Массовое сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность: Сегодня имеется огромное количество разнообразной научной литературы в области массового сознание, которая, излагая тот или иной взгляд различных авторов, сплетает целую «паутину» из разных видов и формах данного определения. В результате чего возникает необходимость структуризации данного массива информации, которая позволила бы наиболее полно раскрыть основу сознания массы.
Массовое сознание - тип общественного сознания: - связанный с деятельностью массовых общностей; и - отражающий различные стороны жизни общества, вызывающие особый интерес массовых общностей.
Массовое сознание характеризуется разорванностью, подвижностью, противоречивостью, быстрыми неожиданными изменениями в одних случаях и определенными стереотипами в других случаях.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Сложилась традиция противопоставления различных исследовательских подходов.

Например, Г.Ю. Чернов предполагает особо различать как минимум 5 базовых подходов – «с точки зрения дисциплинарной ориентации исследования» - и еще 4 подхода – «наиболее типичных или наиболее важных в научно-эвристическом отношении».21

Так, выделяются подходы:

  1. социологический (выявляющий место социально-массовых явлений в структуре общества и системе социальных взаимодействий и анализирующий массу как социальную общность) ;
  2. политологический ( выявляющий роль массы и массового сознания как компонентов политической жизни общества, сопоставляющий массы с политической элитой и политическими институтами, а массовое сознание и его эволюцию с идеологиями и политической динамикой);
  3. социально-психологический ( концентрирующийся на исследовании общности массовых психических процессов и возникающего на этой основе специфического массового поведения);
  4. культурологический ( выявляющий место и роль социально- массовых явлений в процессах культурного воспроизводства и сосредотачивающий внимание на проблеме «массовой культуры»);
  5. социально-философский ( интегрирующий, синтетический, системно осмысливающий место и роль массовых реалий и встраивающий полученные выводы в философскую картину мира).22

  Термин «массовое сознание» также используется в различных значениях. Обобщая, выделим важнейшие его трактовки:

1) антипод элитарного  сознания;

2) антипод специализированного  сознания;

3) форма дотеоретического миропонимания, основанная на сходном жизненном опыте людей, включенных в однотипные структуры практической деятельности и занимающих одинаковое место в социальной иерархии;

4) шаблонное, деперсонализированное сознание рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующееся под массированным воздействием СМИ и стереотипов массовой культуры;

5) своеобразное «подсознание»  общества, аккумулирующее обширный  пласт неявных мировоззренческих  моделей и сценариев поведения  различного происхождения и направленности;

6) сознание, ситуативно (стихийно) производное от общественного  сознания (наиболее реальная и  конкретная форма его практического  существования), психически объединяющее  представителей различных классических групп в неклассическую общность, особый субъект социального действия – массу.23

Последняя трактовка понятия «массовое сознание» в определенном смысле объединяет все остальные и придает им практическое значение в контекст соответствующих конкретно – исторических исследований. Синтез исследовательских потенций различных подходов делает возможным формирование целостного и многоаспектного представления о роли масс в истории.

Массовое   сознание  не существует само по себе, а связано с реальными процессами, сопровождающими жизнь людей в обществе. Специфическими особенностями  массового   сознания  являются нормы, обычаи, оценочные представления и потребности, которые выражают реально существующие в обществе ценности и нормы.24

  В  массовом   сознании  людей всегда присутствуют, по крайней мере, два основных слоя: сознание обыденное в узком смысле этого слова и сознание практическое. 25К обыденному сознанию относится все то, что связано с повседневными потребностями. А практическое мышление включает в себя весь жизненный опыт человека.

  Массовое  сознание  определяется как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных «классических» групп общества (больших и малых), однако оно несводимо к ним. Это новое качество, возникающее из совпадения отдельных фрагментов психологии деструктурированных по каким-то причинам «классических» групп. В силу недостаточной специфичности источников своего появления и неопределенности самого своего носителя  массовое   сознание  в основном носит обыденный характер.

С содержательной точки зрения, в  массовом   сознании  запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые какой-либо возникающей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов — массой. Они вырабатываются в процессе общения людей между собой и совместного восприятия ими социально-политической информации (скажем, в ходе политического митинга). Согласно такому взгляду, массовое   сознание  отличает, во-первых, общесоциальная, а не только групповая типичность всех образующих его компонентов. Во-вторых, его отличает их общесоциальное признание, санкционированность той или иной достаточно массовой общностью.

