.  Природа так создала человека, что он способен достичь меньше  того, чем ему хотелось бы.

     14.  Самая большая разница между  преступниками и другими людьми  заключается в том, что преступники  были настолько глупы, что дали  себя поймать.

     15.  Наилучший способ поладить с  людьми - говорить им то, что они  хотели бы услышать.

     16.  Более безопасно помнить о  том, что люди имеют пороки, которые проявляются в самых  неожиданных ситуациях.

     17.  По природе своей люди добры.

     18.  Неверно считать, что в мире  каждую минуту рождаются подлецы.

     19.  Для человеческой природы характерно  поступать только с выгодой  для себя.

     20.  Большинство людей удовлетворяются  тем, что похоже на правду, но  не является таковой. 

     Обработка и интерпретация  результатов теста

     Баллы суммируются.

     80 баллов и больше - высокий показатель  манипулятивного отношения;

     60-80 баллов - средний показатель с  тенденцией к высокому;

     40-60 баллов - средний показатель с  тенденцией к низкому;

     40 баллов и меньше - низкий показатель. 

     Люди  с высокими показателями по шкале  используют других для удовлетворения своих собственных потребностей. С одной стороны, такой человек  может организовать работу других, что в некоторых случаях может  быть полезно (например, руководителям), с другой стороны - плохо для партнерского общения, так как не учитываются  интересы другого человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 2.

     Кодекс  поведения педагога в конфликте 
 
1. Дайте партнеру «выпустить пар».

     Если  он раздражен и агрессивен, то нужно  помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним трудно или невозможно. Во время его «взрыва» следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. Он — страдающий человек независимо от того, кто он. Если человек агрессивен, значит, он переполнен отрицательными эмоциями. В хорошем настроении люди не кидаются друг на друга. Наилучший прием в эти минуты — представить, что вокруг тебя есть оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Ты изолирован, как в защитном коконе. Немного воображения, и этот прием срабатывает. 
 
2. Потребуйте от него спокойно обосновать претензии.

Информация о работе Манипуляции в общении