В этом смысле  массовое   сознание представляет собой надындивидуальное и надгрупповое по содержанию, но индивидуальное по форме функционирования сознание. Хотя  массовое  сознание  и реализуется в массе индивидуальных сознаний, но оно не совпадает, с точки зрения содержания, с каждым из них в отдельности, с индивидуальным сознанием как таковым. Для зарождения и функционирования  массового   сознания  совершенно не обязательна совместная деятельность членов общности («массы»), что традиционно принято считать обязательным для появления группового сознания.

Содержание  массового   сознания  может быть определено практически как бесконечное, если попытаться предвосхитить все возможные варианты возникновения тех или иных значительных масс людей в рамках, как отдельного общества, так и человеческой истории в целом. 
 По структуре,  массовое   сознание  включает основной (первичный), эмоционально-действенный, и вторичный, рациональный уровни. В основе массового   сознания  обычно лежит яркое эмоциональное переживание некой социальной проблемы, вызывающей всеобщую озабоченность. Это может быть война революция, масштабный экономический кризис и т. д. Крайняя степень переживания проблемы выступает как системообразующий фактор  массового   сознания. Такое переживание, проявляясь в сильных эмоциях или чувствах, заслоняет собой все другие, привычные правила жизни — групповые нормы, ценности и образцы поведения.26 Оно порождает потребность в немедленных действиях — потому и определяется как эмоционально-чувственная основа (иногда — как «ядро»)  массового   сознания. Когда объявляется война, например, у части людей (как раз и формирующей данную массу) возникает состояние своеобразной аномии, разрушения в сознании привычных норм поведения.

На основе «ядерного», базисного эмоционально-действенного уровня постепенно образуется более рациональный уровень. Он включает различные когнитивные компоненты — прежде всего, общедоступные знания, массово обсуждаемую и разделяемую информацию.27

По своему психологическому составу рациональный уровень  массового   сознания  включает в себя более статичные (типа оценок и ожиданий, ценностей и «общих ориентации») и более динамичные (типа массовых мнений и настроений) компоненты.

Внутри рационального уровня различаются три основных блока. Во-первых, это блок социальных ожиданий людей и оценок ими своих возможностей влиять на общественную систему в целях реализации имеющихся ожиданий. Во-вторых, различается блок быстро меняющихся мнений и, особенно, настроений людей — прежде всего, связанных с оценками ими текущего положения, правительства, лидеров, конкретных социально-политических акций и т. д. В-третьих, выделяется блок социально-политических ценностей, лежащих уже в основе достаточно осознанного политико-идеологического выбора (например, ценности справедливости, демократии, равенства, стабильности, порядка и т. д., или противоположные им). Эти ценности определяют итоговое отношение массового сознания к происходящему.

Рациональный уровень  массового   сознания , как правило, представляет собой отражение распространяемых через слухи или официальные средства массовой информации «массово необходимых» сведений.28

Действенным проявлением  массового   сознания  является массовое поведение, однако не всякое, а в основном стихийное — неорганизованное, но одинаковое и относительно необычное внегрупповое поведение больших масс людей, ситуативное и временное, связанное с особыми обстоятельствами. Примерами стихийного массового поведения являются, например, стихийная массовая агрессия в периоды войн и политических потрясений или, напротив, стихийная массовая паника, связанная с поражениями в войнах и восстаниях. 
 В первую очередь массовое поведение зависит от того, какой из двух основных уровней (эмоционально-действенный или рациональный) возобладает в  массовом   сознании . В зависимости от этого оно будет более или менее стихийным или управляемым. Во вторую очередь оно зависит от эффективности (объема и качества) самого внешнего воздействия, оказываемого на  массовое   сознание . В принципе, до определенных моментов массовое   сознание  (и, соответственно, поведение массы) обычно податливо по отношению к внешним воздействиям. 29

Основные характеристики (свойства)  массового   сознания  уже описаны в литературе. Оно эмоционально, заразительно, мозаично, подвижно и изменчиво. Оно всегда конкретно. Как правило, оно неоднородно, аморфно, противоречиво, лабильно и размыто. Когда единичный субъект, как полагал X. Ортега-и-Гассет, становится частью массы, он неизменно подпадает под власть определенных, а именно инстинктивных, иррациональных страстей, темных импульсных реакций. Интеллекту, разуму, логической аргументации вовсе нет места в массовой психологии. 3. Фрейд утверждал: «Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное».  
 Эти свойства связаны со свойствами самого субъекта  массового   сознания. Реальная диалектика взаимосвязи «массы» и ее сознания такова, что возникающие обычно основы  массового   сознания  сами формируют свою массу, которая, в свою очередь, в дальнейшем формирует свое сознание. Как верно писал Б. А. Грушин, «нет недостатка в эмпирических доказательствах того ежедневно и повсеместно наблюдаемого факта, что  массовое  сознание  обнаруживает безусловную способность к «самопорождению», к спонтанному возникновению и изменению в процессе и результате непосредственно-практического освоения массами их «ближайшего» общественного бытия». 
 Так, американские исследователи убеждены: «вслед за изменениями объективных условий социальной жизни происходит смещение очагов наибольшего беспокойства в сознании людей, в общественной психологии». И, соответственно, наоборот: сознание реконструирует бытие. 
 Проблема формирования и функционирования  массового   сознания  до недавнего времени рассматривалась в рамках жесткой дихотомии «или-или»».  Массовое   сознание  либо трактовалось как подчиняющееся собственным законам возникновения и развития, либо представлялось как управляемое извне, прежде всего идеологическими средствами. Подобная абсолютизация была явно непродуктивной в отличие от более диалектического подхода. Последний предполагает, что  массовое   сознание  возникает не просто в силу сходства условий, в которых живут и действуют многочисленные «массовые индивиды», не в силу одной лишь «одинаковости» их индивидуального опыта. Согласно этому подходу, оно возникает в силу того, что люди всегда, тем или иным образом, непосредственно или опосредованно, даже в отсутствие непосредственно совместной деятельности, все-таки взаимодействуют друг с другом в пространстве и времени. В ходе такого взаимодействия они совместно вырабатывают общие представления, чувства, мнения, фантазии и т. д. — компоненты общего для них  массового   сознания .

С этой точки зрения, процесс образования, возникновения  массового  сознания  точнее всего передается терминами «порождение», «производство», «продуцирование», охватывающими обе стороны взаимосвязи — и внешние условия, и закономерности саморазвития  массового   сознания . В данной трактовке  массовое   сознание  рассматривается как результат попытки масс осмыслить реалии собственной жизни и тех условий, в которых эта жизнь протекает.30

  Наличие в  массовом   сознании  противоречивых элементов является основой для его оценки как очень изменчивого, подвижного. Подвижность и изменчивость характерны для некоторых элементов сознания – мнений, слухов, которые непосредственно и быстро отражают изменения в жизни. В целом же  массовое   сознание  благодаря традиционным формам закрепления отличается инерционностью, консерватизмом, стереотипностью.

   Массовое   сознание  имеет ряд особенностей: 
1) сложность и противоречивость – в  массовом   сознании  присутствуют несовместимые взгляды – прогрессивные и негативные реакции; 
2)синкретизм; 
3)размытость, фрагментарность, аморфность, разорванность и др.; 
4)эмоциональность; 
5)«упрощенное» отражение социальной действительности. 
 Сопротивление  массового   сознания  общественным преобразованиям может носить: 
1)радикальный характер бунта; 
2) пассивный характер молчаливого сопротивления – «психология социальной инерции».31 
 Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы), либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, террористические акты, войны).  Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись ли организаторы и лидеры, способные руководить остальными, или нет. 
Что касается форм массового поведения, то существуют различные формы.32 
 Массовая истерия – состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха. Слухи – совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Паника – такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшись с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Погром – коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Бунт – собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.33 
 Различают несколько форм организованного протеста: 
- открытый пассивный протест (невыполнение приказов, неподчинение, невыход на работу); 
- скрытый пассивный протест ( подстрекательство к сопротивлению, заговор, расклеивание листовок, работа с прохладцей); 
- открытый активный протест (митинги, демонстрации, забастовки, стачки); 
- скрытый активный протест и сопротивление (террористическая борьба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота).34 
 Средства массовой информации в современном обществе могут контролировать основную часть информационного поля личности. Быстрая изменчивость информации приводит к стиранию традиционных форм мышления. Телевидение, как важнейший источник информации, является мощным средством воздействия и даже манипулирования  массовым   сознанием  людей.

Информация о работе Массовое сознание